Анализ развития ребенка с ограниченными возможностями

Анализ развития ребенка с ограниченными возможностями thumbnail

Анализ работы

за второе полугодие 2017-2018 уч.год

с ученицей 3 В класса

ГБОУ Школы №1739

Крыловой Кариной,

имеющим ЗПР.

Классный руководитель Яковлева Наталья Алексеевна.

1.Краткая характеристика обучающегося.

С 2015-16 учебного года Крылова Карина обучается по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР.

С первых дней Карина испытывает определённые трудности в обучении, которые усиливаются с увеличением объёма учебного материала. Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает своё внимание на уроке, не усваивает объяснения учителя. Возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности снижены. У ребёнка отмечается неустойчивая работоспособность. Трудности выполнения заданий связаны со слабой концентрацией внимания. У Карины наблюдаются сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, распределения и переключения внимания). Нуждается в активной организующей помощи учителя при выполнении заданий в классе.

Для запоминания учебного материала ребёнку требуется многократное механическое повторение. Ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации. Карина не улавливает главное в воспринимаемой, не устанавливает причинно-следственные связи. Испытывает трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную. Карина испытывает трудности в понимании вопросов и ответах на них, а так же затруднения в выполнении указаний учителя.

Отмечается нарушение недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Карина испытывает трудности при самостоятельном составлении предложений. Наибольшие затруднения вызывает самостоятельное выполнение заданий. Техника чтения в пределах нормы, однако смысл прочитанного Карина понимает только с помощью учителя. При письме Карина делает многочисленные ошибки. Страдает каллиграфия и порой трудно понять, что написано,. Написанное не проверяет. Решает только простейшие задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны». У Карины сформированы приемы устного счета, но грамматической и математической терминологией не владеет. Универсальные учебные действия сформированы на низком уровне.

2. Цели обучения ребёнка с ОВЗ.

Образовательная – определяет задачи усвоения учебного программного материала, овладения определенными учебными знаниями, умениями и навыками.

Воспитательная – определяет задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения коммуникативными умениями, развития социальной активности.

Коррекционно-развивающая – ориентирована на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер, включение заданий с опорой.

3.Виды помощи ученику с ОВЗ

Для достижения целей обучения ребёнку оказывались различные виды помощи: учебная, стимулирующая, направляющая, обучающая.

Учебная помощь оказывалась в рамках внутриклассной дифференциации, осуществлялась коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий.

Стимулирующая помощь использовалась в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. В первом случае учитель подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет – то разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения.

В моменты урока, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий использовалась направляющая помощь. Учитель может заметить затруднения у школьника в процессе работы или после окончания работы, когда выясняется неправильное решение. Педагог косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.

Когда указанные виды помощи не эффективны, то использовалась обучающая помощь. Учитель может непосредственно показать ученику последовательность и образец выполнения задания.

4.Специальные условия для учащегося с ОВЗ,

повышающие эффективность обучения.

Для повышения эффективности обучения Крыловой Карины по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ОВЗ был составлен индивидуальный образовательный план (ИОП) по полугодиям на 2017-18 уч.год, в котором учитывались индивидуальные особенности ребёнка.

В рамках работы по ИОП были созданы специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

  • Поэлементная инструкция, повтор инструкции.

  • Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)

  • Речевой образец.

  • Демонстрация действий.

  • Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные).

  • Совместные или имитационные действия.

  • Создание проблемных ситуаций.

  • Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

  • Обращение к товарищу с вопросами.

  • Работа со словарями.

  • Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

  • Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)

  • Найди ошибку.

  • Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

7. Создание ситуации успеха на уроке.

8. Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.

9.Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).

10.Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Преподнесение учебного материала небольшими порциями, постепенное усложнение.

11.Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).

12.Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента урока.

13.Точность и краткость инструкции по выполнению задания.

Кроме этого учитывались методические рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.

Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.

Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.

Желателен текст с иллюстрациями.

Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.

Разделять текст на небольшие смысловые части.

В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.

При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.

Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.

Планирование работы в классе

Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.

Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.

Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.

Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.

Уменьшать объем выполняемой учеником работы.

Предусмотреть работу в парах, в группах.

Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.

Предлагать четкие алгоритмы для работы.

Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.

Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.

Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса.

Обязательное использование наглядных средств.

В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.

Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.

Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.

Формулировка

заданий

Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.

Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом.

Побуждение ребенка к повторению задания.

Задание можно формулировать в несколько этапов.

При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…).

Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.

Давать ребенку возможность закончить начатое задание.

Оценка

Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом.

Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

5.Результаты усвоения программы.

Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с ЗПР не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с ЗПР. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

По итогам контрольных и проверочных работ за второе полугодие можно сделать вывод об уровне усвоения Крыловой Кариной предметных результатов по отдельным учебным предметам.

делить текст на законченные предложения и ставить соответствующий знак препинания в конце предложения;

разбирать слова по составу;

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение; находить основы этих предложений.

проверять безударные гласные, парные согласные в корне;

правильно писать слова с непроверяемыми написаниями;

грамотно писать под диктовку с изученными орфограммами и пунктограммами;

 определять падеж и склонение существительного

определять лицо местоимений и глаголов

Достаточный уровень:

списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами (50-55 слов);

образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с опорой на схему и их дальнейшее использование для более точной и правильной передачи чужих и собственных мыслей;

составление устных письменных текстов разных типов — описание, повествование, рассуждение (под руководством учителя);

составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его; самостоятельная запись 6-8 предложений из составленного текста после его анализа.

усвоено

усвоено частично

усвоено

усвоено частично

усвоено

усвоено

усвоено частично

усвоено

усвоено частично

усвоено

усвоено частично

усвоено частично

усвоено частично

усвоено частично

усвоено частично

Чтение

Минимальный уровень:

правильное и осознанное чтение текста вслух, в темпе, обеспечивающем его понимание;

осознанное чтение молча доступных по содержанию текстов;

участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, выслушивание мнений одноклассников с соблюдением правил речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или личный опыт;

установление смысловых отношений между поступками героев, событиями (с помощью учителя);

самостоятельное определение темы произведения;

определение основной мысли произведения (с помощью учителя);

Достаточный уровень:

правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и научно-познавательных текстов вслух и молча;

использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);

овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

осознанное восприятие и оценка содержания и специфики различных текстов; участие в их обсуждении;

целенаправленное и осознанное восприятие произведений живописи и музыки, близких по тематике художественным текстам;

заучивание 7-8 стихотворений.

усвоено

усвоено частично

усвоено частично

усвоено

усвоено

усвоено частично

усвоено

усвоено частично

усвоено частично

усвоено

усвоено

усвоено

Математика:

Минимальный уровень:

знать числовой ряд чисел в пределах 1 000, читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 ;

знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени;

выполнять устно арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении в пределах 1 000 (легкие случаи);

выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000  и проверку вычислений путем использования микрокалькулятора;

находить одну или несколько долей (процентов) от числа, число по одной его доли (проценту), в том числе с использованием микрокалькулятора;

решать все простые задачи, составные задачи в 3-4 арифметических действия;

распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);

строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии;

вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника,;

Достаточный уровень:

знать числовой ряд чисел в пределах 1 000 , читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000;

присчитывать и отсчитывать (устно) разрядными единцами и числовыми группами (по 2, 20, 200) в пределах 1 000;

знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади,

выполнять устно арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении в пределах 1 000  (легкие случаи);

выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000  (все случаи) и проверку вычислений с помощью обратного арифметического действия;

решать все простые задачи, составные задачи в 3-5 арифметических действий;

распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);

строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии;

вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника,

усвоено

усвоено частично

усвоено

усвоено

усвоено

усвоено частично

усвоено частично

усвоено частично

усвоено

усвоено частично

усвоено

усвоено

усвоено

усвоено

усвоено частично

усвоено

усвоено

усвоено частично

усвоено

Окружающий мир

Минимальный уровень:

представления о назначении объектов изучения;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об

изученных объектах по предложенному плану;

адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

знание отличительных существенных признаков групп объектов;

знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

выполнение доступных природоохранительных действий;

готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы

усвоено

усвоено

усвоено частично

усвоено

усвоено

усвоено

усвоено частично

усвоено частично

усвоено частично

усвоено частично

усвоено

усвоено частично

усвоено частично

усвоено

усвоено

усвоено частично

усвоено частично

усвоено частично

усвоено

усвоено

усвоено частично

6. Сводная ведомость успеваемость за первый аттестационный период

Источник