Афонькина психолого педагогическое сопровождение в доу развития ребенка раннего возраста

Пояснительная записка

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие (Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. Владос, 2001. С. 68).

В период раннего детства развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни. Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, т.е. вне социализации (от лат. socialis – общий, общественный). Именно в раннем возрасте ребенок под руководством взрослого начинает приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; осваивает первоначальные представления социального характера.

 Дошкольная образовательная организация – это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Поступление в ДОУ сопровождается изменением окружающей среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Так что же такое адаптация?

 Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, то есть развиваться (Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. Волгоград: Учитель, 2012. С. 56).

Данная тема не теряет своей актуальности, ведь период адаптации для ребенка очень важен, от того как малыш адаптируется в детском саду, будет зависеть его благополучность на первой ступеньке социализации ребенка в обществе, его дальнейшее развитие и становление как личности.

Социализация начинается уже в младенчестве, и в дальнейшем этот процесс становится все более сложным и разносторонним, связанным с определенными трудностями. Часто дети и их родители нуждаются в помощи и поддержке на этом пути. Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно быть территорией психологической безопасности.

Предложенная разработка «Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста и их родителей» представляет собой структурированный материал для поддержки детей раннего дошкольного возраста и их родителей в период адаптации.

            Педагогическая разработка раскрывает современные технологии психолого-педагогического сопровождения  развития детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Психолого-педагогическое сопровождение в данном направлении целесообразнее осуществлять в три этапа:

  1. Подготовительный этап начинается до поступления детей в ДОУ. В его рамках осуществляется знакомство с родителями, анкетирование родителей «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ» (Приложение 1), разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми в адаптационный период, проводятся индивидуальные консультации с педагогами по организации работы в группах раннего возраста.
  2. Второй этап – собственно психолого-педагогическое сопровождение, реализовывается с момента поступления детей в ДОУ и до завершения процесса адаптации каждого ребенка, включает в себя создание благоприятного микроклимата в группах, положительной психологической атмосферы, установление доверительных доброжелательных отношений с педагогами и родителями. Проводится психолого-педагогическая диагностика ребенка в период адаптации к ДОУ («Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям», заполняется педагогом-психологом (Приложение 2), адаптационный лист ребенка, заполняется педагогами адаптационной группы (Приложение 3)), позволяющая выявить детей с низким уровнем адаптации; с целью уменьшения внутреннего напряжения у детей в группах организовываются адаптационные игры (Приложение 5);  развивающая работа по программе групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста (Приложение 7); оказывается консультативная и практическая помощь родителям по воспитанию и уходу за ребенком.
  3. Заключительный этап предполагает анализ и обработку результатов работы по адаптации детей к ДОУ, эффективность взаимодействия с родителями.
Читайте также:  Диагностика уровня развития ребенка музыкальная деятельность средняя группа

Авторская педагогическая разработка комбинаторного вида «Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста и их родителей» включает в себя следующие элементы:

  • анкету для родителей «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ»;
  • оценку характера адаптации ребенка к новым условиям (Ю.А. Афонькина);
  • адаптационный лист ребенка (А.А. Архипова);
  • показатели адаптационных возможностей ребенка второго-третьего года жизни (Ю.А. Афонькина);
  • адаптационные игры с детьми (Ю.А. Афонькина);
  • консультацию для родителей «Психологическая характеристика процесса адаптации ребенка» (А.А. Архипова);
  • программу групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста (А.А.Архипова).

Готовый адаптационный комплект может быть полезен  воспитателям и психологам дошкольных образовательных организаций.

