Анализ проблем социального развития ребенка

Анализ проблем социального развития ребенка thumbnail

«Социализация дошкольника: проблемы, задачи и пути решения».

В одном из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию, особое внимание уделяется проблеме социализации дошкольников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. 

 Социально-нравственное воспитание является активным и целенаправленным педагогическим процессом, который формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение в обществе.

Актуальность социально-нравственного воспитания на данный момент огромна, так как объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, нарастанием стрессовых обстоятельств, снижением устойчивости нравственных убеждений и отношений, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения России:

·        Наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию; размытость критериев добра и зла;

·        Низкий уровень развития эмоционально – волевой сферы личности.

В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно в этом возрасте необходимо задать нравственные ориентиры социального развития ребенка. 
Социально-нравственное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация детей дошкольного возраста предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать само ценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. 

Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный.
Проблема социализации личности в обществе является значимой на данном этапе развития педагогической науки, поскольку неадаптированность личности в обществе приводит к необратимым процессам, как для личности, так и для общества.                                              Вопросы социализации личности нашли отражения в исследованиях           Л.П. Буевой, В.А. Лабунской, Е.Н. Сорочинской, Д.И. Фельдштейна,                     Э. Эриксона и др.  Авторы утверждают положение о том, что процессы социализации определяют восхождение личности в социальную среду, обеспечивают условия для взросления, овладения всеобщими нормами отношений, аккумулирования социальных ролей, вбирания общих ценностей в процессе общения и др.

 В психолого-педагогических исследованиях социальное поведение определяется как овладение социальными отношениями, «перенесение их внутрь», превращение в функцию личности; само актуализация себя в среде сверстников; присвоение ребенком социальных норм, ценностей, образцов поведения.

Анализ исследований позволил выявить оптимальные условия воспитания социального поведения личности: 
•    осознание возрастных возможностей ребенка (Л.С Выготский) 
•    среда межличностного общения (Л.И.Божович) 
•    формирование представлений о нормах и правилах поведения в обществе (Е.Н.Шиянов); совместная деятельность взрослых и детей (В.А.Лабунская)
•    приобщение к ценностям культуры (Д.И.Фельдштейн).
 

Педагогическая технология социально-нравственного воспитания детей осуществляется поэтапно: 
– сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
– перспективное планирование работы с детьми по социально-нравственному воспитанию;
– систематическая работа с детьми по социально-нравственному воспитанию;
– коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Большую роль в успешном социально-нравственном воспитании дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
В целях обеспечения социального партнёрства дошкольного учреждения и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-нравственному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада используются родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.                                                               

·        В своей работе педагоги преследуют следующие цели и задачи:

– создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
– создание благоприятной  предметно-развивающей среды для социально-нравственного развития детей.
– создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала дошкольного учреждения и родителей по социально-нравственному воспитанию детей.
– пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогическом процессе. 
– совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей.
– формирование у детей основ личности будущего гражданина.
 

Высокие результаты в социальном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе воспитателей и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Очень важна организация содержательной жизни дошкольников дома и в детском саду, наполненная разнообразной деятельностью. Практика показывает также, что эффективность социального воспитания повышается, когда родители внимательно прислушиваются к советам воспитателей, а последние изучают лучший опыт.

Читайте также:  Кершенштейнер развитие художественного творчества ребенка скачать

Актуализация проблемы приобщения к социальному миру в процессе формирования личности дошкольника.Анализ проблем социального развития ребенка

Источник

Особенности дошкольного возраста

Дошкольный возраст является важным этапом социализации личности человека. На этот период приходится усвоение основных навыков.

Определение 1

Дошкольный возраст – это период активного формирования психики на основе зачатков, заложенных в раннем детстве.

Особенности дошкольного возраста непосредственно влияют на возникновение социальных проблем у дошкольника, поэтому, прежде всего, рассмотрим возрастные особенности дошкольника.

Замечание 1

Психическое развитие дошкольника осуществляется посредством общения со взрослыми и сверстниками, а также через вовлечение в различные виды деятельности. В период дошкольного возраста происходит становление личности и некоторых ее составляющих элементов, таких как характер и интересы, выявляются склонности и способности. Все это сопровождается одновременным процессом социализации.

Вовлечение дошкольника в общественные формы взаимодействия происходит посредством участия взрослого человека, который проводит организацию, осуществляет контроль и оценивает поведение и деятельность дошкольника.

В период 2-3 лет совершенствуется понимание речи, активно развивается сама речь ребенка. В этот период дети не осознают мотивы своей деятельности, они импульсивны. Появляются первые попытки самоидентификации, с чем связан кризис, проявляющийся упрямством, негативизмом и нарушениями в общении с окружающими.

