Анализ беседы о развитии ребенка

…Мы решили проверить, как воспитатели, пользуясь методом беседы, обеспечивают умственное и речевое развитие детей.

Нами были просмотрены конспекты 20 бесед, а также проанализированы опубликованные в печати записи 10 бесед. Анализ показал, что воспитатели используют беседы главным образом для выявления и закрепления знаний детей.

Вот типичное программное содержание: выявить и закрепить знания детей о Ленинграде; воспитать любовь к городу; воспитать навыки разговорной речи.

Поскольку в беседе, согласно дидактике, основным приемом определены вопросы, мы проанализировали их и выявили, что в беседах преобладающее положение занимали репродуктивные вопросы кто? что? где? какой? и т.д. Мы наблюдали и такие занятия, в течение которых не задавалось ни одного вопроса почему? зачем? для чего?, т.е. поисковых вопросов, направленных на установление причинно-следственных связей, на систематизацию знаний. На таких занятиях педагоги не учили детей самостоятельности мышления, не развивали способностей анализировать и обобщать накопленный опыт, а старались это сделать за детей.

Анализ речи показал, что в большинстве бесед дети пользовались однословными или простыми предложениями.

Таблица1

  Односложные
предложения
Простые
предложения
Сложные
предложения
Аргументированные суждения
Репродуктивные вопросы 42 % 46 % 4,6 %
Поисковые вопросы 5,4 %

Характерный пример из беседы «О зиме» (подготовительная группа).

Воспитатель Дети
Дети, сегодня мы с вами будем беседовать о зиме. Скажите, какая сегодня погода?
Посмотрите в окно и скажите, что вы там видите?
 
 
Чем покрыты деревья?
А что лежит на крышах домов?
Какой он? 
Какое же время года?     
Холодная
 
Снег идет,
Машины ездят.
Воробей на ветке сидит.
Деревья за окном.
Снегом.
Тоже снег
Белый.
Зима.

Обращает на себя внимание и другое: многословие воспитателя в сравнении с детской речевой пассивностью. Мы проанализировали с этой точки зрения все записанные нами беседы, и типичной оказалась, как и в приведенном примере, активность воспитателя, который говорил 2/3 занятия. В этом примере тридцать семь слов произнес взрослый, а десять детей сказали только семнадцать слов. От детей требовалось либо повторение, либо однословные, по преимуществу, реплики.

Это объясняется тем, что в беседе, как правило, не учитывается ее главная цель — анализ, обсуждение и обобщение полученных знаний о том или ином явлении, отсюда и структура беседы обеспечивает не осмысление, а простое запоминание фактов.<…>

Изучив историю развития этого метода обучения детей (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.И. Радина и др.), мы выделили те положения, которые не утратили своего значения до настоящего времени:

беседа — это итоговое занятие, которое требует предварительного накопления знаний об окружающем;

само накопление знаний должно быть определено сущностью того или иного явления, т.е. в содержании познавательного материала необходимо искать наиболее значимые и существенные (а не любые) факты, попадающие в поле зрения ребят; в процессе беседы анализ фактов должен обеспечить подведение детей к пониманию сущности явления — это и будет обобщение и систематизация знаний;

беседа должна способствовать образованию суждений, развитию сложных форм связной речи;

беседа — метод развития речи, поэтому каждый ребенок — участник ее — должен получить возможность активной речевой деятельности в процессе занятия.

Работу решили проводить на материале ознакомления с трудом взрослых. <…>

Программный материал, который мы распределили поэтапно, служил нам основой отбора содержания экскурсий. Знания, полученные опытным путем, становились базой для решения задач, определенных в беседе.

Для расширения и закрепления знаний, полученных в ходе экскурсий и наблюдений, мы использовали кино- и диафильмы, картины и разговоры со старшими, дидактические игры, рассказы из личного опыта; использовали знания детей, полученные в результате самостоятельной трудовой деятельности. <…>

…Для формирования представлений о труде взрослых мы использовали в качестве примеров некоторые виды человеческой деятельности, стремились четко определить место каждого в системе работы и использовали лишь те, которые максимально соответствовали содержанию работы на каждом этапе. В итоге проводилась беседа. Цель беседы заключалась в том, чтобы помочь детям проанализировать то, что они увидели и узнали, упорядочить, четче вычленить связи между фактами, явлениями с позиций значимости, социальной направленности труда, вызвать ответное отношение детей к труженикам данной профессии. Содержание бесед предусматривало решение важных задач в развитии речи, поскольку такой анализ предполагал самостоятельность участников беседы в формулировании суждений, выводов.

