Актуальность сенсорного развития ребенка в условиях инклюзивной практики
Елена Шиморянова
Консультация для педагогов «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
Консультация для воспитателей «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
Дети с ограниченными возможностями сильнее, чем мы думаем. Они сражаются в битвах, о которых большинство людей никогда не узнает. (Неизвестный)
Каждый ребенок — это разный вид цветка, но все вместе они делают этот мир прекрасным садом. (Неизвестный)
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития ребенка.
В процессе обучения ребенок овладевает своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами. Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, дети с ОВЗ часто отстают по срокам формирования и проходят неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью непостоянством. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды
К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
• с нарушением слуха (слабослышащие);
• с нарушением зрения (слабовидящие);
• с тяжелыми нарушениями речи;
• с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);
• с задержкой психического развития;
• с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т. ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Значение сенсомоторного воспитания
• является основой для интеллектуального развития
• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
• развивает наблюдательность;
• готовит к реальной жизни;
• позитивно влияет на эстетическое чувство;
• является основой для развития воображения;
• развивает внимание;
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно
познавательной деятельности;
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
• обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
• влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти
Для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность. Ведущая деятельность дошкольников – это игра, поэтому педагогам необходимо использовать как можно больше игровых приемов в работе с детьми. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы. Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с ОВЗ зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению.К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА
Игры и оборудование:
• для развития мелкой моторики и речи
• восприятия формы и величины
• для формирования цветового восприятия
• для слухового развития
• для развития тактильных ощущений и обоняния
• для художественно –творческого развития
• для элементарного экспериментирования
• для развития интеллектуальных и конструктивных
способностей
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать
наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском
саду. Дети постепенно осваивают более сложные виды
деятельности: изобразительная, конструктивная, трудовая,
игровая, учебная и т. д.
1.Игры-шнуровки:
2. Игры-вкладыши
3. Игры с пуговицами
4. Мозаика
5. С массажным мячиком
6. Упражнения с прищепками
7. Пальчиковый бассейн
8. Пальчиковые игры.
Для развитиятелесных ощущения и двигательной активности детей можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:
• Раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т. д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;
• Качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя);
• Ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т. д.);
• Развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина);
• Игры с мячом (бросание мяча вверх, от себя, катание мяча друг другу, ловля мяча, удар по мячу ногой, при этом используя разную силу удара по мячу.) «Ударь как слон», «Ударь как мышонок»);
• Пальчиковые игры;
• Массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (Суджоку и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т. д.).
Взаимодействуя с ребенком, говорите простыми короткими фразами. Сопровождайте все бытовые ситуации показом предмета и короткой фразой, с добавлением естественного жеста.Например: «Это тарелка. Будем кушать» (жест – рука ко рту) или «Это мыло. Будем мыть руки» (жест – рука трет руку).Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка (а именно: стараться поддержать его игру и включаться в нее) – повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.
Рекомендации по проведению
•Если ребенок не включается в игру, -не настаивать. Повторить
попытку в следующий раз. Следует радоваться самому минимальному участию ребенка в игре.
•Помнить о том, что ребенка могут испугать те новые яркие
впечатления, которые вы ему предлагаете.
•Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества
повторений.
•Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое
желание, постарайтесь найти адекватную возможность это
желание удовлетворить.
•Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагать
различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений
ребенка, а также от педагогической интуиции.
• При обучении новому знанию (введение новых понятий)можно использовать систему трехступенчатого урока:
• Четко, медленно называем (даем потрогать, попробовать и т. д., т. е. вызываем как можно больше ощущений).
•Например: сначала ребенку показывают лимон: «Это лимон».
• Действуем с предметом (дай, спрячь, найди, положи и т. д.).
•Например: «Давай потрогаем лимон ручкой, щечкой, лобиком? Лимон гладкий? Понюхай лимон. Ароматный. Попробуй лимон. Кислый. Покати лимон. Катится. Положи лимон на тарелку. Дай лимон мне».
•Задаем вопрос: «Что это?» (ребенок отвечает).
