Анализ особенностей психического развития ребенка

Возраст

Когнитивное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Общение

Младенческий возраст

(от рождения до 1 года)

Познание мира посредствам действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.

Полная зависимость от матери.

Неразрывная связь ребенка со взрослым «МЫ».

Базовое доверие к миру, потребность в общении.

Ранее детство

(1-3 года)

Активная речь, накопление словаря. Внимание и память непроизвольны. 
Сам может понять назначение предмета, автономная речь заменяется словами “взрослой” речи (фразовая речь).

Сознание «Я сам».
Восприятие объектов и ситуаций, эмоциональные реакции, узнавание и воспроизведение, формирование внутреннего плана действия, наглядно-действенное мышление, зарождается самосознание (узнаёт себя), первичная самооценка (“я”, “я хороший”, “я сам”).
Возникновение стремления к самостоятельности и потребности в достижении успехов.

Совместная деятельность со взрослыми.

Ситуативно-деловое общение в сотрудничестве со взрослым, ситуация («Я – сам»)
Психологическое отделение от близких, неразвитость устойчивых мотивационных отношений. 
Появление фразовой речи.
Импульсивное поведение, эмоциональные реакции связанные с непосредственными желаниями ребенка и негативные реакции на требование взрослых.

Дошкольный возраст

(3-7 лет)

Развивается звуковая сторона речи, правильная речь, творческое воображение, развитая непроизвольная память, формируется произвольная память, целенаправленное анализирующее восприятие, наглядно-образное мышление.
Интеллектуальная готовность К школе (умственное развитие ребенка, запас элементарных знаний, развитие речи и т.д.). 

Этап «выбора инициативы»: возникновение личного сознания, имитируют предметную деятельность и отношения между людьми. Период рождения социального «Я», возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Переход от внешних действий к внутренним «умственным».
Формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
Личностная готовность к школе.

Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения.

Младший школьный возраст

(7-11 лет)

Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.
В этом возрасте у ребенка словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, появляется синтезирующее восприятие произвольная смысловая память, произвольное внимание (становятся осознанными и произвольными), учебные мотивы.

Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами.

Адекватная самооценка, обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.

Организация деятельности и эмоциональной сфере: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Одной из характерных особенностей развития общения в младшем школьном возрасте является интенсивный характер потребности детей в общении со взрослыми. Общение младших школьников со сверстниками характеризуется тем, что их дружба основана преимущественно на общности конкретных жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном районе, интересуются фантастическими кинофильмами и т. п.). Сознание младших школьников еще не достигает такой степени развития, чтобы мнение сверстников являлось критерием подлинной оценки самого себя.

Подростковый возраст

(11-15 лет)

Теоретическое рефлексивное мышление, интеллектуализация восприятия и памяти, личностная рефлексия , появляется мужской взгляд на мир и женский.

Развитие творческих способностей, способность выполнять все виды умственной работы взрослого человека.

 Умение оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Интеллектуализация восприятия и памяти. Сближение воображения с теоретическим мышлением (возникновение творческих импульсов).

Конформность, формирование национального и интернационального самосознания.
Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Освоение норм и отношений между людьми.

Формирование волевого поведения, умения владеть своим эмоциональным состоянием.
«Я-концепция» 
Перепады настроения; гормональная буря, частая смена настроения, неуравновешенность, акцентуация характера.

Этап общения со сверстниками: интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное общение, гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Профессионально-личное общение – сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам.

Старший школьный возраст

(15-17 лет)

Освоение профессиональных знаний, умений.
Познавательная деятельность: совершенствование умственных процессов, умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых, быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью, развития самосознания. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии, вопросы носят мировоззренческий характер, становясь элементом личностного самоопределения.

Этап самоопределения «мир и я»: ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием.
Начало подлинной социально-психологической независимости во всех сферах. Независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках.
Впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути, разочарование в самом себе .

Читайте также:  Ребенок отстает в развитии при беременности

Не свойственны романтические порывы, радует спокойный, упорядоченный уклад жизни, ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет ,при отсутствие самопознания, импульсивны непоследовательны в поступках и отношениях, возникает интерес общения со взрослыми.

