Аксарина развитие ребенка раннего возраста
Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Вопросы и проблемы >> Н. М. Аксарина. “Воспитание детей раннего возраста” В учебнике содержатся данные о развитии высшей нервной деятельности и психическом развитии детей раннего возраста, задачи и методы их воспитания в различных условиях — в семье и в детских учреждениях различного типа. Кратко изложено также и воспитание детей от 3 до 7 лет. Предисловие Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
Когда снятся вещие сны?Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся… Прочитать полностью >> Почему снятся ушедшие из жизни люди?Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений… Прочитать полностью >> Если приснился плохой сон…Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро… Прочитать полностью >>
| Гороскоп совместимостиВыбор имени по святцам
читать далее >> Календарь именин
читать далее >>
Психология совместной жизни
читать далее >>
читать далее >> Рецепты ухода за собой
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя. прочитать полностью >> Совместимость имен в браке
Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит? прочитать полностью >> Искусство тонкой маскировки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться! прочитать полностью >>
прочитать полностью >> О серебреСеребро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия. читать далее >> О красотеВсе женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу. читать далее >>
Стильно и недорого – как?Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам. читать статью полностью >> Как работает оберег?
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом. прочитать полностью >> Камни-талисманы
Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана. Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии. прочитать полностью >> |
Источник
Многие родители ошибочно полагают, что воспитанием ребенка – чтением нотаций, нравоучений и т.д., нужно заниматься после того, как он научится разговаривать и хотя бы что-то понимать. Однако, данное мнение неправильно. Начинать формирование маленькой личности необходимо уже с самого раннего возраста ребенка, а лучше, с его рождения. Воспитание детей раннего возраста, забота о нравственном, психическом и физическом развитии малыша поможет ему развиться быстрее своих сверстников, а интенсивное становление психики ребенка окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь.
Рекомендации родителям по воспитанию детей до года
Большинство матерей и отцов недоумевают, каким образом можно воспитывать младенцев, детей до года? Психологи и педиатры в один голос отвечают: «Можно и нужно!» Конечно, груднички мало что поймут из вашей проникновенной речи о том, как нехорошо бросать на пол погремушку. В столь раннем возрасте браться за становление поступков ребенка было бы бессмысленно, а вот за воспитание эмоций – вполне разумно! И первое, что обязаны сформировать родители у младенца – это радостно-деятельное состояние, когда малыш много лепечет, гулит, активно идет на контакт и с удовольствием совершенствует свои двигательные навыки. Если с ребенком ласково, с улыбкой разговаривают во время кормлений, переодеваний, прогулок и т.д., малыш находится в хорошем расположении духа и хорошо развивается, не тратя свои силы на капризы и плач.
Немного повзрослев, ребенок начинает проявлять себя в самостоятельной деятельности – играть с игрушками, ползать, пытается ходить. На данном этапе воспитание детей раннего возраста основывается на расширении их познавательного интереса, побуждая ребенка поднять упавшую на пол погремушку, познакомиться с различными цветами, материалами, фактурами. При этом нельзя ограничивать самостоятельность малыша – пусть он сам преодолевает какие-либо посильные для него трудности. В возрасте от 6 месяцев до года ребенок обычно начинает различать особенности интонации взрослых. Поэтому будет правильно при воспитании детей раннего возраста применять строгий тон для запрета неподобающей деятельности и ласковый – для одобрения.
Особенности воспитания детей от 1 года до трех лет
На протяжении первых трех лет жизни ребенка эмоции малыша развиваются быстрым темпом, формируются чувства радости, удовлетворения, заинтересованности, любознательности. Это эмоции, которые можно и нужно развивать, акцентируя внимание ребенка на удачно сделанной постройке из кубиков, нарядной елке, красивом цветке и т.д.