Психологические особенности детей раннего дошкольного возраста

Показатели

Возрастная группа

2 – 3

Ведущая потребность

Потребность в любви

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Ведущая функция

Предметно-манипулятивная, предметно-орудийная деятельность

Игровая деятельность

Предметно-манипулятивная, игра «рядом»

Форма общения

Ситуативно-личностное

Отношения со взрослыми

Источник защиты, ласки и помощи

Отношения со сверстниками

Мало интересен

Наличие конфликтов

Со взрослыми («Я сам»)

Эмоции

Сильной модальности, резкие переходы

Способ познания

Манипулирование предметами, их разбирание

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутренне устройство

Произвольность познавательных процессов

Восприятие, внимание и память непроизвольные

Воображение

Начинает фантазировать; доизобразительное рисование (каракули)

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

Внимание

Объем внимания 2 – 3 предмета

Память

Узнавание, кратковременная.

Объем памяти 2 – 3 предмета из 5

Мышление

Наглядно-действенное

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

Условия успешности

Разнообразие развивающей среды

Новообразования возраста

1.Возникновение речи и наглядно-действенного мышления.

2.Развитие нового отношения к предмету, имеющему назначение и способ употребления.

3.Зачатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста и их родителей

,0

Гармоничное развитие личности ребенка

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса

1.Анкетирование «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ» (разработана психологической службой ГОУ-ЦРР д/с № 183 г. Москва).

2. Консультативная и практическая помощь по воспитанию и уходу за ребенком.

1.Консультативная и практическая помощь по организации работы в группах раннего возраста.

1.Психолого-педагогическая диагностика ребенка в период адаптации «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям» (Ю.А. Афонькина).

2. Развивающая работа по программе групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста (составитель

А.А. Архипова).


Приложение 1

Анкета для родителей «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ»[1]

Уважаемые родители! Анкета поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

Ф.И.О. ребенка _______________________________ Дата рождения ___________________

  1. Какое настроение преобладает у ребенка? (подчеркнуть)
  • бодрое, уравновешенное – 3 балла
  • раздражительное, неустойчивое – 2 балла
  • подавленное – 1 балл
  1. Как Ваш ребенок засыпает?
  • быстро (до 10 мин) – 3 балла
  • медленно – 2 балла
  • спокойно – 3 балла
  • неспокойно – 2 балла
  1. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
  • дополнительное воздействие – 1 балл
  • без воздействия – 3 балла
  1. Какова продолжительность сна ребенка?
  • 2 часа – 3 балла
  • менее 1 часа – 1 балл
  1. Какой аппетит у Вашего ребенка?
  • хороший – 4 балла
  • избирательный – 3 балла
  • неустойчивый – 2 балла
  • плохой – 1 балл
  1. Как относится ребенок к высаживанию на горшок?
  • положительно – 3 балла
  • отрицательно – 1 балл
  • просится на горшок – 3 балла
  • не просится, но бывает сухой – 2 балла
  • не просится и ходит мокрый – 1 балл
  1. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
  • сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать др.) – 1 балл
  • нет отрицательных привычек – 3 балла
  1. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
  • да – 3 балла
  • нет – 1 балл
  • иногда – 2 балла
  1. Проявляет ли интерес к действиям взрослых?
  • да – 3 балла
  • нет – 1 балл
  • иногда – 2 балла
  1. Как Ваш ребенок играет?
  • умеет играть самостоятельно – 3 балла
  • не всегда – 2 балла
  • не играет сам – 1 балл
  1. Взаимоотношения с взрослыми:
  • легко идет на контакт – 3 балла
  • избирательно – 2 балла
  • трудно – 1 балл
  1. Взаимоотношения с детьми:
  • легко идет на контакт – 3 балла
  • избирательно – 2 балла
  • трудно – 1 балл
  1. Отношения к занятиям: внимателен, усидчив, активен:
  • да – 3 балла
  • нет – 1 балл
  • не всегда –2 балла
  1. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
  • есть – 3 балла
  • не всегда – 2 балла
  • нет – 1 балл
  1. Есть ли опыт разлуки с близкими?
  • перенес разлуку легко – 3 балла
  • тяжело – 1 балл
  1. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
  • есть – 1 балл
  • нет – 3 балла
Читайте также:  Теория руссо три фактора влияющие на развитие ребенка

_________________количество баллов

Прогноз адаптации:

40 -55 баллов – готов к поступлению в ДОУ; вероятно, адаптируется легко.

