Актуальность развития ребенка с 3 лет
Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста в специально организованных и домашних условиях
Автор: Паршенкина И.А
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого закладывается фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В этом возрасте закладывается и формируется развитие сенсорных представлений у детей средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Для более успешного сенсорного развития необходимо непрерывное совместное с родителями развитие на оснонове партнерских отношений педагога и родителей .
Реализуя следующие задачи и одновременно создавая условия педагог, обеспечивает эффективное использование дидактических игр для формирования представлений и закрепления сенсорных эталонов, совершенствуя навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету; воспитывая бережного отношения к игрушке; обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей; повышая педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли сенсорного развития в развитии речи воспитанников. И заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству с педагогом.
Актуализировая знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.
Формируя у родителей (законных представителей) представления о роли сенсорного развития у дошкольников. Познакомить с разновидностями дидактического материала для знакомства с сенсорными эталонами ,развитием мелкой моторики и методической литературой по теме. Для более наглядного знакомства подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми).
Формируя у детей заинтересованность и умение играть в
сенсорно — настольные игры мы сформируем полноценное восприятие окружающего мира, умения обследовать предметы, формирование познавательно – речевой активности детей, дети познакомятся с эталонами цвета;
Таким образом формирование родительской культуры в области воспитания и
развития ребенка 2-3 лет;
– родители научатся создавать дома условия для игр по сенсорному
развитию ребёнка и подбирать их;
– родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
Итак что-же такое сенсорика? Существует сенсорное развитие ребенка и сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:
зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Что подразумевают под собой сенсорные эталоны?
- система мер веса;
- система величины;
- система цвета;
- система геометрических фигур;
- система мер длины;
- система направлений;
- система звуков;
- система запахов;
- система фактуры.
Осваивание данных знаний требует длительного времени и совершенствование во всех сферах. Главное, на что ориентировано данное развитие – улучшение деятельности мозга и речевых навыков.
Основными методами сенсорного развития можно назвать:
– обследование предметов;
– дидактические игры;
– занятия творчеством
– игры на мелкую моторику
Этапы освоения эталонов
I. К особенностям сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
причислим тот факт, что сенсорные знания будут осваиваться следующими этапами:
Освоение предэталонов – понимание величины и формы предметов, расстояний
и т.д. Продолжается это освоение с 6 месяцев и до 2,5-3 лет. Освоение понятия «расстояние» начинается сразу после того,
как ребенок учится перемещаться самостоятельно.
II. Свойства предметов понимаются посредством сравнения.
Ребенку проще усвоить понятия цветов с помощью сравнительного
анализа, сопоставляя новую вещь с уже знакомым предметом,
имеющим легко узнаваемый цвет. К примеру: красный как яблоко,
желтый как солнышко или голубой как небо. Геометрические
фигуры познаются через сравнение с привычными вещами.
К примеру, крыша похожа на треугольник, мяч — на круг, окно —
на квадрат. Продолжается этот этап с 3-4 до 7 лет.
III. Качество предметов анализируется в сравнении с эталонами.
Например, яйцо – овальное, разноцветная бабочка — как радуга.
Эталонами в данном случае выступают ноты, звучание звуков языка,
семицветный спектр со всевозможными оттенками. Продолжается
данный этап от 6 до 7 лет.
Что может знать дошкольник?
Какими знаниями должен обладать ребенок до школы?
основные из них:
цвета;
величины (толстый, худой, узкий, средний, широкий и т.д.);
основные геометрические формы;
вкусовые различия (сладость, горечь, кислота, соленость);
запах;
фактура (теплый, мягкий, гладкий и т.д.);
вес (легкий – тяжелый);
звук (громкий, тихий, высокий, низкий);
время (сначала – утро, день, вечер, ночь, затем более сложные
моменты, такие как временные интервалы — 1 минута, 5 минут, 1 час,
умение определять время по часам);
речевой слух (уметь различать гласные и согласные звуки
языка, умение сочетать их и составлять слова);
музыкальный слух (различие звуков по высоте, тембру, мелодии, ритмике);
пространственное ориентирование (впереди
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений и мелкой моторики рук детей любого возраста.
