Аксарина развитие ребенка раннего возраста

Аксарина развитие ребенка раннего возраста thumbnail
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году

.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Вопросы и проблемы >>

Н. М. Аксарина. “Воспитание детей раннего возраста”
Изд-во «Медицина», М., 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В учебнике содержатся данные о развитии высшей нервной деятельности и психическом развитии детей раннего возраста, задачи и методы их воспитания в различных условиях — в семье и в детских учреждениях различного типа. Кратко изложено также и воспитание детей от 3 до 7 лет.
В учебнике детально освещается роль медицинской сестры-воспитательницы, содержание и формы ее работы в поликлинике, яслях, больнице, а также излагаются методы контроля за развитием и поведением детей.
Учебник написан по программе, утвержденной Министерством здравоохранения СССР и предназначен для учащихся медицинских училищ отделений медицинских сестер детских учреждений и одногодичных курсов сестер-воспитательниц яслей, домов ребенка и младших групп яслей и садов.

Предисловие
Краткая история общественного воспитания детей раннего возраста
Основные этапы развития высшей нервной деятельности
Образование условных рефлексов
Внешнее торможение
Внутреннее торможение
Развитие условно рефлекторной деятельности
Образование динамического стереотипа
Развитие второй сигнальной системы
Обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни
Особенности периода раннего детства
Особенности высшей нервной деятельности
Физическое воспитание детей раннего возраста
Режим дня
Значение правильного режима дня
Организация режима дня в детском учреждении
Организация и методика проведения кормления, туалета, сна и др.
Воспитательное значение процессов для психического развития
Воспитательные приемы
Организация условий для физического развития
Обеспечение уравновешенного поведения детей
Сенсорное развитие
Развитие речи, мышления и ориентировки в окружающем
Значение и функции речи
Основные факторы и предпосылки для развития речи
Развитие эмоций
Игра и другие виды деятельности
Условия развития игры
Значение и основные правила проведения занятий и организованных игр с детьми
Нравственно-трудовое воспитание ребенка
Эстетическое воспитание ребенка
Особенности развития и воспитания детей 1-го года жизни
Основные положения по воспитанию детей 1-го года жизни
Характеристика ребенка от рождения до 2 1/2 — 3 месяцев
Задачи и организация воспитания детей от рождения до 2 1/2 — 3 месяцев
Характеристика ребенка от 2 1/2 — 3 до 5 – 6 месяцев
Задачи и организация воспитания детей от 2 1/2 — 3 до 5 – 6 месяцев
Характеристика ребенка в возрасте от 5—6 до 9—10 месяцев
Задачи и организация воспитания детей в возрасте от 5—6 до 9—10 месяцев
Характеристика ребенка в возрасте от 9—10 месяцев до 1 года
Задачи и организация воспитания детей в возрасте от 9—10 месяцев до 1 года
Характеристика развития ребенка от 1 года до 1 года 5—6 месяцев
Характеристика развития ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет
Развитие движений в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев
Развитие движений у детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет
Умственное воспитание детей 2-го года
Развитие предметной деятельности и сенсорное развитие детей в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев
Развитие предметной деятельности и сенсорное развитие детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет
Игра и ее организация
Роль воспитательницы в игре
Общение детей со взрослыми
Развитие речи, мышления и ориентировки в окружающем
Нравственное и эстетическое воспитание на 2-м году жизни
Характеристика развития ребенка от 2 до 3 лет
Физическое воспитание ребенка от 2 до 3 лет
Умственное воспитание ребенка от 2 до 3 лет
Развитие игры и других видов деятельности детей 3-го года жизни
Нравственное и трудовое воспитание детей 3-го года жизни
Эстетическое воспитание детей 3-го года жизни
Воспитание и развитие детей от 3 до 7 лет
Физическое воспитание детей от 3 до 7 лет
Умственное воспитание детей от 3 до 7 лет
Нравственное воспитание детей от 3 до 7 лет
Эстетическое воспитание детей от 3 до 7 лет
Характер адаптации детей к изменениям условий их жизни
Причины нарушения уравновешенного поведения детей
Причины нарушения возбудимости
Признаки утомления
Причины утомления детей
Особенности воспитания детей и роль медсестры в различных детских учреждениях
Особенности воспитательной работы в детской больнице
Контроль за развитием и воспитанием детей

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Аксарина развитие ребенка раннего возрастаЧитать статью >>

.

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Аксарина развитие ребенка раннего возрастаЧитать статью >>

.

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Аксарина развитие ребенка раннего возрастаЧитать статью >>

.