Заключение
Очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ,которые делают их применение максимально востребованным:
– педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников с ОВЗ, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
– многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятие, зрительно – двигательную координацию детей с особыми потребностями;
Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка. Организация системы работы по сенсорному развитию детей в ДОУ поможет преодолеть трудности в освоении ими учебной деятельности в дальнейшем.
Сенсомоторное развитие, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе,
овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие.
Источник
Консультация для воспитателей
Тема: «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, развивается система оказания им квалифицированной помощи в различных типах образовательных учреждений, в том числе реализующих инклюзивную практику. Одним из наиболее значимых направлений в работе с детьми ОВЗ, является развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения и воспитания ребенка, а именно развитие и коррекцию межанализаторных связей, и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он говорит. Успешность сенсомоторного развития детей с ОВЗ зависит от чёткого определения основных направлений работы, содержания, условий реализации задач, а также систематического мониторинга результатов. Реализации инклюзивной практики требует внесения изменений в образовательный процесс. Осуществление таких изменений возможно при знании педагогами особенностей обучения и воспитания этой категории дошкольников. Для всех детей с ОВЗ имеются некоторые общие требования к обеспечению специальных условий.
Принимая в группу такого ребенка, специалисты ДОУ должны учитывать следующее:
∙ практически у всех детей, в отличие от нормально развивающихся сверстников, часто снижен темп речи, мыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
∙ у большинства детей нарушены коммуникативные навыки; у многих наблюдаются такие особенности моторного развития, как: нарушения тонких движений (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, раскрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);
• у детей с проблемами зрительно-пространственной координации затруднительно участие в спортивных играх, особенно с мячом.
Таким образом, при включении в группу ребенка с ОВЗ необходимо создать такие условия , при которых обеспечиваются:
∙ привлекательность развивающей предметно-пространственной среды для детей разного возраста (насыщение игрушками) как в группе, так и на прогулке.
∙ присутствие второго взрослого на занятиях и в основных режимных моментах. Это помогает снять напряженность ситуаций, в которых ребенку требуются повышенные внимание и помощь;
∙ использование в образовательной деятельности заданий разноуровневого содержания.
Такая подача материала позволяет всем детям участвовать в образовательной деятельности. Упор в обучении и воспитании на сильные стороны ребенка. Когда педагог обращает внимание на прогресс, демонстрирует достижения детей, то у них появляется настойчивость в овладении новыми навыками, исчезает чувство беспомощности, появляется вера в себя;
∙ недопустимость сравнения и соревнования детей друг с другом;
∙ включение детей в помощь друг другу – общеизвестен факт, что большая часть наших знаний создается в обществе, т. е. мы учимся у своего непосредственного и ближайшего окружения, и дети могут многому научиться, помогая друг другу;
∙ включение в структуру образовательного процесса специально организованных видов деятельности, направленных на развитие коммуникации;
∙ создание безопасной предметной среды, в т. ч. на прогулке – это важно для обеспечения свободы движений дошкольника;
∙ обеспечение спокойного засыпания и возможности уединения для ребенка. Уголки уединения -то, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может заняться тем, что ему больше всего нравится, или просто отдохнуть.
Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, создаются условия в зависимости от характера нарушений здоровья.
Создание специальных образовательных условия для дошкольников с нарушением восприятия.
К данной категории относятся дети с нарушениями слуха и зрения.
Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращенную речь, имеют трудности формирования логического мышления. Большое внимание в коррекционной работе с такими детьми должно быть уделено формированию и развитию речевой деятельности и подготовке к усвоению основных языковых
закономерностей.
Специальные образовательные условия для детей с нарушением слуха:
∙ полисенсорного восприятия;
∙ зрительного восприятия (формирование понятий «цвет», «форма», «величина», пространственных отношений и целостного восприятия предметов);
∙ слухового восприятия (восприятие речевых и неречевых звуков, слов – звукоподражаний и слов в лепетной форме, звучания различных музыкальных инструментов);
∙ тактильно-двигательного восприятия (определение формы, величины, материала и других
свойств предметов на ощупь и по обводящему движению); вибрационного восприятия (реакции на вибрационные раздражители);
∙ двигательной активности;
∙ мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; понимания устной речи, элементов жестовой речи, внеситуативного понимания речи; игровой деятельности (поэтапное формирование).
