Актуальность темы развитие ребенка в семье

Актуальность темы развитие ребенка в семье thumbnail

Инфоурок

Школьному психологу
›Презентации›Проект «Влияние семейного воспитания на развитие и становление личности».

ПРОЕКТ: «Влияние семейного воспитания на развитие и становление личности». По...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ПРОЕКТ: «Влияние семейного воспитания на развитие и становление личности». По

Описание слайда:

ПРОЕКТ: «Влияние семейного воспитания на развитие и становление личности». Подготовила: практический психолог ГБОУ «АООШ № 9» ЛНР Бродяная А. А.

2 слайд

Актуальность проекта: Проблема влияния семьи на формирование личности была и

Описание слайда:

Актуальность проекта: Проблема влияния семьи на формирование личности была и остается одним из важнейших проблем педагогики.  Не менее важной является проблема взаимодействия между родителями и взрослеющими детьми, так как именно в ходе этого взаимодействия формируется оценка подростком самого себя, а также происходит становление или разрушение личности, как ребенка, так и взрослого.

3 слайд

Актуальность темы развитие ребенка в семье

4 слайд

ЛИЧНОСТЬ – это… - человек, обладающий определенными, лишь ему одному присущим

Описание слайда:

ЛИЧНОСТЬ – это… – человек, обладающий определенными, лишь ему одному присущими физическими и психическими особенностями; – человек, занятый общественным трудом. Это деятель, активно участвующий в жизни общества, в его борьбе за решение как больших, так и более частных задач; – представитель определенного общества, гражданин. 

5 слайд

Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух с

Описание слайда:

Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства.

6 слайд

Актуальность темы развитие ребенка в семье

7 слайд

Противоречия: Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. В этот период п

Описание слайда:

Противоречия: Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. В этот период по-новому расставляются акценты: семья, школа, сверстники приобретают новые смыслы и значения. Подросток ощущает себя взрослым в поступках и поведении.

8 слайд

У подростка возникает новая потребность – понять, осмыслить черты своего хара

Описание слайда:

У подростка возникает новая потребность – понять, осмыслить черты своего характера, свои возможности, найти в себе отличие от других людей, попытаться проанализировать свои переживания. Иначе говоря, пробуждается интерес к самооценке. Подросток пытается найти ответ на вопросы: « Кем быть? Каким быть? Что я могу?», он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.

9 слайд

Актуальность темы развитие ребенка в семье

10 слайд

ЦЕЛЬ: выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностног

Описание слайда:

ЦЕЛЬ: выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка и предложить систему мер оптимального взаимоотношения семьи и подростка.

11 слайд

ЗАДАЧИ: 1. Выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личн

Описание слайда:

ЗАДАЧИ: 1. Выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка; 2. Исследовать индивидуальные особенности подростков и стили родительских отношений. 3. Проанализировать результаты диагностического исследования, сделать выводы. 4. Ознакомить родителей с особенностями семейного воспитания, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития. 5. Разработать рекомендации для подростков родителей, педагогов и психологов.

12 слайд

Объект исследования: процесс личностного формирования подростка.

Описание слайда:

Объект исследования: процесс личностного формирования подростка.

13 слайд

Предмет исследования:  семья, как одно из основных средств развития личности

Описание слайда:

Предмет исследования:  семья, как одно из основных средств развития личности подростка.

14 слайд

ГИПОТЕЗА: особенности стилей воспитания сложившиеся в семье, оказывают непоср

Описание слайда:

ГИПОТЕЗА: особенности стилей воспитания сложившиеся в семье, оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие личности подростка.

15 слайд

Методы: 1) Теоритический (изучение психолого-педагогического опыта, обобщение

Описание слайда:

Методы: 1) Теоритический (изучение психолого-педагогического опыта, обобщение опыта); 2) Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент); 3) Статистический (обработка полученных данных)

16 слайд

Целевая аудитория: - психологи; педагоги; социальные педагоги; подростки; - р

Описание слайда:

Целевая аудитория: – психологи; педагоги; социальные педагоги; подростки; – родители.