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Аксарина развитие ребенка раннего возрастаЧитать статью >>

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся…

Аксарина развитие ребенка раннего возрастаПрочитать полностью >>

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений…

Аксарина развитие ребенка раннего возрастаПрочитать полностью >>

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

Если приснился плохой сон…

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро…

Аксарина развитие ребенка раннего возрастаПрочитать полностью >>

.

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает…

Аксарина развитие ребенка раннего возрастаЧитать статью >>

.

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что …

Аксарина развитие ребенка раннего возрастаЧитать статью >>

.

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные…

Аксарина развитие ребенка раннего возрастаЧитать статью >>

.

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда…

Аксарина развитие ребенка раннего возрастаЧитать статью >>

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Аксарина развитие ребенка раннего возраста
Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам – церковному календарю?

Аксарина развитие ребенка раннего возрастачитать далее >>

Календарь именин

Аксарина развитие ребенка раннего возраста
В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

Аксарина развитие ребенка раннего возрастачитать далее >>

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Аксарина развитие ребенка раннего возрастаЧитать далее >>

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Аксарина развитие ребенка раннего возрастаЧитать далее >>

Психология совместной жизни

Аксарина развитие ребенка раннего возраста
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету – это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

Аксарина развитие ребенка раннего возрастачитать далее >>

Аксарина развитие ребенка раннего возраста
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

Аксарина развитие ребенка раннего возрастачитать далее >>

Рецепты ухода за собой

Аксарина развитие ребенка раннего возраста
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Аксарина развитие ребенка раннего возрастапрочитать полностью >>

Совместимость имен в браке

Аксарина развитие ребенка раннего возраста
Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Аксарина развитие ребенка раннего возрастапрочитать полностью >>

Искусство тонкой маскировки

Аксарина развитие ребенка раннего возраста
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки

просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

Аксарина развитие ребенка раннего возрастапрочитать полностью >>

Аксарина развитие ребенка раннего возраста
Нанесение косметических масок для кожи – одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

Аксарина развитие ребенка раннего возрастапрочитать полностью >>

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

Аксарина развитие ребенка раннего возрастачитать далее >>

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

Аксарина развитие ребенка раннего возрастачитать далее >>

Аксарина развитие ребенка раннего возраста

Стильно и недорого – как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

Аксарина развитие ребенка раннего возрастачитать статью полностью >>

Как работает оберег?

Аксарина развитие ребенка раннего возраста
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Аксарина развитие ребенка раннего возрастапрочитать полностью >>

Камни-талисманы

Аксарина развитие ребенка раннего возраста
Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Аксарина развитие ребенка раннего возрастапрочитать полностью >>

Источник

Многие родители ошибочно полагают, что воспитанием ребенка – чтением нотаций, нравоучений и т.д., нужно заниматься после того, как он научится разговаривать и хотя бы что-то понимать. Методика воспитания детей раннего возраста Однако, данное мнение неправильно. Начинать формирование маленькой личности необходимо уже с самого раннего возраста ребенка, а лучше, с его рождения. Воспитание детей раннего возраста, забота о нравственном, психическом и физическом развитии малыша поможет ему развиться быстрее своих сверстников, а интенсивное становление психики ребенка окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Рекомендации родителям по воспитанию детей до года

Большинство матерей и отцов недоумевают, каким образом можно воспитывать младенцев, детей до года? Психологи и педиатры в один голос отвечают: «Можно и нужно!» Конечно, груднички мало что поймут из вашей проникновенной речи о том, как нехорошо бросать на пол погремушку. В столь раннем возрасте браться за становление поступков ребенка было бы бессмысленно, а вот за воспитание эмоций – вполне разумно! И первое, что обязаны сформировать родители у младенца – это радостно-деятельное состояние, когда малыш много лепечет, гулит, активно идет на контакт и с удовольствием совершенствует свои двигательные навыки. Если с ребенком ласково, с улыбкой разговаривают во время кормлений, переодеваний, прогулок и т.д., малыш находится в хорошем расположении духа и хорошо развивается, не тратя свои силы на капризы и плач.

Немного повзрослев, ребенок начинает проявлять себя в самостоятельной деятельности – играть с игрушками, ползать, пытается ходить. На данном этапе воспитание детей раннего возраста основывается на расширении их познавательного интереса, побуждая ребенка поднять упавшую на пол погремушку, познакомиться с различными цветами, материалами, фактурами. При этом нельзя ограничивать самостоятельность малыша – пусть он сам преодолевает какие-либо посильные для него трудности. В возрасте от 6 месяцев до года ребенок обычно начинает различать особенности интонации взрослых. Поэтому будет правильно при воспитании детей раннего возраста применять строгий тон для запрета неподобающей деятельности и ласковый – для одобрения.