24-39 баллов – условно готов; адаптируется нормально.

16-23 баллов – ребенок не готов к поступлению в детский сад; прогнозируется тяжелая адаптация.

Приложение 2

Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям (Ю.А. Афонькина)[2]

Ф.И.О. ребенка, возраст на момент поступления в ДОУ _____________________________

_____________________________________________________________________________

Показатели

Проявления

Оценка в баллах

На момент поступления

Через 2 недели

Через 3 недели

Через 1 месяц

Через 2 месяца

1

2

3

4

5

6

7

Настроение

– бодрое, жизнерадостное

 (2 балла);

– неустойчивое: спокойное настроение сменяется беспокойством, тревогой

(1 балл);

– устойчиво негативное: аффективное, раздражительное или подавленное (0 баллов)

Сон

– спокойный, глубокий, длительный, не требует содействия взрослого

(2 балла);

– достаточно длительный, но не глубокий; успокаивается при помощи взрослого (1 балл);

– прерывистый, беспокойный, короткий, неглубокий и беспокойный, содействие взрослого существенного влияния на сон не оказывает, может отказываться от сна

(0 баллов)

Аппетит

– стабильно хороший

(2 балла);

– неустойчивый (1 балл);

– отказ от еды (0 баллов)

Отношение к предметному миру

– инициативность, любознательность к игрушкам (2 балла);

– неустойчивый интерес, низкая активность (1 балл);

Пассивность, равнодушие или отказ от деятельности (0 баллов)

Отношение ко взрослым

– инициативность в общении, интерес ко взрослому (2 балла);

– неустойчивый интерес, низкая активность (1 балл);

– пассивность, равнодушие, избегание, отказ от общения (0 баллов)

Отношение к сверстникам

– инициативность в общении, интерес к сверстникам (2 балла);

– неустойчивый интерес, низкая активность (1 балл);

– пассивность, равнодушие или отказ от общения

(0 баллов)

  • Высокий уровень адаптации – 12-9 баллов;
  • средний уровень адаптации – 8-5 баллов;
  • низкий уровень адаптации – 4-0 баллов.

В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются отдельные возможные индивидуальные показатели дезадаптации:

– беспричинный плач;

– тремор;

– двигательное возбуждение;

– отсутствие самостоятельной активности;

– навязчивые движения или действия;

– вредные привычки;

– нарушение тактильных контактов со знакомым взрослым.

            По каждому параметру дезадаптации указывается степень выраженности реакции по шкале:

5 баллов – очень часто;

4 балла – часто;

3 балла – достаточно часто;

2 балла – редко;

1 балл – иногда;

0 баллов – никогда.

На основе суммы баллов определяется уровень дезадаптации:

35-26 баллов – высокий;

25-14 баллов – средний;

13-4 баллов – низкий;

3-0 баллов – процесс адаптации завершается благополучно.

Приложение 3

Адаптационный лист ребёнка[3]

Фамилия, имя ребёнка_________________________________________ дата рождения_____________ дата поступления в ДОУ_____________

Адаптационные дни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

26

27

28

29

30

31

32

Дата

Настроение

Аппетит

Завтрак

Обед

Ужин

Сон

Отношение к предметному миру

Общение

С детьми

Со взрослыми

Кол-во баллов

Адаптационные дни

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Дата

Настроение

Аппетит

Завтрак

Обед

Ужин

Сон

Отношение к предметному миру

Общение

С детьми

Со взрослыми

Кол-во баллов

Читайте также:  Основные новообразования в развитии ребенка

Больничные___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Настроение:

– бодрое, жизнерадостное (2 балла);

– неустойчивое: спокойное настроение сменяется беспокойством, тревогой (1 балл);

– устойчиво негативное: аффективное, раздражительное или подавленное (0 баллов).

