Активизация работы родителей по развитию ребенка

Бутакова Наталья
«Методы активизации родителей»

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в БДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательного учреждения к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни БДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками БДОУ.

Проблема вовлечения родителейв единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

• повышение педагогической культуры родителей.

• вовлечение родителей в деятельность БДОУ,

• совместная работа по обмену опытом.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителеймы работаем над решением следующих задач:

• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.

Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

• Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

С какими проблемами столкнулись мы педагоги,решая данные задачи:

• Не готовность части родителей на партнерское взаимодействие, «мы вам привели, а вы развивайте.»;

• Не желание части родителей активно участвовать в жизни ребенка в детском саду;

• Занятость родителей, отсутствие времени на участие в мероприятиях в течение дня;

• Стереотипы родителей об участие в совместных мероприятиях, «мы зрители», «мы пришли отдохнуть»

Со стороны части педагогического коллектива также встретились с непониманием и нежеланием перестроить работу с родителями:

• не желание воспитателей «пустить» родителей в образовательную деятельность «они тут «понаделуют», а кто это все «разгребать» будет»; «дети при родителях вести себя не могут»; и т. д. ;

• не желание систематически работать с родителями (если анкетирование, то участие родителей менее 30 %, при этом родители не видят результатов анкетирования, воспитатели не подводят итоги, не планируют работу в соответствии с результатами. Если праздник, то родители зрители, или готовят костюмы, или учат стихи, которые подобрал и раздал педагог, но их не спрашивают, что бы они хотели; Если родительское собрание, то чаще всего это полная неготовность воспитателя к родительскому собранию. Собрания проходят в традиционной форме, когда воспитатель, что – то читает, затем переходят к «разному», ни повестки, ни решения.

• Не желание прислушиваться к потребностям родителей, а точнее не изучать их запрос.

• Не желание части педагогов работать с родителями по новому и научиться этому.

Эти проблемы нам необходимо решать, особенно это актуально в свете профессионального стандарта педагога,так как педагог должен владеть:

трудовыми действиями: «Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) воспитанников, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка»; «разработка и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребёнка»

необходимыми умениями: «создавать разновозрастные детско-взрослые общности воспитанников и их родителей и педагогических работников», «формировать детско-взрослые сообщества»

необходимыми знаниями: «закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития», «социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ», «основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью».

Что уже имеется и используется в нашем учреждении:

Детско-родительский клуб выходного дня «Вместе весело шагать» – совместное посещение музея им. Врубеля (старшая и подготовительные группы, к сожалению, количество участников клуба не увеличивается. Можно использовать посещение не только музея, а кинотеатра, театра, катка, бассейна и т. д. После проведенных мероприятий, выставлять информацию в форме газеты, информационного листа, выставки, чтобы родители не участвовавшие могли, познакомиться с данной формой работы.Вести портфолио клуба: где, когда были, кто участвовал, впечатления, рисунки, фотографии, поделки. Провести фото, видео отчет на родительском собрании. Провести итоговое мероприятие в группе (участвуют и дети и родители, где будут подведены итоги.

День открытых дверей. Очень малое количество родителей, которые участвуют в дне открытых дверей. Необходимо за месяц провести опрос родителей, что бы вы хотели увидеть, как поучаствовать, в какое время. На основании запроса разработать план проведения дня открытых дверей. Провести подготовительную работу с родителями, принимающими активное участие в проведении дня открытых дверей. Разместить не менее, чем за неделю объявление, где будет представлена полная информация, и фразы направленные на мотивирование родителей к участию дня открытых дверей. К сожалению, в последний раз одна группа даже не разместила объявление, а именно подготовительная «Почемучки» (Телятникова Е. А.).

Совместные мероприятия. Проводятся и родители с удовольствием их посещают. Требуется проработка конспекта мероприятия, с целью определения оптимальных форм участия родителей и детей в мероприятии, сбалансированностью подготовки педагогов и родителей. (из проведенных мероприятий запомнился «День матери» в старшей группе, «Прыгалки-скакалки» подготовительная, «Мой веселый звонкий мяч» 1 младшая и т. д.). Данная форма легче всего вписывается в проводимую работу, т. к., это возможны досуги по ПДД, противопожарной безопасности, традиционные праздники.