Особенности воспитания детей от 1 года до трех лет

На протяжении первых трех лет жизни ребенка эмоции малыша развиваются быстрым темпом, формируются чувства радости, удовлетворения, заинтересованности, любознательности. Это эмоции, которые можно и нужно развивать, акцентируя внимание ребенка на удачно сделанной постройке из кубиков, нарядной елке, красивом цветке и т.д.

На третьем году жизни самостоятельная деятельность малыша усложняется и становится более разнообразной: он рисует, лепит, играет, строит, наблюдает, общается. Ребенок учится получать удовольствие от игры, развивая внимание, мышление, фантазию. Играя, малыш формирует для себя широкие возможности для нравственного воспитания, приучая себя делиться со сверстниками, совместно действовать, добиваться поставленных целей. Родители должны быть заинтересованы в том, чтобы ребенок был занят играми – но только теми, которые способствуют его умственному и нравственному развитию. Тем не менее, даже при достаточном количестве и разнообразии игрушек ребенок до трех лет, скорее всего, будет играть в них самым примитивным образом, если родитель не подскажет, как играть правильно (варить суп, одевать куклу, гладить белье и т.д.).

Какие можно дать рекомендации родителям по воспитанию детей в раннем возрасте?

По мнению японских ученых, к трем годам мозг ребенка формируется на 70% – и то, что вы успели заложить в свое маленькое чадо к этому возрасту, будет иметь определяющее значение в его дальнейшей жизни. Родителям необходимо учитывать тот факт, что воспитание детей раннего возраста базируется на двух принципах: не принуждать и заинтересовать. В этом возрасте родитель может поделиться со своим ребенком самым главным, что у него есть – ни фундаментальными знаниями, ни жизненным опытом, а способностью видеть мир в ярких красках, радоваться каждому моменту жизни,  с любопытством познавать то, что нас окружает.

Аксарина: воспитание детей раннего возраста

Аксарина Нина Михайловна – педагог, автор книги «Воспитание детей раннего возраста». Профессор внесла значительный вклад в изучение педагогики, разработав принципы общественного воспитания маленьких детей в СССР с точки зрения различных типов нервной системы ребенка. Аксарина рассматривала необходимость соблюдения режима дня для полноценного развития малышей. По мнению педагога, если режим сна бодрствования и кормлений составлен правильно, дети находятся в уравновешенном состоянии, быстро засыпают, крепко спят и просыпаются отдохнувшими. В течение всего времени бодрствования они активны и любознательны, что обеспечивает полноценное развитие малышей.

Аксарина, как и многие другие выдающиеся педагоги, говорила, что воспитание детей раннего возраста включает в себя физическое, эстетическое, нравственное и трудовое воспитание. Однако, задачи развития, которые стоят перед малышом в разные годы его жизни, также различны. В возрасте ребенка до года его нервная система еще не совсем крепкая, даже самые малейшие ошибки, например, такие, как недоедание, недосып, чрезмерное возбуждение могут вызвать нарушения в состоянии физического и психического здоровья малыша.

Физическое воспитание детей раннего возраста по Аксариной включает в себя:

  • Обеспечение условий для полноценного и своевременного физического развития;
  • Обеспечение уравновешенного и бодрого состояния ребенка;
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков (правильный режим дня, питания, оздоровительно-закаливающих процедур);
  • Создание благоприятных условий для разнообразных физических движений ребенка;
  • Охрана и укрепление его здоровья.

Эстетическое воспитание ребенка по Аксариной начинается в раннем возрасте. Дети очень восприимчивы, а на их эстетическое развитие оказывает влияние вся окружающая обстановка: тон стен в детской комнате, живые цветы, репродукции картин, скульптура. Ребенку нужны разнообразные и яркие впечатления, формирующие у него чувство вкуса: прогулка в красивом саду, поездка к водоему, поход в галерею. Однако самыми доступными приемами эстетического воспитания детей являются музыкальные занятия, песни, танцы и сказки.

Нравственно-трудовое воспитание малыша, по мнению педагога, включает:

  • Воспитание уважительных взаимоотношений со взрослыми;Эффективные рекомендации родителям по воспитанию детей
  • Воспитание дружеских взаимоотношений с детьми;
  • Воспитание самостоятельности, организованности, формирование трудовых навыков и правил поведения в коллективе;
  • Воспитание нравственных качеств личности.

Нравственно-трудовое воспитание детей раннего возраста основывается на приучении ребенка уважать труд других людей и принимать в нем свое посильное участие, обучаясь самостоятельному одеванию, умыванию, еде, уборке игрушек. Основная задача взрослых при этом – вызвать у ребенка понимание и естественное стремление к тому, что «хорошо» и «надо», соразмеряя свои требования с его индивидуальными и возрастными особенностями.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Сдам Сам

Нина Михайловна Аксарина по своему обра­зованию математик, специалист, которому прочи­ли в этой области большое будущее. И тем не ме­нее она посвятила всю свою научную жизнь раз­работке системы общественного воспитания детей раннего возраста.

Как пишет Аксарина в автобиографии, встречи с В.М. Бехтеревым и Н.М. Щеловановым, зна­комство с работами Н.Л. Фигурина и Н.И. Ка­саткиной, доклады И.П. Павлова, его учеников явились переломным моментом в ее жизни, опре­делили ее дальнейшую научную деятельность: Аксарина решает изучать онтогенез высшей нерв­ной деятельности ребенка. Собственно это реше­ние и приводит ее в Уральский государственный институт охраны материнства и младенчества (1923 г.). Уже в первых сборниках, вышедших под редакцией профессора А.С. Дурново, были опубликованы работы молодого ученого, посвя­щенные вопросам воспитания и обучения детей третьего года жизни в условиях коллектива.

Жизненный путь Н.М. Аксариной – путь неус­танных творческих поисков, путь прекрасного ор­ганизатора, руководителя. Вспомним основные вехи: 20-е годы, Нина Михайловна работает ме­тодистом Уралоблздравотдела, член комиссии по организации Уральского научного института охраны материнства и младенчества, заведующая и научный руководитель одного из его отделов; 30-е годы, Аксарина сотрудник Института педиат­рии АМН СССР, работает в клинике, руководи­мой профессором Н.М. Щеловановым. В Цент­ральный институт усовершенствования врачей (ЦИУ) Н.М. Аксарина пришла уже со сложив­шимися взглядами. Это был крупный ученый, крупный специалист, которого пригласили на ра­боту такие выдающиеся деятели науки, как рек­тор ЦИУ В.П. Лебедева и академик Г.Н. Спе­ранский. В ЦИУ Н.М. Аксарина создает кафед­ру физиологии развития и воспитания детей, ко­торая становится центром подготовки специали­стов по изучению и воспитанию детей раннего возраста.

В годы Великой Отечественной войны Аксари­на член Комиссии по спасению детей из районов, освобожденных от фашистской оккупации: она развертывает сеть яслей и Домов ребенка, разра­батывает программы, руководства, подготавлива­ет кадры. Собственно уже в 30-е годы при актив­ном участии Н.М. Аксариной стали готовить спе­циалистов по раннему детству, разрабатывать программу повышения квалификации врачей и педагогов, специальные серии выпусков библиоте­ки заочного обучения по всем вопросам. До сих пор не устарели эти издания, эти первые руковод­ства.

Систематическое усовершенствование врачей, педагогов началось в Центральном институте усо­вершенствования врачей с конца 40-х годов. В это же время Министерство здравоохранения СССР провело набор на первые курсы ЦИУ вы­пускников дошкольных факультетов. Перед орга­низаторами стояла большая задача: комплексно, т.е. с позицией физиологии, педиатрии и педаго­гики, изучить вопросы развития и воспитания де­тей раннего возраста. И, несомненно, здесь была огромная заслуга Н.М. Аксариной, «первопро­ходца», научно обосновавшего систему подготов­ки кадров по воспитанию детей раннего возраста, определившего особенности этого периода дет­ства.

Организатор и пропагандист, борец за здоровое детство, крупный ученый, яркая личность, чело­век с оригинальным мышлением, Аксарина обла­дала даром анализа и прогноза, научного пред­видения. Под ее руководством кафедра физиоло­гии развития и воспитания детей (ЦИУ) разра­батывала диагностику и динамику развития де­тей. Здесь впервые начали изучать вопросы формирования общения детей друг с другом на пер­вом году жизни, проблемы адаптации, утомления, обучения в детском саду. Разрабатывались и тео­ретически обосновывались задачи и принципы об­щественного дошкольного воспитания.

