Анализ карты нервно психического развития ребенка
Возраст
Речь
понимаемая
Речь
активная
Сенсорное развитие
Игра и действия с предметами
Движения
Навыки
1г 6м
Обобщает предметы по существенным признакам.
Пользуется облегчёнными словами (би-би) произнесёнными правильно в момент сильной заинтересованности.
Ориентируется в 3 контрастных формах – шар, куб, кирпичик, призма.
Отражает в игре отдельные наблюдаемые действия.
Перешагивает препятствия приставными шагами.
Самостоятельно ест жидкую кашу.
1г 9м
Понимает несложные рассказы по картинкам, отвечает на вопросы взрослого.
Во время игры пользуется словами и 2-х словными предложениями.
Ориентируется в 3-х контрастных величинах, предметах с разницей в
3 см.
Производит несложные постройки, перекрытия в виде ворот, скамейки, домика.
Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см., приподнятой на
15-20 см. от пола.
Частично раздевается с помощью взрослого
(ботинки, колготки).
2г
Понимает рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка
При обращении со взрослыми пользу-ется 3-х словными предложениями, прилагательными, местоимениями.
Подбираем по образцу и слову взрос-лого 3-4 контрастных цвета.
В игре производится ряд последовательных действий.
Перешагивает через препятствие чередующимися шагами
Частично одевает пальто, ботинки, шапку.
Познавательная сфера
Возраст
Задания с кубиками
Задания с соотнесением предметов
Задания с предметами быта
Оценка внимания
Оценка памяти
1г 3м
Строит башню из 2 кубиков, держит 2 кубика в одной руке
Снимает кольца с пирамидки, пытается нанизать кольца
Подносит ложку ко рту, сам пьёт из чашки, рисует каракули каран-дашом, проявляет интерес к книге.
1г 6м
Строит башню из
3-4 кубиков
Пытается нанизывать кольца пирамидки, собирает без учёта размера
Снимает варежки, носки. Листает книгу (2-3стр.) указывает на картинку. Ест сам густую пищу ложкой.
Выполняет 3-4 действия
2 года
Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд без трубы
Собирает пирамидку без учёта размера колец. Вкладывает 1 объект в другой
Запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину. Кормит, баюкает куклу, возит машину; листает книгу. Сам надевает носки, туфли, штаны.
Выполняет 4-5 действий
2г 6м
Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд с трубой
Вкладывает одну матрёшку в другую. Затрудняется, если видит больше 2 объектов перед собой
В игре действует последовательно – будит куклу, одевает, кормит, гуляет. Самостоятельно одевается. Не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы.
Называет фамилию, имя, частично отвечает на вопросы
3 года
Строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, после показа строит мост
Хорошо вкладывает, ориентируется на размер, понимает ошибки.
Собирает пирамидку с учётом размера колец
Одевается самостоятельно. Застёгивает пуговицы, завязывает шнурки, при помощи взрослого.
Находит 5-6
изображений
из 10
Выполняет 5-6 действий. Отвечает на вопросы хорошо. Повторяет фразу из 6-7 слов, 3 цифры
Индивидуальная карта нервно-психического развития.
Ф.И. ребёнка: ____________________ Возраст: 1 год 6 месяцев
Ф.И. ребёнка: _____________________ Возраст: 1 год 9 месяцев
Ф.И. ребёнка: _____________________ Возраст: 2 года
Источник
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)
Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:
- Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
- У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
- Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:
1г. 1мес. – 1г. 6мес.;
1г. 4мес. – 1г. 6мес.;
1г. 7мес. – 1г. 9мес.;
1г. 10мес. – 2г.
На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:
2г. 1мес. – 2г. 6мес.;
2г. 7мес. – 3г.
В каждом из них контролируется:
- Понимание речи.
- Активная речь.
- Сенсорное развитие.
- Игры и действия с предметами.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивная деятельность.
- Степень развития общих движений.
- Формирование навыков самостоятельности.
- Поведение.
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.
Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его
поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
(См. таблицу 2)
От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.
Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
(См.таблицу 3)
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.
В графе «Заключение» проставляется группа развития.
В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.
I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.
Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.
Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.
Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.
II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
Характер сна – глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.
III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.
IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.
V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:
Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.
Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.
ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
I. Факторы медико-биологического риска:
- наличие наследственных заболеваний в семье;
- пороки развития системы организма, врожденные
и раноприобретённые:
– снижение слуха;
– снижение зрения;
– нарушения в строении и развитии опорно-двигательного
аппарата (мышечной системы и скелета);
– аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-
мозговые грыжи и др.);
- органическое поражение ЦНС и периферической НС:
– ДЦП, церебральные и спинальные параличи;
– гидроцефалия;
– энцефалопатия перинатальная;
- психические заболевания (ранние проявления):
– РДА;
– эпилепсия;
- выраженная соматическая патология различной этиологии:
– пороки развития основных систем организма (порок сердца)
и хронические соматические заболевания;
– частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета
(в том числе врождённый иммунодефицит);
II. Факторы биологического риска:
– недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой
тела менее 1500 г;
– дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;
– дети, перенёсшие асфиксию во время родов;
– дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.
