Анализ беседы о развитии ребенка
…Мы решили проверить, как воспитатели, пользуясь методом беседы, обеспечивают умственное и речевое развитие детей.
Нами были просмотрены конспекты 20 бесед, а также проанализированы опубликованные в печати записи 10 бесед. Анализ показал, что воспитатели используют беседы главным образом для выявления и закрепления знаний детей.
Вот типичное программное содержание: выявить и закрепить знания детей о Ленинграде; воспитать любовь к городу; воспитать навыки разговорной речи.
Поскольку в беседе, согласно дидактике, основным приемом определены вопросы, мы проанализировали их и выявили, что в беседах преобладающее положение занимали репродуктивные вопросы кто? что? где? какой? и т.д. Мы наблюдали и такие занятия, в течение которых не задавалось ни одного вопроса почему? зачем? для чего?, т.е. поисковых вопросов, направленных на установление причинно-следственных связей, на систематизацию знаний. На таких занятиях педагоги не учили детей самостоятельности мышления, не развивали способностей анализировать и обобщать накопленный опыт, а старались это сделать за детей.
Анализ речи показал, что в большинстве бесед дети пользовались однословными или простыми предложениями.
Таблица1
Односложные предложения | Простые предложения | Сложные предложения | Аргументированные суждения | |
Репродуктивные вопросы | 42 % | 46 % | 4,6 % | – |
Поисковые вопросы | – | – | 5,4 % | – |
Характерный пример из беседы «О зиме» (подготовительная группа).
Воспитатель | Дети |
Дети, сегодня мы с вами будем беседовать о зиме. Скажите, какая сегодня погода? Посмотрите в окно и скажите, что вы там видите? Чем покрыты деревья? А что лежит на крышах домов? Какой он? Какое же время года? | Холодная Снег идет, Машины ездят. Воробей на ветке сидит. Деревья за окном. Снегом. Тоже снег Белый. Зима. |
Обращает на себя внимание и другое: многословие воспитателя в сравнении с детской речевой пассивностью. Мы проанализировали с этой точки зрения все записанные нами беседы, и типичной оказалась, как и в приведенном примере, активность воспитателя, который говорил 2/3 занятия. В этом примере тридцать семь слов произнес взрослый, а десять детей сказали только семнадцать слов. От детей требовалось либо повторение, либо однословные, по преимуществу, реплики.
Это объясняется тем, что в беседе, как правило, не учитывается ее главная цель — анализ, обсуждение и обобщение полученных знаний о том или ином явлении, отсюда и структура беседы обеспечивает не осмысление, а простое запоминание фактов.<…>
Изучив историю развития этого метода обучения детей (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.И. Радина и др.), мы выделили те положения, которые не утратили своего значения до настоящего времени:
беседа — это итоговое занятие, которое требует предварительного накопления знаний об окружающем;
само накопление знаний должно быть определено сущностью того или иного явления, т.е. в содержании познавательного материала необходимо искать наиболее значимые и существенные (а не любые) факты, попадающие в поле зрения ребят; в процессе беседы анализ фактов должен обеспечить подведение детей к пониманию сущности явления — это и будет обобщение и систематизация знаний;
беседа должна способствовать образованию суждений, развитию сложных форм связной речи;
беседа — метод развития речи, поэтому каждый ребенок — участник ее — должен получить возможность активной речевой деятельности в процессе занятия.
Работу решили проводить на материале ознакомления с трудом взрослых. <…>
Программный материал, который мы распределили поэтапно, служил нам основой отбора содержания экскурсий. Знания, полученные опытным путем, становились базой для решения задач, определенных в беседе.
Для расширения и закрепления знаний, полученных в ходе экскурсий и наблюдений, мы использовали кино- и диафильмы, картины и разговоры со старшими, дидактические игры, рассказы из личного опыта; использовали знания детей, полученные в результате самостоятельной трудовой деятельности. <…>
…Для формирования представлений о труде взрослых мы использовали в качестве примеров некоторые виды человеческой деятельности, стремились четко определить место каждого в системе работы и использовали лишь те, которые максимально соответствовали содержанию работы на каждом этапе. В итоге проводилась беседа. Цель беседы заключалась в том, чтобы помочь детям проанализировать то, что они увидели и узнали, упорядочить, четче вычленить связи между фактами, явлениями с позиций значимости, социальной направленности труда, вызвать ответное отношение детей к труженикам данной профессии. Содержание бесед предусматривало решение важных задач в развитии речи, поскольку такой анализ предполагал самостоятельность участников беседы в формулировании суждений, выводов.