На третьем году жизни самостоятельная деятельность малыша усложняется и становится более разнообразной: он рисует, лепит, играет, строит, наблюдает, общается. Ребенок учится получать удовольствие от игры, развивая внимание, мышление, фантазию. Играя, малыш формирует для себя широкие возможности для нравственного воспитания, приучая себя делиться со сверстниками, совместно действовать, добиваться поставленных целей. Родители должны быть заинтересованы в том, чтобы ребенок был занят играми – но только теми, которые способствуют его умственному и нравственному развитию. Тем не менее, даже при достаточном количестве и разнообразии игрушек ребенок до трех лет, скорее всего, будет играть в них самым примитивным образом, если родитель не подскажет, как играть правильно (варить суп, одевать куклу, гладить белье и т.д.).
Какие можно дать рекомендации родителям по воспитанию детей в раннем возрасте?
По мнению японских ученых, к трем годам мозг ребенка формируется на 70% – и то, что вы успели заложить в свое маленькое чадо к этому возрасту, будет иметь определяющее значение в его дальнейшей жизни. Родителям необходимо учитывать тот факт, что воспитание детей раннего возраста базируется на двух принципах: не принуждать и заинтересовать. В этом возрасте родитель может поделиться со своим ребенком самым главным, что у него есть – ни фундаментальными знаниями, ни жизненным опытом, а способностью видеть мир в ярких красках, радоваться каждому моменту жизни, с любопытством познавать то, что нас окружает.
Аксарина: воспитание детей раннего возраста
Аксарина Нина Михайловна – педагог, автор книги «Воспитание детей раннего возраста». Профессор внесла значительный вклад в изучение педагогики, разработав принципы общественного воспитания маленьких детей в СССР с точки зрения различных типов нервной системы ребенка. Аксарина рассматривала необходимость соблюдения режима дня для полноценного развития малышей. По мнению педагога, если режим сна бодрствования и кормлений составлен правильно, дети находятся в уравновешенном состоянии, быстро засыпают, крепко спят и просыпаются отдохнувшими. В течение всего времени бодрствования они активны и любознательны, что обеспечивает полноценное развитие малышей.
Аксарина, как и многие другие выдающиеся педагоги, говорила, что воспитание детей раннего возраста включает в себя физическое, эстетическое, нравственное и трудовое воспитание. Однако, задачи развития, которые стоят перед малышом в разные годы его жизни, также различны. В возрасте ребенка до года его нервная система еще не совсем крепкая, даже самые малейшие ошибки, например, такие, как недоедание, недосып, чрезмерное возбуждение могут вызвать нарушения в состоянии физического и психического здоровья малыша.
Физическое воспитание детей раннего возраста по Аксариной включает в себя:
- Обеспечение условий для полноценного и своевременного физического развития;
- Обеспечение уравновешенного и бодрого состояния ребенка;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков (правильный режим дня, питания, оздоровительно-закаливающих процедур);
- Создание благоприятных условий для разнообразных физических движений ребенка;
- Охрана и укрепление его здоровья.
Эстетическое воспитание ребенка по Аксариной начинается в раннем возрасте. Дети очень восприимчивы, а на их эстетическое развитие оказывает влияние вся окружающая обстановка: тон стен в детской комнате, живые цветы, репродукции картин, скульптура. Ребенку нужны разнообразные и яркие впечатления, формирующие у него чувство вкуса: прогулка в красивом саду, поездка к водоему, поход в галерею. Однако самыми доступными приемами эстетического воспитания детей являются музыкальные занятия, песни, танцы и сказки.
Нравственно-трудовое воспитание малыша, по мнению педагога, включает:
- Воспитание уважительных взаимоотношений со взрослыми;
- Воспитание дружеских взаимоотношений с детьми;
- Воспитание самостоятельности, организованности, формирование трудовых навыков и правил поведения в коллективе;
- Воспитание нравственных качеств личности.
Нравственно-трудовое воспитание детей раннего возраста основывается на приучении ребенка уважать труд других людей и принимать в нем свое посильное участие, обучаясь самостоятельному одеванию, умыванию, еде, уборке игрушек. Основная задача взрослых при этом – вызвать у ребенка понимание и естественное стремление к тому, что «хорошо» и «надо», соразмеряя свои требования с его индивидуальными и возрастными особенностями.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Нина Михайловна Аксарина по своему образованию математик, специалист, которому прочили в этой области большое будущее. И тем не менее она посвятила всю свою научную жизнь разработке системы общественного воспитания детей раннего возраста.
