Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка

Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка thumbnail

Как
говорилось выше, изменение характера
взаимодействия детей с отклоняющимся
развитием с окружающим миром, и прежде
всего — вербальной коммуникации в той
или иной степени и в той или иной форме,
является общей специфической особенностью
разных категорий таких детей. В одних
случаях речевой дефект является
первичным, в других — сочетается с
другими нарушениями, в третьих —
представляет собой вторичное отклонение.
Поэтому так важно выяснить дефектное
звено в нарушении речевого развития и
причины его появления.

Комплексное
обследование ребенка с отклоняющимся
развитием включает, как правило,
логопедическое, например, в
психолого-медико-педагогической комиссии
или на соответствующем консилиуме. Тем
не менее, психолог, не пытаясь заменить
собою логопеда, должен оценить речь
ребенка с собственных позиций, в
частности, выявить особенности
динамической организации психических
функций (нарушение тонуса, устойчивости,
подвижности нервных процессов),
недостаточность регуляторных процессов
или отдельных корковых функций —
праксиса, гнозиса, памяти и т.д.

Н.
Я. и М. М. Семаго считают необходимым и
возможным для психолога оценивать
следующие характеристики речи:

речевую
активность — слабая, адекватная,
чрезмерная;

·
качество
звукопроизношения;

·
объем
активного и пассивного словаря и их
соотношение;

·
степень
развернутости речевого высказывания
и ответов в диалоге;

·
наличие
аграмматизмов;

·
наличие
«детских»
слов,
таких, например, как «бибика»;

·
трудности
инициации речевого высказывания;

·
латентность
(отсроченность) ответов;

·
эмоциональность
высказываний, их адекватность ситуации,
соотнесенность эмоций с содержанием
высказывания и ситуацией.

При
оценке лингвистических представлений
анализируются понимание и возможность
оперирования сложными речевыми
конструкциями — пространственно-временными
и причинно-следственными:

·
возможность
словообразования;

·
формирование
сравнительных степеней прилагательных;

·
подбор
антонимов и синонимов;

·
формирование
и понимание пассивных речевых конструкций;

·
оперирование
пространственно-временными и
причинно-следственными представлениями;

·
решение
вербальных задач с косвенным вопросом.

В.
И. Лубовский предлагает психологу для
оценки состояния речевого развития
учитывать как результаты логопедического
обследования, так и собственные данные,
полученные при анализе понимания
ребенком инструкций, называния объектов
из стимульного материала, ответов на
задания, спонтанных высказываний и
высказываний во время беседы и т.д. В
результате должно быть определено,
существует ли недостаточность речи, а
при ее наличии — средняя или грубая ее
степень.

При
нормальном уровне речевого развития
состояние фонетико-фонематической
стороны речи, ее словарного запаса и
грамматического строя близко к
нормативному состоянию для данного
возраста. Недостатки произношения
отдельных звуков, некоторая ограниченность
активного словаря и грамматического
строя (например, трудности в употреблении
некоторых предлогов, отсутствие сложных
предложений и т.п., что характерно для
детей с ЗПР) не снижают оценки речевого
развития как нормального — в пределах
бытовой тематики активная речь в основном
правильная диагностическим критерием
является возможность ребенка переводить
речь из внутреннего плана во внешний,
например, при описании картинки или
спонтанных высказываниях, адекватных
ситуации.

Средняя
степень недостаточности речи: у ребенка
дошкольного или младшего школьного
возраста в истории развития отмечаются
позднее появление слов при их сильной
искаженности, задержанное появление
первых фраз, ограниченность словаря,
дефекты произношения отдельных звуков
и аграмматизмы.

При
грубых недостатках речевого развития
ребенок на рубеже дошкольного и школьного
возраста имеет трудности внутреннего
программирования и речевого оформления
высказываний, выраженные недостатки
грамматического строя, наличие в активном
словаре лишь высокочастотных слов,
недостатки произношения нескольких
групп звуков, трудности в различении
фонем.

Задания
для самоконтроля

1.
Объясните различия в подходах к
исследованию речи ребенка и взрослого.

2.
Докажите необходимость обследования
речи для составления заключения об
уровне психического развития.

3.
Проанализируйте системный характер
взаимодействия фонетико-фонематического,
лексического, грамматического уровней
речи.

4.
Обоснуйте взаимосвязь и взаимовлияние
сенсомоторного и семантического уровней
речи на примере чтения.

5.
Объясните, почему не только состояние
устной речи определяет успешность
овладения навыками письменной речи.

6.
Выделите общие параметры речевой
деятельности и раскройте характер их
влияния на успешность ее осуществления.
Какие функции речи наиболее тесно
связаны с этими параметрами?