Родительские собрания,проводимые в нетрадиционной форме: Круглого стола «Детские капризы и упрямство», Игротеки «Как провести выходной день с ребёнком», Тренинг «В школу собирайтесь», Квест «Родительские директивы» названные родительские собрания уже проведены в нашем учреждении. При разработке данных собраний необходимо продумать мотивацию родителей, их деятельность в ходе родительского собрания, участие в рефлексии и принятии решения. При этом необходимо учитывать, что современные родители грамотные, и они могут сами рассказать и предложить проблему и её решение. Поэтому необходимо помнить педагог и родители должны говорить не менее 50% на 50%. При проведении квеста «Родительские директивы» были продуманы станции, на которых родители говорили даже больше педагогов – это станция «Мы университетов не кончали», родители сами выбирали вопросы, сами на них отвечали, сами их комментировали, и только при подведении итога участвовали не только родители, но и педагог.

Читайте также:  Доман гармоничное развитие ребенка скачать

Выставки и конкурсы. Родители с инициативой откликаются на участие в конкурсах и выставках. Но их желание участвовать снижается, если они видят не заинтересованность педагогов (отсутствие красочного объявления, которое мотивирует детей и родителей к участию, отсутствие результатов конкурса, отсутствие награждения, благодарности вывешенной в приемной).

Хочется остановиться на методах активизации родителей при проведении фронтальных форм организации родителей:

1. Продумывание игровых упражнений, тренинговых упражнений на сплочение, сближение. Могут быть использоваться все игры, элементы тренингов, которые мы используем в работе с детьми.

«Назови себя» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом может передаваться предмет, который может вызвать приятную ассоциацию (кусочек меха, солнышко, цветок и т. д.)

«Снежный ком» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом следующий повторяет его и называет своё. И так по кругу. Последний называет имена всех участников.

«Ласковое имя» «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, кому мячик попадет, называет одно из своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто вам бросил мяч. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно не перепутать и бросить мяч тому, кто вам его бросал первый раз и назвать его ласковое имя»

«Давайте поздороваемся» ведущий рассказывает о способах приветствия и принятых и шуточных. Затем предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной, локтем и т. д. или предлагаем придумать новый способ приветствия для сегодняшнего дня и поздороваться.

«Встаньте те, кто.» Воспитатель дает задание «Встаньте те, кто.». любит бегать,. имеет младшую сестру,. любит дарить цветы,. гуляет на природе и т. д.

«Передай улыбку по кругу»

«Пирамида любви» Каждый из нас, что-то или кого-то любит. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, работу. Расскажите, что или кого вы любите. А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову, что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей руки. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас пирамида, а все потому, что мы умеем любить, и сами любимы.

«Клеевой дождик» Встать в круг, руки на поясе друг другу и вот таким «паровозиком» (склеившими дождевыми каплями) начинают движение. По ходу движения можно давать задание (перепрыгни, пройти по дорожке, прыгаем на одной ножке и т. д.

«Крепкое рукопожатие» стоя в кругу поздороваться одновременно с соседом слева и справа.

«Плетём паутину» встать в круг и начать катать клубок, друг другу, при этом каждый оставляет у себя конец нити, получается паутина.

2. Продумать сколько будет групп, при подгрупповой форме работы. Какое оптимальное количество человек в группах, с какой целью идет деление, на какой период.

3. Продумать, как будет проходить деление на группы

– с помощью цвета (формы) (осенние листья, цветы и т. д.)

– с помощью блоков Дьенеша (цвет, форма, величина, т. е можно быстро создать новые группы (сначала по цвету, потом величина, затем форма).

– с помощью блоков Дьенеша, игра «Сложи предмет» (пейзаж, натюрморт) и т. д.

– с помощью игр «Займи место», «Зайкин домик», «Подводная лодка» и т. д.

– с помощью считалки

– с помощью стихотворения, песни «Раз словечко, два словечко, будет песенка.»