1. Изучение ребенком величины (большой, поменьше, самый маленький; длинный, короткий, широкий, узкий и т.д.)
2. Тактильные ощущения (мягкий, твердый, гладкий, шершавый, пушистый….)
3. Геометрические фигуры плоскостные (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве очень важно т.к..
Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир- это зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Что подразумевают под собой сенсорные эталоны? Перечислим основные из них, которые следует освоить детям старшего и младшего дошкольного возраста:
система мер веса;
система величины;
система цвета;
система геометрических фигур;
система мер длины;
система направлений;
система звуков;
система запахов;
система фактуры.
Осваивание знаний требует длительного времени и совершенствоваться во всех сферах. Главное, на что ориентировано данное развитие – улучшение деятельности мозга и речевых навыков.
Основными методами сенсорного развития можно назвать:
обследование предметов;
дидактические игры;
занятия творчеством
игры на мелкую моторику
Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:
1.Чтение познавательной литературы: детские энциклопедии, художественную литературу, через собственный опыт например: «Почему крапива жжётся?». (У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается и эта кислота нас жжет основываясь на уже приобретенном опыте ребёнка обследовать.
2. Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
3. Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
4. Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы – клюв, глаза, крылья, ноги.
5. Метод тактильного ощущения. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
6. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Взрослый вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
7. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг – круглый, катиться, нет углов. Квадрат – есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
8. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
К нестандартным способам сенсорного воспитания можно отнести, например контакты с животными или поход в зоопарк. В сочетании с верными действиями родителей или руководителя экскурсии, содержание такого похода принесет не только необыкновенные впечатления, но и сможет сразу же систематизировать полученную информацию. Узнает, что некоторые животные живут на суше, другие – под водой. Очень важно не просто рассказывать, а вести диалог с ребенком, задавать ему вопросы, заставляющие активизировать мозговую деятельность. Такой поход в зоопарк поможет выработать у ребенка любовь к животным, интерес к живой природе и фауне.
В помощь родителям в книжных и детских магазинах продаются наборы для дидактических игр, развивающие игры и книги. Например, одна из таких книг имеет новое покрытие на каждой странице – одна страница покрыта шерстью, другая имеет усы из лески, напоминающие усы животного, и т.д. Сделать такие пособия можно и самостоятельно.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений
Например:
Игротека.
Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной
непрозрачной ткани, в который помещаются разные по
форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь
каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете
спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать
по звучанию, какой инструмент спрятан.
Игра «Золушка»
Перед вами лежат перемешанные семена гороха,
фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны
их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно
быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх
неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас
попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1
фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним,
потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить
очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки,
то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или
конфета, поверьте, восторгу не будет предела!
Игра «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или
разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок,
это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.
Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу.
После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи,
предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы
закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать
пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат,
треугольник, овал) .
Игра «Шагаем в пробках»
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут
помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и
координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную
эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе
резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы
встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на
каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним
всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с
пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу
любимыми стихотворениями.
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»
– Устали пальчики от такой ходьбы!
Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать
пальчиковую гимнастику, которую очень любят детки.
Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она
не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги
стихотворения:
«Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок. »
Смена рук
«Скорее корма дайте мне.
Мне и всей моей семье! »
Игра «Рисуем на крупе»
– Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится?
– Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое!
И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать
Яблоко! А ещё что?
Таким образом родители могут занять досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок
находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь,
это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче
и быстрее оно будет проходить. Побуждая ребенка к игре,
насколько возможно это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Источник
Дети в возрасте от 3 до 4 лет развиваются довольно активно не только в физическом, но и в эмоциональном плане. Трёхлетки умеют делать много чего, особенно если сравнивать с малышами 1 и 2 лет, но им ещё сложно концентрироваться на каком-то одном занятии. Чтобы малыш не скучал и не останавливался в своём развитии, нужно постоянно менять упражнения с умственных на физические. Кроме того, в этом промежутки многие дети переживают так называемый кризис трёх лет. Именно поэтому родителям нужно знать, как развивать ребёнка в 3 года правильно.