17 слайд

Участники проекта: 1) подростки 14-16 лет (учащиеся 9-10 классов); 2) родител

Описание слайда:

Участники проекта: 1) подростки 14-16 лет (учащиеся 9-10 классов); 2) родители; 3) педагоги.

18 слайд

Сроки реализации: январь 2017 г. – май 2019 г. І этап: январь-февраль 2017 г.

Описание слайда:

Сроки реализации: январь 2017 г. – май 2019 г. І этап: январь-февраль 2017 г. ІІ этап: март 2017 г.- апрель 2019 г. ІІІ этап: май 2019 г.

19 слайд

І ЭТАП (диагностико-организационный): постановка целей, определение актуально

Описание слайда:

І ЭТАП (диагностико-организационный): постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; подбор диагностического материала для реализации проекта.

20 слайд

ІІ ЭТАП (организационно-практический): проведение диагностики учащихся и их р

Описание слайда:

ІІ ЭТАП (организационно-практический): проведение диагностики учащихся и их родителей; Создание банка данных детей из проблемных семей; разработка и проведение родительских собраний, общешкольных воспитательных мероприятий, классных часов, лекториев для родителей;

21 слайд

- создание системы психологического сопровождения подростков, родителей и пед

Описание слайда:

– создание системы психологического сопровождения подростков, родителей и педагогов (социально – психологические тренинги, направленные на развитие самопознания и личностный рост; арт-терапевтические техники, способствующие самовыражению подростков и снижению эмоциональной напряженности); разработка Программы «7-Я – вместе мы семья».

22 слайд

ІІІ ЭТАП (рефлексивно-обобщающий) : анализ результатов проекта; выступление п

Описание слайда:

ІІІ ЭТАП (рефлексивно-обобщающий) : анализ результатов проекта; выступление психолога на педсовете.

23 слайд

Ожидаемые результаты: 1) создание системы взаимодействия школы, родителей, ор

Описание слайда:

Ожидаемые результаты: 1) создание системы взаимодействия школы, родителей, органов опеки (для приемных родителей) и социальных служб; 2) Расширение представления родителей и педагогов о современной педагогической и возрастной психологии, о влиянии стиля семейного воспитания на развитие самооценки подростка. 3) Уменьшение недопонимания между родителями и детьми, как в полных, так и в неполных семьях; 4) Повышение самооценки подростка.

24 слайд

Констатирующий эксперимент, в ходе которого была осуществлена диагностика выя

Описание слайда:

Констатирующий эксперимент, в ходе которого была осуществлена диагностика выявление взаимосвязи родительского воспитания и самооценки подростков.

25 слайд

В эксперименте участвовало 27 подростков, учащихся 9-10 классов (возраст респ

Описание слайда:

В эксперименте участвовало 27 подростков, учащихся 9-10 классов (возраст респондентов от 15 до 16 лет), а так же их родители.

26 слайд

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анкетирование для родителей «Понимаете ли Вы своего ребе

Описание слайда:

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анкетирование для родителей «Понимаете ли Вы своего ребенка», «Мир глазами подростка» и «Стратегии семейного воспитания» ; анкетирование для подростков «Семья и родители глазами подростка»; методики «Диагностика уровня самооценки личности», разработанная Г. Н. Казанцевой, и «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн» в модификации А. М. Прихожан.