Аппетит*:

– стабильно хороший (2 балла);

– неустойчивый (1 балл);

– отказ от еды (0 баллов).

* При подсчете общих баллов за день в графе «Аппетит» нужно вывести средний балл = (баллы «Завтрак» + баллы «Обед» + баллы «Ужин») : 3.

Сон:

– спокойный, глубокий, длительный, не требует содействия взрослого (2 балла);

– достаточно длительный, но не глубокий; успокаивается при помощи взрослого (1 балл);

– прерывистый, беспокойный, короткий, неглубокий и беспокойный, содействие взрослого существенного влияния на сон не оказывает, может отказываться от сна (0 баллов).

Отношение к предметному миру:

– инициативность, любознательность к игрушкам (2 балла);

– неустойчивый интерес, низкая активность (1 балл);

– пассивность, равнодушие или отказ от деятельности (0 баллов).

Общение:

– инициативность в общении, интерес к сверстникам / ко взрослому (2 балла);

– неустойчивый интерес, низкая активность (1 балл);

– пассивность, равнодушие или отказ от общения (0 баллов).

  • Высокий уровень адаптации – 12-9 баллов;
  • средний уровень адаптации – 8-5 баллов;
  • низкий уровень адаптации – 4-0 баллов.

Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Показатели адаптационных возможностей ребенка второго-третьего года жизни (Ю.А. Афонькина)[4]

Компонент адаптации

Факторы благополучной адаптации

Факторы риска дезадаптации

1

2

3

Психофизиологический

Стабильное чередование сна и бодрствования.

Умение сигнализировать о своих нуждах.

Координация движений, двигательная целенаправлен-ность.

Сформированность мелких движений рук.

Нарушения сна.

Повышенная возбудимость или пассивность, затормо-женность.

Двигательное беспокойство, нецеленаправленность дви-жений.

Слабая координированность движений.

Ручная неловкость.

Избирательность в пище.

Неумение сигнализировать о своих нуждах, дискомфорте.

Тремор конечностей.

Нарушение терморегуляции.

Повышенная чувствитель-ность к сенсорным раздражителям.

Индивидуально-психологический

Способность к самостоятель-ным действиям.

Целенаправленность действий, настойчивость в достижении целей.

Избирательность, активность внимания.

Положительный эмоциональ-ный фон.

Разнообразие эмоций и способов их выражения.

Любознательность, исследовательская активность.

Пониженный или повышен-ный фон настроения, резкие перепады настроения.

Монотонный плач.

Вредные привычки, невроти-ческие действия.

Частые аффективные реак-ции.

Сниженный интерес к окру-жающему.

Социально-психологический

Доброжелательность.

Готовность к коммуникативному отклику.

Инициативность в общении.

Положительное отношение к поручениям, просьбам взрос-лого, стремление их выполнять.

Интерес к действиям взрослого и ровесников.

Стремление к активному подражанию.

Умение выражать свои жела-ния, намерения.

Стремление демонстрировать свои достижения взрослому.

Положительное отношение к оценке взрослого, адекватная реакция на замечания, запреты.

Негативные личностные образования: замкнутость, застенчивость, пугливость, капризность.

Недостаточно выраженная способность к активному подражанию.

Негативный опыт общения с людьми.

Экзальтированная, тревожная привязанность к одному из членов семьи.

Эмоциональная холодность в общении с матерью.

Бедность коммуникативного опыта.

Пассивность в общении.

Боязнь новых взрослых, сверстников.

[1] Анкета разработана психологической службой ГОУ-ЦРР д/с № 183 г. Москва. Публикация в журнале «Управление дошкольным образовательным учреждением»  № 3, 2003 года.

[2]Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. С. 72.

[3] Адаптационный лист разработан педагогом-психологом ДОУ № 95 «Родничок» Шмидт Г.Н. на основании «Оценки характера адаптации ребенка к новым условиям» Ю.А. Афонькиной.

[4]Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал.С. 74.

Автор: 
Ю.А. Афонькина

Источник