Анализ диагностических методик по определению уровня развития словарного запаса ребенка
Обследование словарного запаса детей дошкольного возраста.
В ходе обследования словарного запаса решаются следующие задачи:
– определить количественный и качественный состав активного и пассивного словаря;
– выявить уровень владения значением лексических единиц;
– наметить рациональные пути формирования и совершенствования лексической стороны речи ребенка.
Обследование рекомендуется начинать с заданий, направленных на изучение активного словаря ребенка. Понимание (пассивный словарь) исследуется только в том случае, если в активной речи нет данной лексической единицы.
Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, игрушки, картинки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь особое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление:
– умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам;
– способности к точному (в смысловом отношении) упорядочению слов;
– навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций);
– навыков составления различных типов высказываний.
Выявление уровня владения лексической стороной речи по разным возрастным группам.
Младший дошкольный возраст.
Выявить умения:
– называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, дом, мяч) и отвечающие на вопрос: кто это? Что это?
– обозначить признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы: какой? Какая?
– называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: что делает? Что можно с ним делать?
– употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);
– понимать противоположные значения слов (большой-маленький, громко-тихо)
Средний дошкольный возраст.
Выявить умения:
– понимать слова близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
– понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда)
– подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
– сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Старший дошкольный возраст.
– активизировать им. прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
-подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
– понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
– дифференцировать обобщающие понятия ( дикие и домашние животные).
Примерные виды заданий, используемые при обследовании словарного запаса.
Обследование объема пассивного и активного словарного запаса с опорой на картинки:
Ребенку предъявляются предметные картинки: книга, ручка, капуста, морковь и т.д. Количество картинок, и порядок их предъявления определяются его возрастом и индивидуальными особенностями (вниманием, работоспособностью и т.д.). При обследовании словаря ставится вопрос «Что это?», пассивного – задание «Покажи, где…»
Называние предмета по его описанию:
Инструкция: «Отгадайте, что это (кто это). Пример: покрыто перьями, летает». Даются задания разного уровня трудности.
Обобщающие понятия:
В рамках данного теста детям предлагается выполнить три задания:
1. Назвать картинки и соотнести их с видовым понятием. Ребенку предлагаются картинки: баклажан, лимон, огурец, яблоко, помидор, груша … Задание: «Назови (покажи) овощи, фрукты».
2. Перечислить ряд названий предметов, относящихся к данному педагогом обобщающему понятию. Ребенка просят перечислить, какие предметы мебели (обуви, одежды и т.д.) они знают.
3. Назвать обобщающее слово. Ребенку предлагается продолжить ряд предметов и назвать их обобщающим словом: тарелка…чашка…ложка…
Понимание сходных по звучанию слов.
Педагог показывает ребенку картинку и просит отгадать, что на ней нарисовано. Например, предлагается картинка «молоток». Инструкция: «Отгадай, что это: молоко или молоток?» Задание: подобрать подходящее по смыслу слово в предложении: на вершину горы … (взойти, войти); в класс … (взойти, войти).
Исправить предложение, заменив слова: Искусственный мастер соткал красивый ковер. В зале раздался заразный смех. Раздались буйные аплодисменты.
Лексическая сочетаемость слов.
- Подобрать к словам – названиям предметов соответствующие слова – названия их признаков и действий. Составить словосочетания по образцу: какой? Что делает? Пример: собака (какая?)- большая, (что делает?) – лает.
- Подобрать к им. прилагательным соответствующие существительные. Пример: мокрая трава (рука, тряпка и т.д.) Примерная подборка слов: тяжелый, радостный, прямой , ловкий и т.д.)
- Подобрать к глаголам соответствующие им. существительные. Пример: светит…(солнце, луна, фонарь…). Подбираются соответствующие существительные к глаголам: пишет, ползает, прыгает, кланяется, разливается.
Подбор слов – синонимов…
Инструкция: «Подбери слова, похожие по значению на данное». Пример: радость-веселье, труд-работа и т.д. Примерные слова: храбрость, печаль, пламя, несчастье, зной и т.д. (соответственно подбираются слова- глаголы и прилагательные).