Источник

Дети дошкольного возраста требуют большего внимания к себе, хотят, чтоб их больше любили, понимали, относились, как к другу и партнёру. У детей дошкольного возраста интенсивно развивается речь. Хотя интенсивность этого развития зависит от его условий жизни. Количество употребляемых слов с 3 до 6 лет увеличивается в три раза. Ребёнок точно улавливает речь взрослых. Он создаёт свои слова, которые очень сходны с грамматикой слов родного языка[1].

Чаще всего дети дошкольного возраста не очень конфликты. По крайней мере, не будут этого делать без особого повода. Однако не стоит забывать, что ребёнок в этот период всё-таки очень эмоционален. По сравнению с более ранним периодом дети этого возраста более сдержаны в эмоциональных реакциях. Они уже переживают не из-за того, что происходит сейчас, но и может произойти в будущем, либо уже произошло.

У детей дошкольного возраста формируется не только самооценка, но и самоидентификация и чувство «Я». Ребёнок осознаёт половые различия. Он идентифицирует себя, как мальчик или девочка.

Психологи называют несколько основных факторов, которые влияют на формирование самооценки и самосознания у ребенка. Среди них:

  • полученный опыт коммуникации со взрослыми;
  • полученный опыт коммуникации со сверстниками и детьми других возрастов;
  • личностный опыт;
  • уровень умственного развития.

В процессе формирования адекватного самовосприятия у детей дошкольного возраста ключевую роль играет общение со взрослыми. Под влиянием родителей они накапливают различные знания, усваивают те или иные модели поведения, формируют целостное восприятие себя и своей роли в окружающем обществе. Таким образом, именно в дошкольном периоде закладывается определенный тип самооценки, что в дальнейшем влияет на весь процесс становления личности. Задачей родителей на этом этапе является[2]:

  • предоставление ребенку информации о наличии у него индивидуальных личностных особенностей;
  • формирование оценки его поведения и результатов деятельности;
  • моделирование системы ценностей и социальных норм, которые в дальнейшем станут ориентирами для поведения в обществе;
  • развитие у ребенка умения анализировать собственные действия, сравнивая их с поступками окружающих.

Для дошкольников взрослые являются самыми авторитетными лицами, мнение которых невозможно оспорить. В младшем детском возрасте дети некритично относятся к оценочным суждениям взрослых в силу отсутствия индивидуального опыта и низкого уровня самосознания. Знания, полученные собственными силами, являются неустойчивыми и могут быть полностью разрушены под действием авторитета взрослых.

Новообразованием дошкольного возраста в 5-7 лет (средний дошкольный возраст) становится индивидуальный опыт, полученный в ходе той или иной деятельности. На этом этапе развития все оценочные суждения взрослых ребенок активно сравнивает с собственным восприятием окружающего мира. В случае возникновения противоречий дети выражают явный или скрытый протест, что является признаком обострения кризиса 6-7 лет. Как правило, в этом периоде суждения дошкольника о себе бывают ошибочными в силу отсутствия способностей к глубокому самоанализу.

Важная характеристика детей старшего дошкольного возраста – словесное приобщение к той или иной категории людей. Так, например, родители, называющие своего ребенка красивым или умным, автоматически относят его к социальной группе, обладающей определенным набором привлекательных черт или умственных характеристик. Такие словесные обозначения откладываются в сознании ребенка, поэтому суждения взрослых переходят в категорию его собственных знаний о себе. Составленный образ может быть как положительным, так и отрицательным, что формирует дальнейшее поведение ребенка в обществе.