4. Продумать как активизировать в ходе деятельности:

– переход хода (по кругу,

– отвечаем вместе, парой,

– на каждое задание новый капитан (передается фуражка)

– инсценировка, обыгрывание педагогической ситуации

– игра «Ромашка», каждая группа работает над своим заданием, через определенное время группы меняются заданием передавая свои записи, следующая группа дописывает, вносит свои коррективы и так до тех пор пока листок с заданием не вернется в свою группу. Затем группа изучает, что дополнили и защищает свое задание. Остальные могут дополнять.

«Цветик семицветик» пофантазируем, на каждый лепесток чтобы вы хотели увидеть в детском саду, чтобы вы хотели изменить, как вы думаете о чем мечтает ваш ребёнок и т. д.

– круглый стол с заданиями в форме «Ромашки»

– квест – это увлекательная «живая» игра для команды из нескольких человек.

-любые игровые технологии.

5. Продумать как будет проходить итог, будет ли рефлексия, кто подводит итог, кто намечает планы на будущее и т. д. Для этого можно также использовать игровые технологии и элементы тренингов.

Необходимо проводить работу с родителями с дифференцированным подходом, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышая культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.

Необходимо активно сотрудничать с родителями,используя разные формы работы:

Читайте также:  С развитием речи ребенка тесно связано

• нетрадиционные формы организации родительских собраний (квест, круглый стол, игра «Что? Где? Когда?» и т. д.

• мастер-классы,

• дни открытых дверей,

• совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,

• участие родителей в семейных конкурсах, выставках,

• организация совместной трудовой деятельности,

• наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,

• консультации,

• анкетирование,

• индивидуальные беседы и др.

Для эффективной работы с родителями необходимо начать с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Можно воспользоваться для этого наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи. Все эти действия помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Источник

 «Привлечение родителей к воспитательно-образовательному    процессу, как условие  повышения компетентности в воспитании и    развитии детей раннего      возраста».

                      (из опыта работы)

Аннотация: В данном тексте изложен опыт работы по взаимодействию и общению с родителями воспитанников.  Для повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития ребёнка.

Одной из важных проблем стоящей перед педагогами многих дошкольных учреждений является взаимодействие педагогов с семьёй воспитанника.

Роль семьи в развитии ребенка, его социализации первостепенна, так как именно в семье ребенок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения. Именно семья обеспечивает ребенку эмоциональную защиту, чувство самооценки своего существования.

Однако дошкольное воспитание имеет свои преимущества. Оно направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию этого развития. И наконец, когда ребенок приходит в детский сад, он включается в детское общество, усваивает новую роль- роль члена детской группы, что необходимо для его дальнейшего полноценного развития.

Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга.

Основной целью взаимодействия сада с семьей является  гуманизация отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Многие родители заинтересованы в грамотном развитии и воспитании своих детей, но не в достаточной степени компетентны в этих вопросах и испытывают затруднения.

Потребность родителей в приобретении психолого-педагогических  знаний, усвоение способов взаимодействия с детьми и недостаточная практическая разработанность сопровождения оказания помощи родителям делают актуальной проблему поиска новых условий, форм, методов работы с родителями с целью повышения родительской компетентности.

В соответствии с этим одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, работающими в группах раннего возраста  детского сада «Золотая рыбка», является активное привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, как одно из важнейших условий развития компетентности в воспитании и развитии детей.

Поэтому перед нами педагогами  встала проблема поиска новых условий и новых нетрадиционных форм работы с родителями с целью включения их в данный процесс. Представляю вашему вниманию свой опыт общения и взаимодействия  с родителями воспитанников.

  Основные условия эффективного привлечения  родителей в воспитательно-образовательный процесс, предусматривает:

– создание в группе на основе доверия, взаимопонимания эмоционально-комфортного климата;

– использование принципов сотрудничества, диалога, взаимообогащения.

При вовлечении родителей в воспитательно-образовательный процесс используем следующие этапы:

1. Ознакомительный – на данном этапе родители знакомятся с  жизнью детей в детском саду и  группе.