Чтобы решить поставленные задачи, мы строили беседу так: во-первых, количество репродуктивных вопросов, т.е. вопросов, обращенных к памяти, сократили до 20—25% и использовали их в основном как материал для последующего обсуждения; во-вторых, стремились сформулировать каждый вопрос таким образом, чтобы он обращался к мышлению, например, типичными были вопросы: «Почему в городе нужны и автобусы, и троллейбусы, и трамваи — разные виды транспорта?», «Для чего в магазине сделаны витрины?», «Как узнать, в каком доме находится библиотека?»

Некоторые вопросы, на первый взгляд, были похожи на репродуктивные, однако они вызывали мыслительную активность. Репродуктивный вопрос: «Расскажите, что видели в библиотеке, какая там обстановка?» («Какие удобства созданы в библиотеке для читателей?»)

Такая постановка вопроса дает возможность ребенку сразу оценить явление с определенных позиций, что предусматривает в основном работу мышления, а не памяти.

Основная нагрузка в беседе (до 60% вопросов) была возложена на поисковые вопросы почему? зачем? для чего? как узнал? До 20% составили вопросы, цель которых — подвести детей к самостоятельному формулированию выводов.

Как они между собой сочетались? Сначала задавали вопросы на восстановление опыта, затем — группу вопросов на осмысление, и далее обобщающий вопрос.

Читайте также:  Дайте краткую характеристику основных этапов возрастного развития ребенка

Например: «На чем вы сегодня приехали в детский сад?» — (вопрос требует воспоминания); «Почему приехали, а не пришли пешком?» (анализ); «Почему ваши мамы поехали на работу, а не пошли пешком?» (анализ); «Так для чего же нужен людям в городе транспорт?» (этот вопрос направлен на обобщение).

Формулируя вопросы, мы старались сделать их краткими, точными, такими, чтобы каждый ребенок в ответ на каждый вопрос мог выразить мысль по-своему, т.е. чтобы вся группа детей активно работала.

Воспитатель: «Зачем люди ходят в библиотеку?» Ответы детей: «Чтобы почитать книгу»; «Если какой-то книги в магазине не продают, люди идут в библиотеку и читают»; «Люди приходят в библиотеку, берут книгу и читают, а если книга одна, то читают в читальном зале». Такая формулировка полностью исключает однословные ответы. Дети стремятся доказать, объяснить свою точку зрения. Так, на вопрос: «Почему в библиотеке книги в нескольких экземплярах?» — дети вполне осознанно объясняют: «Придут люди, человек, а книгу взял другой. Так если бы не было по нескольку книг, то брал бы только первый человек, а второму бы не досталось».

Анализ речи детей в проведенных нами беседах показал значительное развитие их речевой деятельности в процессе бесед. Из этой таблицы видно, как поисковые вопросы влияют на качество речи детей, на развитие форм связной речи. Так, в наших беседах количество сложных предложений возросло в три-четыре раза. Появились аргументированные суждения, состоящие из двух или трех предложений.

Таблица 2

  Односложные
предложения
Простые
предложения
Сложные
предложения
Аргументированные суждения
Репродуктивные вопросы 16 % 18 %
Поисковые вопросы 8 % 43 % 15 %

Ни в одной беседе воспитатель не говорил фразы: «Отмечай полным ответом», а старался так поставить вопрос, чтобы сам ребенок был вынужден высказаться полно, точно, чтобы его мысль стала понятной другим. В качестве обучающих приемов использовали прием Е.И.Тихеевой, предлагая соревноваться в более точном выражении мысли; предлагали детям поправить ответ товарища, сказать короче, красивее, точнее.

Воспитатель: «Для чего нужны книги?» Ответы детей: «Книги нужны людям, чтобы они все знали»; «Книги нужны, чтобы рассказать о том, что люди не видели и не слышали».

Во всех беседах ставились вопросы, требующие самостоятельного формулирования вывода. Нельзя сказать, что вся группа с этим легко справлялась, но ни разу не было случая, чтобы мы не получили ответа и чтобы воспитатель сам формулировал вывод, он только уточнял его, подчеркивая главное, одобрял верные ответы и т.д.

Воспитатель: «Для чего же нужен людям транспорт?» Ответы детей: «Он нужен для удобства»; «Из одного района транспорт помогает людям переехать в другой район»; «Транспорт везет быстро с работы домой»; «Он нужен, чтобы люди ехали, куда им надо».

Света: «Транспорт везет быстро с работы домой».