Обучение – одна из основных проблем педаго­гики раннего возраста. Глубокие исследования в этом направлении принадлежат Нине Михайлов­не, ее сотрудникам и ученикам: Ш. Абдуллаевой, С.М. Кривиной И.М. Кононовой, М.Ю. Кистяковской, Н.Ф. Ладыгиной, Г.М. Ляминой, Г.В. Пантюхиной. Поведение детей, причины на­рушения уравновешенного поведения, охрана нервной системы, профилактика детского утомле­ния – и эти вопросы стали предметом специаль­ных исследований Н.М. Аксариной, сотрудников ее кафедры. Пропагандируя профилактическое направление общественного дошкольного воспи­тания, Аксарина предложила систему комплекс­ного контроля, иными словами, контроль за нерв­но-психическим развитием, поведением и здо­ровьем детей, осуществляемый врачом и педаго­гом. Вот почему специально изучалась специфика развития и воспитания детей в Домах ребенка и в семье, поведение больного ребенка, постановка воспитательной работы в больницах.

Научные исследования Н.М. Аксариной, ука­занные ею направления, предвидения во многом определили и предсказали работы руководимой ею кафедры, исследовательскую работу в этой области научных организаций, как в нашей стране, так и в братских социалистических странах. Проблемы, выдвинутые Н.М. Аксариной еще в 50 – 60-е годы, явились исходным пунктом для их обсуждения и решения уже 70 – 80-е годы, в том числе и в рабочей группе стран СЭВ.

Перу Н.М. Аксариной принадлежат многочис­ленные труды, пособия, руководства, учебники для обучения медиков и педагогов. Ее книги выдержали за последние десять лет пять изданий. Книги и пособия, автор которых Н.М. Аксарина, переведены на иностранные языки и языки наро­дов нашей страны.

На основе исследований онтогенеза высшей нервной деятельности ребенка, физиологического обоснования необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной были впервые разработаны на­учные основы преддошкольной педагогики, педа­гогики раннего возраста.

Н.М. Аксарина – один из организаторов науч­но обоснованной системы общественного воспи­тания детей раннего возраста в СССР. Благодаря организаторской работе Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной в 1959 году в нашей стране были созданы учреждения ясли-сад. Много сделала Ак­сарина и для практики воспитания, для внедре­ния в жизнь научных достижений. Вся жизнь Ни­ны Михайловны была связана с практикой. Она возглавляла методическую секцию Москвы, мно­го ездила по стране, консультировала,

Н.М. Аксарина – крупный общественный дея­тель, награжденный двумя орденами Трудового Красного Знамени, грамотами Комитета Совет­ских женщин, Общества Красного Креста, блес­тящий лектор, прекрасный преподаватель и вос­питатель молодежи, необыкновенный человек. Ее доклады, лекции, статьи, выступления по радио и телевидению буквально зажигали людей, увлека­ли слушателей.

Все, кто сотрудничал с Аксариной, ощущал ра­дость общения с ней, радость встречи с очень ин­тересным человеком, с большим ученым. Творчес­кие взаимоотношения связывали Нину Михайлов­ну с научно-практическими базами кафедры, чле­нами кафедрального коллектива, активными участниками всех конференций.

Первой базой кафедры был Дом ребенка № 8 (с 1949 по 1972 год), где работали педагоги и вра­чи (М.Ю. Кистяковская, Н. Ф. Ладыгина, Э. Л. Фрухт, И. М. Кононова, Н.П. Шаклеина, И.Я. Хиной, Н.И. Фролова, Р.Т. Чадлеева, А.В. Царапкина) и музыкальные руководители (Т.С. Бабаджан и Н.В. Фок). Здесь под руко­водством Нины Михайловны велись исследования по развитию речи, по развитию деятельности де­тей второго и третьего года жизни, профилактике утомления, адаптации. На этой базе учили и учи­лись, прошли школу тысячи специалистов.

Эффективность наставничества проверяется не сразу. Но многие ученики Нины Михайловны – практические работники, стали руководителями учреждений, защитили диссертации, стали специ­алистами высокого уровня подготовки. Да это и не удивительно. Ведь их готовил к жизни такой ученый, как Нина Михайловна Аксарина.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие вопросы развития и воспитания детей раннего возраста изучал и обосновывал Н.М. Щелованов?

2. Какую систему воспитания детей раннего возраста удалось разработать в клинике Н.М. Щелованова?

3. Опишите жизненный путь Н.М. Аксариной.

4. Назовите Труды Н.М. Аксариной.

5. Кто является учениками Н.М. Аксариной?

Прокрутить вверх

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.

Источник

Читайте также:  Значение общения со взрослыми в развитии психики ребенка