Развивающие упражнения для детей этого возраста должны быть направлены на развитие:
- речи и словарного запаса;
- логики и математических способностей;
- художественных и творческих навыков;
- мелкой моторики.
Правила построения занятий
Все развивающие задания для детей 3-4 лет строятся в игровой форме. Так они воспринимают и запоминают информацию намного лучше.
Проводить такие занятия лучше после дневного или ночного сна. В это время малыш лучше всего усваивает информацию. Однако играя с ребёнком в развивающие игры, нужно следить, чтобы упражнения не превышали 25 минут, так как дольше этого времени он концентрироваться не может.
Чтобы упражнения давали максимальный эффект, необходимо заранее не только подготовить вещи, которые будут при этом использоваться, но и продумать сценарий. При этом все задания должны быть направлены на развитие различных навыков, но объединены в один сюжет. Например, все задания можно построить на помощи тому или иному сказочному или же мультипликационному герою.
Что должен уметь ребёнок в 3 года
В этом возрасте бо́льшая часть малышей умеет выполнять следующие действия:
- слушать длинные сказки;
- запоминать песни и стихи;
- спрашивать обо всём;
- глядя на картинку, пересказывать сказку;
- составлять простые и сложные предложения;
- лазить, прыгать и бегать;
- заниматься чем-либо более 5 минут;
- называть своё имя, возраст и фамилию;
- говорить о себе в первом лице;
- называть части тела и показывать на них;
- знать цифры, формы и цвета;
- общаться с другими детьми;
- благодарить, прощаться и здороваться;
- одновременно делать несколько действий;
- правильно сортировать предметы по назначению, цветам и формам;
- собирать игрушки, состоящие из нескольких деталей;
- кататься на качелях, велосипеде с 3 колёсами и санках;
- играть в подвижные и ролевые игры;
- аккуратно кушать;
- рисовать;
- пользоваться носовым платком;
- одеваться, застёгивать пуговицы, одевать обувь и завязывать шнурки, раздеваться;
- складывать и убирать свои вещи.
Кризис трёхлетнего возраста
Для детей от 3 лет свойственно изменение в поведении, которое способно вызвать у большинства родителей панику и непонимание. Однако всё не так страшно. Для детей этого возраста перемены в поведении и характере являются абсолютно нормальными.
Из всех кризисов, которые происходят в процессе взросления, кризис трёхлетнего возраста самый сложный. Начинается он постепенно лет с двух, а после, достигая своего пика, переходит в конфликты и истерики с его стороны.
Единственно, что успокаивает, что после своего пика кризис быстро проходит, а ваш сын или дочь начинает многое понимать.
Признаки кризиса трёхлетнего возраста:
- «Нет» – именно это слово малыш повторяет чаще всего в ответ на любое предложение;
- Ребёнок упрямится и настаивает на собственном мнении;
- Малыш отказывается выполнять действия, которые до этого спокойно делал, например, убирать за собой игрушки;
- Отказ от помощи. Даже если у него что-то не получается, он будет настаивать на том, чтобы сделать это самостоятельно;
- Ребёнок противится всему, что предлагают ему родители или другие взрослые. Своё недовольство может также проявлять в драке;
- Малыш, который до этого был тихим и спокойным, может начать кричать, драться, ломать вещи и игрушки. Причём делает он это демонстративно;
- Он начинает ревновать к маме всех. В особенности это касается отца, братьев или сестёр.
Такое поведение связано с тем, что малыш с возрастом начинает понимать, что он может влиять на всё, что происходит вокруг, а также на людей. Кроме того, ему нравится самому решать, что и как делать, куда идти и т.д. Он чувствует себя большим и таким поведением пытается требовать уважения к себе. Бунт, истерики, крики и упрямство тяжело переносятся не только родителями, но и малышом, так как он не понимает, что происходит с ним, и не может самостоятельно справиться с эмоциями, которые на него нахлынули.
В этом возрасте малыш для достижения собственных целей чаще всего прибегает к истерикам. Именно поэтому он начинает их закатывать исключительно в людных местах или же на глазах тех, кто больше всего поддаётся на его манипуляции.
Родителям будет намного проще пережить этот этап жизни, если они прислушаются к следующим советам:
- Измените свой подход. Примите то, что он уже вырос и не мешайте ему делать то, что он может сделать и без вашей помощи.
- Дайте малышу возможность делать самостоятельный выбор или хотя бы иллюзию этого выбора. Например, спросите его, какой из двух свитеров он оденет сегодня в садик.
- Просите его о помощи и не заставляйте делать что-либо. Если он не хочет убирать игрушки, не настаивайте, а попросите вам помочь. Можно в форме игры «Кто быстрее?».
- Делайте запас во времени, чтобы малыш успевал сделать всё самостоятельно.
- Если он начинает закатывать истерику, то не обращайте на неё внимания, сохраняйте спокойствие и твёрдо скажите «нет». В противном случае, такое поведение будет повторяться довольно часто.
- Если ребёнок в истерике решил упасть в лужу или прямо на проезжей части, то перенесите его в место, безопасное для его здоровья и жизни, и оставьте кричать там.
- Не кричите на малыша и не ругайте его за истерики. Вместо этого, постарайтесь ему помочь и объяснить, как выражать свои чувства и эмоции словами.
Виды развития ребёнка
Развивать малыша можно по-разному. Можно делать это в специальных развивающих центрах и группах, где с детьми будут заниматься специалисты, а можно этим заниматься и дома. Развивая малыша в домашних условиях, нужно обладать хорошей фантазией, а также достаточным количеством свободного времени, так как подготовка к таким занятиям также занимает время.
Однако занятия в группе также не всегда оправданы. Во-первых, если детей много, то преподаватель будет учитывать средний уровень группы и вашему сыну или дочери может быть либо скучно, либо же, наоборот, тяжело. Во-вторых, он будет делать то же самое, что и другие дети, даже если он знает, что они делают неправильный выбор.
Однако всё это не означает, что развитием малыша не нужно заниматься совсем, ведь придумать, как развить усидчивость ребёнка, его логические, математические и творческие способности всё-таки можно.
Развивать нужно различные типы навыков, а этим можно будет заниматься и дома, и на прогулке, и по дороге из садика.
Физическое
Физическое развитие можно проводить как на улице, так и в домашних условиях. Занятия, направленные на развитие физических способностей, могут включать в себя следующее:
- ежедневная зарядка;
- фитнес;
- танцы;
- плавание;
- велосипедная езда;
- разнообразные игры с мячом;
- различные подвижные игры;
- занятия на спортивной стенке: кольца, турник, шведская стенка, канат, верёвочная лестница;
- полоса препятствий с перешагиванием препятствий, хождением по наклонной плоскости и прыжками.
Познавательное
Такие занятия направлены на знакомство ребёнка с окружающим миром. Они будут развивать у малыша внимательность, логику и память. Делать это проще всего с карточками. Малыш узнает о растениях и животных, явлениях и предметах, которые его окружают. С детьми можно заниматься такими заданиями:
- поиск и сортировка по формам, размерам, свойствам и цветам;
- подбор фигур к отверстиям соответствующей формы;
- сборка матрёшек и пирамидок;
- изучение понятий «лево» и «право»;
- составление картинок из нескольких частей, игры с лото и мозаикой;
- поиск картинки по её части;
- изучение птиц, зверей, явлений, профессий, цифр, действий и т.д.;
- поиск лишних предметов и отличий на картинках.
В этом возрасте ребёнка можно начинать постепенно обучать математике, буквам, дням недели, месяцам и т.д.
Сенсорное
Сенсорное развитие происходит с развитием различных органов чувств. В это время малыш учится отличать предметы по запаху, вкусу, громкости и т.д. Интересные занятия для детей 3 лет могут включать в себя:
- попытки определить фигуру с закрытыми глазами на ощупь;
- игры с сенсорными фактурными предметами;
- угадывание продуктов по запаху и вкусу;
- определение животного по звуку, который оно издаёт.
Музыкальное
С помощью музыкальных занятий можно привить ребёнку хороший музыкальный вкус, а также развить у него чувство ритма. Занятия могут включать в себя:
- танцы;
- пение;
- игру на различных музыкальных инструментах.
Практика показывает, что малыши очень любят такие занятия. Родители могут развивать малыша самостоятельно или даже отдать его в 3-4 лет в музыкальную школу или специальный музыкальный кружок.
Речевое
Для развития речи малышу нужно как можно больше общаться с другими людьми и тем самым увеличивать свой словарный запас. Занятия с ребёнком могут включать в себя разработку правильной артикуляции, а также:
- изучение стихотворений и песен;
- задания, в которых малыш должен описать, что происходит на картинке;
- задания, в которых ребёнок должен пересказать знакомую ему сказку, основываясь на предоставленных изображениях;
- изучение гласных и согласных букв;
- слушать и обсуждать сказку;
- говорить о том, как прошёл день, и обсуждать различные ситуации;
- загадывать рифмованные загадки, где отгадкой является конец стишка.
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики важно как для детей до трёх лет, так и старше.
Зона головного мозга, отвечающая за движение рук, находится очень близко к зоне, отвечающей за речь. Следовательно, развивая моторику, мы стимулируем ещё и речевое развитие.
Для этого лучше всего подойдут следующие упражнения:
- игры с водой, песком и крупами;
- гимнастика для пальцев;
- выкладывание узоров из различных мелких деталей.
Творческое
Творческие способности можно развивать различными способами. Для ребёнка 3 лет лучше всего подойдут такие занятия:
- Рисование. Это может быть всё, что захочет трёхлетка, или же рисунки, которые попросит нарисовать взрослый, геометрические фигуры;
- Добавление различных деталей к рисунку: крышу к дому, листиков к дереву и т.д.;
- Раскрашивание рисунков;
- Лепка из пластилина;
- Вырезание различных форм и картинок из бумаги при помощи ножниц;
- Аппликация из листьев, макарон, цветной бумаги, ткани и прочего;
- Придумывать различные сказки и истории;
- Показывать сценки из мультиков и сказок самостоятельно или при помощи игрушек, кукольного театра;
- Делать композиции из продуктов, украшать пироги, торты, бутерброды, салаты и т.д.;
- Строить мосты, дома и прочее из конструктора или же кубиков согласно инструкции, образцу, изображению или же по собственной фантазии.
Придумывать идеи для занятий и находить необходимые для этого материалы вы можете самостоятельно. Также вы можете воспользоваться набором, развивающим творческие способности или же рабочими тетрадями.
Социальное
В возрасте от 3 до 4 лет дети очень сильно нуждаются в общении со своими сверстниками и детьми другого возраста. Бо́льшая часть детей в этом возрасте уже ходит детсадовскую группу, и их социальное развитие проходит именно там. Если же ребёнок по какой-то причине ещё не пошёл в садик, то ответственность за социальное развитие малыша ложится на его родителей.
Помимо общения со своими сверстниками, в социальное развитие также входят навыки, связанные с бытом. Именно поэтому, помимо игр и общения с другими детьми, к занятиям, направленным на социализацию, также относится:
- Застёгивание пуговиц, шнурование ботинок, застёгивание змеек и завязывание шнурков.
- Правила, как вести себя в общественном месте и за столом.
- Складывание своей одежды.
- Изучение вежливых слов.
- Помощь по дому в соответствии с возможностями малыша.
Математика
Развитие ребёнка в 3 года связано также с изучением математики. Обычно это упражнения, направленные на изучение геометрических фигур, цифр, сравнение предметов по размерам, цветам и т.д.
Давайте более детально разберёмся с тем, что именно должен знать малыш в этом возрасте, и какие задания подойдут для развития его математических способностей.
Минимальный уровень знаний
Для ребёнка в три года достаточно уметь знать и делать следующие вещи:
- считать до 5;
- знать основные геометрические фигуры;
- уметь сравнивать предметы;
- сортировать предметы и подбирать к ним пару.
Чтобы и дальше развивать способности малыша, в занятиях с ним можно использовать прописи, карточки, творческие упражнения, а также пазлы.
Карточки
Карточки с картинками можно использовать для развития детей следующим образом:
- Во время игры с ребёнком покажите ему картинку и попросите его посчитать количество предметов, изображённых на ней;
- Если у вас карточки с простыми рисунками (зигзаги, квадраты, сердечки), попросите малыша повторить рисунок;
- Если у вас 2 набора одинаковых карточек, можете попросить его найти пару.
- Картинки для детей можно прятать среди других изображений, а после просить малыша найти их. Сначала можно начать с одного изображения, а потом перейти к нескольким;
- Вы можете спрятать картинки в доме или на улице и, создав пиратскую карту, попросить найти их. Пройти каждый этап можно будет, только выполнив определённое задание;
- Также вы можете использовать рисунки, которые отличаются только в некоторых деталях. На них можно тренировать внимательность ребёнка. Пусть он попробует найти отличия.
Желательно, чтобы карточки были ламинированными, так как ребёнок в этом возрасте может всё ещё пытаться жевать бумагу.
Пазлы
Пазлы отлично подойдут для малышей этого возраста. Однако важно подбирать картинки, которые будут достаточно крупного размера, и состоять из небольшого количества деталей.
Создать такие пазлы можно самостоятельно. Для этого достаточно взять картинку, нанесённую на плотную бумагу (например, поздравительную открытку), и разрезать на несколько частей. Суть данной игры для развития детей от 3 лет заключается в том, чтобы малыш, собирая пазлы, изучал внешний вид и название цифр.
Какие нужны прописи
Прописи также являются отличным способом обучить трёхлетку числам. Помимо того, что таким образом мы развиваем моторику у ребёнка, также учим его правильно составлять и писать цифры. Для большего удобства нужно выбирать прописи с чёткими и крупными линиями.
Раскраски
Раскраски дети любят особенно сильно, поэтому использовать их для обучения ребёнка цифрам можно довольно часто. Это очень удобный вариант, так как пользоваться такими развивающими играми для детей 3 лет можно где угодно. Покупая малышам такие раскраски, лучше всего выбирать те, где, кроме чисел, есть их названия буквами. Так, помимо изучения цифр, можно будет тренировать речь, изучать буквы и учиться читать.
Логика
Трёхлетка должен уметь:
- находить ошибки и объяснять своё решение;
- уметь находить различия между картинками и предметами, а также сходства;
- концентрировать своё внимание на чём-нибудь одном;
- запоминать, что нарисовано на картинке, а также слова песен и стишков.
Главное, чтобы малыш мог сконцентрироваться на задании. Обычно этого не получается достичь из-за того, что малышу не хватает двигательной активности, и он пытается всеми способами её получить. Поэтому проводить развивающие занятия для детей 3-4 лет лучше всего после того, как он набегается. При этом занятие не должно продолжаться больше чем 20 минут. Если малышу сложно оставаться внимательным так долго, лучше сделать через 10 минут занятия перерыв и дать ему немного побегать или попрыгать.
Также можно договориться с ребёнком о поощрении, которое он получит, если будет хорошо заниматься. Это может быть прогулка, сладость или дополнительное время для просмотра мультиков.
Для развития логического мышления у малыша нужно как можно чаще играть с ним в ассоциации, а также просить его подобрать противоположное значение. Например, тепло – холодно, белый – чёрный и т.д. Также детям в этом возрасте можно рассказывать коротенькие рассказы и сказки, в которых будет допущена логическая ошибка. Задача малыша – найти эту ошибку и исправить её.
Развивать логику можно, используя карточки с различными изображениями. Положите перед малышом несколько таких картинок и попросите его добавить карточки, которых не хватает. Это будет не только развивать логическое мышление, но и фантазию.
Бытовые навыки
Малыш, достигший 3 лет, зачастую умеет:
- обуваться и одеваться самостоятельно;
- рисовать в раскраске;
- пользоваться ножницами;
- аккуратно себя вести.
Для того чтобы приучить ребёнка к правилам гигиены, вы можете развесить по дому соответствующие плакаты.
Если малыш ещё не ходит в садик, то каждые 2-3 месяца следует проводить праздники на ту или иную тему. Такие праздники помогут развивать его творческие способности. Если проводить их вы не можете по какой-либо причине, то вместо этого можете время от времени делать вместе с дочкой или сыном поделки из подручных материалов. Такое занятие также повлияет на развитие творческого начала.
Пользуясь данными советами, вы сможете постепенно подготовить малыша к взрослой, самостоятельной жизни.
Источник