Сережа: «Он нужен, чтобы люди ехали, куда им надо». Благодаря применению вопросов поискового характера изменилось соотношение речевой активности детей в сравнении с воспитателем. В наших беседах педагог выполнял роль «дирижера», о чем говорила в свое время Е.И.Тихеева. Речевая активность воспитателя составила от ‘/4 до 1/3 речевых реакций участников, к тому же его активность оказалась принципиально иной. Он руководил мыслью детей менее частыми, но более сложными вопросами. Так, в нашей беседе о библиотеке воспитатель назвал 20 предложений (вопросы и уточнения), а дети — 107 предложений, причем в основном в сложных речевых формулировках.

В беседах воспитатели ставили вопросы и на воспоминание, их речевая активность иногда превышала детскую речевую активность. Например, в беседе «О родном городе» воспитатель назвал двадцать три предложения, дети — восемнадцать предложений, причем, в однословной или простой формах предложения.  

Структура наших бесед отвечала следующим требованиям: мы старались провести беседу как бы в чистом виде, т.е. как ответы на вопросы, а остальные приемы, такие, как иллюстрации, загадки, отрывки из стихотворений, использовали в качестве репродуктивного элемента для оживления опыта, восстановления впечатлений.

Например, беседу о почте мы начали с показа сумки почтальона; беседу о библиотеке начали с загадки; беседу о Невском проспекте — с показа фотографий Невского проспекта.

Вопросы распределяли так, чтобы беседу можно было разделить на отдельные смысловые части, которые постоянно заканчивались бы обобщением.

В I части восстанавливали опыт, оживляли представления, эта часть — вводная.

Во II части устанавливали связи, анализировали конкретные факты с позиций зачем? почему? для чего? и т.д.

В III части подводили детей к формулировке обобщенных выводов, а также — и это, пожалуй, главное — подводили детей к осознанию своего отношения к людям-труженикам (вызывалась осознанная потребность в проявлении к ним заботы, участия в их делах).

Например, структура беседы о почтальоне (старшая группа).

I часть — узнавание предметов, принадлежащих почтальону.

II часть — собственно беседа о данной профессии: как узнать людей этой профессии среди других; в чем трудности данной работы; в чем радость труда или за что любят свою профессию.

III часть — формулирование вывода: за что уважают почтальона все люди; как дети могут проявить участие и заботу о людях этой профессии.

Каких результатов в основном мы добились в процессе нашей работы?

Мы убедились, что беседа требует серьезной предварительной работы по накоплению знаний у детей.

Читайте также:  Методики по определению развития речи ребенка

Беседы влияют на умственное и речевое развитие детей и обеспечивают систематизацию знаний, формирование обобщенных представлений об общественной значимости и коллективном характере труда взрослых в том случае, если вопросы направляют внимание детей на выявление и осознание существенного в изучаемом общественном явлении, на осмысление разрозненных представлений под определенным углом зрения. Преимущественное место поэтому должны занимать вопросы поискового характера, так как они оказывают положительное влияние на развитие связной речи; побуждают всех участников беседы к самостоятельным суждениям; дают возможность для организации соревнования (кто скажет правильнее, лучше). <…>

Печатается по изд: Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4. – С. 11-15.

Е.А. Флерина

Источник

Елена Сальникова
Анализ работы с детьми на каждый день

Содержание воспитательно-образовательной работы

1. Прием детей

2. Наблюдение за утренней гимнастикой

3. Дежурство в уголке природы

4. Беседа с детьми «В каше – польза наша»

Цель: Закрепить умения называть и различать названия круп и каш, формировать у детей представление о пользе каши, проинформировать детей из чего варят каши.

5. Подготовка к завтраку, дежурство по столовой

Цель: Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

6. Непосредственная Образовательная Деятельность

Развитие речи

Игра – викторина «Любимые сказочные герои»

Программное содержание: помочь детям вспомнить названия и содержание сказок.

Физическая культура

7. Наблюдение на прогулке

Цели: учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

8. Подготовка к обеду, обед.

Беседа «Витамины укрепляют организм»

Цель: продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием витамины группы «А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержаться.

9. Подготовка к дневному сну, дневной сон

Анализ воспитательно-образовательной работы

Прием детей проводился в помещении, во время утреннего приема было создано хорошее настроение как ребенку, так и его родителям (приветливо встретила ребенка). Проследила, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребенком деятельности помогла ему: предложила игрушку, подключить к играющим детям. Создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей.

Утренняя гимнастика проводилась в спортивном зале, длительность составляет 8-10 минут. Все дети в спортивной форме и чешках. Присутствовало музыкальное сопровождение. Комплекс утренней гимнастики № 25, источник картотека утренней гимнастики.

Самочувствие детей после гимнастики бодрое с хорошим эмоциональным настроем.