7.
Сформулируйте несколько гипотез о
причинах большого числа школьников, не
успевающих по русскому языку.

Тема
и вопросы семинара

1.
Современные подходы к диагностике
речевого развития ребенка

2.
Психолингвистические основы развития
речи.

3.
Нейропсихология речи и ее нарушений.

4.
Цели, задачи, ориентиры логопедического
изучения состояния речи ребенка.

5.
Мультимодальность в исследованиях
нарушений речи и ее развития.

Темы
рефератов

1.
Роль речи в развитии психики и личности
ребенка.

2.
Закономерности развития речи в онтои
дизонтогенезе.

3.
Механизмы вторичных нарушений
речевого развития при дефицитарном
дизонтогенезе.

4.
Обследование речи ребенка при
диагностике уровня его умственного
развития.

5.
Нейропсихологический анализ нарушений
речи при локальных повреждениях мозга.

6.
Подходы к диагностике нарушений
письменной речи у детей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Вступление

Организация коррекционного обучения и
воспитания детей дошкольного возраста требует
грамотного всестороннего обследования их
речевых и неречевых функций. Прежде чем
приступить к обследованию ребенка необходимо
собрать и проанализировать предварительные
данные о его развитии( заключения невролога,
окулиста, отоларинголога, педиатра). с целью
уточнения особенностей развития в раннем
возрасте логопед проводит предварительную
беседу с родителями, предлагает заполнить
анкету. Выясняется особенности протекания
беременности, наблюдалось ли своеобразие или
отставание моторных и речевых функций ребенка.

Логопедическое обследование начинается с
беседы, целью которой является установление
контакт с ребенком, а также помогает составить
представление о запасе знаний об окружающем
мире, о звучащей речи ребенка, наличии или
отсутствии ярко выраженных затруднений в
звуковом, лексико-грамматическом или
синтаксическом оформлении речевого
высказывания.

Далее обследуется моторное развитие ребенка
как важный показатель способностей (
координация, скорость, переключаемость
движений).

Обследование звукопроизношения и
фонематического восприятия. С помощью
специальных заданий выявляется, как ребенок
произносит звуки : изолированно, в словах, в
спонтанной речи. Может ли он выделить
определенный звук в потоке речи. Может ли
правильно повторить ряды слогов, слов с
оппозиционными согласными, различает ли слова.
схожие о звучанию, но разные по смыслу.

Обследование слоговой структуры включает как
отраженное, так и самостоятельное
проговаривание слов и предложений.

Обследование словарного запаса включает:
называние предметных картинок, действия, подбор
антонимов, наличие у ребенка обобщающих слов.

Обследование грамматического строя речи с
помощью предложенных детям заданий направлено
на определение возможностей ребенка адекватно
понимать и использовать в речи различные
грамматические категории. Логопед проверяет
умение ребенка:

  • понимать и употреблять простые и сложные
    предлоги,
  • употреблять существительные родительного
    падежа
  • согласовывать существительные с
    прилагательными в роде, числе, падеже
  • употреблять в самостоятельной речи разные типы
    предложений
  • умение продолжить предложения

Особое внимание уделяется
словообразовательным возможностям детей.
Логопед определяет степень сформированности
навыков словообразования и умения ребенка
образовывать: относительные прилагательные,
притяжательные прилагательные, существительные
с суффиксом, указывающем на лицо, приставочные
глаголы.

Обследование связной речи детей включает в
себя несколько направлений. Одно из них – ведение
диалога -реализуется в процессе беседы. Другое
направление – определение степени
сформированности монологической речи, когда
логопед предлагает задания на составление
рассказа и пересказа.[1]

Также важным этапом обследования и показателем
готовности к обучению в школе являются умения и
навыки, связанные с графомоторными процессами и
зрительно-пространственной ориентировкой.
Сформированность этих умений говорит и о
зрелости мозговых структур и качестве
межполушарных взаимодействий.

При проведении диагностики развития речи детей
массовых групп удобно данные занести в таблицу,
где в баллах наглядно просматривается уровень
речевого развития того или иного ребенка.

Обработка и интерпретация результатов
диагностики речевого развития ребенка.

Баллы

Параметры обследования

 

I. Беседа. (общие представления
ребенка об окружающем мире, умение вступать в
контакт)

1

Отвечает на небольшое количество
вопросов, трудно вступает в контакт.

2

Не знает ответы на некоторые вопросы.
приходиться побуждать к ответу. отвечает одним
словом.

3

Хорошо и развернуто отвечает на все
вопросы. охотно контактирует с педагогом.
 