Подбор слов – антонимов.
- Сравнить предметы, нарисованные на картинках. Пример: большой шар и маленький шар;
Высокий дом и маленький дом.
- Подобрать к словам – существительным, глаголам, прилагательным слова с противоположным значением: друг – враг, хороший-плохой, идти- стоять.
- Закончить предложения:
Пластилин мягкий, а камень….
Уголь черный, а снег…
Таня рисует хорошо, а Зина ….
Многозначность слова и его лексическая сочетаемость.
Задания, направленные на выявление понимания прямого и переносного значения слов и словосочетаний. Инструкции: «Послушай и ответь, можно ли так сказать?», «Объясни, что это значит?».
Составить словосочетания с данными прилагательными:
-глухой (город, старик, переулок, печь, комната, согласный звук);
-свежий (хлеб, земля, вечер, стол, след, небо, воздух);
-густой (клей, пакет, кисель, кустарник, борода, человек);
Составить словосочетания из слов 1-го и 2-го столбиков.
коричневый, карий платье, глаза, костюм
густой, дремучий лес, туман
горячий, знойный лето, вода, привет
смуглый, темный волосы, лицо, небо
старый, пожилой человек, учебник
Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам)
При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: 1 – высокий, 2 – средний и 3 (ниже среднего).
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего.
Использование литературы:
Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика о развитии речи детей дошкольного возраста. – М; 2004
Бессонного Т.П. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М; 1997.
Методы обследования речи у детей. Под ред. И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной. – М; 1996.
Консультация для воспитателей
Обследование словарного запаса детей дошкольного возраста.
Составила:
Учитель – логопед: Хайбуллина А.М.
Источник
Анастасия Князева
Диагностические задания на выявление сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
Диагностические задания на выявление сформированности словарного запаса детей
(составленные на основе методики выявления уровня развития речи дошкольников Ушаковой О. С, Струниной Е. М)
Оценка предметного словаря (части предмета, слова – обобщения); глагольного словаря (глаголы с пространственными приставками); словаря признаков (относительные прилагательные; антонимы, обозначающие цвет, величину, время, пространственные признаки).
I серия заданий
Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.
Ход обследования. 1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1)называет все признаки;
2) называет отдельные признаки, действия;
3)не называет признаков
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;
3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3. Что называют словом ручка?
1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
2) называет два значения этого слова;
3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
2ая серия
1. Методика «Предметный словарь»
Цель: выявление умения в назывании частей предметов.
Ход обследования:
Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки с изображением машины (легковой, дома и просит назвать предметы и его части. Педагог может указкой показать некоторые части изображенного предмета, что поможет ребенку вычленить часть из целого и назвать ее. В старшем дошкольном возрасте желательно, чтобы дети указывали части и детали, которые не видны на картинке. Если ребенок не называет невидимые части, то воспитатель задает вопрос: «Что еще есть у машины? Что есть в доме?».Например: машина – колеса, руль, бензобак, дверь (передняя, задняя, ветровое стекло, зеркало, мотор, тормоз, ремень безопасности, салон, сиденье и пр. ; дом — стены, крыша, дверь, крыльцо, окно, труба, ступеньки, комнаты, потолок и пр.
1) ребенок выделяет и называет все части предмета;
2) ребенок выделяет и называет части предмета с помощью взрослого;
3) ребенок не выделяет и не называет части предмета даже с помощью взрослого, или затрудняется в ответах
2. Методика «Слова-обобщения»
Цель: выявление овладения обобщающими словами.
Ход обследования:
Педагог предлагает детям четыре картинки. Просит назвать их одним словом («Каким, одним словом можно назвать эти предметы?»).
Выясняет,владеют ли дети следующими обобщающими понятиями: инструменты, транспорт, деревья, ягоды.
Примерный перечень картинок:
инструменты — дрель, рубанок, пила, молоток;
транспорт — машина (легковая, автобус, троллейбус, трамвай;
деревья — береза, дуб, ель, рябина;
ягоды — малина, клубника, черная смородина, крыжовник.