В возрасте 3-4 лет происходит развитие памяти и внимания, а также активно развивается воображение при одновременном развитии наглядно-действенного мышления. Этот период связан с развитием самооценки и половой идентификации.

В 4-5 лет в деятельности ребенка, носящей преимущественно игровой характер, появляется ролевое взаимодействие. Дети осваивают навык планирования действий, развивается образное мышление. Для этого возраста характерна повышенная обидчивость. В детских группах появляются первые лидеры.

В возрасте 5-6 лет в игре ребенок осуществляет свою деятельность согласно роли. Ребенок формирует навыки установления социальных отношений и осознает субординацию в деятельности взрослых.

В период 6-7 лет ребенок формирует навыки сложных взаимодействий с людьми. В этот период завершается дошкольный возраст, и ребенок к концу периода дошкольного возраста осваивает формы общения с людьми, происходит окончательная полоидентификация, а также формируется собственная позиция.

Психосоциальные проблемы дошкольного возраста

Социальные проблемы дошкольного возраста связаны с психологическими особенностями этого возраста и психологическими проблемами.

Принято выделять следующие группы психологических проблем дошкольного возраста:

  • проблемы умственного развития (неуспеваемость, нарушения внимания, запоминания и понимания материала)
  • проблемы поведения, такие как агрессивность, склонность ко лжи, неконтролируемость
  • эмоциональные и личностные проблемы, включая тревожность, смену настроения, возбудимость
  • проблемы общения, в том числе замкнутость, заносчивость, обидчивость и прочие.
  • неврологические проблемы, такие как тик, утомляемость, головные боли и т.д.

Рассмотрим наиболее значимые психосоциальные проблемы ребенка дошкольного возраста.

  1. Тревожность.

    Тревожность у дошкольников, как правило, является признаком неблагоприятных отношений с родителями, перенесенного стресса или неправильного воспитания. По сути, тревожность является индикатором социальных проблем ребенка. Тревожность развивается в результате постоянного повторения условий, которые способствуют проявлению высоких показателей тревоги.

  2. Депрессивность

    Проявляется у детей дошкольного возраста приступами беспричинного плача, желанием изолироваться, агрессивностью, усилением страха темноты, одиночества, боли.

  3. Низкая или завышенная самооценка дошкольника

    Самооценка ребенка формируется поэтапно с познания ребенком своих способностей. Дети дошкольного возраста неспособны адекватно оценить себя, поэтому ориентируются на оценку себя окружающими. Соответственно, при детско-родительских конфликтах ребенок неадекватно себя оценивает, что влияет на его взаимоотношения с окружающим миром, порождая для ребенка множество социальных проблем, связанных с необходимостью устанавливать взаимоотношения и существовать в социуме.

Социальные проблемы ребенка

Выделим следующие социальные проблемы дошкольника

  1. Неблагоприятные отношения с родителями

    Они могут быть вызваны неприятием, отвержением родителей своего ребенка, либо проявляться в форме завышенных требований к личности дошкольника, либо результатом гиперопеки. Авторитарный стиль воспитания также является проявлением неблагоприятных отношений с родителями.

  2. Смена социальных отношений

    Большинство детей дошкольного возраста долгое время находятся преимущественно в семье. При достижении определенного возраста, чаще всего детям приходится переживать смену социальных отношений с отношений в семье на отношения в детском дошкольном образовательном учреждении, что вызывает у ребенка значительные трудности.

  3. Агрессивность

    Определение 2

    Агрессия дошкольника – это разрушительное поведение, которое противоречит нормам и правилам поведения людей в социуме и наносит вред, подвергшимся нападению.

    Огромную роль в проявлении агрессивности имеет воспитание в семье, характер взаимоотношений с матерью, система применяемых наказаний. Агрессивность дошкольника может проявляться в виде физической расправы, вербальной, защитной форме, в виде угроз и т.д.

  4. Проблема общения детей

    Формирование и применение коммуникативных навыков является актуальной проблемой дошкольника, поскольку они необходимы для его полноценного общения в настоящем и будущем.

  5. Проблема семьи

    В настоящий момент очень много детей-дошкольников воспитываются в условиях неполной семьи, либо в семьях, где родители увлечены работой и заработками, забывая о необходимости воспитания детей и сотрудничестве с дошкольным учреждением, что неблагоприятным образом сказывается на их личностном развитии.

Читайте также:  Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возраст

Источник

Справка

по итогам тематической проверки

ДОУ         района.

Тема: Социальное развитие детей дошкольного возраста.

Цель: Определить эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по социальному развитию детей; выявить уровень сформированности у детей социальных навыков, проявляющихся в игровом взаимодействии, коллективном труде, совместной деятельности на занятиях; выявить причины и факторы, определяющие качество работы по социальному развитию детей в ДОУ.

