Анализ развития ребенка в семье

Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.
Отношения детей и родителей, анализ семейного воспитания
Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.
Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.
Формирование поведения детей в семье
Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Воспитание детей в современной семье
Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.
Анкета родителей
В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.
Для того чтобы лучше понять причины плохой успеваемости и недисциплинированности учащихся, необходимо узнать мнение родителей о поведении своего ребенка в семье, поэтому родителям и предлагается заполнить Анкету родителей из пакета психологических тестов «Отношения».
Анкета, заполняемая родителями, дает возможность охарактеризовать поведение ребенка в семье:
- исполнительность и послушность,
- выполнение поручений родителей,
- поведение,
- чуткость и отзывчивость к родителям и близким,
- трудолюбие,
- простота и скромность в отношениях к родным и близким,
- критичность к другим людям,
- самокритичность,
- отношение к выполнению домашних заданий,
- отношение к выполнению общественных поручений,
- отношение ребенка к своему классу, школе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Роль бабушек и дедушек в воспитании детей
Результаты анкетирования помогут анализировать поведение ребенка в семье, его отношение к учебе, причины его недисциплинированности и плохой успеваемости и даст возможность преподавателю и школьному психологу и родителям скорректировать у ребенка поведение и отношение к учебе.
Отношение родителей
Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.
В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.
Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Роль отца в воспитании детей
Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.
Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.
Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.
Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.
Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Семья и авторитет родителей в семье
Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.
Опросник Родительское отношение из пакета «Отношения» предназначен для выявления отношения родителей, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и проблем общения с ними.
Результаты тестирования показывают интегральное эмоциональное отношение к ребенку со стороны родителей, как они его воспринимают (принимают или отвергают). Наилучшее отношение родителей к ребенку при кооперации с ребенком, в случае полного симбиоза с родителями, ребенку грозит судьба человека несамостоятельного и неуверенного в себе, авторитаризм родителя — это постоянный контроль за ребенком. Неудачник, по мнению родителей, инфантилен и несостоятелен.
Анализ семейного воспитания
Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:
- В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
- Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.
- Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.
- Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Разногласия родителей в вопросах воспитания детей
В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:
- Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
- Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
- Несоответствие требований и ожиданий родителей.
- Негибкость родителей.
- Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.
- Непоследовательность в обращении с детьми.
- Несогласованность отношений между родителями.
- Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.
- Тревожность.
- Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
- Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
- Недоверие к возможностям детей.
- Нечуткость.
- Противоречивость.
Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.
Опросник Семейное воспитание из пакета психологических тестов «Отношения» позволяет детально диагностировать основные формы нарушения семейного воспитания и их характер.
https://www.effecton.ru/294.html
Источник
Инна Ковалева
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений
Современная семья и её проблемы служат объектом исследования для многих наук. К ним относятся: педагогика, психология, экономика, демография, социология и др. Специалисты изучают семью в разных направлениях, но каждый из них подчёркивает важнейшую роль проблемы детско-родительских отношений.
При анализе психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений, мы столкнулись с тем, что у многих авторов используются разные понятия. К их числу относятся: стили общения, родительские установки и ожидания, типы родительского отношения, семейные ценности.
Под детско-родительскими отношениями мы будем понимать «один из видов человеческих отношений, который включает в себя систему разнообразных чувств родителей по отношению к ребёнку и ребёнка по отношению к родителям, особенности их поведения, восприятия и понимания оценок друг друга» [4, с. 68].
В отличие от других видов межличностных взаимоотношений детско-родительские отношения отличаются неоднозначностью, противоречивостью, амбвивалентностью, сильной эмоциональной значимостью.
Важным понятием в особенностях детско-родительских отношений является понятие двух подсистем отношений: «отношение родителя к ребёнку» и «отношение ребёнка к родителю». Первая подсистема отношений включает отношение к себе как к родителю, стиль семейного воспитания и отношение к ребёнку, вторая – отношение к себе, социальная адекватность поведения и отношения к родителям [5, с. 276].
Данный подход к понятию особенностей детско-родительских отношений позволяет обозначить проблемы в детско-родительских отношения не только как проблемы отношений. При тотальных нарушениях в обеих подсистемах и во всех компонентах детско-родительских отношений в коррекционной работе необходимо опираться на наиболее сохранные компоненты отношений. Вполне естественным является перенесение в свою семью методов воспитания и воздействия, которые были присущи родительской семье [5, с. 277].
Детско-родительским отношениям как важнейшему детерминанту психического развития и процесса социализации ребёнка свойственны следующие характеристики:
– мотивы воспитания и родительства;
– стиль общения и взаимодействия с ребёнком;
– характер эмоциональной связи;
– степень вовлечённости ребёнка и родителя в детско-родительские отношения;
– удовлетворение потребностей ребёнка;
– степень устойчивости и последовательности семейного воспитания;
– социальный контроль;
– способ разрешения конфликтных и проблемных ситуаций.