Подготовила сообщение о пользе каши (указанной в меню, продемонстрировала крупу. Так же, отметила заботу повара, о детях. Создать у детей положительное настроение к еде.

Дети дежурили в уголке природы: Тая В., Софья Б., Кирилл Л. Порядок и последовательность назначение детей на дежурство фиксируется на доске дежурных направленно на формирование и умении по уходу за растениями, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Помощь воспитателя заключалась в советах, вопросах, напоминаниях. В заключение работы дежурных, имела оценка дежурства. К оценке привлекались все дети.

Непосредственная Образовательная Деятельность была по развитию речи, на тему игра – викторина «Любимые сказочные герои». Я провела нетрадиционную форму занятия с детьми в форме игры- викторины. Это своеобразное закрепление, тех знаний и умений, которыми уже владеет ребенок.

Тема и задачи занятия соответствуют уровню умственно – психического развития детей. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта. Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всего НОД. С целью снятия напряжения, повышения работоспособности, а также активизации детей была организована физкультминутка.

По итогам, можно сделать следующие выводы: детям нравятся такие игры. Это вызывает у них азарт и, конечно же, проявляется интерес к деятельности.

Длительность занятия соответствовала гигиеническим нормам. Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.

Двигательная активность на воздухе проводилась следующим образом: вначале дети занимались самостоятельной деятельностью, а потом предлагались различные подвижные игры, «Воробушки и автомобиль», «Мы веселые ребята». Одежда детей соответствовала времени года. Выносной материал имеется, хранится в закрытой корзине и соответствует климатическим условиям. При проведении прогулки были соблюдены: структура, чередование видов деятельности. Была проведена работа по экологическому воспитанию.

Перед обедом проводилась беседа «Витамины укрепляют организм».

Источник

Методика организации обобщающей (итоговой) беседы с детьми. Виды бесед, их значение для познавательного и речевого развития детей.

Беседа – это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов. 

В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе. Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).

• Беседы на бытовые темы касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в которых сами участвуют. В беседах дети сообщают, с кем они живут дома, как зовут членов семьи, и где они работают, что они делают дома, как отдыхают; рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о посильной помощи взрослым, о бытовом труде матери; сравнивается обстановка дома и обстановка в детском саду.

Читайте также:  Практическое развитие художественных навыков у ребенка

• Беседы о труде взрослых в детском саду помогают детям осознать смысл деятельности сотрудников детского сада, создающих удобства и благополучие для всех детей.

• Беседы на темы общественной жизни уточняют представления детей о родном городе, о подготовке к праздникам в детском саду, в семье, на улицах.

• Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей.

• В беседах о любимых сказках и книжках дети вспоминают их содержание и высказывают свое отношение к героям.

Немало важно знать и то, что при подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы. Такой как запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.

Виды беседы могут быть разнообразны, например Е. Е. Флёрена разделила свои беседы по классификациям:

1. Вводная беседа – организует детей на тот или иной вид деятельности.

2. Беседа, сопутствующая действию и наблюдению детей – во время игровой деятельности.

3. Беседа заключительная или обобщающая – уточнить и закрепить опыт детей.

Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.

Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает соответствующее содержание. С учетом опыта и представлений детей определяются познавательные  и воспитательные задачи; объем словаря для активизации.

Например, в беседе на тему «Кто строит дом» (подготовительная к школе группа) могут быть закреплены знания о труде строителей, об их профессиях и сообщены новые знания – о профессии архитектора. В программное содержание необходимо включить задачу развития навыков разговорной речи, умения высказываться в коллективе, доказывать свою точку зрения, предусмотреть воспитательные задачи: воспитание уважения к людям труда; воспитание культуры речевого общения.

Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию, вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному – с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. В качестве эмоционального средства можно использовать картину, загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы.

В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приемов – уточнить мысль ребенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др.

Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания.

Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ).

Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.

Иногда в заключение беседы целесообразно ставить перед детьми четкие задачи для последующих наблюдений, задания, связанные с трудовой деятельностью (повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок).

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. Поставить вопрос – значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильной дошкольнику, но не очень простой.

Следует подчеркнуть, что вопросы в беседе, независимо от их типа, должны быть простыми и понятными для дошкольников. Если вопрос труден, воспитателю целесообразно самому ответить на него.

В беседе помимо вопросов используются такие приемы, как указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя. Указания имеют большое воспитательно-образовательное значение.

Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень активности. Одни дети очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе. При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Стеснительным ребятам следует помогать, задавая простой вопрос, поддерживая их высказывания. Застенчивых детей можно подготовить к беседе предварительно.

Речевая активность детей в беседе – один из показателей ее эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей приняли участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребенка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать детей умению вести разговор.

Источник