Актуальные проблемы развития ребенка с зпр
Ведущими специалистами в области коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР являются психологи и дефектологи. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР проводится уже не одно десятилетие. За это время были открыты специальные дошкольные учреждения, школы и классы, подготовлены и испытаны специальные программы развития и обучения детей в ДОУ и школах. И несмотря на это проблема оказания коррекционной помощи детям с ЗПР продолжает оставаться актуальной. Причин такого положения несколько. Выделим самые заметные.
Изучение задержки психического развития начиналось со школьников. Даже первоначальное наименование этой категории детей звучало, как «дети с затруднениями в усвоении школьных навыков». Поэтому психолого-педагогические исследования и методические рекомендации были, в основном, адресованы детям школьного возраста. Однако в этом возрасте оказывается трудным, а иногда и невозможным преодолеть так называемую задержку, которая во многих случаях уже имеет не темпово-возрастной (задержанный), а принципиально иной характер. Для такого вывода понадобились годы работы специалистов разных профилей, в том числе и клиницистов. Со временем стало ясно, что первостепенным является оказание коррекционно -развивающей помощи детям дошкольного возраста: нужны специальные методы ранней диагностики и коррекции ЗПР, установление взаимосвязей и преемственности в работе дошкольных и школьных учреждений. Эти проблемы еще только в стадии разрешения.
Психологическая диагностика учащихся с ЗПР до недавнего времени базировалась на общепринятых в педагогической и возрастной психологии, хотя и адаптированных для детей с ЗПР, методах. Они позволяют выявить отклонения от средневозрастной нормы в состоянии тех или иных психических функций, интеллекта и эмоционально-волевой сферы детей. На основе диагностики может быть составлена индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы психолога с определенным ребенком. Однако здесь возникают, как минимум, две проблемы.
Первая заключается в том, что использование общих психологических методов диагностики и традиционной психологической коррекции оказывается недостаточно эффективным в условиях работы с детьми, имеющими различного рода отклонения в психическом развития (У. В. Ульенкова, О.В.Лебедева, 2002; Н. Я.Семаго, М.М.Семаго, 2001).
Вторая проблема — это недостаточное количество психологов даже в условиях школы для детей с ЗПР. Таким образом, не все дети могут получить психологическую помощь. Кроме того, профессиональная подготовка психологов, за редким пока еще исключением, не готовит их к работе в специальных образовательных учреждениях. Иначе говоря, самая необходимая коррекционная психологическая помощь школьникам с ЗПР либо отсутствует, либо недостаточно эффективна.
В педагогических программах обучения детей в специальных школах или классах психологическая составляющая сравнительно невелика. Она ограничивается, в основном, такими параметрами, как комплектация классов, продолжительность и режим уроков и занятий, темп прохождения программного материала и его объем. Психологические приемы в обучении детей с ЗПР имеют рекомендательный характер и личностно не ориентированы. Компенсировать такое положение могли бы специально подготовленные педагоги, однако процесс обучения детей с ЗПР часто осуществляется учителями, познающими особенности этой категории учащихся с началом своей деятельности в специальной школе.
Не лучше пока обстоит дело и в отношении дошкольников. Характеризуя состояние организации психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии, У. В. Ульенкова и О. В. Лебедева (2002) подчеркивают, что ЗПР представляет собой форму отставания ребенка в развитии, которая принципиально может быть компенсирована адекватными его состоянию психолого-педагогическими средствами и при определенных микросоциальных и психолого-педагогических условиях, причем в раннем и дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте при условии продолжения коррекции психического развития, начатой до школы, возможна компенсация основных дефектов развития у детей с наиболее сложными формами ЗПР. Однако чаще всего эта возможность не реализуется. Авторы считают, что причина заключается не только в недостаточно грамотной работе практического психолога и отсутствии специально подготовленных кадров педагогов. Все гораздо сложнее: не разработаны методологические подходы к организации дифференцированной диагностической и коррекционной помощи детям с трудностями в развитии — переживается дефицит научно-методических разработок, которые могли бы оказать помощь учителям, воспитателям, психологам в работе с этой категорией детей.
Проблемы организации коррекционной работы, выявленные опытным путем за предшествующие десятилетия, сейчас решаются силами многих специалистов. Опять же ведущая роль здесь принадлежит психологам. Систематизация накопленных знаний, обобщение методических разработок в области психологической диагностики и коррекции детей с отклонениями в развитии — одна из первоочередных задач психологии специального образования. Один из вариантов решения этой задачи предложен У. В. Ульенковой и О.В.Лебедевой (2002). Авторы разработали концептуальную организационную модель специальной психологической помощи детям с ЗПР на этапах раннего онтогенеза, выделили принципы типовой модели педагогической коррекции развития детей с ЗПР и принципы индивидуализированной модели коррекции ЗПР.