Сроки проверки: октября 2008г.

Формы и методы: наблюдение и анализ занятий, трудовой и игровой деятельности детей; изучение предметно-развивающей среды, беседы с воспитателями и детьми, анализ документации, обследование детей.

   Проверка осуществлялась планово в ДОУ с. Дегтярное, с. Ромахово, с. Долгое. Были организованы наблюдения за детьми и педагогами на занятиях по развитию элементарных математических представлений в младшей и старшей  подгруппах; в процессе сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» (ДОУ с. Долгое, воспитатель  Анцупова Е.В.); в процессе коллективной трудовой деятельности в разновозрастной группе (ДОУ с. Дегтярное, воспитатель Смотрикова В.В.); в процессе самостоятельной деятельности детей в разновозрастной группе (ДОУ с. Ромахово, воспитатель Баранова И.Н.). В ходе проверки было проведено обследование уровня социального развития детей младшего и старшего дошкольного возраста; дана оценка профессиональных умений воспитателя; оценка создания условий: в группе, в методическом кабинете, в ДОУ; оценка планирования работы; оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

  В ходе проверки было установлено, что в вышеуказанных  ДОУ достаточный уровень социального развития детей: развития коммуникативных навыков; развития эмоций. Младшие дошкольники умеют общаться со взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации; умеют налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстниками в сюжетно-ролевой игре; используют в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства для выражения своего состояния. Но не все дети (ДОУ с.Долгое, Ромахово) используют средства общения, принятые в обществе. Не у всех детей в этих ДОУ наблюдается проявление вежливости и доброжелательности.

Старшие дошкольники умеют общаться  с разными детьми (младшими, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками). Некоторые дети владеют способами контакта с малознакомыми людьми, знают и используют вежливые формы обращения, умеют установить контакт с помощью вербальных и невербальных (мимика, пантомимика) средств. Большинство детей умеют тактично, с уважением обращаться с просьбами, вопросами; умеют попросить о помощи и оказать ее; умеют в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы  (ДОУ с. Дегтярное). Не всегда у детей получается включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая другим своим поведением; проявить чувство собственного достоинства, защитить себя от насмешек, грубого или насмешливого обращения со стороны взрослых или сверстников; отказывать, противостоять давлению со стороны более активных сверстников.

Младшие дошкольники умеют чувствовать доброжелательное и недоброжелательное отношение  к ним окружающих; идентифицировать свое эмоциональное состояние и понять его причины; заметить изменения настроения, эмоционального состояния близкого взрослого; понимать и различать радостное, печальное, спокойное эмоциональное состояние; проявляют желание посочувствовать, утешить, стремление к сопереживанию. Но не все дети умеют сдерживать непосредственные ситуативные желания, регулировать свое поведение согласно социальным нормам, сдерживать себя и выражать свои чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (ДОУ с. Долгое). Редко проявляется умение детей входить в устойчивые игровые объединения (ДОУ с. Ромахово).

Старшие дошкольники умеют прислушиваться к своим переживаниям, понимать свое эмоциональное состояние; умеют открыто выражать свои чувства, – как положительные, так и отрицательные; умеют оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения. Но некоторым детям все-таки не удается регулировать свое поведение на основе общепринятых норм и правил (ДОУ с. Долгое). Большинство детей не осознают глубоко свои личностные особенности и возможности.

   Необходимо отметить достаточно высокую эффективность коллективного труда старших дошкольников в ДОУ с. Дегтярное. Объем работы соответствует возрасту детей; дети легко и с удовольствием справляются с предложенным объемом работы. Дети объединяются в отдельные подгруппы. Достаточно развиты трудовые умения и навыки. Дети умеют сотрудничать (планировать, договариваться, действовать сообща); у них проявляются такие нравственные качества, как дружелюбие, любовь к живому, бережное отношение к вещам, предметам. Но недостаточно проявляют самостоятельность (поиск рационального приема работы, принятие собственного решения); умение оценивать общий труд, свою долю участия в нем с позиций общего результата. Эффективно планируются воспитателем Смотриковой В.В. дежурства, распределяются поручения. Но недостаточно используются методы стимулирования детей.

   Анализ планирования различных видов деятельности детей, связанных с социальным развитием показал, что в ДОУ с. Долгое страдает эстетика оформления календарных планов;  в ДОУ с. Ромахово отсутствуют сетка занятий, перспективное и календарное планирование, сведения об индивидуальных особенностях детей. В ДОУ с. Долгое, Дегтярное планирование занятий соответствует предъявляемым требованиям: отражены программное содержание, методы активизации детей, материалы и оборудование. Однако, во всех проверенных  ДОУ почти не планируются методы коррекции и уточнения детских представлений (повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций и др.). Очень мало учитываются в плане методы, вызывающие эмоциональную активность детей (воображаемая ситуация, придумывание сказок, игры-драматизации).