К интегративным показателям детско-родительских отношения относят:
– родительскую позицию;
– образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребёнка;
– тип семейного воспитания.
В настоящее время современная семья утратила многие функции такие как: производственную, образовательную, охранительную и другие. Всёбольшее значение приобретают функции: эмоциональная удовлетворённость всех членов семьи, психологическая безопасность, подготовка детей к жизни в обществе.
Если сделать исторический экскурс в историю, можно увидеть, как трансформировалось на протяжении истории взаимодействие между родителями – от «инфантицидного» – детоубийства, насилия до помогающего. Помогающее взаимодействие между родителями и детьми заключается в том, что родители налаживают эмоциональный контакт, стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребёнка, учитывая способности и склонности последнего.
Радикальные сдвиги, произошедшие в течение двух десятилетий в России (возникновение принципиально нового информационной пространства, интенсивное развитие рыночной экономики, расширение контактов с внешним миром российских граждан и т. д.) привели к изменениям системы ценностей. В том числе изменения коснулись и детско-родительских отношений, и самой концепции детства.
Например, в 1980-х годах было нормой взрослеть в обществе сверстников. Существовали определённые часы (условно до прихода с работы родителей) и определённые пространства (двор, улица, кружки). В это время дети были предоставлены сами себе и родители более менее были спокойны за них. Позднее преобразования привели к изменениям в жизни родителей и их детей. Во-первых, усилилась детско-родительская зависимость, проявляющаяся в том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста практически перестали проводить время в компании сверстников или оставаться без присмотра. В 1990-е годы в связи с криминальной обстановкой детей перестали выпускать на улицы без сопровождения родителей. В 1990-2000-е годы по мере сокращения детской автономии возрастал страх родителей за будущее своих детей. Нередко этот страх приводил к возникновению различных фобий, связанных с безопасностью ребёнка. Всё выше перечисленное не могло не сказаться на особенностях стиля воспитания в семье и ошибках, которые присутствуют и сегодня.
Понятие стиль семейного воспитания, как показывает анализ теоретических источников, в литературе является наиболее распространённым. Это связано с тем, что он в большей степени определяет личностное становление и развитие ребёнка по сравнению с другими компонентами детско-родительских отношений.
Стиль воспитания – это определённый образ поведения родителей. Он проявляется в разных ситуациях, создавая устойчивый климат воспитания ребёнка.
Синонимом данному термину будет являться «тип воспитания», являющийся важной интегративной характеристикой воспитательной системы. В современной литературе, трактовка данного термина не представлена, а в самом широком смысле тип определяется как «классификационное понятие в научной систематике». Таким образом, можно сказать, что под типом семейного воспитания можно понимать разновидность процесса внутреннего взаимодействия в семье, обладающего различными признаками. Это понятие близко определению, которое дано И. А. Хоменко в исследовании понятийно-терминологического аппарата семейной педагогики. Тип, по ее мнению – доминанта семейного воспитания, определяемая по какому-либо конституированному признаку (например, по степени эмоциональной близости; гендерной включенности; психолого-педагогической компетентности родителей и т. д.) [6, с. 110].
Обычно трудности детей являются проекцией отношений в семье. Соотнесение семьи и себя у ребёнка и у взрослого «зеркальны». Это проявляется в том, что для ребёнка «я» – производное от семьи, для взрослого семья – производное от «я».
Следует обратить внимание и на то, что корни этих проблем формируются в детстве. В это время закладываются базисные подструктуры личности и установки. Впоследствии сформированные установки слабо поддаются коррекции в подростком возрасте, и тем более у взрослого человека.
Российские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и другие) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который воплощен в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребёнком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, дальнейшее формирование личности. Для развития личности ребёнка важна гармонизация семейных отношений [1, c.45].
Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений родителей и детей, теми нарушениями, которые существуют в детско-родительских отношениях, и которые могут оказать существенное влияние на развитие ребёнка и его благополучие в семье [6, с. 10].
Проблема взаимодействия взрослого с ребенком занимает в психологии одно из центральных мест, это обусловлено осознанием исключительной роли взрослого в развитии ребенка. Как отечественные, так и зарубежные авторы говорят о значимой роли родителей в жизни ребенка, о специальной подготовке близких к выполнению практических функций, подразумевая, что родитель – лучший педагог для собственного ребенка. В настоящее время широкое распространение получили различные модели помощи родителям по организации эффективного взаимодействия с ребёнком (Т. Гордон, Х. Джайнотт, И. М. Марковская) [2, c.56].