II. Моторное и психомоторное
развитие.

1

Плохо выполняет тонко координированные
движения. Руки зажаты, скованы.

2

Может выполнять движения, но скованно.
Испытывает особые затруднения при выполнении
сложнокоординированных движений рук.

3

Движения выполняет хорошо, свободно.
 

III. Звукопроизношение,
просодика.

1

Не может ясно, отчетливо произносить
многие звуки, при разговоре захлёбывается, не
регулирует темп речи и дыхания.

2

Нарушено произношение отдельных
звуков, плохо регулирует темп речи

3

Хорошо произносит все звуки. Речь
плавная, выразительная.
 

IV. Фонематическое восприятие,
навыки звукового анализа.

1

Не различает глухие и звонкие
согласные, твердые и мягкие, далекие по способу и
месту образования фонемы. Навыки звукового
анализа не сформированы.

2

Навыки фонологического анализа и
синтеза находятся в стадии формирования,
доступен анализ звукового ряда. допускает
незначительное количество ошибок при различении
звуков.

3

Уровень сформированности
фонетико-фонологической компетенции
соответствует возрастной норме.
 

V. Слоговая структура слова.

1

Грубо нарушена слоговая структура
слова: перестановки, пропуски, замены слогов.

2

Слоговая структура нарушена в сложных,
малознакомых словах.

3

Слоговая структура слова не
нарушена.Верно произносит сложные слова при
увеличении речевой нагрузки.
 

VI. Словарный запас.

1

Объём словаря резко ограничен,
наблюдается дефицит глагольного словаря,
практически отсутствуют слова, обозначающие
признаки и качества предметов.

2

Системная организация словаря
находится на уровне установления ситуативно
обусловленных связей,дефицит слов, обозначающие
признаки и качества предметов.

3

Системная организация словаря
отличается большим количеством и разнообразием
смысловых и формальных связей.
 

VII. Словообразование.

1

Не сформированы навыки
словообразования. В речи присутствует большое
количество словообразовательных ошибок.

2

Усвоены продуктивные
словообразовательные модели, в речи допускаются
ошибки в словах, образованных по менее
продуктивным и нерегулярным моделям.

3

Словообразовательная деятельность
сформирована.
 

VIII. Грамматический строй речи

1

Не сформированы словоизменительные
навыки. Наблюдается большое количество
аграмматизмов. Не понимает значения предлогов.

2

Словоизменительные навыки
сформированы на возрастном уровне, в речи
наблюдается небольшое количество
словоизменительных ошибок.

3

Уровень сформированности
грамматической компетенции соответствует
возрастной норме.
 

IX. Связная речь.

1

При общении использует односложные
предложения, однотипные фразы. Пересказ
недоступен.

2

Использует простые, правильно
построенные предложения.Доступен пересказ
небольшого текста. Может иногда использовать
сложные предложения.

3

Владеет сложными конструкциями. Хорошо
пересказывает, умеет составить рассказ по
картинке.

Итоговая оценка результатов:

9-15 баллов – низкий уровень речевого развития;

16-22 балла – средний уровень;

23 – 27 балла – высокий уровень развития.

Литература

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В.
Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с ОНР. Дрофа, М., 2009

См. приложение.

Источник

Как
говорилось выше, изменение характера
взаимодействия детей с отклоняющимся
развитием с окружающим миром, и прежде
всего — вербальной коммуникации в той
или иной степени и в той или иной форме,
является общей специфической особенностью
разных категорий таких детей. В одних
случаях речевой дефект является
первичным, в других — сочетается с
другими нарушениями, в третьих —
представляет собой вторичное отклонение.
Поэтому так важно выяснить дефектное
звено в нарушении речевого развития и
причины его появления.

Комплексное
обследование ребенка с отклоняющимся
развитием включает, как правило,
логопедическое, например, в
психолого-медико-педагогической комиссии
или на соответствующем консилиуме. Тем
не менее, психолог, не пытаясь заменить
собою логопеда, должен оценить речь
ре­бенка с собственных позиций, в
частности, выявить осо­бенности
динамической организации психических
функций (нарушение тонуса, устойчивости,
подвижности нервных процессов),
недостаточность регуляторных процессов
или отдельных корковых функций —
праксиса, гнозиса, памяти и т.д.