III. Факторы социального риска:
- наркомания и алкоголизм родителей;
- малолетние родители (моложе 17 лет);
- дети беженцев;
- стресс, пережитый ребёнком;
- длительная разлука с матерью;
- социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.
ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.
Возраст | Факторы психического развития |
1г. 3 мес. |
|
1г. 6 мес. |
|
1г. 9 мес. |
|
2года |
|
2г. 6мес. |
|
3 года |
|
Источник
Роо Галина Сергеевна
Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы
Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей
младшей группы.
Воспитатель:Роо Галина Сергеевна.
Особенностью детей раннего возраста является очень быстрый темп развития, неравномерность и скачкообразность процессов роста организма. Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться. В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заместитель заведующей,воспитатели группы раннего возраста.. Воспитатели вели листы адаптации детей к условиям ДОУ, составляли карты развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определяли группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательно-образовательной работы.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детейбыли использованы следующие основные методы:
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
4) Наблюдение за ребенком во время режимных моментов, игр, прогулки.
Наблюдения за поведением детей проводились ежедневно и заносились в карту ребенка.
Списочный состав младшей группы №7–23 человека. Диагностированы были 16 детей. По итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы №7 6 детей (30%) из 16 диагностированных соответствуют 1 группе развития. Эти дети понимают содержание рассказов, сказок; у них развита активная речь (пользуются придаточными предложениями). Они знают основные цвета, геометрические формы, могут показать их. У них также развиты навыки самообслуживания. Развиты навыки конструктивной и изобразительной деятельности. Начинают играть в игры.
10 человек (70%) соответствуют 2 группе развития, т. к. у них наблюдается задержка в развитии на один эпикризный срок. Это Алчаков Т,Белов Г. ,Коковин В. ,Лыч Е. ,Михайлов М. ,отсутствует активная речь, поэтому мы не смогли анализировать их словарный запас (активный и пассивный).Андреева М. ,Белов Г. Коняшина А. путают названия цветов. Белов Г. Колесникова Т. не могут назвать геометрические формы,путаются.
Вывод: результаты диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста за 2018-2019г. г. является неудовлетворительной.
Таким образом, итоги данной диагностики помогут нам определить подход к каждому ребенку в подборе форм, методов и приемов организации воспитания и развития детей.
Дальнейшая работа
1. Вести целенаправленную индивидуальную работу по результатам диагностики.
При планировании воспитательно-образовательной работы в следующей возрастной группе учитывать результаты диагностики нервно-психического развития.
2. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Источник
МКДОУ Национальный детский сад № 16
Аналитическая справка
по итогам диагностики нервно-психического развития детей
1 младшей группы № 3.
Воспитатель: Горяева С.С.,
Цугатинова Л.И.
Элиста, 2016 г.
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста.
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей.
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.
Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его
поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
4) Наблюдение за ребенком во время режимных моментов, игр, прогулки.
От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.
Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока. Четвертую группу составляют дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока.
Списочный состав 1 младшей группы № 3 – 25 человек. Диагностированы были 23 ребенка. По итогам диагностики нервно-психического развития детей 1 младшей группы 17 детей (74%) из 23 диагностированных соответствуют 1 группе развития. Эти дети понимают содержание рассказов, сказок; у них развита активная речь (пользуются придаточными предложениями). Они знают основные цвета, геометрические формы, могут показать их. У них также развиты навыки самообслуживания. Хорошо развиты навыки конструктивной и изобразительной деятельности. Начинают играть в ролевые игры.
5 человек (22%) соответствуют 2 группе развития, т.к. у них наблюдается задержка в развитии на один эпикризный срок. Это Горяев С., Какишев С., Мочанова К., Наликов Д., Яковлев А. Горяев С. не может назвать геометрические формы, т.е. в плоскости, на рисунке, он показывает, а когда показываю обьемные фигуры, то он начинает путаться. У Какишева С. и Наликова Д. отсутствует активная речь, поэтому я не могу анализировать их словарный запас (активный и пассивный). Мочанова К. и Яковлев А. путают названия цветов.
1ребенок – Ибрагимов Илькин – по итогам диагностике соответствует 4 группе развития, т.к. у него наблюдается задержка в развитии на 3 эпикризных срока 3 степени. Он не знает 4 основных цвета, не может определить форму, у него отсутствует активная речь, отсутствуют навыки ИЗО деятельности. Я считаю, что это, в основном, из-за того, что он полностью не понимает русскую речь (воспитателя), т.к. дома, в семье, он общается на своем родном языке.
Вывод: результаты диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста за 2015-2016 гг является удовлетворительной.
Таким образом, тоги данной диагностики помогут педагогам данной группы определить дифференцированный подход к каждому ребенку в подборе форм, методов и приемов организации воспитания и развития детей.
Рекомендации:
- Вести целенаправленную индивидуальную работу по результатам диагностики.
- Активизировать работу по индивидуальным картам детей, показавших 4 уровень нервно-психического развития.
- При планировании воспитательно-образовательной работы в следующей возрастной группе учитывать результаты диагностики нервно-психического развития.
Источник