Актуальные вопросы раннего развития ребенка
Мария Петрова
Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста
Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста.
Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок проходит огромный путь развития. В этот период складываются формы общения со взрослыми, появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ними, развивается наглядно-образное мышление, развивается память, воображение, происходит освоение пассивной и активной речи, устанавливаются первые связи слова с предметом, складывается манипулятивная и предметная деятельность, а на ее основе – сюжетная игра, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности.
Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Рассмотрим проблемы с которыми сталкиваются родители при воспитании детей раннего возраста.
Наиболее часто встречающиеся проблемы родителей:
1. Детские истерики.
2. Ребенок кусается и дерется с мамой.
3. Приучение к горшку.
4. Ребенок конфликтует и дерется с другими детьми.
5. Как отучить ребенка от соски и бутылочки.
6. Ребенок не разговаривает.
Остановимся на одной из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться родителям малышей – детские капризы и истерики.
Истерика у ребенка относится к состоянию крайнего нервного возбуждения, которое приводит к потере детского самообладания. Детские истерики чаще всего проявляются плачем, громким криком, катание по полу, а так же размахиванием руками и ногами. Прибывая в таком состоянии, ребенок не способен адекватно реагировать на обращенную к нему речь и не способен воспринимать обычные методы общения, направленные на него.
Взрослея, у детей появляются личные интересы, желания, которые зачастую расходятся с желаниями взрослых. Если ребенку не удается добиться своего, то он испытывает раздражение и злость.
Выделяют типичные ситуации,провоцирующие состояние истерики:
• неспособность выразить вербально личное недовольство;
• стремление привлечь к себе внимание;
• желание достичь что-то очень важное и необходимое;
• недосыпание, утомление, чувство голода;
• болезнь или состояние после болезни;
• желание подражать сверстникам и взрослым;
• чрезмерная опека и патологическая строгость взрослых;
• отсутствие выраженного отношения к отрицательным и положительным поступкам ребенка;
• невыработанная система наказаний и поощрений ребенка;
• отрыв от интересного занятия;
• ошибки воспитания;
• слабый и неуравновешенный склад нервной системы;
Столкнувшись с таким явлением, родители зачастую не знают как правильно себя вести с малышом и желают только того чтобы истеричные капризы прекратились как можно быстрее, они начинаются метаться, успокаивать, утешать и мигом удовлетворять все запросы и исполнять все желания. Но, в большинстве случаев, от такого поведения истерика у детей только усиливается и продолжается дольше.От поведения взрослых зависит много: будут ли эти истерики продолжаться постоянно или прекратятся после нескольких неудачных попыток.
Истерики зачастую непроизвольны, их особенностью выступает то, что ребенку очень сложно справиться со своими эмоциями.
Взрослым необходимо учитывать, что детская истерика, являясь сильной эмоциональной реакцией подкрепляется агрессией, раздражением, отчаянием. Во время приступа ребенок слабо контролирует моторику, именно поэтому бывают случаи, когда ребенок бьется головой об стену или пол, в то же время практически не ощущая боли.
Особенностью приступов выступает то, то они появляются как следствие неприятного известия или обиды, усиливаясь при внимании окружающих и быстро прекращаясь после исчезновения заинтересованности окружения.
Первые истерики возникают после года и достигают пика капризности, а так же упрямства в 2,5-3 года. Возраст трех лет получил название «кризис трех лет». В кризисный период истерические приступы способны случаться по любому поводу и достигать до 10 раз в день. Для них характерны истерические протесты и упрямство. Нередко родители не могут понять, как некогда послушный ребенок превратился в устраивающего истерики по самому незначительному и любому поводу.
В зависимость от причин детских истерик,они подразделяются на два типа:
• истерика манипулятивная
• истерика характера.
В первом случае ребенок использует истерику как средство манипуляции взрослыми. Поведение может быть направлено на людей, а может принимать форму слов и поступков. Злые и доведенные до предела дети, могут бить, толкать или кусаться. Такая модель поведения является проявлением бунта ребенка, против того, что что-то не допускается и против того, что он так много может сам (ходить, говорить и пр., а ему многое запрещают.
Второй тип более сложен в психологическом плане. Если ребенок начинает вести себя неадекватно, это может быть связано с радикальными изменениями, которые произошли в его жизни. Например, стресс с появлением новых членов семьи, отсутствие общения между родителями, посещение детского сада, все это может вызвать детскую истерику.
Истерики у детей 1,5-2 лет возникают на фоне нервного перенапряжения и усталости, поскольку психика еще не устоялась, ближе к 2-м годам капризы превращаются в своеобразную манипуляцию и выступают способом достижения своих требований. В 2 года ребенок уже постиг смысл слов «нет», «нельзя», «не хочу» и успешно начинает пользоваться этими формами протеста. Это происходит потому, что он не способен бороться убеждением или силой слов и действует необузданным поведением.
Возраст3-х лет отмечается следующими характеристиками: ребенок желает ощутить себя самостоятельным и взрослым, зачастую имеет собственное «хочу» и старается отстоять его перед взрослыми. Возраст 3-х лет причисляют ко времени находок и открытий, а также осознания себя личностью. У детей этот период проявляется по-разному, однако основными симптомами выступают крайнее упрямство, своеволие, негативизм.
Что делать родителям во время истерик детей раннего возраста?
Так как истерика для ребёнка является доступным средством для получения желаемого, то, поняв один раз, что данный способ срабатывает, использовать его он будет довольно часто. Остановить истерики возможно только не проявляя во время них никаких уступок.
Для начала следует глубоко вздохнуть и успокоиться – истерика вечно длиться не будет, ребёнок «перерастёт», станет понимать и оценивать свои действия.
Обязательно нужно дать понять ребенку, что его истерики не страшны и он ничего ими не добьется, его требования не будут выполнены, потому что он устраивает истерику.
Родителям не стоит показывать, что они злы на ребенка и собираются его наказать. Спокойствие и настойчивость дадут ребенку понять, что он поступает как-то не так, и что поведение нужно изменить.
При возникновении истерики,родителям следует соблюдать ряд простых правил:
• не менять своих решений;
• не пытаться насильно взять ребенка на руки;
• не поднимать ребенка с пола, если он на него улёгся;
• не оставлять его одного;
• контролировать своё эмоциональное состояние;
• стараться переключить внимание ребенка на какие-либо предметы, интересные действия;
• не обращайте внимания на комментарии окружающих.
Отучить ребенка от истерик возможно, если не заострять внимание на плохом поведение и не пытаться его сломить. Ломка характера ни к чему хорошему не приведет, однако вседозволенность нельзя допускать.
Ребенок не должен решить, что истерикой можно всего добиться. Самое мудрое, что в этой ситуации способны сделать взрослые – отвлечь внимание или переключить внимание на что-либо другое.
Например, предложить посмотреть любимые мультики, вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже на пике истерики, то это не сработает. В данном случае приступ истерики следует переждать.
Если ребенок закатывает истерики, когда вы находитесь дома, то настойчиво скажите ему, что поговорите с ним после того, как он остынет, а сами продолжайте заниматься личными делами. Очень важно родителям оставаться спокойными и владеть эмоциями. После того, как малыш успокоится, скажите ему, что любите его, однако своими капризами он ничего не добьется.
В случае если истерика произошла в общественном месте, то по возможности лишите малыша зрителей. Не стоит обращать внимание на взгляды посторонних людей, которые будут осуждать. Уступив однажды, для избегания скандала, следует быть готовым, что дальше придется действовать также.
Как избежать истерики у ребенка? Наблюдая за ребенком, старайтесь понять, какое состояние приближает истерику. Это могут быть легкое хныканье, поджатые губы, сопение. При первых признаках старайтесь переключить внимание ребенка на что-то интересное. Этот прием эффективен в случае, если истерика еще не разгорелась. Если приступ начался, то этот метод не понесет желаемых результатов.Используя следующие простые правила можно избежать истерических приступов:
• полноценный отдых, соблюдение режимных моментов;
• не допускать переутомления;
• уважительно относится к досугу малыша, позволять ему играть достаточное время;
• прояснять чувства ребенка («Ты сердишься потому что…»);
• у ребенка должно быть право выбора;
Приложение. Что пишут родители о проблемах своих детей?
1. Детские истерики.
2. Ребенок кусается и дерется с мамой
3. Приучение к горшку.
4. Ребенок конфликтует и дерется с другими детьми.
5. Как отучить от соски и бутылочки.
6. Ребенок не разговаривает.
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. А.И. ГЕРЦЕНА»
Институт детства
Кафедра
Дошкольной педагогики
Реферат на тему
“Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста”
Выполнила:
Студентка 3 курса ЗО
Петрова А.В.
Группа ДО-4-14
Санкт – Петербург
2016
Дети должны считаться, по общепринятому мнению, счастьем и великим благом в жизни. Однако очень часто в повседневных реалиях можно встретить выбившихся из сил пап и мам. Радость от общения с собственным ребенком могут легко нарушить ошибки, совершаемые по неопытности молодыми родителями.
Современным родителям приходится сталкиваться с множеством проблем, касающихся развития и воспитания детей раннего возраста. Особо важно при рассмотрении проблем современных родителей выделить не только наиболее популярные и оглашаемые, но и глубинные, сопровождающие каждый день напоминанием о себе. Ранний возраст ребенка –от 1 года до 3 лет, поэтому будет составлен рейтинг, касательно детей этого возраста.
- Ребенок не говорит. Открыто огромное количество форумов и тем, топиков на данную тему, ниже изложены примеры.
2. Ребенок раннего возраста не ходит на горшок
3. Ребенок не спит днем.
4.Ребенок не слушается
5. Чувство вины перед ребенком. По мнению множества современных психологов, проблема чувства вины перед ребенком всплывает у каждого родителя, даже у того, кто прикладывает все усилия для его правильного воспитания и ухода.
Наиболее популярной и интересной проблемой является отсутствие разговорной речи у ребенка раннего возраста. Недоразвитие речи может усугубить упрямство, своеволие и истерические реакции малыша. Родители, замечающие отставание развития речи у ребенка обязательно должны обратиться к неврологу, при необходимости пройти обследование и начать лечение. С целью развития речь необходимо применение различных методик. Рассмотрим некоторые из них.
Еще Павлов говорил об использовании мышечных ощущений, которые ведут от речевого органа к коре головного мозга. Так ребенок, повторяя мимику матери, начинает говорить. Но после семи месяцев имитация мимики у детей начинает ослабевать, поэтому в более старшем возрасте нужно искать другой путь. Было замечено, что развитие движений пальцев рук (которое не всегда совпадает с развитием общей моторики) всегда совпадает с речевым развитием. Когда отстает развитие моторики пальцев, отстает и развитие речи.
Особенное значение имеет период противопоставления большого пальца другим. Работу по тренировке детских пальчиков можно начинать с семи месяцев. При движениях пальцев левой руки будет развиваться правое полушарие мозга, а развитие левого полушария будет зависеть от подвижности пальчиков правой руки. Давайте малышу катать шарик из пластилина, купите ему крупные деревянные бусы.
После полутора лет можно давать более сложные задания:
-застегнуть пуговицу;
-завязать узел;
-шнуровать.
При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 – 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).
Используются самые разнообразные приемы. Так, важное значение в рассматриваемом нами возрасте имеет образец построения предложения педагогом, но само предложение должно быть достаточно сложным, с использование наречий, союзов. Детям 2 – 3 лет удается уже повторить образец элементарного рассказа – описания. Способы действия с игрушками взрослый не только сам показывает детям, но и может предложить им придумать, как, например, можно успокоить зайца, что выбрать кукле, если будем угощать ее чаем, и т.д. Таким образом, вместе с развитием речи мы развивает у детей мыслительные операции, учим устанавливать простейшие связи (накормили зайца – он успокоился, пьем чай – нужна соответствующая посуда и т.д.). Все это крайне важно для формирования инициативности, элементарного творчества (перенос способов действий в самостоятельные игры).
Известно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др. Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Кстати, вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме.
Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
С ребенком следует заниматься логопедическим массажем, играми на подражание, развитие слухового восприятия и т.п.
Собственные советы родителям, столкнувшимся с такой проблемой. В любой сложной ситуации, связанной с развитием речи ребенка, родителям следует оставаться в спокойном состоянии, сохранять понимание того, что ребенку необходима помощь. В первую очередь стоит обратиться к неврологу, который вызывает доверие у родителей.