Н.Я.
и М.М. Семаго считают необходимым и
возможным ддя
психолога оценивать следующие
характеристики
речи:

  • речевую
    активность — слабая, адекватная,
    чрезмерная;

  • качество
    звукопроизношения;

  • объем активного
    и пассивного словаря и их соотношение;

  • степень
    развернутости речевого высказывания
    и ответов в диалоге;

  • наличие аграмматизмов;

  • наличие
    «детских» слов, таких, например, как
    «бибика»;

  • трудности
    инициации речевого высказывания;

  • латентность
    (отсроченность) ответов;

  • эмоциональность
    высказываний, их адекватность ситуации,
    соотнесенность эмоций с содержанием
    высказывания и ситуацией.

При
оценке лингвистических представлений
анализируют­ся понимание и возможность
оперирования сложными ре­чевыми
конструкциями — пространственно-временными
и причинно-следственными:

  • возможность
    словообразования;

  • формирование
    сравнительных степеней прилагательных;

  • подбор антонимов
    и синонимов;

  • формирование и
    понимание пассивных речевых конструкций;

  • оперирование
    пространственно-временными и
    причинно-следственными представлениями;

  • решение
    вербальных задач с косвенным вопросом.

В.И.
Лубовский предлагает психологу для
оценки состояния речевого развития
учитывать как результаты логопедического
обследования, так и собственные данные,
получен­ные при анализе понимания
ребенком инструкций, называ­ния
объектов из стимульного материала,
ответов на задания, спонтанных высказываний
и высказываний во время бесе­ды и т.д.
В результате должно быть определено,
существует ли недостаточность речи, а
при ее наличии — средняя или грубая ее
степень.

При
нормальном уровне речевого развития
состояние фонетико-фонематической
стороны речи, ее словарного запаса и
грамматического строя близко к
нормативному состоя­нию для данного
возраста. Недостатки произношения
от­дельных звуков, некоторая
ограниченность активного словаря и
грамматического строя (например,
трудности в употреблении некоторых
предлогов, отсутствие сложных предложе-

ний
и т.п., что характерно для детей с ЗПР)
не снижаюi
оценки
речевого развития как нормального — в
пределах бытовой
тематики активная речь в основном
правильная. Диагностическим
критерием является возможность ребенка
переводить
речь из внутреннего плана во внешний,
напри­мер,
при описании картинки или спонтанных
высказыва­ниях,
адекватных ситуации.

Средняя
степень недостаточности речи:
у
ребенка до­школьного
или младшего школьного возраста в
истории раз­вития
отмечаются позднее появление слов при
их сильной искаженности,
задержанное появление первых фраз,
огра­ниченность
словаря, дефекты произношения отдельных
зву­ков
и аграмматизмы.

При
грубых
недостатках речевого развития
ребенок
на рубеже
дошкольного и школьного возраста имеет
трудности внутреннего
программирования и речевого оформления
вы­сказываний,
выраженные недостатки грамматического
строя, наличие
в активном словаре лишь высокочастотных
слов, недостатки
произношения нескольких групп, звуков,
труд­ности в различении фонем.

Задания для
самоконтроля

  1. Объясните
    различия в подходах к исследованию
    речи ребенка и взрослого.

  2. Докажите
    необходимость обследования речи для
    составления заключения об уровне
    психического развития.

  3. Проанализируйте
    системный характер взаимодействия
    фонетико-фонематического, лексического,
    грамматического уровней речи.

  4. Обоснуйте
    взаимосвязь и взаимовлияние сенсомоторного
    и семантического уровней речи на примере
    чтения.

  5. Объясните,
    почему не только состояние устной речи
    определяет успешность овладения
    навыками письменной речи.

  6. Выделите
    общие параметры речевой деятельности
    и раскройте характер их влияния на
    успешность ее осуществления. Какие
    функции речи наиболее тесно связаны с
    этими параметрами?

  7. Сформулируйте
    несколько гипотез о причинах большого
    числа школьников, не успевающих по
    русскому языку.

Тема и вопросы
семинара

Современные
подходы к диагностике речевого развития
ребенка

  1. Психолингвистические
    основы развития речи.

  2. Нейропсихология
    речи и ее нарушений.

  3. Цели,
    задачи, ориентиры логопедического
    изучения состояния
    речи ребенка.

  4. Мультимодальность
    в исследованиях нарушений речи и
    ее развития.

Темы рефератов

  1. Роль речи в развитии
    психики и личности ребенка.

  1. Закономерности
    развития речи в онто- и дизонтогенезе.

  2. Механизмы
    вторичных нарушений речевого развития
    при дЬфицитарном дизонтогенезе.

  3. Обследование
    речи ребенка при диагностике уровня
    его
    умственного развития.

  4. Нейропсихологический
    анализ нарушений речи при локальных
    повреждениях мозга.

  5. Подходы
    к диагностике нарушений письменной
    речи у
    детей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник