Афонькина психолого педагогическое сопровождение в доу развития ребенка раннего возраста
Пояснительная записка
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие (Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. Владос, 2001. С. 68).
В период раннего детства развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни. Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, т.е. вне социализации (от лат. socialis – общий, общественный). Именно в раннем возрасте ребенок под руководством взрослого начинает приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; осваивает первоначальные представления социального характера.
Дошкольная образовательная организация – это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Поступление в ДОУ сопровождается изменением окружающей среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Так что же такое адаптация?
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, то есть развиваться (Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. Волгоград: Учитель, 2012. С. 56).
Данная тема не теряет своей актуальности, ведь период адаптации для ребенка очень важен, от того как малыш адаптируется в детском саду, будет зависеть его благополучность на первой ступеньке социализации ребенка в обществе, его дальнейшее развитие и становление как личности.
Социализация начинается уже в младенчестве, и в дальнейшем этот процесс становится все более сложным и разносторонним, связанным с определенными трудностями. Часто дети и их родители нуждаются в помощи и поддержке на этом пути. Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно быть территорией психологической безопасности.
Предложенная разработка «Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста и их родителей» представляет собой структурированный материал для поддержки детей раннего дошкольного возраста и их родителей в период адаптации.
Педагогическая разработка раскрывает современные технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Психолого-педагогическое сопровождение в данном направлении целесообразнее осуществлять в три этапа:
- Подготовительный этап начинается до поступления детей в ДОУ. В его рамках осуществляется знакомство с родителями, анкетирование родителей «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ» (Приложение 1), разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми в адаптационный период, проводятся индивидуальные консультации с педагогами по организации работы в группах раннего возраста.
- Второй этап – собственно психолого-педагогическое сопровождение, реализовывается с момента поступления детей в ДОУ и до завершения процесса адаптации каждого ребенка, включает в себя создание благоприятного микроклимата в группах, положительной психологической атмосферы, установление доверительных доброжелательных отношений с педагогами и родителями. Проводится психолого-педагогическая диагностика ребенка в период адаптации к ДОУ («Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям», заполняется педагогом-психологом (Приложение 2), адаптационный лист ребенка, заполняется педагогами адаптационной группы (Приложение 3)), позволяющая выявить детей с низким уровнем адаптации; с целью уменьшения внутреннего напряжения у детей в группах организовываются адаптационные игры (Приложение 5); развивающая работа по программе групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста (Приложение 7); оказывается консультативная и практическая помощь родителям по воспитанию и уходу за ребенком.
- Заключительный этап предполагает анализ и обработку результатов работы по адаптации детей к ДОУ, эффективность взаимодействия с родителями.
Авторская педагогическая разработка комбинаторного вида «Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста и их родителей» включает в себя следующие элементы:
- анкету для родителей «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ»;
- оценку характера адаптации ребенка к новым условиям (Ю.А. Афонькина);
- адаптационный лист ребенка (А.А. Архипова);
- показатели адаптационных возможностей ребенка второго-третьего года жизни (Ю.А. Афонькина);
- адаптационные игры с детьми (Ю.А. Афонькина);
- консультацию для родителей «Психологическая характеристика процесса адаптации ребенка» (А.А. Архипова);
- программу групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста (А.А.Архипова).
Готовый адаптационный комплект может быть полезен воспитателям и психологам дошкольных образовательных организаций.
Психологические особенности детей раннего дошкольного возраста
Показатели | Возрастная группа |
2 – 3 | |
Ведущая потребность | Потребность в любви |
Физиологическая чувствительность | Высокая чувствительность к физическому дискомфорту |
Ведущая функция | Предметно-манипулятивная, предметно-орудийная деятельность |
Игровая деятельность | Предметно-манипулятивная, игра «рядом» |
Форма общения | Ситуативно-личностное |
Отношения со взрослыми | Источник защиты, ласки и помощи |
Отношения со сверстниками | Мало интересен |
Наличие конфликтов | Со взрослыми («Я сам») |
Эмоции | Сильной модальности, резкие переходы |
Способ познания | Манипулирование предметами, их разбирание |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их внутренне устройство |
Произвольность познавательных процессов | Восприятие, внимание и память непроизвольные |
Воображение | Начинает фантазировать; доизобразительное рисование (каракули) |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) |
Внимание | Объем внимания 2 – 3 предмета |
Память | Узнавание, кратковременная. Объем памяти 2 – 3 предмета из 5 |
Мышление | Наглядно-действенное |
Речь | Словосочетаниями, понимает глаголы |
Условия успешности | Разнообразие развивающей среды |
Новообразования возраста | 1.Возникновение речи и наглядно-действенного мышления. 2.Развитие нового отношения к предмету, имеющему назначение и способ употребления. 3.Зачатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. |
Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста и их родителей
,0
Гармоничное развитие личности ребенка
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности
Повышение качества воспитательно-образовательного процесса
1.Анкетирование «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ» (разработана психологической службой ГОУ-ЦРР д/с № 183 г. Москва).
2. Консультативная и практическая помощь по воспитанию и уходу за ребенком.
1.Консультативная и практическая помощь по организации работы в группах раннего возраста.
1.Психолого-педагогическая диагностика ребенка в период адаптации «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям» (Ю.А. Афонькина).
2. Развивающая работа по программе групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста (составитель
А.А. Архипова).
Приложение 1
Анкета для родителей «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ»[1]
Уважаемые родители! Анкета поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.
Ф.И.О. ребенка _______________________________ Дата рождения ___________________
- Какое настроение преобладает у ребенка? (подчеркнуть)
- бодрое, уравновешенное – 3 балла
- раздражительное, неустойчивое – 2 балла
- подавленное – 1 балл
- Как Ваш ребенок засыпает?
- быстро (до 10 мин) – 3 балла
- медленно – 2 балла
- спокойно – 3 балла
- неспокойно – 2 балла
- Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
- дополнительное воздействие – 1 балл
- без воздействия – 3 балла
- Какова продолжительность сна ребенка?
- 2 часа – 3 балла
- менее 1 часа – 1 балл
- Какой аппетит у Вашего ребенка?
- хороший – 4 балла
- избирательный – 3 балла
- неустойчивый – 2 балла
- плохой – 1 балл
- Как относится ребенок к высаживанию на горшок?
- положительно – 3 балла
- отрицательно – 1 балл
- просится на горшок – 3 балла
- не просится, но бывает сухой – 2 балла
- не просится и ходит мокрый – 1 балл
- Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
- сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать др.) – 1 балл
- нет отрицательных привычек – 3 балла
- Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
- да – 3 балла
- нет – 1 балл
- иногда – 2 балла
- Проявляет ли интерес к действиям взрослых?
- да – 3 балла
- нет – 1 балл
- иногда – 2 балла
- Как Ваш ребенок играет?
- умеет играть самостоятельно – 3 балла
- не всегда – 2 балла
- не играет сам – 1 балл
- Взаимоотношения с взрослыми:
- легко идет на контакт – 3 балла
- избирательно – 2 балла
- трудно – 1 балл
- Взаимоотношения с детьми:
- легко идет на контакт – 3 балла
- избирательно – 2 балла
- трудно – 1 балл
- Отношения к занятиям: внимателен, усидчив, активен:
- да – 3 балла
- нет – 1 балл
- не всегда –2 балла
- Есть ли у ребенка уверенность в себе?
- есть – 3 балла
- не всегда – 2 балла
- нет – 1 балл
- Есть ли опыт разлуки с близкими?
- перенес разлуку легко – 3 балла
- тяжело – 1 балл
- Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
- есть – 1 балл
- нет – 3 балла
_________________количество баллов
Прогноз адаптации:
40 -55 баллов – готов к поступлению в ДОУ; вероятно, адаптируется легко.
24-39 баллов – условно готов; адаптируется нормально.
16-23 баллов – ребенок не готов к поступлению в детский сад; прогнозируется тяжелая адаптация.
Приложение 2
Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям (Ю.А. Афонькина)[2]
Ф.И.О. ребенка, возраст на момент поступления в ДОУ _____________________________
_____________________________________________________________________________
Показатели | Проявления | Оценка в баллах | ||||
На момент поступления | Через 2 недели | Через 3 недели | Через 1 месяц | Через 2 месяца | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Настроение | – бодрое, жизнерадостное (2 балла); – неустойчивое: спокойное настроение сменяется беспокойством, тревогой (1 балл); – устойчиво негативное: аффективное, раздражительное или подавленное (0 баллов) | |||||
Сон | – спокойный, глубокий, длительный, не требует содействия взрослого (2 балла); – достаточно длительный, но не глубокий; успокаивается при помощи взрослого (1 балл); – прерывистый, беспокойный, короткий, неглубокий и беспокойный, содействие взрослого существенного влияния на сон не оказывает, может отказываться от сна (0 баллов) | |||||
Аппетит | – стабильно хороший (2 балла); – неустойчивый (1 балл); – отказ от еды (0 баллов) | |||||
Отношение к предметному миру | – инициативность, любознательность к игрушкам (2 балла); – неустойчивый интерес, низкая активность (1 балл); Пассивность, равнодушие или отказ от деятельности (0 баллов) | |||||
Отношение ко взрослым | – инициативность в общении, интерес ко взрослому (2 балла); – неустойчивый интерес, низкая активность (1 балл); – пассивность, равнодушие, избегание, отказ от общения (0 баллов) | |||||
Отношение к сверстникам | – инициативность в общении, интерес к сверстникам (2 балла); – неустойчивый интерес, низкая активность (1 балл); – пассивность, равнодушие или отказ от общения (0 баллов) |
- Высокий уровень адаптации – 12-9 баллов;
- средний уровень адаптации – 8-5 баллов;
- низкий уровень адаптации – 4-0 баллов.
В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются отдельные возможные индивидуальные показатели дезадаптации:
– беспричинный плач;
– тремор;
– двигательное возбуждение;
– отсутствие самостоятельной активности;
– навязчивые движения или действия;
– вредные привычки;
– нарушение тактильных контактов со знакомым взрослым.
По каждому параметру дезадаптации указывается степень выраженности реакции по шкале:
5 баллов – очень часто;
4 балла – часто;
3 балла – достаточно часто;
2 балла – редко;
1 балл – иногда;
0 баллов – никогда.
На основе суммы баллов определяется уровень дезадаптации:
35-26 баллов – высокий;
25-14 баллов – средний;
13-4 баллов – низкий;
3-0 баллов – процесс адаптации завершается благополучно.
Приложение 3
Адаптационный лист ребёнка[3]
Фамилия, имя ребёнка_________________________________________ дата рождения_____________ дата поступления в ДОУ_____________
Адаптационные дни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | |
Дата | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Настроение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аппетит | Завтрак | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обед | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ужин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сон | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отношение к предметному миру | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общение | С детьми | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Со взрослыми | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кол-во баллов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адаптационные дни | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | |||||||||||||||||||||
Дата | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Настроение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аппетит | Завтрак | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обед | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ужин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сон | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отношение к предметному миру | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общение | С детьми | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Со взрослыми | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кол-во баллов |
Больничные___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Настроение:
– бодрое, жизнерадостное (2 балла);
– неустойчивое: спокойное настроение сменяется беспокойством, тревогой (1 балл);
– устойчиво негативное: аффективное, раздражительное или подавленное (0 баллов).
Аппетит*:
– стабильно хороший (2 балла);
– неустойчивый (1 балл);
– отказ от еды (0 баллов).
* При подсчете общих баллов за день в графе «Аппетит» нужно вывести средний балл = (баллы «Завтрак» + баллы «Обед» + баллы «Ужин») : 3.
Сон:
– спокойный, глубокий, длительный, не требует содействия взрослого (2 балла);
– достаточно длительный, но не глубокий; успокаивается при помощи взрослого (1 балл);
– прерывистый, беспокойный, короткий, неглубокий и беспокойный, содействие взрослого существенного влияния на сон не оказывает, может отказываться от сна (0 баллов).
Отношение к предметному миру:
– инициативность, любознательность к игрушкам (2 балла);
– неустойчивый интерес, низкая активность (1 балл);
– пассивность, равнодушие или отказ от деятельности (0 баллов).
Общение:
– инициативность в общении, интерес к сверстникам / ко взрослому (2 балла);
– неустойчивый интерес, низкая активность (1 балл);
– пассивность, равнодушие или отказ от общения (0 баллов).
- Высокий уровень адаптации – 12-9 баллов;
- средний уровень адаптации – 8-5 баллов;
- низкий уровень адаптации – 4-0 баллов.
Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Показатели адаптационных возможностей ребенка второго-третьего года жизни (Ю.А. Афонькина)[4]
Компонент адаптации | Факторы благополучной адаптации | Факторы риска дезадаптации |
1 | 2 | 3 |
Психофизиологический | Стабильное чередование сна и бодрствования. Умение сигнализировать о своих нуждах. Координация движений, двигательная целенаправлен-ность. Сформированность мелких движений рук. | Нарушения сна. Повышенная возбудимость или пассивность, затормо-женность. Двигательное беспокойство, нецеленаправленность дви-жений. Слабая координированность движений. Ручная неловкость. Избирательность в пище. Неумение сигнализировать о своих нуждах, дискомфорте. Тремор конечностей. Нарушение терморегуляции. Повышенная чувствитель-ность к сенсорным раздражителям. |
Индивидуально-психологический | Способность к самостоятель-ным действиям. Целенаправленность действий, настойчивость в достижении целей. Избирательность, активность внимания. Положительный эмоциональ-ный фон. Разнообразие эмоций и способов их выражения. Любознательность, исследовательская активность. | Пониженный или повышен-ный фон настроения, резкие перепады настроения. Монотонный плач. Вредные привычки, невроти-ческие действия. Частые аффективные реак-ции. Сниженный интерес к окру-жающему. |
Социально-психологический | Доброжелательность. Готовность к коммуникативному отклику. Инициативность в общении. Положительное отношение к поручениям, просьбам взрос-лого, стремление их выполнять. Интерес к действиям взрослого и ровесников. Стремление к активному подражанию. Умение выражать свои жела-ния, намерения. Стремление демонстрировать свои достижения взрослому. Положительное отношение к оценке взрослого, адекватная реакция на замечания, запреты. | Негативные личностные образования: замкнутость, застенчивость, пугливость, капризность. Недостаточно выраженная способность к активному подражанию. Негативный опыт общения с людьми. Экзальтированная, тревожная привязанность к одному из членов семьи. Эмоциональная холодность в общении с матерью. Бедность коммуникативного опыта. Пассивность в общении. Боязнь новых взрослых, сверстников. |
[1] Анкета разработана психологической службой ГОУ-ЦРР д/с № 183 г. Москва. Публикация в журнале «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 3, 2003 года.
[2]Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. С. 72.
[3] Адаптационный лист разработан педагогом-психологом ДОУ № 95 «Родничок» Шмидт Г.Н. на основании «Оценки характера адаптации ребенка к новым условиям» Ю.А. Афонькиной.
[4]Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал.С. 74.
Автор:
Ю.А. Афонькина
Источник