Еще до поступления малыша в ДОУ устанавливаем первые контакты между семьёй и нашим детским садом: приглашаем родителей   посетить наш сад и  познакомиться с развивающей  средой, особенностями педагогической  работы; проводим встречи со специалистами (психолог, мед. сестра), во время этих  встреч родители получают ответы на волнующие их вопросы.  Проводим экскурсии по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируем, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома.  Знакомим родителей с игрушками, учебными пособиями, детскими книгами для детей, особое внимание обращаем на их соответствие возрасту ребенка.

Предлагаем родителям памятки с рекомендациями:

  • как подготовить  малыша, и какие необходимые условия создать для того, чтобы облегчить период  адаптации;
  •  о важности соблюдения режима дня;
  • о воспитании навыков опрятности и навыков самообслуживания.

      Ценность этих встреч в том, что молодые родители получают определённую психолого-педагогическую информацию, позволяющую им лучше ориентироваться в особенностях развития и воспитания детей раннего возраста.

Также на этом этапе осуществляется сбор информации о семьях детей: наблюдение за взаимодействием родителей с детьми, индивидуальные беседы, социальный опрос.

     2. Второй этап – вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс –  активное совместное изучение основных особенностей ребёнка (возрастных, половых, индивидуальных) и необходимых условий для его развития.

На этом этапе  не малую роль играет наглядная информация, она решает задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в группе, позволяет правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

       В группах оформлены родительские уголки, где родители могут познакомиться с годовыми задачами детского сада; режимом дня, расписанием кругов на текущий учебный год. Есть стенд «Наши работы», куда вывешиваются рисунки и выставляются поделки детей.

Оформлен информационный стенд с меняющейся информацией,  на котором размещаются рекомендации, памятки.

 Видя результаты стараний своего ребёнка, зная, чем занят ребёнок в течение дня, получая советы, рекомендации  родители проникаются доверием к  педагогам и легче идут на контакт.

У многих из них  возникает интерес к процессу воспитания и развития индивидуальности своего ребёнка, желание совершенствовать свои  психолого-педагогические знания и умения. На этом этапе родители активны и включаются в любую деятельность группы, оказывают помощь педагогам, например, в изготовлении пособий, совместных поделок с детьми, участвуют в  подготовке развлечения для малышей. Такая деятельность помогает родителям овладевать личностно-ориентированным общением с ребенком, способностью рефлексировать свое взаимодействие с ним, готовностью оказывать ребенку эмоционально-психологическую поддержку.

Читайте также:  Развитие плода ребенка видео онлайн

       В нашем дошкольном учреждении  мы применяем технологию Марии Монтессори.

Основным отличием технологии М. Монтессори  является  отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

Мы помогаем родителям сформировать педагогическое сознание, зрелое отношение к своей социокультурной миссии, к ответственности, которую они должны принять на себя в воспитании и развитии индивидуальности ребёнка, без какого – либо авторитарного давления.

С этой целью для родителей наших воспитанников мы организовали «Школу заботливых родителей».

Работа школы выстроена, исходя из следующих положений:

     – семья источник гармоничного самосознания ребёнка, ведущий фактор развития его личности и индивидуальности;

      – воспитание детей в семье – это самовоспитание родителей;

      – развитие родительского самосознания;

     – установление доверительных отношений педагогов и родителей с обменом

        информаций, взаимной помощью.

     – включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Заседания «Школы заботливых родителей» проходят в разнообразной форме: круглый стол, семинар – тренинг, семинар – практикум,  вечер вопросов и ответов.

На заседаниях школы обсуждаются различные темы, такие как:

  •  «Знакомство с технологией  М. Монтессори». В ходе  данной встречи родители знакомятся с особенностями технологии М. Монтессори. Проводится презентация  дидактического материала, ценность которого заключается в том, что кроме своего прямого назначения он позволяет косвенно готовить ребёнка к дальнейшему усвоению материалов, подготавливает руку ребёнка к письму, к усвоению абстрактных понятий.  Родителям предоставляется возможность самостоятельной работы с дидактическим материалом. Дополнительно  представляется фото и видео материал, снятый во время самостоятельной работы детей в практической, сенсорной зонах и зоне родного языка.
  • «Этот удивительный ранний возраст». На котором родители знакомятся с особенностями воспитания и особенностями психического и физического  развития малыша на втором – третьем году жизни.
  • «Неболейка». В ходе данной встречи, обсуждаются вопросы  воспитания  здорового малыша, о методах приобщении ребёнка к здоровому образу жизни .
  • «Изобразительная деятельность в воспитании и развитии детей раннего возраста».  В ходе семинара родители знакомятся с традиционными и не традиционными приёмами творческой деятельности детей.  Дополнительно организовываются просмотр видео и фото материалов «Дети рисуют!».