Читайте также:  Влияние музыкальных занятий на развитие ребенка

    Во всех  ДОУ созданы удовлетворительные условия для социального развития детей. В группах имеются разнообразные дидактические игры, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения детей; разнообразные настольно-печатные игры. Не в полном объеме оформлена атрибутика к сюжетно-ролевым играм. В ДОУ обеспечено рациональное размещение атрибутики и свободный доступ к ней детей; имеются предметы-заместители, различные конструкторы, строительный и бросовый материал для создания игровой среды. Достаточно оборудования для трудовой деятельности: для коллективного труда детей в группе, для работы в уголке природы по уходу за растениями и животными, для дежурства по столовой. И недостаточно лишь выносного материала для труда на участке, в огороде и в цветнике. В ДОУ имеется методическая литература по социальному развитию детей, вопросам взаимодействия с семьями воспитанников по проблемам успешной социальной адаптации детей. Частично присутствует наглядная информация, информационные листки, разработанные рекомендации для родителей.

   Анализ профессионального мастерства воспитателей показал, что Смотрикова В.В. умеет устанавливать контакт с детьми с помощью вербальных и невербальных средств общения, умеет организовать детей с помощью игры, создания проблемных ситуаций, поощряет активность детей, умеет поддержать их интерес к совместной деятельности, применяет дифференцированный подход к детям. Воспитатель Анцупова Е.В. организует детей на занятии, способствуя совместной деятельности, развитию гибкого социального поведения; работает малыми подгруппами; дает задания, требующие совместных усилий нескольких детей. Но на занятии отсутствует свободное деловое общение детей. Воспитатель не смогла завершить занятие, организуя игровую деятельность детей, логичный переход к другим видам деятельности. Не всегда умело оказывает моральную поддержку замкнутым, застенчивым детям, не показывает их социальную значимость перед другими детьми (поручая  ответственную роль, давая важные поручения), не организует помощь нуждающемуся ребенку со стороны других детей. На занятии не дана оценка деятельности детей, которая должна была подчеркнуть достижения каждого конкретного ребенка, сравнивая  с его собственными успехами и неудачами, а не с достижениями других детей. Не было привязки программного материала занятия к личному опыту детей, что сделало бы его значимым для них.

   Воспитатель Баранова И.Н. часто проявляет недоброжелательное отношение к детям; не видит эмоциональное состояние ребенка и не старается понять его причины; не всегда правильно реагирует на поведение детей, вызывающих отрицательные переживания у взрослого. Не старается «озвучить» свои чувства и чувства ребенка, обратить внимание детей на эмоциональное состояние сверстников, других людей. Всем воспитателям не всегда удается давать оценку не личности ребенка в целом, а его конкретным действиям и поступкам.  Воспитатель Смотрикова В.В. строит эмоционально насыщенное содержательное общение с детьми в любых видах деятельности; создает проблемные ситуации, ставит творческие задачи, направленные на развитие гибкого социального поведения; организует помощь нуждающемуся в ней ребенку со стороны других детей; создает атмосферу взаимного уважения в любой деятельности детей. В игровой деятельности у воспитателей Анцуповой Е.В., Барановой И.Н. не получается занять позицию «играющего партнера», вовремя включиться в игру и взять на себя инициативу. Воспитатели не владеют умением передавать детям новые способы построения игры (игра-придумывание), в которой используется творческое комбинирование разнообразных событий; умением свободно развертывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Пока отсутствует у воспитателей умение своевременно изменить  игровую среду.

                                            Рекомендации:

Всем воспитателям:

  1. продолжить работу по расширению области социально-нравственных ориентаций и чувств детей;
  2. пополнить предметно- развивающую среду недостающим оборудованием к сюжетно-ролевым играм и выносным материалом для труда на участке ДОУ в срок до 1 июня 2009 года;
  3. привести в соответствие с предъявляемыми требованиями планирование ДОУ в срок до 15 ноября 2008 года;

Барановой И.Н. пройти системные курсы повышения квалификации педагогических кадров на базе РИПКППС в срок до 1 июня 2009 года.

Методист РМК:                                                Л.Ф. Вишнивецкая.

Ознакомлены:                                     Баранова И.Н., зав. ДОУ с. Ромахово                                                                               Анцупова Е.В.,  восп. ДОУ с. Долгое

                                                 Смотрикова В.В., восп. ДОУ с. Дегтярное

Источник