Педагогические стратегии, в том числе и логопедические, должны опираться на результаты психологической диагностики, которые не только характеризуют особенности ребенка на момент обследования, но и позволяют сделать прогноз в отношении его дальнейшего развития, определить его компенсаторные возможности. Так, учитывая данные психологической диагностики, педагог может наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход к ребенку, повысив тем самым вероятность успешности коррекции дефекта и возможности жизненной состоятельности ребенка.
Одними из наиболее перспективных в совершенствовании коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР в настоящее время являются нейропсихологические методы диагностики и коррекции. Эта область науки, основоположником которой является А. Р. Лурия, в отношении детского возраста находится еще только в стадии развития, однако сделано уже немало. Характеризуя возможности нейропсихологии детского возраста, А. В. Семенович (2001, 2002) говорит о том, что нынешняя общепопуляционная дизонтогенетическая картина становится все более полиморфной и не всегда поддается традиционным методам коррекции. Проблема отклоняющегося развития может быть решена с помощью использования синдромного психологического анализа. Применение этого метода позволяет вскрыть механизмы нарушений и решить дифференциально-диагностическую задачу. В силу своей высокой разрешающей способности нейропсихологическое обследование позволяет также выявить у детей не только значительные, но и нерезко выраженные отклонения в развитии тех или иных психических функций, т. е. определить детей, входящих в «группу риска» (Л. С. Цветкова, 2001).
Нейропсихологический подход позволяет разработать специфические, особым образом ориентированные коррекционные программы, в которых формирование «отставших» функций осуществляется в деятельности не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими психическими функциями, а также во взаимодействии с определенными зонами мозга. Коррекционная работа строится с учетом структуры и иерархии конкретного варианта психического развития; причин, определяющих имеющийся у ребенка уровень сформированности базовых составляющих развития. Нейропсихологическая коррекция осуществляет формирование психических функций и систем в соответствии с нормативной последовательностью их развития в онтогенезе. При этом осуществляется постоянный контроль за динамикой развития ребенка в процессе коррекции (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, 2001).
Коррекционно-развивающие и обучающие программы, а также методики, в основе которых лежит нейропсихологический подход, уже существуют и начинают применяться в практике, в частности: методика формирующего обучения, разработанная Л. С. Цветковой и ее коллегами (2001); комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация, разработанная А. В. Семенович и коллективом авторов (2002); нейропсихологическое сопровождение обучения, предложенное А. Л. Сиротюк (2003).
Среди коррекционно-развивающих программ и методик, разработанных в недавнее время и адресованных психологам, есть и такие, которые посвящены формированию у детей определенных психических функций, процессов или навыков, развитие которых служит основой для нормализации всего психического статуса ребенка. Так, методика, разработанная Н. М. Пылаевой и Т. В.Ахутиной (1997), направлена на формирование программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Предложенная авторами схема совместной деятельности взрослого и ребенка по усвоению программы действий с числовым рядом основывается на принципе поэтапного формирования умственных действий, сформулированного П.Я.Гальпериным. Она позволяет перейти от развернутого поэлементного действия с внешним контролем к самостоятельной деятельности по интериоризованной (перенесенной во внутренний план, свернутой) программе, сопровождающейся самоконтролем.
Формированию базовых составляющих психического развития ребенка посвящены программа развития произвольной регуляции деятельности и программа формирования пространственных отношений, разработанные Н.Я.Семаго (1998, 2000).
Следует отметить, что нейропсихологическое сопровождение только-только начинает реализовываться в практике работы детских учреждений, преимущественно дошкольных. Дошкольный возраст, безусловно, — самый актуальный для коррекционно-развивающего воздействия. Однако школьники с выраженной задержкой или какими-либо неявными отклонениями психического развития также остро нуждаются в профессиональной диагностической и коррекционной психологической помощи. Эта проблема, как говорилось выше, пока не разрешена ни в аспекте организации, ни в аспекте содержания психологической составляющей школьного обучения детей с ЗПР, в том числе и в аспекте психологического сопровождения работы логопеда.
Контрольные вопросы
1. Чем может быть обусловлена и как проявляетсязадержка психического развития у ребенка?
2. Каковы психологические особенности младших школьников с ЗПР?
3. В чем проявляется специфичность речевого развития младших школьников с ЗПР?
4. Охарактеризуйте влияние задержки психического развития на овладение детьми школьными навыками.
5. Каков прогноз в отношении коррекции у детей задержек психического развития церебрально-органического генеза и задержек с первичным нарушением эмоционально-волевой сферы?