Создатели моделей берут за основу суждение о том, что многие родители в достаточной мере знают недостатки своей воспитательной системы, но в силу недостаточной даже элементарной психологической грамотности, не могут решить возникающие проблемы.Но при этом не задаются вопросы: «Действительно ли родитель лучший педагог?», «Действительно ли он знает своего ребёнка?» и «Что именно родитель должен передать своему ребёнку?». Естественно в какой-то мере родитель знает своего ребёнка. Однако не всегда это знание является полным, систематичным, объективным, и взрослый не всегда руководствуется в ситуации взаимодействия с ребёнком этим знанием.
Часто у родителей, занятых на работе, погружённых в бытовые проблемы, не остаётся ни сил, ни времени на совместное времяпровождение с ре5бёнком. Дефицит общения приводит к тому, что родитель не имеет чётких знаний и представлений о психофизиологических особенностях своего ребёнка, не знает его интересы, способности, увлечения, неудачи и достижения в процессе развития.
По мнению известного исследователя Д. И. Фельдштейна проблема отношений детей и взрослых приобрела особую значимость и остроту в настоящее время. Современные родители, стремясь максимально полноценно воспитывать своих детей, передают эту важную функцию в руки педагогов, психологов и других людей. Родители снимают с себя многие обязанности, в том числе и родительскую ответственность за образовательно-воспитательный процесс. В результате этого часто «атрофируется» ответственное отношение к детям родителей. Кроме того, резко обострились и противоречия между увеличивающейся с возрастом потребностью ребёнка во внимании и усложнением социальной ситуации и непрерывным ослаблением внимания со стороны взрослых. Взрослые, проявляя повышенную заботу об питании, одежде, развлечении своих детей, не реализуют возможности общения с детьми. В следствие этого у детей возникает чувство одиночества, доходящее до отчаяния, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям, растёт цинизм.
Следовательно, нормальное психическое развитие ребёнка возможно лишь в условиях взаимодействия со взрослым и определяется во многом характером его отношений с социальным окружением.
По мнению А. Н. Леонтьева, от этих отношений зависят не только успехи и неудачи ребенка, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива. Потребности, интересы, склонности личности являются, прежде всего, результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной окружающей средой и насколько эта среда позволяет человеку проявлять его индивидуальность, как в предметной деятельности, так и при взаимодействии с другими людьми. Сущность взаимодействия взрослого и ребенка реализуется в понятии зоны ближайшего развития. С одной стороны, создание взрослым зоны ближайшего развития является условием психического развития ребенка, с другой стороны, переход от уровня ближайшего развития на уровень реального развития и возникновение нового уровня ближайшего развития составляет содержание развития ребенка [3, c.45].
И. Е. Валитовой и З. Р. Железняковой предложена концептуальная модель взаимодействия ребёнка и взрослого. Данная модель основана на сущностных характеристиках данной категории. Взрослый при взаимодействии с ребёнком выступает как носитель культуры и как посредник её усвоения. Поэтому по своему определению взаимодействие ребёнка и взрослого не является взаимосвязью равных участников [6, с. 120].
Роль взрослого заключается в том, что он должен принимать участие в совместной деятельности с ребёнком, для того чтобы регуляция и организация, которую он вначале осуществляет превратилась в саморегуляцию и самоорганизацию ребёнка. Для того чтобы это взаимодействие носило развивающий характер, взрослый до начала его осуществления должен определить цели и задачи взаимодействия.При этом он должен исходить из двух оснований: уровня ближайшего развития ребёнка и уровня наличного развития ребёнка. Цели и задачи в данном случае могут быть выстроены в зависимости от значимости их реализации для процесса психического развития ребенка. Это значит, что взрослый должен ориентироваться в фактах, механизмах и закономерностях психического развития ребёнка. Кроме того, взрослый должен и учитывать основные показатели развития в определённом возрасте.
В процессе взаимодействия значимая роль отводится рефлексивной стороне. Она предполагает формирование образа себя и образа другого как участников и образа ситуации взаимодействия. Участник взаимодействия при этом связывает свои воздействия с изменениями, которые происходят в другом, в самом себе и в результатах взаимодействия, что приводит к развитию каждого из участников [6, с. 121].
Таким образом, можно предположить, на процесс взаимодействия значительное влияние будет оказывать представление взрослого о ребёнке, о его роли в жизни ребёнка. То есть значимым является то, на что ориентируется взрослый в процессе взаимодействия с ребёнком. Поскольку, вступая во взаимодействие с ребенком, значимые взрослые руководствуются разными мотивами, то это задает разный образ ребенка, который впоследствии определяет всю структуру совместной деятельности.
Список использованной литературы
1. Выготский Л. С. Проблемы возраста. – М., 2004. – 396 с.
2. Гордон А. Популярная педагогика. – М., 2004. – 406 с.
3. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 2005. – 396 с.
4. Смирнова Е. О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 67-88.
5. Смирнова Е. О. Детская психология. – М.: Владос, 2005. – 348 с.
6. Хрестоматия по возрастной и и педагогической психологии, под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 2007. – 190 с.
Источник