Чтобы решить поставленные задачи, мы строили беседу так: во-первых, количество репродуктивных вопросов, т.е. вопросов, обращенных к памяти, сократили до 20—25% и использовали их в основном как материал для последующего обсуждения; во-вторых, стремились сформулировать каждый вопрос таким образом, чтобы он обращался к мышлению, например, типичными были вопросы: «Почему в городе нужны и автобусы, и троллейбусы, и трамваи — разные виды транспорта?», «Для чего в магазине сделаны витрины?», «Как узнать, в каком доме находится библиотека?»
Некоторые вопросы, на первый взгляд, были похожи на репродуктивные, однако они вызывали мыслительную активность. Репродуктивный вопрос: «Расскажите, что видели в библиотеке, какая там обстановка?» («Какие удобства созданы в библиотеке для читателей?»)
Такая постановка вопроса дает возможность ребенку сразу оценить явление с определенных позиций, что предусматривает в основном работу мышления, а не памяти.
Основная нагрузка в беседе (до 60% вопросов) была возложена на поисковые вопросы почему? зачем? для чего? как узнал? До 20% составили вопросы, цель которых — подвести детей к самостоятельному формулированию выводов.
Как они между собой сочетались? Сначала задавали вопросы на восстановление опыта, затем — группу вопросов на осмысление, и далее обобщающий вопрос.
Например: «На чем вы сегодня приехали в детский сад?» — (вопрос требует воспоминания); «Почему приехали, а не пришли пешком?» (анализ); «Почему ваши мамы поехали на работу, а не пошли пешком?» (анализ); «Так для чего же нужен людям в городе транспорт?» (этот вопрос направлен на обобщение).
Формулируя вопросы, мы старались сделать их краткими, точными, такими, чтобы каждый ребенок в ответ на каждый вопрос мог выразить мысль по-своему, т.е. чтобы вся группа детей активно работала.
Воспитатель: «Зачем люди ходят в библиотеку?» Ответы детей: «Чтобы почитать книгу»; «Если какой-то книги в магазине не продают, люди идут в библиотеку и читают»; «Люди приходят в библиотеку, берут книгу и читают, а если книга одна, то читают в читальном зале». Такая формулировка полностью исключает однословные ответы. Дети стремятся доказать, объяснить свою точку зрения. Так, на вопрос: «Почему в библиотеке книги в нескольких экземплярах?» — дети вполне осознанно объясняют: «Придут люди, человек, а книгу взял другой. Так если бы не было по нескольку книг, то брал бы только первый человек, а второму бы не досталось».
Анализ речи детей в проведенных нами беседах показал значительное развитие их речевой деятельности в процессе бесед. Из этой таблицы видно, как поисковые вопросы влияют на качество речи детей, на развитие форм связной речи. Так, в наших беседах количество сложных предложений возросло в три-четыре раза. Появились аргументированные суждения, состоящие из двух или трех предложений.
Таблица 2
Односложные предложения | Простые предложения | Сложные предложения | Аргументированные суждения | |
Репродуктивные вопросы | 16 % | 18 % | – | – |
Поисковые вопросы | – | 8 % | 43 % | 15 % |
Ни в одной беседе воспитатель не говорил фразы: «Отмечай полным ответом», а старался так поставить вопрос, чтобы сам ребенок был вынужден высказаться полно, точно, чтобы его мысль стала понятной другим. В качестве обучающих приемов использовали прием Е.И.Тихеевой, предлагая соревноваться в более точном выражении мысли; предлагали детям поправить ответ товарища, сказать короче, красивее, точнее.
Воспитатель: «Для чего нужны книги?» Ответы детей: «Книги нужны людям, чтобы они все знали»; «Книги нужны, чтобы рассказать о том, что люди не видели и не слышали».
Во всех беседах ставились вопросы, требующие самостоятельного формулирования вывода. Нельзя сказать, что вся группа с этим легко справлялась, но ни разу не было случая, чтобы мы не получили ответа и чтобы воспитатель сам формулировал вывод, он только уточнял его, подчеркивая главное, одобрял верные ответы и т.д.
Воспитатель: «Для чего же нужен людям транспорт?» Ответы детей: «Он нужен для удобства»; «Из одного района транспорт помогает людям переехать в другой район»; «Транспорт везет быстро с работы домой»; «Он нужен, чтобы люди ехали, куда им надо».
Света: «Транспорт везет быстро с работы домой».