1) ребенок подбирает и называет обобщающие слова по всем предложенным категориям;
2) ребенок подбирает и называет обобщающие слова по всем предложенным категориям с небольшой помощью взрослого, или называет, но не все;
3) ребенок даже с помощью взрослого не подбирает и не называет обобщающие слова по всем предложенным категориям, затрудняется с ответом
3. Методика «Словарь глаголов»
Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.
Ход обследования:
Ребенку предлагается на столе условный макет городской улицы, на которой стоит гараж (это может быть, например, кубик или коробочка, проложены дороги (например, полоски бумаги или ленточки, стоят мост, дома (например, кубики). В гараж ставится машина (игрушка).Педагог говорит и действует с игрушкой: Я расскажу тебе, что делала машина на улице города, а ты мне помогай. Подбирай необходимые слова,похожие на Педагог везет машину по макету и говорит: «Машина из гаража. (выехала) и по дороге. (поехала); на мост машина… (въехала); через дорогу. (переехала); к светофору. (подъехала); за дом. (заехала); далеко. (уехала)».
Далее педагог предлагает ребенку взять машинку, показать и рассказать, что делала машина на улице города. При этом особое внимание уделяется не только умению ребенка использовать пространственные приставки, но и правильному соотнесению действия и слова.
1) ребенок активно употребляет глаголы в своей речи, правильно подбирает их по смыслу, изменяет форму;
2) ребенок, употребляет глаголы, но иногда подбирает их не точно к слову или употребляет неправильную форму;
3) ребенок, даже с помощью взрослого не употребляет глаголы, или подбирает их не точно к слову, употребляет неправильную форму;
4. Методика «словарь признаков»
Относительные прилагательные.
Цель: выявление понимания ребенком признаков предмета.
Ход обследования:
Проводится в виде игрового упражнения «Скажи по-другому». Сначала педагог говорит, из чего сделан предмет (ваза из стекла, а затем ребенок (стеклянная).
Примеры: ваза из стекла — стеклянная;
стол из дерева — деревянный;
сумка из кожи — кожаная;
коробка из картона — картонная;
игрушка из пластмассы — пластмассовая;
ключ из металла металлический.
1) ребенок подбирает относительные прилагательные ко всем предложенным словам;
2) ребенок с помощью взрослого подбирает относительные прилагательные ко всем предложенным словам;
3) ребенок, даже с помощью взрослого не подбирает относительные прилагательные к предложенным словам;
2. Антонимы. Педагог называет слова,ребенок подбирает противоположную пару:
светлый — темный;
белый — черный;
высокий — низкий;
правый — левый;
зимний — летний;
легкий — тяжелый;
верхний – нижний и т. д.
При затруднении педагог может добавить существительное,которое поможет ребенку ответить верно:
светлый костюм – темный костюм;
белый воротник – черный воротник;
высокий человек – низкий человек;
зимний день – летний день; легкий
камень – тяжелый камень;
верхний этаж – нижний этаж;
правый глаз – левый глаз и т. д.
Полученные при обследовании словаря ребенка данные педагог заносит в таблицу.
1) ребенок подбирает противоположную пару слова без существительного или с существительным;
2) ребенок подбирает противоположную пару слова без существительного или с существительным с помощью взрослого;
3) ребенок даже с помощью взрослого затрудняется подобрать противоположную пару слова без существительного или с существительным;
Высокий уровень (20-24 балла)
Ребенок широко пользуется словарным запасом, быстро находит нужное слово; называет все признаки предмета; выделяет и называет все части предмета Употребляет в речи существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Подбирает противоположную пару слова без существительного или с существительным. Выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога.
Средний уровень (16-20 баллов)
Ребенок пользуется словарным запасом, но нужное слово находит с небольшими затруднениями. Употребляет в речи существительные с обобщающим словом, но не может подобрать в соответствующей ситуации. В основном употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Затрудняется в подборе антонимов, либо подбирает противоположную пару слова только с существительным и не ко всем словам. При выполнении заданий требует небольшой подсказки педагогом.
Низкий уровень (менее 16 баллов).