Для этого доступная развивающая предметно-пространственная среда должна содержать игры и игрушки для развития полисенсорного восприятия:
• зрительного – игры, в которых необходимо подбирать цвет и форму к изображениям реальных предметов, строить из цветного конструктора по предложенным схемам, игры с блоками Дьенеша, парные карточки, картинки, разрезанные на несколько частей и др.;
• слухового – музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коробочки и т. п.;
• тактильно-двигательного – тактильные лото, тканевые мешочки с различными наполнителями, мешочки с парными предметами, сенсорные дорожки, «Твистер» и др.
Для развития детей с нарушениями зрения характерны ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, с преобладанием общих, неконкретных знаний; недостаточная предметная соотнесенность слов, нарушение понимания смысловой стороны речи, вербализм, эхолалии. Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и повышенной истощаемостью.
Специальные образовательные условия для детей с нарушением зрения :
∙ расширение знаний и представлений об окружающем мире;
∙ развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия: зрительного, слухового, осязательного, с использованием и стимулированием остаточного зрения;
∙ развитие смысловой стороны речи, предупреждение развития речи, когда ребенок повторяет за окружающими, не понимая смысла сказанного; формирование пространственных представлений.
Как и для детей с нарушением слуха, развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением зрения способствует развитию полисенсорного восприятия и включает следующее:
∙ дидактический материал с четким цветовым решением, крупного размера и объема;
∙ рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды, и др. предметов, окружающих ребенка, букв, цифр;
∙ специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель,
одежда, разные виды транспорта, инструменты и др.
Педагоги должны обеспечить безопасность перемещения ребенка по детскому саду и его территории и предоставить возможность довольно близкого его расположения к наглядному материалу во время занятий.
Создание специальных образовательных условий для дошкольников с моторными нарушениями.
дефекта их условно подразделяют на три группы:
1. Дети, страдающие остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника) и т. п. Подобные нарушения, как правило, не являются препятствием к освоению ребенком образовательной программы.
2. Дети, страдающие различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной и периферической нервной системы), а также дети, страдающие тяжелыми формами сколиоза. Хотя потенциальные возможности усвоения программы у таких детей сохранены, однако расстройства движений затрудняют обучение.
3. Дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением двигательных механизмов центральной нервной системы. Последствия заболевания в некоторых случаях могут отразиться на психическом развитии ребенка и проявиться в замкнутости характера, эмоциональной неустойчивости, неуверенности в своих силах, в недоразвитии волевой сферы. При детском церебральном параличе (поражении незрелого головного мозга) наблюдается сочетание нарушений функций со своеобразной аномалией психического развития, часто отмечаются речевые нарушения и задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков и др.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто наблюдаются различные формы дизартрии. Специфика в том , что ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции.
Специальные образовательные условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
∙ развитие двигательных функций – метод торможения и облегчения (торможение
нежелательных движений, сопровождаемых повышением мышечного тонуса, облегчает произвольную сенсомоторную активность);
∙ формирование захвата- отпускания предмета, дифференцированные движения пальцев, под готовка и развитие самостоятельной ходьбы;
∙ стимуляцию начальных голосовых реакций, звукоподражаний;
∙ формирование первичных коммуникативных произносительных навыков.
Развивающая предметно-пространственная среда должна содержать игрушки с опорой на реальный уровень развития ребенка: игрушки для разных видов детской деятельности, в т. ч. для предметно-манипулятивной.
В отличие от предметной деятельности, содержанием которой являются истинно предметные действия, здесь речь идет не о культурно обусловленных способах употребления предметов, а лишь о приспособлении к их физическим свойствам. И хотя предметно-манипулятивная деятельность характерна для младенческого возраста, она наблюдается и у более старших детей:
∙ сенсорные лото, включающие предметы разного цвета, формы, вкуса, температуры, размера, текстуры, с различными звуками;
∙ массажные игрушки-различной формы, жесткости и размера мячики, щеточки, колечки и т. д.;
∙ игры для развития мелкой моторики -прищепки, шнуровки, бусы и др.
Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением интеллекта.