27 слайд

Семья глазами подростка

Описание слайда:

Семья глазами подростка

28 слайд

КОНФЛИКТ В СЕМЬЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Описание слайда:

КОНФЛИКТ В СЕМЬЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

29 слайд

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Описание слайда:

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

30 слайд

УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ Диагностика самооценки по методике Дембо-Рубинш

Описание слайда:

УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ Диагностика самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан). Уровень притязаний Диагностика уровня самооценки личности, разработанная Г. Н. Казанцевой Высокий уровень (23,5%) Высокий уровень (17,8%) Высокий уровень (29,4%) Средний уровень (64,7%) Средний уровень (70,6%) Средний уровень (53%) Низкий уровень (11,8%) Низкий уровень (11,8%) Низкий уровень (17,6%)

31 слайд

САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ Самооценка подростков из пол

Описание слайда:

САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ Самооценка подростков из полной семьи Самооценка подростков из неполной семьи Высокий уровень 60% Высокий уровень 43% Средний уровень 30% Средний уровень 28,5% Низкий уровень 10% Низкий уровень 28,5%

32 слайд

ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ: Родители меня не понимают – 48,3% Родители мне не дове

Описание слайда:

ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ: Родители меня не понимают – 48,3% Родители мне не доверяют – 23,7% Родителям все равно, что я чувствую и что со мной происходит – 8,4% Родители не знают моих близких друзей – 8,2% Родители разговаривают со мной только на повышенных тонах – 17,2% Я боюсь знакомить родителей со своим любимым человеком – 5,3% Родители считают, что я сам должен решать свои проблемы – 12,5% Родители меня не любят, я чувствую себя лишним в их семье – 9,4% Родители часто хотят принять важное решение за меня – 38,6%

33 слайд

ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ: Родители меня понимают и поддерживают во всем – 46,3%

Описание слайда:

ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ: Родители меня понимают и поддерживают во всем – 46,3% Родители знают моих друзей и как я провожу свободное время – 67,8% Родители предоставляют мне право выбора в принятии решений – 32,6% Родители достаточно много выделяют времени для нашего общения – 44,6% У нас есть общие семейные традиции и праздники – 34,2% Родители гордятся моими успехами – 47,2% Родители любят меня таким, какой я есть – 78,4%

34 слайд

Анкетирование родителей «Понимаете ли Вы своего ребенка». Родителям было пред

Описание слайда:

Анкетирование родителей «Понимаете ли Вы своего ребенка». Родителям было предложено ответить на ряд вопросов с вариантами ответов. Оптимальное количество баллов – 44, минимальное – 3. По результатам анкеты: – 38,3% – понимают своего ребенка, отношения в семье благополучны. – родители, которые набрали в сумме балов меньше 15% (это 1,7%) мало интересуются жизнью и делами подростка, используют для влияния на ребенка методы запугивания, шантажа.

35 слайд

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как хорошо ты знаешь своего ребенка» Родителям предлага

Описание слайда:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как хорошо ты знаешь своего ребенка» Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты: – Назовите друзей своего сына (дочки)? Какой цвет любит ваш ребенок? Какую музыку он предпочитает? Любимое блюдо вашего ребенка? Увлечения вашего ребенка? У вашей дочки (сына) есть любимый человек? и т. д. На эти же вопросы раньше отвечают дети. Ответы детей и родителей сравниваются.

36 слайд

- в полной или неполной семье он растет; - сколько еще детей в семье, кроме н

Описание слайда:

– в полной или неполной семье он растет; – сколько еще детей в семье, кроме него; – очередность рождения; – стиль семейного воспитания. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА САМООЦЕНКУ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА :

37 слайд

Родительское собрание Празднование Нового года вместе с родителями

Описание слайда:

Родительское собрание Празднование Нового года вместе с родителями

38 слайд

День матери Лекторий для старшеклассников

Описание слайда:

День матери Лекторий для старшеклассников

39 слайд

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Актуальность темы развитие ребенка в семье

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Актуальность темы развитие ребенка в семье

Курс повышения квалификации

Актуальность темы развитие ребенка в семье

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1517178

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Роль семьи в развитии ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения: 1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. 2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. 3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь) Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь) Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее. Типы семейных взаимоотношений В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 3 стиля семейного воспитания: – демократический – авторитарный – попустический При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 
о Принимать активное участие в жизни семьи; 
о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 
о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 
о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 
о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 
о Уважать право ребенка на собственное мнение; 
о Уметь сдерживать соб?