     Такие встречи способствуют  повышению родительской компетентности, а также сближает педагогов и родителей.  

 В работе с родителями  мы порой сталкиваемся с объективными трудностями. Во-первых, это — взрослые люди, имеющие свои установки и ценности, свое представление о воспитании, менять которые очень сложно. Во-вторых, большинство родителей — занятые люди, которые не всегда могут позволить себе уделить время на участие в, семинарах и других видах работы в группе. Некоторые родители считают достаточно беседы с педагогами во время утреннего приема  и вечером, когда забирают малыша из детского сада. Но этого, конечно же, не достаточно.

       Одним из путей решения данной проблемы  стал выпуск журнала «Кроха» для родителей.   Каждый номер посвящен определённой теме:

  • «Малыш и детский сад» знакомит родителей с особенностями адаптационного периода ребёнка к детскому саду. Содержит советы и рекомендации как подготовить малыша, и какие условия создать для облегчения периода привыкания к новым условиям.
  • «Изобразительная деятельность в воспитании и развитии детей» стал итогом работы над воспитательно-образовательной задачей МОУ «Совершенствовать способности детей во всех видах изобразительной деятельности путём обновления содержания образования и развивающей среды».
  • «Здоровый малыш»  раскрывает  тему  физического развития ребенка,   формирования навыка здорового образа жизни.
  •  «Сенсорное развитие малыша» раскрывает значение сенсорного развития, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
  • «Имею право». Журнал содержит нормативные документы: Декларация прав ребёнка; Конвенция ООН о правах ребёнка; Семейный кодекс РФ; Закон «Об образовании» с которыми необходимо знакомить родителей,  для  усиления  их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей.

Плюсы такой формы взаимодействия с родителями заключаются в следующем:

  • родители не ограниченны во времени, они могут взять журнал домой, и изучить его в удобное время;
  • не навязываем свое мнение,  предоставляем родителям информацию, и они решают, что с ней делать.

       Постепенное привлечение родителей в  воспитательно-образовательный процесс приносит свои положительные результаты для всех участников   педагогического процесса.

    В динамике развития детей видны положительные результаты.  Это — гибкая адаптивность детей к условиям группы; проявление интереса к любой деятельности;  высокий уровень активности; готовность к контактам, как с взрослыми, так и с детьми.

    Наблюдая за общением родителей и детей можно отметить появление таких личностных качеств у родителей, как толерантность, способность понимать, принимать и помогать ребенку; эмоционально-положительное отношение родителей к воспитателям группы и  детского сада в целом.

               Мы педагоги, в свою очередь, имеем  возможность, лучше узнать семьи, определить характер и меру своей помощи.

   Таким    образом,  привлечение    родителей   к   воспитательно-образовательному процессу  и объединение усилий сада и семьи обеспечит малышу  эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богуславский  М. В. «Помоги мне  сделать это самому» Москва «Карапуз» 2000 год.

2. Войтенко Т. П. «Возвращение к ребёнку» Калуга 1999 год.

3. Григорьева. Г. Г. «Кроха». Москва «Просвещение» 2004 г.

4. Дёмина Е. Е. « Развитие и обучение детей раннего возраста»  Москва «Творческий центр» 2006 год.

5. Ерофеева Т. И. «Современные образовательные программы для дошкольных учреждений». Москва «Академия» 1999 год.

6. Зверева О. Л. «Общение педагога с родителями в ДОУ» Москва  «Творческий центр» 2005 год.

7. Севастьянова Е. О. «Дружная семейка» Москва « Творческий центр»     2006 год.

8. Осипова Л. Е. «Работа детского сада с семьёй». Издательство Скрипторий 2003»,  2008 год.

Источник