У ребенка недостаточный словарный запас из основного словарного фонда. Нужное слово находит с трудом. В своей речи редко использует существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Плохо ориентируется в поборе противоположного слова. При выполнении заданий требуется неоднократное повторение заданий.
Источник
Методика
На какой возраст рассчитан
Исследуемые компоненты речи
Какие методы используются
Оценка результатов
Особенности диагностики
Опросник Громовой О.Е. (зайка)
С 8м до 1,5 лет
Понимание речи, исследование невербальных средств общения (действия, жесты)
Наблюдение, опрос
Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка
Опросник лучше отражает реальное развитие:
– маленьких детей (примерно до 1,5 лет)
– детей с более равномерным речевым развитием
– поздноговорящих детей экспрессивного речевого стиля
– детей с задержкой речевого развития
– у референциальных детей различия возникают между уровнем 50 до 100 слов (момента лексического скачка) и увеличиваются после лексического взрыва
Опросник Громовой О.Е. (мишка)
С 1,6 до 3 лет
Лексика, в конце раздела определяется уровень развития вербального мышления, в разделе грамматика исследуются синтаксические навыки
Наблюдение, опрос
Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка, лексикон исследуется с учетом количественного и качественного аспекта
Это методика (опросник «зайка» и «мишка») была создана в США в 1993 году, в России адаптирована кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена 2002. Опросник составлен специально для родителей, с рекомендациями по заполнению, исследуется импрессивная и экспрессивная речь. Перед заполнением опросника, уточняются данные о ребенке и о заполняющем.
Громова О.Е. Соломатина Г.Н. «Логопедического обследование детей 2-4 лет»
2-4 года
Звукопроизношение, слоговая структура слова, обследование лексико-грамматического строя речи
Активное наблюдение
Количественная оценка.
При наличии таблиц нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков можно сразу выявить нарушения. Нарушения слоговой структуры речи выявляются в процентном соотношении.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита. Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Логопедическое обследование ребенка второго года жизни Разенковой Ю.А.
1-3 года
Артикуляционный аппарат, активная речь, сформированность лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи, сформированности слухового внимания и фонематического слуха, а также мелкая моторика рук
Беседа, активное наблюдение, изучение медицинской документации
Количественная оценка.
Автор выделяет:
– нормальное развитие ребенка
– развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой
– развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более)
– отставание в развитии
Данная методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (1979).
Громова О.Е. Опросник «Первые слова».
От 1 до 3 лет рекомендуется заполнять маме ребенка 1 года, 1г 3мес., 1г 6мес., 1г 9 мес., 2 лет
Исследуется понимание обращенной речи, пассивный и активный словарь
Наблюдение, опрос
Количественная оценка.
– подсчет процентов от общего числа ответов
– количественный и качественный подсчет без учета оценки результатов
– при подсчете одинаковые слова из разных категорий считаются за одно
– при оценке результатов сравнивают соотношение активного и пассивного словаря
Диагностика строится на информации, предоставленной родителями, поэтому специалисту может понадобиться выборочная перепроверка, например, понимания инструкций. Если диагностика проводилась на разных возрастных этапах, это позволяет отследить динамику.
Ю.Ф. Гаркуша (Методика логопедического обследования детей раннего возраста с ЗРР в условиях диагностических групп)
2-2,5 лет
Обследование импрессивной и экспрессивной стороны речи, изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата
Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение анамнестических данных
Качественная оценка. Логопедом делается заключение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процессе обследования. Может быть сделан предварительный прогноз относительно дальнейшего хода развития его речи.
Исследования фиксируются в протоколах, магнитофонах и видеозаписях.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (под ред. Стребелевой Е.А.)
2-7 лет
Изучается уровень познавательной деятельности, по необходимости проводится обследования слуха и в заключении проводится обследование речи
Беседа, активное наблюдение
Качественная оценка.