6. В чем заключаются проблемы, связанные с оказанием психолого-педагогической помощи школьникам с ЗПР?
Вопросы для самостоятельной работы
1. Проведите сравнительный анализ имеющихся клинических классификаций задержки психического развития у детей.
2. Ознакомьтесь с психологической классификацией отклоняющегося развития Н.Я.Семаго и М.М.Семаго. В чем ее отличие от других классификаций и какова возможная роль в организации коррекционной и развивающей работы с детьми?
3. Как в работах А. В. Семенович, Н. Я. Семаго и М. М. Семаго определяется понятие «отклоняющееся развитие»?
4. Обоснуйте взаимосвязь психолога и педагога в работе с
детьми с ЗПР.
5. По каким направлениям осуществляется психолого-педагогическое обследование младших школьников? В чем заключается своеобразие обследования детей с ЗПР?
Основная литература
1. Белый Б. И. Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с ЗПР // Дефектология. 1989. №4.
2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании
детей с ЗПР.- М., 2002.
3. Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы
клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. № 6.
4. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в
развитии.— М., 1973.
5. Глезерман Т. Б. Мозговые дисфункции у детей. — М,
1983.
6. Демьянов Ю. Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями в усвоении элементарных школьных навыков.— Автореф. дисс. … канд. мед. наук.— Л.,
1970.
7. Дети с задержкой психического развития /Под ред.
Т.А.Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной.— М., 1984.
8. Диагностика и коррекция задержки психического раз
вития /Под ред. С. Г. Шевченко.— М., 2001.
9. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления млад-
ших школьников, отстающих в развитии.— М., 1973.
10. Корнев А. Н. Дислексия, ее клинико-психологическое
изучение при задержке психического развития и олигофрении
у детей.— Автореф. дис. … канд. мед. наук.— Л., 1982.
11. Лалаева Р. И. Характеристика и структура речевого дефекта у младших школьников с задержкой психического развития // Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. — СПб., 1996.
12. Лебединский В. В. Нарушение психического развития.- М., 1985.
13. Логинова Е.А. Особенности усвоения детьми с ЗПР
школьных навыков // Мат-лы межд. конф.: Здоровье ребенка
современного города.— СПб., 2002.
14. Лубовский В. И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с ЗПР // Дефектология. 1972. № 4.
15. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.— М., 1989.
16. Мальцева Е. В. Особенности нарушения речи у детей с
ЗПР // Дефектология. 1990. №6.
17. Марковская И.Ф. Задержка психического развития.
Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М.,
1997.
18. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития // Дефектология. 1977. №6.
19. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития: для членов МП К и работников специальных школ /Сост. К.С.Лебединская.— М.,1980.
20. Никашина Н.А. Педагогическое изучение детей с ЗПР
//Дефектология. 1977. № 5.
21. Психология детей с задержкой психического развития:
Хрестоматия /Сост. О. В. Защиринская. — СПб., 2003.
22. Рейдибойм М. Г. Задержка психического развития у
детей // Дефектология. 1977. №2.
23. Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы
диагностической и коррекционной работы психолога.— М.,
2001.
24. Тригер Р. Д. Некоторые особенности младших школьников с ЗПР в овладении грамматическим строем речи // Дефектология. 1987. № 5.
25. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития.— Н.Новгород, 1994.
26. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.
27. Цыпина Н.А. Специальная подготовка детей с ЗПР к
усвоению основ наук как важнейший принцип их обучения
//Дефектология. 1981. №2.
28. Чупров Л. Ф. Особенности произвольного внимания и
познавательной деятельности младших школьников с ЗПР
//Дефектология. 1981. №6.
29. Шевченко С. Г. Особенности усвоения элементарных
общих понятий детьми с ЗПР // Дефектология. 1976. №4.
Дополнительная литература
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /Под ред. Л.С. Цветковой.— Москва — Воронеж, 2001.
2. Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических
методов в школе // Школа здоровья. 1997.
3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический
подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология
сегодня.— М., 1996.
4. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников.— М., 2001.
5. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. Собр.
соч.: В 6 т.-Т. 3.- М., 1983.
6. Диагностический комплект. Исследование особенностей
развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Авт.-сост. Н.Я.Семаго, М. М.Семаго.- М., 1999.
7. Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР. — Екатеринбург, 1995.
8. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека.— М.,
1962.
9. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов /Под ред. М.М.Семаго.—
М., 2001.
10. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Методика развития навыков программирования и контроля на основе счетного ряда.— М., 1997.
11. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности /Под ред. В.В.Давыдова.— М., 1983.
12. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и
коррекция в детском возрасте.— М., 2002.
13. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика
и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология
сегодня.— М., 1996.
14. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М., 2003.
15. Сорокин В. М. Специальная психология.— СПб., 2003.
16. Схема нейропсихологического обследования детей / Под
ред. А. В. Семенович. — M, 1998.
17. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей.— М., 1998.
18. Шамарина Е. В. Обучение детей с ЗПР: организация
индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. — М., 2003.
19. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение:
Организационно-педагогические аспекты.— М., 1999.
20. Шевченко С. Г. Обучение детей с ЗПР. — Смоленск,
1994.
ГЛАВА III
Источник
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
Диагноз «ЗПР» для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества или вообще избавился от нарушений, делающих его непохожим на своих сверстников?
Немаловажную роль играет диагностика задержки психического развития. Ведь от корректности проведения диагностических мероприятий зависит и «сценарий» помощи ребенку, акценты, расставляемые родителями и педагогами в ходе обучающей и развивающей деятельности.
ЧТО ТАКОЕ ЗПР?
Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.
Диагноз ЗПР появляется чаще всего ближе к школьному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку физически такие дети развиваются нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить диагноз ПЭП. Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.
Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.
ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.
Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.
При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
Если у ребенка наблюдается замедленное развитие интеллектуальной сферы, то он наоборот будет спокойно и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.
ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
При диагностике ЗПР специалист обязательно рассмотрит все потенциальные причины возникновения задержки у конкретного ребенка. Современная наука выделяется две группы основных причин, каждая из которых имеет по несколько факторов, влияющих на развитие психики человека.
Так, в качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие.
Неблагоприятное течение беременности:
- болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
- хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
- токсикозы, особенно второй половины беременности;
- токсоплазмоз;
- интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
- несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
Патология родов:
- травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
- асфиксия новорожденных и ее угроза.
Социальные факторы:
- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.
ТИПЫ ЗПР
Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.
Первый тип – ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать, что психический инфантилизм – это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь – учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.
Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.
Ко второй группе – соматогенного происхождения – относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания – все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.
Сюда же относят детей из семей с гиперопекой – чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него, опасаясь, что ребенок может себе навредить, что он еще мал. В такой ситуации близкие, считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки, тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит – и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности. Необходимо заметить, что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больных ребенком, где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние, стремление якобы облегчить ему жизнь в итоге оказываются плохими помощниками.
Следующая группа – это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.
Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, имеет место явление гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.
Четвертый и последний тип ЗПР – церебрально-органического происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя как правило наименее благоприятен.
Как следует из названия, основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно – недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД), под которой понимается комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической деятельности.
Исследователи ММД выделили следующие факторы риска ее возникновения:
- поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью,
- выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды;
- патологическое течение предыдущих родов;
- хронические заболевания матери, особенно диабет, резус-конфликт, преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности;
- такие психосоциальные факторы, как нежелательная беременность, факторы риска большого города (ежедневная долгая дорога, городские шумы);
- наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье;
- патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п.
Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЗПР
Выводы психологов и педагогов, сделанные на основе обследования психики и интеллекта ребенка, базируются на трех клинико-психологических синдромах.
Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в эмоциональной нестабильности, конфликтности, нерегулируемой смешливости, агрессивности. Ребенок не контролирует свои поступки, не способен к себе относиться критично. Он не хочет подчиняться законам и правилам, познавательные стимулы отсутствуют, отдается приоритет игровой деятельности. В детском саду и школе наблюдаются нарушения дисциплины, он не способен строить стабильные отношения с ровесниками и взрослыми.
Отставание интеллектуального развития сопровождается неумением долго заниматься одним делом, повышенным уровнем утомляемости с потерей внимания. В садике и школе такой ребенок показывает отставание в речевом развитии и при выполнении любых обучающих заданий познавательного характера.
Межличностное развитие детей с ЗПР отличается сложностями в общении со сверстниками, педагогами и родителями. Такие дети чаще всего одиноки во время игр и занятий, часто проявляют агрессию, страх, заторможенность, неспособность вести диалог с собеседником.
Дети с диагнозом ЗПР, тем не менее, могут стать полноценными членами общества при правильном подходе к их развитию педагогов и родителей.
РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Психологи рекомендуют все силы сконцентрировать на развитии детей с ЗПР: для многих положительный результат будет очевиден, и о диагнозе ЗПР больше вспоминать не придется.
Какие же советы дают специалисты для успешного развития детей с ЗПР?
- Посещать специализированные детские сады, школы или группы
- Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов
- Заниматься с логопедом, психологом и дефектологом
- Больше рисовать, лепить, клеить и т. д.
- Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.)
- Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий
- Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями
А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.
Источник