Важно отметить, что интрига, интерес к игре и положительный настрой играют решающую роль в стремлении ребенка ознакомиться с новой информацией. Во время прогулок, совместного быта, необходимо как можно больше общаться с ребенком, не отвечать за него и побуждать обращение к себе. У ребенка должна быть сформирована положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них. Еще одно необходимое условие – все игры должны сопровождаться речью, желательно стихами, которые в раннем возрасте запоминаются и воспринимаются легче.
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА
Институт Детства
Кафедра дошкольного образования
Дисциплина
«Педагогика дошкольного образования»
Реферат
«Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста для родителей»
Выполнила:
студентка 3 курса
группа ДО-4-14
Ельмеева Е.Г.
2016г.
Какие проблемы воспитания и развития детей от года до трех лет больше всего волнуют молодых мам и пап? Чтобы это проанализировать, я выбрала Петербургский форум для родителей https://forum.littleone.ru/. В разделе «От года до трёх» создано 7960 тем и 509685 сообщений. Судя по количеству тем, родители озабочены многими вопросами касающихся здоровья, воспитания, развития детей.
В этом разделе я выделила 10 наиболее обсуждаемых тем:
№ 1 «Читаем двухлеткам» (36 667 сообщений, 1 264 281 просмотр)
https://forum.littleone.ru/showthread.php?t=5053273
№ 2 «Ребёнок ничего не говорит-II» (24 775 сообщений, 1 662 162 просмотра)
https://forum.littleone.ru/showthread.php?t=383774
№ 3 «Всё о рейме, лесси, кэрри, куоме, экко и прочей мембранной обуви» (20 289 сообщений, 979 179 просмотов)
https://forum.littleone.ru/showthread.php?t=3642846
№ 4 «Вальгусная постановка стоп»(10 483 сообщения, 749 232 просмотра)
https://forum.littleone.ru/showthread.php?t=103723
№ 5 «Очередной конфликт на площадке»(10 153 сообщения, 442 829 просмотров)
https://forum.littleone.ru/showthread.php?t=5587715
№ 6 «Невысокие дети!» (7 850 сообщений, 372 020 просмотров)
https://forum.littleone.ru/showthread.php?t=76921
№ 7 «Беспедальный велосипед для самых маленьких. Кто-нибудь видел у нас?» (7 152 сообщения, 373 269 просмотров)
https://forum.littleone.ru/showthread.php?t=490669
№ 8 «Обсуждение игрушек… Будем обсуждать? 1- 3 года» (5 551 сообщение, 599 775 просмотров)
https://forum.littleone.ru/showthread.php?t=1687847
№ 9 «В LEGO DUPLO мы играем, хвастаемся, обсуждаем-2» (4 968 сообщений, 281 543 просмотра)
https://forum.littleone.ru/showthread.php?t=6899516
№ 10 «Разница между детьми 2 года. Как справиться?» (4 862 сообщения, 293473 просмотра)
https://forum.littleone.ru/showthread.php?t=5159157
Проанализировав данные сайта, я сделала вывод, что большую часть родителей интересует тема «Читаем двухлеткам». Она активно обсуждается, об этом говорит большое количество сообщений (36 667), поступивших в эту рубрику, и ещё большее количество просмотров – 1 264 281.
Из вышеперечисленных тем меня заинтересовала тема «Ребенок ничего не говорит», т.к. одна моя знакомая «молодая мамочка» столкнулась с этой проблемой, и мне хочется ей помочь, разобраться в данном вопросе.
Итак, если малыш в 1 год не говорит ни слова, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок – мальчик. Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.
Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с “речевыми” детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.
Значительную роль в возникновении нарушений речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены локусы хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Однако, в некоторых случаях, ведущей причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция).
В зависимости от уровня поражения, существуют различные варианты речевых нарушений:
- Наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков называется дислалией. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно “научить” мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.
- При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (язык, нёбо, губы) возникает дизартрия. Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания – ДЦП, органическое поражение мозга. Однако, часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае на много трудней и желательна совместная работа логопеда и невролога.
- При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).
- Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых, а в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников (словарный запас бедный, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение), такое состояние называется моторная алалия. Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы.
- Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется сенсорная алалия и возникает тоже при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.
- Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться не правильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией. У детей это встречается редко, но всегда в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи требуются экстренные меры диагностики и лечения.
- В детском возрасте также встречается реактивный мутизм. Это немота, возникшая у ребенка владеющего речью, как невротическое проявление. Но могут похожим образом начинаться и психиатрические заболевания.
- Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. Оценка вербальной и невербальной сторон интеллекта важна для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения.
- Нельзя забывать, что речь формируется как подражание услышанному. Очень часто родители не догадываются, что у ребенка нарушен слух.
Нельзя недооценивать роль речевой функции на формирование ребенка. Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.
Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем специалистов.
Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?
- Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
- Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
- Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.
- Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
- При необходимости начать лечение и логопедические занятия.
Ниже приводится тест, по которому можно оценить способность ребенка говорить и понимать сказанное:
1-2 ГОДА
Слушание и восприятие:
Показывает ли ребенок по просьбе части тела?
Выполняет ли простые команды “Кати мяч”, “Обними куклу”, “Найди ботинки”?
Слушает ли простые стихи, сказки, потешки, песенки?
Показывает ли по просьбе изображения на картинках?
Речевое развитие:
Начинает ли ребенок задавать вопросы, например, “Где кошка?”
Появляются ли простые предложения, например: “Дай пить”?
Появляются ли в его речи новые звуки?
Говорит ли он больше с каждым месяцем?
2-3 ГОДА
Слушание и восприятие:
Выполняет ли он двухступенчатую инструкцию, например: “Куклу положи спать, а мишке дай суп”?
Понимает ли различия между словами: иди-стой, большой-маленький, верх-низ?
Различает ли “домашние звуки”: телефонный звонок, звук телевизора, хлопанье дверью?
Речевое развитие:
Просит ли ребенок у Вас то, что ему нужно?
Может ли он назвать словами практически все?
Появились ли у него предложения, состоящие из двух-трех слов?
Легко ли Вы понимаете то, что говорит ребенок?
Если на все вопросы ответили “да” – ХОРОШО – восприятие и речевое развитие соответствует возрасту.
В ответах встречается:
Одно-два “нет” – ВНИМАНИЕ – есть основание для беспокойства.
Три и больше “нет” – ДЕЙСТВУЙТЕ – Вашему ребенку может быть необходима помощь специалистов. Проконсультируйтесь у педиатра, психиатра, невролога, логопеда, психолога.
Существуют рекомендации, которые помогают развить речь наших малышей. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов
“Сидит белка…”
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
“Дружба”
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в “замок”).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
“Кольцо”
- кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
- то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
- те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;
“Пальцы здороваются”
- Соединить пальцы обеих рук “домиком”. Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
“Сгибание-разгибание пальцев”
- поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
- выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
- согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
- выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
“Бочонок с водой”
- согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.
Развитию ручной моторики способствуют также:
- Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
- Нанизывание бус, бисероплетение;
- Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
- Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
- Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
- Рисование по точкам, пунктирным линиям;
- шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
- можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
- собирать различные мозаики.
Массаж рук.
Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
- Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
- Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
- Упражнение “Сорока-белобока”
- Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
- Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
- Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
- Интенсивное растирание каждого пальца
- Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон
- “Пальцы ложатся спать”: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:
Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и взрослому и ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.
Очень много даётся советов по этой теме на форуме. Молодые родители советуют друг другу ноотропные средства, логопедов, неврологов:
Я считаю, что родители должны со своей стороны приложить усилия и заниматься со своим ребенком и пальчиковой гимнастикой и массаж ручек делать, лепить, и т.д., а также просто больше общаться со своим ребенком и создать условия для его общения со сверстниками. И не боятся обращаться к квалифицированным специалистам. Ведь выбор способов лечения все равно остается за родителями.
Список используемой литературы:
https://www.defectolog.ru/specialists/1006/?x=1&theme=481
https://www.defectolog.ru/articles/18/?x=1&theme=51
https://www.defectolog.ru/articles/20/22/?x=1&theme=40
https://sarclinic.ru/index.php/o-kompanii/stati/109-detskie-zabolevaniya/449-pochemu-rebenok-plokho-govorit-ne-govorit-kak-nauchit-rebenka-govorit-razgovarivat?yclid=1615685874732239235
Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М., 2001.
Источник