– принятие задания
– способы выполнения задания
– обучаемость в процессе обследования
– отношение к результату своей деятельности
Количественная оценка производится в баллах
Первая группа (10-12 баллов) – тяжелая умственная отсталость
Вторая группа (13-23 балла) – легкая и умеренная УО
Третья группа (23 – 33 балла) – группы риска
Четвертая группа (34-40 баллов) – норма
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей. Первое издание вышло в 1998г без приложения
Е.В. Шереметьева «Педагогические подходы к выявлению задержки речевого развития в раннем возрасте»
2-3 года
Изучение:
– субъекта речевой деятельности
– социальные условия развития, эмоциональная сфера
– моторное развитие, артикуляционная моторика, просодика
– импрессивная или, если есть, экспрессивная речь.
Анкетирование, наблюдение, беседа, опрос
Количественно-качественная оценка. Сумма баллов всех обследованных детей делится на количество детей, это является суммарным коэффициентом эмоционального развития и мотивационной составляющей речевой деятельности
Составлен для родителей и педагогов, определяет дизонтогенетические маркеры возможных речевых нарушений, а также организует формы и методы выявления этих маркеров у детей третьего года жизни с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития.
Комплексная диагностика детей раннего возраста (Приходько О.Г.)
1 – 3 года
Всего изучается 29 компонентов по основным линиям развития:
– социальное развитие
– познавательное развитие
– речевое развитие
Динамика разития предпосылок речи, понимание обращенной речи, экспрессивная речь.
– Двигательное развитие
Активное наблюдение, беседа, изучение медицинской документации.
Количественно-качественная оценка. 4х бальная система оценок для каждого диагностического блока.
Составлена схема комплексного логопедического обследования детей раннего возраста, отражающая сформированность всех компонентов. В результате обследования логопедом делается заключение о состоянии социального, познавательного, речевого и двигательного развития.
Обследование речевого развития детей раннего возраста по Г.В. Чиркиной
От 0 до 3 лет
Доречевое развитие младенцев: от 0 до 12 мес
Обследование речи преддошкольного возраста от 1 г до 3 лет
1 период новорожденности:
-Крик, дыхание, кормление, глотательные и сосательные движения
2 период (1-3 мес):
– характер реакций на голод, охлаждение, перегрев
– появление первых мимических гримас
– начальное зрительное и слуховое сосредоточение
– фиксацию взгляда на лице говорящего взрослого
– наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого
– характер преобладающих реакций на раздражители
– характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери
– проявление положительных эмоций в комфортных условиях
Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:
– начальное гуление – гуканье
– истинное гуление
– первые реакции на интонацию взрослого
-монотонность/
выразительность, напевность гуления.
3 период (3-6 мес):
-характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят
– особенности интонационной окрашенности голосовых реакций
– переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности
-изменение поведения в ответ на слуховые раздражители
-наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре
– особенности визуального контакта с близкими людьми
-неполноценность комплекса оживления
4 период (6-9 мес):
– особенности формирования лепета
– особенности формирования понмания обращенной речи
– развитие паралингвистических форм коммуникации
– развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи
– характер взаимодействия с матерью
5 период (9-12 мес):
– первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации
– хорошее понимание обращенной речи
– завершение лепетной стадии
– появление первых слов и переход к речевой коммуникации
– условия наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка
– сформированности базовых навыков глотания и жевания
Обследование детей преддошкольного возраста включает в себя диагностические блоки:
- Исследование неречевых процессов (психолог)
- Исследование речи логопедом:
-исследование фонетической и фонематической стороны речи
-импрессивной речи
-экспрессивной речи
-состояние фразовой речи
Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение медицинской документации, ознакомление с пед. характеристикой, если ребенок посещает детский сад, собственно логопедическое обследование ребенка.
Количесвенно-качественная оценка, используются центильные таблицы
Логопедическое заключение о речи ребенка, оставшегося без попечения родителей, дается после сопоставления его речевого развития со схемой системного развития нормальной детской речи и с опорой на показатели нервно-психического развития детей первых трех лет жизни, разработанные Э. Л. Фрухт, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной под руководством Н. М. Аксариной (1996).
При проведении обследования ребенка, воспитывающегося в семье основной целью логопеда является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи.
Источник