Интеллект в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида». В рамках культурно-исторической теории формирования высших психических функций интеллектуальное развитие связано с формированием в сознании ребенка системы понятий (Л.С. Выготский). Ведущим при интеллектуальных нарушениях является недоразвитие познавательной деятельности и, прежде всего, высших абстрактных форм мышления. Поэтому, развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением интеллекта обеспечивает:
∙ привитие ребенку элементарных навыков самообслуживания;
∙ формирование познавательной деятельности (развитие предметно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления);
∙ формирование тесной связи между практическим опытом ребенка и наглядно-абстрактными представлениями; включение речи в мыслительную деятельность – знакомство с предметом и названием, действий с группой однородных предметов; отбор предметов по словесной инструкции, использование их в игровых ситуациях;
∙ знакомство со свойствами предметов (обследование, определение свойств, выделение признаков);
∙ расширение сенсорного опыта в предметно-практической деятельности и в игровых ситуациях.
Специальные образовательные условия для детей с нарушением интеллекта:
Для этого в развивающей предметно-пространственной среде необходимо содержать атрибуты, которые смогут обеспечить приобретение предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве. Сюда относятся:
∙ картинки с изображением последовательности действий – для формирования элементарных гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
∙ дидактические игры для стимуляции ориентировочно-исследовательской и речевой деятельности – с их помощью расширяется круг предметов, предъявляемых ребенку, формируются способы ориентировки в окружающем мире. Ребенок обучается действиям обследования предметов и определению их свойств; учится называть выделенные качества и свойства предметов;
∙ игры на установление причинно-следственных связей между изображаемы ми предметами и явлениями, временной последовательности, содержащие сюжеты со скрытым смыслом.
Ребенок учится целостно воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображаемыми предметами и явлениями;
∙ игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать жизненные ситуации -железная дорога, парковка,автозаправка, больница, кухня, магазин, купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.
Создание специальных образовательных условий для дошкольников с эмоционально-волевыми нарушениями.
Эмоционально-волевые нарушения у дошкольников наиболее ярко проявляются при взаимодействии со взрослыми и детьми. Как правило, у таких детей ведущим является нарушение коммуникации, которое характерно и для большинства детей с расстройствами аутистического спектра.
Первостепенная задача в этом случае – установление эмоционального контакта с ребенком и развитие его взаимодействия с окружающим миром. Чтобы установление эмоционального контакта было успешным, необходимо создать для ребенка комфортную ситуацию общения, которая подкреплялась бы приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Сначала ребенок получает опыт комфортного общения, и только потом, добившись привязанности, создав некоторый кредит доверия, постепенно развивает более сложные формы взаимодействия. Предупреждению негативных реакций способствует организация целенаправленного поведения ребенка -четкий распорядок дня и формирование стереотипного поведения в определенных, часто повторяющихся ситуациях.
Создание специальных образовательных условий для детей с эмоционально-волевыми расстройствами обеспечивает:
∙ преодоление негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
∙ преодоление отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрессии);
∙ установление контакта с ребенком.
Развивающая предметно-пространственная среда включает:
∙ последовательные картинки, структурирующие деятельность ребенка в течение дня и обеспечивающие предсказуемость событий – это зрительные опорные сигналы, которые помогают детям сосредоточиться на актуальной в данный момент информации (режим дня, календарь, последовательность заданий и др.);
∙ картинки, отражающие различные эмоциональные состояния ребенка, игры с «азбукой эмоций» помогают:
-замечать эмоциональные состояния других людей (вначале по лицу взрослого, затем по лицам, изображенным на картинке);
-декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;
-анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;
-воспроизводить эмоции, учиться анализировать собственные эмоции;
-управлять своим эмоциональным состоянием;
∙ книги разной степени сложности;
∙ кукольный театр – прекрасное средство для развития взаимодействия между детьми,
развития воображения и творческих способностей. От имени кукол ребенку значительно легче
вступать в общение;
∙ музыкальный центр с наушниками и набором музыкальных и литературных произведений
– его использование даст ребенку возможность уединиться и отдохнуть в течение дня.
Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, способствует их включению в социальную жизнь, позволяет им быть успешными, ощущать собственную без опасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость.
Источник