Как пишет Аксарина в автобиографии, встречи с В.М. Бехтеревым и Н.М. Щеловановым, знакомство с работами Н.Л. Фигурина и Н.И. Касаткиной, доклады И.П. Павлова, его учеников явились переломным моментом в ее жизни, определили ее дальнейшую научную деятельность: Аксарина решает изучать онтогенез высшей нервной деятельности ребенка. Собственно это решение и приводит ее в Уральский государственный институт охраны материнства и младенчества (1923 г.). Уже в первых сборниках, вышедших под редакцией профессора А.С. Дурново, были опубликованы работы молодого ученого, посвященные вопросам воспитания и обучения детей третьего года жизни в условиях коллектива.
Жизненный путь Н.М. Аксариной – путь неустанных творческих поисков, путь прекрасного организатора, руководителя. Вспомним основные вехи: 20-е годы, Нина Михайловна работает методистом Уралоблздравотдела, член комиссии по организации Уральского научного института охраны материнства и младенчества, заведующая и научный руководитель одного из его отделов; 30-е годы, Аксарина сотрудник Института педиатрии АМН СССР, работает в клинике, руководимой профессором Н.М. Щеловановым. В Центральный институт усовершенствования врачей (ЦИУ) Н.М. Аксарина пришла уже со сложившимися взглядами. Это был крупный ученый, крупный специалист, которого пригласили на работу такие выдающиеся деятели науки, как ректор ЦИУ В.П. Лебедева и академик Г.Н. Сперанский. В ЦИУ Н.М. Аксарина создает кафедру физиологии развития и воспитания детей, которая становится центром подготовки специалистов по изучению и воспитанию детей раннего возраста.
В годы Великой Отечественной войны Аксарина член Комиссии по спасению детей из районов, освобожденных от фашистской оккупации: она развертывает сеть яслей и Домов ребенка, разрабатывает программы, руководства, подготавливает кадры. Собственно уже в 30-е годы при активном участии Н.М. Аксариной стали готовить специалистов по раннему детству, разрабатывать программу повышения квалификации врачей и педагогов, специальные серии выпусков библиотеки заочного обучения по всем вопросам. До сих пор не устарели эти издания, эти первые руководства.
Систематическое усовершенствование врачей, педагогов началось в Центральном институте усовершенствования врачей с конца 40-х годов. В это же время Министерство здравоохранения СССР провело набор на первые курсы ЦИУ выпускников дошкольных факультетов. Перед организаторами стояла большая задача: комплексно, т.е. с позицией физиологии, педиатрии и педагогики, изучить вопросы развития и воспитания детей раннего возраста. И, несомненно, здесь была огромная заслуга Н.М. Аксариной, «первопроходца», научно обосновавшего систему подготовки кадров по воспитанию детей раннего возраста, определившего особенности этого периода детства.
Организатор и пропагандист, борец за здоровое детство, крупный ученый, яркая личность, человек с оригинальным мышлением, Аксарина обладала даром анализа и прогноза, научного предвидения. Под ее руководством кафедра физиологии развития и воспитания детей (ЦИУ) разрабатывала диагностику и динамику развития детей. Здесь впервые начали изучать вопросы формирования общения детей друг с другом на первом году жизни, проблемы адаптации, утомления, обучения в детском саду. Разрабатывались и теоретически обосновывались задачи и принципы общественного дошкольного воспитания.
