Актуальность развития познавательных процессов ребенка

Актуальность развития познавательных процессов ребенка thumbnail

Маленький ребенок по сути своей – неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:

  • формирование познавательных действий, становление сознания;

  • развитие воображения и творческой активности;

  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Виды деятельности для познавательного развития в ДОУ

Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры. Так, для малыша 3–4 лет познавательное развитие возможно через совершенствование конструктивных умений: играя с кубиками, ребёнок учится расставлять их в нужном порядке, сооружать из них разные башни и другие предметы, называть правильно конструкторские материалы (кубики, кирпичики, пластинки и др.). С конструктором дошкольник учится объединять объекты по сюжету, например, из кубиков он может построить дом, а из пластин — скамейку и подъездную дорожку. Все окружающие малыша предметы должны быть яркими и привлекательными, иметь понятную форму, цвет и назначение. Младшие дошкольники охотно играют с предметами, напоминающими бытовое окружение взрослых: пластиковая посуда, кукольная одежда, миниатюрные приспособления для уборки и т. п. Таким образом дети пытаются подражать взрослым, в первую очередь родителям, и постепенно познают мир повседневного быта.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие»

2.2.1.  Тематический модуль

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности»

    Формы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности:

  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;

  • самостоятельная деятельность в развивающей среде.

  • занятия;

  • опыты (экспериментирование);

  • коллекционирование;

  • развивающие игры;

  • изобразительная деятельность;

  • конструкторская деятельность;

  • трудовая деятельность;

  • наблюдения;

  • игровая деятельность ( сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры).

   Методы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности:

1/ Наглядные: наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов)

2/ Практические: игры, дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в том числе строительные), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты.

3/ Словесные: рассказ, беседа, чтение

4/ Методы, повышающие познавательную активность:

  • Элементарный анализ

  • Сравнение по контрасту и подобию, сходству

  • Группировка и классификация

  • Моделирование и конструирование

  • Ответы на вопросы детей

  • Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

5/ Методы, вызывающие эмоциональную активность:

  • Воображаемая ситуация

  • Придумывание сказок

  • Игры-драматизации

  • Сюрпризные моменты и элементы новизны

  • Юмор и шутка

  • Сочетание разнообразных средств на одном занятии

6/ Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:

  • Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности

  • Перспективное планирование

  • Перспектива, направленная на последующую деятельность

  • Беседа

7/ Методы коррекции и уточнения детских представлений:

  • Повторение

  • Наблюдение

  • Экспериментирование

  • Создание проблемных ситуаций

   Направления тематического модуля:

  • Первичные представления об объектах окружающего мира;

  • Сенсорное развитие

  • Дидактические игры

  Содержание тематического модуля «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»

Направления

тематического модуля

5-6 лет

6-7 лет

Первичные представления об объектах   окружающего мира

Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей   действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать,   выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего   мира.

Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливатьих сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого   же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).

Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по   заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный   и др.).

Читайте также:  Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

Развивать умение определять материалы, из которых изготовленыпредметы. Учить сравнивать   предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их   (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире;   о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о   свойствах и качествах различных материалов. Расширять представления о   качестве поверхности предметов и объектов.

Учить применять разнообразные способы обследования предметов(наложение, приложение,   сравнение по количеству и т. д.).

Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая   занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментами наблюдениям.

Сенсорное развитие

Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и   отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.   п.), включая органы чувств: зрение, слух,

осязание, обоняние, вкус.

Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый,   зеленый, голубой, синий, фиолетовый(хроматические) и белый, серый и черный   (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно   называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в   спектре.

Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами,

учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

Формировать умение обследовать предметы разной формы; при об-

следовании включать движения рук по предмету. Расширять представления   о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.).

Совершенствовать глазомер.

Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая   занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.

Развивать зрение, слух, обоняние, осязание,вкус, сенсомоторные   способности.

Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику   рук в разнообразных видах деятельности.

Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться,   вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.

Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов;   сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве,   цвету; выделять характерные детали, красивые   сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.).

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам(форме, величине, строению,   цвету).

Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.

Проектная деятельность

Создавать условия для реализации детьмипроектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.

Развивать проектную деятельность исследовательского типа.   Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об   авторстве проекта.

Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого   типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.)

Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа.   (Нормативная проектная деятельность — это проектная деятельность,направленная на выработку   детьми норм и правил поведения в детскомколлективе.)

Развивать проектную деятельность всехтипов (исследовательскую, творческую, нормативную).

В исследовательской проектной деятельности формировать умениеуделять внимание анализу   эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу   сверстников.

Содействовать творческой проектной деятельности индивидуальногои группового характера.

В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьмисоответствующих этим проектам   ситуаций и отрицательных последствий,которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.

Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее   основных смыслов и выражении их в образной форме.

Дидактические игры

Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4   человека; учить выполнять правила игры.

Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь,   сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать   незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал),   объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные   кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов   (впереди, сзади, направо, налево, под, над,посередине, сбоку).

Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими

играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).

Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоцио-

нально-положительный отклик на игровое действие.

Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать твор-

ческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие,   дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в   играх-соревнованиях.

Продолжать учить детей играть в различныедидактические игры (лото,   мозаика, бирюльки и др.). Развивать умениеорганизовывать игры, исполнять роль ведущего.

Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других   участников игры.

Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решатьпоставленную задачу.

Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки»,   «Шуршалки» и т. д.). Развивать и закреплять сенсорные способности.

Читайте также:  Развитие ребенка с года в обнинске

Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки   к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и   логического мышления, воображения, познавательной активности.

2.2.2.  Тематический модуль

«Формирование элементарных математических представлений»

   Формы работы по формированию элементарных математических представлений:

  • Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

  • Демонстрационные опыты;

  • Сенсорные праздники на основе народного календаря;

  • Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления;

  • Коллективное занятие;

  • Самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Источник

Елена Чупина
Педагогический анализ проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе

Проблемой познания и познавательного развития детей занимались ученые, начиная с древних времен (Сократ, Демокрит, но в современной науке нет однозначной трактовки данного понятия.

В философии под познанием понимается процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии [14].

В психологии под познанием (когнитивностью) понимается способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к психическим состояниям (убеждениям, желаниям и намерениям). Данный термин также используется шире, обозначая акт познания или само знание и может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление знания и концепций, связанных с этим знанием (Л. С. Выготский). Процесс познания обеспечивают познавательные (когнитивные) процессы личности: восприятие, память, внимание, мышление, воображение.

В педагогике познание рассматривается как одно из направлений развития детей в процессе обучения и воспитания. Познавательное развитие выступает как одно из направлений образовательного процесса, направленного на сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [28].

Проблемой познавательного развития детейинтересовались многие зарубежные и отечественные ученые: Ж. Пиаже, Д. Брунер, А. В., Л. И. Божович, Л. А. Венгер, А. С. Микерина и другие.

Согласно Л. А. Венгер, дошкольный возраст – это возраст развития тех, психологических качеств, которые обеспечивают успешную адаптацию ребенка к школьной жизни. В аспекте изучаемой проблемы дошкольный возраст – это период интенсивного развития воображения и образных форм мышления, а также любознательности, активной ориентировки в окружающем пространстве и познавательной направленности.

А. С. Микерина отмечает, что познавательное развитие – это процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой [13]. К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

К первой стадии относится любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности [5].

В основе любопытства лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Для данной ступени познавательного интереса характерным является «сбор информации» о предметах, явлениях окружающей действительности. Чувственный, сенсорный опыт играет значительную роль и в последующем развитии ребенка.

Вторая стадия познавательного развития детей дошкольного возраста – любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г. И. Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске» [19].

Читайте также:  Развитие ребенка во втором триместре беременности

А. И. Сорокина определяет любознательность как общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений.

Н. Ф. Добрынин подчеркивает, что любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?»). Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности.

В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера,например: «Почему трава зелёная?», «Для чего корове хвост?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?», «Почему родятся дети?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.

Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира [13].

К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета; постоянное притяжение к этому объекту [29].

Таким образом, мы придерживаемся точки зрения А. С. Микериной, которая под познавательным развитием детей дошкольного возраста понимает процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим, как раскрывается содержание работы ДОУ по познавательному развитию детей дошкольного возраста в различных программах.

Наиболее полно и достаточно подробно задачи познавательного и интеллектуального развития ребёнка представлены в программе под редакцией М. А. Васильевой в разделе «Умственное воспитание». Программа построена на принципах системности и деятельностного подхода.В программе представлены самостоятельные разделы: «Сенсорное воспитание», «Конструирование», «ФЭМП». В каждом из них подробно прописано содержание деятельности по формированию знаний, умений и навыков детей, даны общие показатели развития по итогам года. Большое значение имеет тот факт, что программа обеспечена методическими и дидактическими материалами.

Программа «Детство» включает задачи развития познавательного интереса и интеллектуального развития детей в разделы: «Предметный мир», «Первые шаги в математику», «Ребёнок открывает мир природы». Каждый раздел обеспечен подробной характеристикой представлений и умений детей. В программе познавательныеумения интегрированы с речевыми: действия познавательного характера необходимо сопровождать объяснениями и комментариями. Программа также имеет методическое и дидактическое сопровождение, представленное комплексом творческих и дидактических игр, экспериментированием с разными материалами.

В программе «Радуга»поставлена общая задача: «способствовать своевременному и полноценному психическому развитию детей»,в рамках решения которой предлагается: способствовать познавательному развитию детей; формировать ЭМП; способствовать своевременному интеллектуальному развитию ребёнка. По материалам программы сложно выделить конкретное содержание образовательной деятельности по познавательному развитию детей, отсутствует детализация образовательных задач. Реализация сложного математического содержания, заимствованного из школьной программы при методической и технологической неразработанности, как показывает практика, вызывает трудности у педагогов ДОУ, т. к. не соответствует их профессиональным возможностям. Отсутствуют показатели и критерии познавательного развития ребёнка.

Таким образом, под познавательным развитием детей дошкольного возраста понимается процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Источник