Сережа: «Он нужен, чтобы люди ехали, куда им надо». Благодаря применению вопросов поискового характера изменилось соотношение речевой активности детей в сравнении с воспитателем. В наших беседах педагог выполнял роль «дирижера», о чем говорила в свое время Е.И.Тихеева. Речевая активность воспитателя составила от ‘/4 до 1/3 речевых реакций участников, к тому же его активность оказалась принципиально иной. Он руководил мыслью детей менее частыми, но более сложными вопросами. Так, в нашей беседе о библиотеке воспитатель назвал 20 предложений (вопросы и уточнения), а дети — 107 предложений, причем в основном в сложных речевых формулировках.
В беседах воспитатели ставили вопросы и на воспоминание, их речевая активность иногда превышала детскую речевую активность. Например, в беседе «О родном городе» воспитатель назвал двадцать три предложения, дети — восемнадцать предложений, причем, в однословной или простой формах предложения.
Структура наших бесед отвечала следующим требованиям: мы старались провести беседу как бы в чистом виде, т.е. как ответы на вопросы, а остальные приемы, такие, как иллюстрации, загадки, отрывки из стихотворений, использовали в качестве репродуктивного элемента для оживления опыта, восстановления впечатлений.
Например, беседу о почте мы начали с показа сумки почтальона; беседу о библиотеке начали с загадки; беседу о Невском проспекте — с показа фотографий Невского проспекта.
Вопросы распределяли так, чтобы беседу можно было разделить на отдельные смысловые части, которые постоянно заканчивались бы обобщением.
В I части восстанавливали опыт, оживляли представления, эта часть — вводная.
Во II части устанавливали связи, анализировали конкретные факты с позиций зачем? почему? для чего? и т.д.
В III части подводили детей к формулировке обобщенных выводов, а также — и это, пожалуй, главное — подводили детей к осознанию своего отношения к людям-труженикам (вызывалась осознанная потребность в проявлении к ним заботы, участия в их делах).
Например, структура беседы о почтальоне (старшая группа).
I часть — узнавание предметов, принадлежащих почтальону.
II часть — собственно беседа о данной профессии: как узнать людей этой профессии среди других; в чем трудности данной работы; в чем радость труда или за что любят свою профессию.
III часть — формулирование вывода: за что уважают почтальона все люди; как дети могут проявить участие и заботу о людях этой профессии.
Каких результатов в основном мы добились в процессе нашей работы?
Мы убедились, что беседа требует серьезной предварительной работы по накоплению знаний у детей.
Беседы влияют на умственное и речевое развитие детей и обеспечивают систематизацию знаний, формирование обобщенных представлений об общественной значимости и коллективном характере труда взрослых в том случае, если вопросы направляют внимание детей на выявление и осознание существенного в изучаемом общественном явлении, на осмысление разрозненных представлений под определенным углом зрения. Преимущественное место поэтому должны занимать вопросы поискового характера, так как они оказывают положительное влияние на развитие связной речи; побуждают всех участников беседы к самостоятельным суждениям; дают возможность для организации соревнования (кто скажет правильнее, лучше). <…>
Печатается по изд: Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4. – С. 11-15.
Е.А. Флерина
Источник
Елена Сальникова
Анализ работы с детьми на каждый день
Содержание воспитательно-образовательной работы
1. Прием детей
2. Наблюдение за утренней гимнастикой
3. Дежурство в уголке природы
4. Беседа с детьми «В каше – польза наша»
Цель: Закрепить умения называть и различать названия круп и каш, формировать у детей представление о пользе каши, проинформировать детей из чего варят каши.
5. Подготовка к завтраку, дежурство по столовой
Цель: Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
6. Непосредственная Образовательная Деятельность
Развитие речи
Игра – викторина «Любимые сказочные герои»
Программное содержание: помочь детям вспомнить названия и содержание сказок.
Физическая культура
7. Наблюдение на прогулке
Цели: учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
8. Подготовка к обеду, обед.
Беседа «Витамины укрепляют организм»
Цель: продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием витамины группы «А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержаться.
9. Подготовка к дневному сну, дневной сон
Анализ воспитательно-образовательной работы
Прием детей проводился в помещении, во время утреннего приема было создано хорошее настроение как ребенку, так и его родителям (приветливо встретила ребенка). Проследила, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребенком деятельности помогла ему: предложила игрушку, подключить к играющим детям. Создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей.
Утренняя гимнастика проводилась в спортивном зале, длительность составляет 8-10 минут. Все дети в спортивной форме и чешках. Присутствовало музыкальное сопровождение. Комплекс утренней гимнастики № 25, источник картотека утренней гимнастики.
Самочувствие детей после гимнастики бодрое с хорошим эмоциональным настроем.