Обучение – одна из основных проблем педагогики раннего возраста. Глубокие исследования в этом направлении принадлежат Нине Михайловне, ее сотрудникам и ученикам: Ш. Абдуллаевой, С.М. Кривиной И.М. Кононовой, М.Ю. Кистяковской, Н.Ф. Ладыгиной, Г.М. Ляминой, Г.В. Пантюхиной. Поведение детей, причины нарушения уравновешенного поведения, охрана нервной системы, профилактика детского утомления – и эти вопросы стали предметом специальных исследований Н.М. Аксариной, сотрудников ее кафедры. Пропагандируя профилактическое направление общественного дошкольного воспитания, Аксарина предложила систему комплексного контроля, иными словами, контроль за нервно-психическим развитием, поведением и здоровьем детей, осуществляемый врачом и педагогом. Вот почему специально изучалась специфика развития и воспитания детей в Домах ребенка и в семье, поведение больного ребенка, постановка воспитательной работы в больницах.
Научные исследования Н.М. Аксариной, указанные ею направления, предвидения во многом определили и предсказали работы руководимой ею кафедры, исследовательскую работу в этой области научных организаций, как в нашей стране, так и в братских социалистических странах. Проблемы, выдвинутые Н.М. Аксариной еще в 50 – 60-е годы, явились исходным пунктом для их обсуждения и решения уже 70 – 80-е годы, в том числе и в рабочей группе стран СЭВ.
Перу Н.М. Аксариной принадлежат многочисленные труды, пособия, руководства, учебники для обучения медиков и педагогов. Ее книги выдержали за последние десять лет пять изданий. Книги и пособия, автор которых Н.М. Аксарина, переведены на иностранные языки и языки народов нашей страны.
На основе исследований онтогенеза высшей нервной деятельности ребенка, физиологического обоснования необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной были впервые разработаны научные основы преддошкольной педагогики, педагогики раннего возраста.
Н.М. Аксарина – один из организаторов научно обоснованной системы общественного воспитания детей раннего возраста в СССР. Благодаря организаторской работе Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной в 1959 году в нашей стране были созданы учреждения ясли-сад. Много сделала Аксарина и для практики воспитания, для внедрения в жизнь научных достижений. Вся жизнь Нины Михайловны была связана с практикой. Она возглавляла методическую секцию Москвы, много ездила по стране, консультировала,
Н.М. Аксарина – крупный общественный деятель, награжденный двумя орденами Трудового Красного Знамени, грамотами Комитета Советских женщин, Общества Красного Креста, блестящий лектор, прекрасный преподаватель и воспитатель молодежи, необыкновенный человек. Ее доклады, лекции, статьи, выступления по радио и телевидению буквально зажигали людей, увлекали слушателей.
Все, кто сотрудничал с Аксариной, ощущал радость общения с ней, радость встречи с очень интересным человеком, с большим ученым. Творческие взаимоотношения связывали Нину Михайловну с научно-практическими базами кафедры, членами кафедрального коллектива, активными участниками всех конференций.
Первой базой кафедры был Дом ребенка № 8 (с 1949 по 1972 год), где работали педагоги и врачи (М.Ю. Кистяковская, Н. Ф. Ладыгина, Э. Л. Фрухт, И. М. Кононова, Н.П. Шаклеина, И.Я. Хиной, Н.И. Фролова, Р.Т. Чадлеева, А.В. Царапкина) и музыкальные руководители (Т.С. Бабаджан и Н.В. Фок). Здесь под руководством Нины Михайловны велись исследования по развитию речи, по развитию деятельности детей второго и третьего года жизни, профилактике утомления, адаптации. На этой базе учили и учились, прошли школу тысячи специалистов.
Эффективность наставничества проверяется не сразу. Но многие ученики Нины Михайловны – практические работники, стали руководителями учреждений, защитили диссертации, стали специалистами высокого уровня подготовки. Да это и не удивительно. Ведь их готовил к жизни такой ученый, как Нина Михайловна Аксарина.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие вопросы развития и воспитания детей раннего возраста изучал и обосновывал Н.М. Щелованов?
2. Какую систему воспитания детей раннего возраста удалось разработать в клинике Н.М. Щелованова?
3. Опишите жизненный путь Н.М. Аксариной.
4. Назовите Труды Н.М. Аксариной.
5. Кто является учениками Н.М. Аксариной?
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
Источник