Адаптированная программа развития ребенка с овз в доу

Вероника Крылосова
Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 3–7 лет с ОВЗ

Предлогаю Адаптированная образовательная программа от 3-7 лет с О. В. З.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Введение

1.3. Цели и задачи реализации адаптированной программы для детей – инвалидов и детей с ОВЗ

1.4. Принципы и подходы к реализации программы

1.4.1Принципы реабилитационной работы с детьми

1.4.2 Научно- обоснованные подходы для реализации программы

1.5. Особенности развития детей

1.6. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанниками программы

1.6.1. Требования ФГОС ДО к целевым ориентирам

1.7. Пояснительная записка в части, формируемой участниками образовательных отношений

1.7.1. Цели и задачи в части, формируемой участниками образовательных отношений 1.7.2. Планируемые результаты освоения программы.

2. Содержательный раздел

2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик в обязательной части программы

2.1.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка

2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 2.6. Психологическое сопровождение образовательного процесса

2.7. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения программы

3.2. Сведения об обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3. Режим дня

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.6. Годовой календарный график, учебный план, расписание непосредственно организованной образовательной деятельности

3.7. Календарно-тематическое планирование в части, формируемой участниками образовательных отношений

3.8. Требования, определяемые в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 Приложение I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности. Данная программа разработана на основе:

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

-Конвенцией о правах ребенка ООН;

-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)

-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)

-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014) -Устава.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования детского сада №50

Содержание основной общеобразовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л. С. Выготского.

Основным программным документом по организации образовательногопроцесса в ДОУ является:

«От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. При воспитании и обучении детей – инвалидов и детей с ОВЗ существует ряд проблем,обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка адаптированной коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей нашего учреждения, является актуальной. Коррекционная программа рассчитана на детей – инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет. Новизна программызаключается в следующем:

-разработаны рабочая программы педагога-психолога по работе с детей – инвалидов и детьми ОВЗ (Приложение);

-разработана программа психолого-педагогического сопровождения родителей (Приложение)

-составлен перспективный план работы педагога-психолога.

Данная программа обеспечивает осуществление образовательногопроцесса в двух основных организационных моделях:

-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);

-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

1.2. Введение.

Настоящая адаптированная программа предназначена для работы с детьми – инвалидами и с детьми с ОВЗ дошкольного возраста (3 – 7 лет).

Читайте также:  Мультики для развития ребенка скачать бесплатно через торрент

Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы с детьми по всем образовательным областям, обеспечивающим разностороннее развитие дошкольника и подготовку его к дальнейшему школьному обучению.

Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития детей на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их сверстникам. В программе представлены организация и содержание коррекционно- воспитательной работы с учетом уровня психического развития ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей.

В программе раскрыта последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование разных форм словесной речи (устной, письменной) в зависимости от этапа обучения.

В программе отражены преемственные связи между дошкольным учреждением и школой. Программа рассчитана на выполнение во всем объеме при полном сроке пребывания детей в дошкольном учреждении (не менее 4 лет). Данная программа обеспечивает осуществление образовательногопроцесса в двух основных организационных моделях:

-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);

-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

Источники финансирования Программы Муниципальный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.

1.3. Цели и задачи программы.

Цель программы – создание условий для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задачи,решение которых необходимо для реализации цели:

1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

7. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

8. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Специальные (коррекционные задачи):

1. Обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее обучающиеся, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.

2. Освоение обучающимися детьми Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

1.4. Принципы и подходы к формированию программы

В программе отражены преемственные связи между дошкольным учреждением и школой. Программа рассчитана на выполнение во всем объеме при полном сроке пребывания детей в дошкольном учреждении, наличии необходимой материальной базы и соответствующе квалификации педагогов.

Программа строится на основании принципов дошкольного образования:

1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5. сотрудничество организации с семьёй;

6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9. учёт этнокультурной ситуации развития детей.

1.4.1. Реабилитационная работа с детьмистроится с учетом следующих принципов:

Читайте также:  Тест определения уровня развития ребенка

-Принцип единства развития и коррекции, который означает, что коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;

– Принцип единства диагностики и коррекции развития, который предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка;

– Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами;

– Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сенситивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка;

-Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;

– Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для ребенка;

– Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений;

– Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т. к. ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.

1.4.2. Программаосновывается на следующих научно обоснованных подходах:

1. Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста.