Подготовила сообщение о пользе каши (указанной в меню, продемонстрировала крупу. Так же, отметила заботу повара, о детях. Создать у детей положительное настроение к еде.
Дети дежурили в уголке природы: Тая В., Софья Б., Кирилл Л. Порядок и последовательность назначение детей на дежурство фиксируется на доске дежурных направленно на формирование и умении по уходу за растениями, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Помощь воспитателя заключалась в советах, вопросах, напоминаниях. В заключение работы дежурных, имела оценка дежурства. К оценке привлекались все дети.
Непосредственная Образовательная Деятельность была по развитию речи, на тему игра – викторина «Любимые сказочные герои». Я провела нетрадиционную форму занятия с детьми в форме игры- викторины. Это своеобразное закрепление, тех знаний и умений, которыми уже владеет ребенок.
Тема и задачи занятия соответствуют уровню умственно – психического развития детей. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта. Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всего НОД. С целью снятия напряжения, повышения работоспособности, а также активизации детей была организована физкультминутка.
По итогам, можно сделать следующие выводы: детям нравятся такие игры. Это вызывает у них азарт и, конечно же, проявляется интерес к деятельности.
Длительность занятия соответствовала гигиеническим нормам. Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.
Двигательная активность на воздухе проводилась следующим образом: вначале дети занимались самостоятельной деятельностью, а потом предлагались различные подвижные игры, «Воробушки и автомобиль», «Мы веселые ребята». Одежда детей соответствовала времени года. Выносной материал имеется, хранится в закрытой корзине и соответствует климатическим условиям. При проведении прогулки были соблюдены: структура, чередование видов деятельности. Была проведена работа по экологическому воспитанию.
Перед обедом проводилась беседа «Витамины укрепляют организм».
Источник
Методика организации обобщающей (итоговой) беседы с детьми. Виды бесед, их значение для познавательного и речевого развития детей.
Беседа – это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.
В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе. Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).
• Беседы на бытовые темы касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в которых сами участвуют. В беседах дети сообщают, с кем они живут дома, как зовут членов семьи, и где они работают, что они делают дома, как отдыхают; рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о посильной помощи взрослым, о бытовом труде матери; сравнивается обстановка дома и обстановка в детском саду.
• Беседы о труде взрослых в детском саду помогают детям осознать смысл деятельности сотрудников детского сада, создающих удобства и благополучие для всех детей.
• Беседы на темы общественной жизни уточняют представления детей о родном городе, о подготовке к праздникам в детском саду, в семье, на улицах.
• Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей.
• В беседах о любимых сказках и книжках дети вспоминают их содержание и высказывают свое отношение к героям.
Немало важно знать и то, что при подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы. Такой как запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.
Виды беседы могут быть разнообразны, например Е. Е. Флёрена разделила свои беседы по классификациям:
1. Вводная беседа – организует детей на тот или иной вид деятельности.
2. Беседа, сопутствующая действию и наблюдению детей – во время игровой деятельности.
3. Беседа заключительная или обобщающая – уточнить и закрепить опыт детей.
Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.
Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает соответствующее содержание. С учетом опыта и представлений детей определяются познавательные и воспитательные задачи; объем словаря для активизации.
Например, в беседе на тему «Кто строит дом» (подготовительная к школе группа) могут быть закреплены знания о труде строителей, об их профессиях и сообщены новые знания – о профессии архитектора. В программное содержание необходимо включить задачу развития навыков разговорной речи, умения высказываться в коллективе, доказывать свою точку зрения, предусмотреть воспитательные задачи: воспитание уважения к людям труда; воспитание культуры речевого общения.
Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию, вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному – с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. В качестве эмоционального средства можно использовать картину, загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы.
В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приемов – уточнить мысль ребенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др.
Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания.
Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ).
Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.
Иногда в заключение беседы целесообразно ставить перед детьми четкие задачи для последующих наблюдений, задания, связанные с трудовой деятельностью (повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок).
Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. Поставить вопрос – значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильной дошкольнику, но не очень простой.
Следует подчеркнуть, что вопросы в беседе, независимо от их типа, должны быть простыми и понятными для дошкольников. Если вопрос труден, воспитателю целесообразно самому ответить на него.
В беседе помимо вопросов используются такие приемы, как указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя. Указания имеют большое воспитательно-образовательное значение.
Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень активности. Одни дети очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе. При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Стеснительным ребятам следует помогать, задавая простой вопрос, поддерживая их высказывания. Застенчивых детей можно подготовить к беседе предварительно.
Речевая активность детей в беседе – один из показателей ее эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей приняли участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребенка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать детей умению вести разговор.
Источник