Ответственность за формирование у ребенка дошкольного возраста адекватного представления о себе лежит в большей степени на родителях. Как правило, представление о детской модели поведения формируется еще на этапе беременности, что и провоцирует выбор того или иного стиля воспитания в семье. Таким образом, характеристика ребенка дошкольного возраста формируется у родителей под влиянием их собственных представлений о том, каким он должен быть. Дети же воспринимают себя так, как это им диктуют родители. Еще одним фактором формирования личности в дошкольном возрасте являются правило морали и нравственности, которые существуют в окружающем мире. Ребенок получает систему идеалов и эталонов, на которые необходимо равняться. Учитывая это, у дошкольников формируются:

  • определенные планы, необходимые к выполнению;
  • четкие стандарты выполнения поставленных задач;
  • обобщенные и индивидуальные цели.
Читайте также:  Конструктор как средство развития ребенка

Психологической особенностью детей дошкольного возраста является их стремление немедленно осуществить все намеченные планы. Если эти задания являются реально выполнимыми и соответствуют текущим возможностям ребенка, достижение цели формирует позитивное самосознание. В случае, когда поставленной цели не получается достичь, дошкольник ощущает снижение самооценки, вследствие чего у него формируется негативное восприятие себя. В такой ситуации противопоказана дополнительная критика со стороны родителей. Их задача – помочь справиться с возникшей проблемой или объяснить невозможность достижения поставленных задач. Однако развитие личности в дошкольном возрасте не должно происходить и под девизом вседозволенности и восхищения ребенком. Формирование неадекватно завышенной, как и заниженной самооценки, приводит к отсутствию у детей умения реально оценивать и анализировать свои способности, а также контролировать собственное поведение и поступки[3].

Еще одним фактором формирования самосознания у дошкольников является опыт коммуникации со сверстниками. Если в раннем дошкольном возрасте решающую роль играет опыт родителей и других взрослых, а мнение сверстников частично или полностью игнорируется, то на последующих этапах оно приобретает все большее значение.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста находится под влиянием группы людей, а именно сверстников. Так, ярким примером детского конформизма является отказ носить определенные вещи, которые вызывают негативную реакцию у его приятелей на детской площадке или в детсадовской группе. Старший дошкольный возраст характерен значительным расширением индивидуального опыта у ребенка, когда он уже может самостоятельно оценивать поступки и поведение других людей. Адекватное восприятие тех или иных действий возможно, только если они не противоречат собственному опыту дошкольника.

Умение формировать адекватное представление о себе, а также о поведении других членов общества – это один из первых переходных периодов в психологической характеристике дошкольного возраста. Таким образом, правильное психическое развитие детей дошкольного возраста возможно только при наличии следующих факторов:

Оптимизации отношений между ребенком и родителями. Детям необходима атмосфера любви, уважения к его индивидуальным способностям, проявление заботы и заинтересованности его достижениями. В то же время, воспитательный процесс должен быть последовательным и в меру требовательным.

Построения отношений ребенка с его сверстниками. При нарушениях полноценности общения с коллективом необходимо сразу же выяснить причину сложившейся ситуации и помочь ребенку уверенно чувствовать себя в группе сверстников.

Обогащения индивидуального опыта. Накапливание опыта происходит быстрее при наличии возможностей для различных видов деятельности. Родителям необходимо обеспечить дошкольнику пространство для самостоятельных действий, с помощью чего он сможет проверить собственные умения и сформировать мнение о себе.

Развития аналитических способностей. Посредством внутреннего анализа ребенок получает представление о причинах собственных переживаний, действий и поступков.

Задача родителей – научить дошкольника адекватно оценивать свое поведение, помогать находить ошибки и пути их исправления. Особенностью развития детей дошкольного возраста является тот фактор, что формирование положительного самосознания происходит лишь в том случае, если родители дают ребенку уверенность в успешном результате его начинаний, даже когда изначально они связаны с определенными трудностями.

В 6 – 7-летнем возрасте происходит развитие памяти, которая становится более произвольной и управляемой. Под влиянием школьного обучения память начинает развиваться в двух направлениях: увеличивается объем словесно-логического запоминания и происходит самостоятельная регуляция запоминания и воспроизведения[4].

Дети старшего дошкольного возраста осваивают семиотическую функцию (способность к образованию понятий, замене конкретного предмета его символом и т. д.), что, по мнению Н.Г. Салминой, жизненно необходимо для дальнейшего школьного обучения. Ступень развития этой функции характеризует уровень интеллектуального развития ребенка.
Важной характеристикой 7-летнего ребенка является креативность. Ребенок способен создать новый рисунок, конструкцию, образ, которые отличаются оригинальностью, вариативностью и гибкостью. Детям этого возраста присущи познавательный интерес, любопытство.

Читайте также:  Развитие ребенка до рождения по неделям фото

По мнению Кураева Г.А., в старшем дошкольном возрасте развиваются основные познавательные процессы. Продуктивные образы-представления как новая комбинация знакомых элементов появляются у детей после 7-летнего возраста, и развитие этих образов связано, с началом обучения в школе.

Таким образом, дошкольный возраст характеризуется активным развитием и совершенствованием познавательных процессов ребенка, особенно памяти, они приобретают все более произвольный характер в связи с возникновением у него новых социальных отношений и новой ситуации развития. Активно развивается самооценка ребенка, на которую теперь значительным образом влияют успехи и новые взаимоотношения. У старшего дошкольника меняется ведущий вид деятельности, полностью меняется общение со сверстниками и взрослыми. Они становятся для него равными в области получения информации, складывается тенденция к построению партнерских отношений, тем не менее, родительский контроль все еще остается достаточно сильным. Также меняется мировоззрение ребенка, перестраивается под учебную деятельность вся психическая активность ребенка.

[1] Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 2004 – С. 43

[2] Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2009. – С. 212  

[3] Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких. – М.: МПСИ, 2009. – С. 325

[4] Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. – 2001. – № 3–4. – С. 30–34.

Источник

При исследовании особенностей психического развития анализируются:

‒ Особенности поведения ребенка в процессе обследования. Описывается специфика поведения, принятие ситуации, контактность, ориентированность в выполнении заданий, элементы критичности, адекватность. Отмечается темп выполнения заданий, утомляемость, мотивация.

‒ Характер деятельности. Оценивается возможность целенаправленной деятельности, сосредоточение, импульсивность (инертность), адекватность реакций на неуспех (похвалу).

‒ Особенности внимания (устойчивость, концентрация, распределяемость, переключаемость, отвлечения и колебания внимания, рассеянность и его причины, врабатываемость).

‒ Особенности работоспособности. Отмечаются колебания работоспособности, время продуктивной отдачи, отмечаются субъективные и объективные признаки проявления усталости, изменения эмоционального фона.

‒ Особенности памяти (особенности запоминания (темп, объем), особенности сохранения информации (прочность, длительность), особенности воспроизведения информации (полнота, точность, последовательность), вид (зрительная, слуховая, моторная, смешанная), уровень (механический, смысловой, логический), нарушения.

‒ Особенности восприятия (цвет, форма, величина), определение ведущего вида (зрительное, слуховое, тактильное). Определяется возможность целостности восприятия объектов, в том числе сюжетных картин, графических стимулов, недорисованных предметов и т. д.

‒ Особенности мышления (протекание мыслительного процесса, состояние темпа, активности, последовательности, критичности суждений, установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей, затруднения в протекании мыслительных операций (анализ, синтез, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации), уровень развития (конкретное, ситуативно-конкретное, категориальное и т. д.), состояние видов мыслительной деятельности (наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное, творческое, репродуктивное), особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, формирование определений, затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.

‒ Особенности развития графической деятельности. Оценивается, в соответствии с возрастными этапами развития рисунка, степень овладения основными формами, цветовая гамма, взаиморасположение, величина, а также наличие зачеркиваний, зарисовываний, стираний.

При исследовании личностных особенностей обращается внимание на:

‒ Особенности чувств, эмоций, воли (протекание эмоционального процесса, нарушение эмоций, склонность к аффективным вспышкам, нарушения высших чувств, протекание волевого процесса, соотношение эмоций и воли, нарушения в развитии воли (упрямство, легкая внушаемость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность).

‒ Особенности личности и поведения (интересы, потребности, идеалы, убеждения, позиция личности, характер взаимоотношений, характерологические особенности, темперамент, нарушения в поведении и характере (завышенный уровень притязаний, замкнутость, аутизм, самолюбие, обидчивость, эгоизм), деятельность (ведущий вид, мотивы, развитие потенциальных возможностей).

Источник