Источник

Пояснительная записка

Построение образовательного процесса в ДОУ, которое реализует инклюзивную практику, диктует необходимость создания структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными. Здоровье сберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.

Основная цель ДОУ в процессе становления инклюзивной практики –  обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т.е. с разными образовательными потребностями.

Рабочая программа по сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми актами:

•        Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

•        Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);

•        Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Это дети с интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, со сложной структурой дефекта, общим недоразвитием речи. Данная программа является коррекционно-развивающей, направлена на коррекцию и развитие  личности ребенка.

Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми потребностями в развитии, создание благоприятных условий для  развития  его личности.

Задачи:

•        содействие  социально-личностному развитию;

•        развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы;

•        развитие произвольной регуляции деятельности  и поведения;

•        развитие познавательной активности и высших психических функций;

•        развитие коммуникативных навыков и речи

Данная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,  и   «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Характеристика

воспитанника

Ребенок посещает МАДОУ ЦРР д/с  с 01.09.2015 года. Адаптация к условиям детского сада протекала без особенностей.

ПМПК рекомендует обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с общим тяжелыми нарушениями речи, с учетом особенностей психо-физического развития, индивидуальных возможностей с 21.11.2017г.

Ожидания родителей: подготовка к обучению в общеобразовательной школе.

Образовательный компонент

Учебный план на 2017-2018 уч. год

Направления деятельности

Кол-во  часов в неделю

Кол-во  часов в год

1.

Физическое воспитание

3

102

2.

Музыкальное развитие

2

68

3.

Изо деятельность

2

68

4.

Знакомство с окружающим миром

Социальный мир

0,5

17

5.

ФЭМП

1

34

6.

Мир природы

0,5

17

7.

Развитие речи

1

34

Итого

10

306

  1. Коррекционный компонент.
Читайте также:  Как стихи влияют на развитие ребенка

Направления работы учителя-логопеда

Коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов.

Планируемый результат

(работа учителя-логопеда)

– формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

– формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;

– формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Направления работы педагога-психолога:

Развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности, психических процессов.

Планируемый результат:

(работа педагога-психолога)

– формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

– формирование навыков самообслуживания;

– формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

– формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

Познавательное развитие

(работа воспитателя)

  1. Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе;
  2. Развитие познавательных интересов.

Планируемый результат:

– формирование и совершенствование перцептивных действий;

– ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

– развитие внимания, памяти;

– развитие наглядно действенного и наглядно образного мышления.

Сенсорное воспитание:

– развитие мыслительных процессов: сравнения, синтеза, обобщения;

– стимулирование развития всех сторон речи;

Развитие познавательно-исследовательской деятельности:

– формирование правильного восприятия пространства;

– целостного восприятия предмета;

– развитие мелкой моторики рук.

Формирование элементарных математических представлений:

– умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами;

– ориентироваться в пространстве.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Формирование эстетического отношения к миру.
  2. Накопление эстетических представлений и образов.
  3. Развитие эстетического вкуса.
  4. Развитие художественных способностей.

Художественное творчество:

– обучение созданию творческих работ;

– развитие конструктивных возможностей посредствам аппликации;

– развитие манипулятивной деятельности и координации рук.

Музыкальная деятельность:

– слушание детьми музыки, пение;

– выполнение музыкально-ритмических движений, танцы;

– игра на музыкальных инструментах.

Физическое развитие

  1. Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности.
  2. Развитие речи посредствам движения.
  3. Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

Планируемый результат:

– формировать осознанное отношение к своим силам;

– развивать способность к преодолению не только физических но и психологических барьеров;

– развивать способность к преодолению физических нагрузок;

– формировать осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества.

Воспитательный компонент

•        Условия взаимодействия специалистов ДОУ и ребенка:

– специалисты действуют согласно договору с родителями (законного представителя) ребенка;

– специалисты ДОУ проводят НОД в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий согласно плану АОП;

– специалисты ДОУ используют методы, приемы, средства с учетом индивидуальных психических и физических особенностей ребенка и специальной коррекционной программы;

– создание условий для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ;

– использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;

– обеспечение  здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья.

•        Условия взаимодействия ДОУ и родители:

– проведение бесед, консультаций, родительских собраний и пр;

– просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью через статьи, сайта ДОУ, сети интернет;

–  создание условий для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ.

Литература:

1.  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-368 с.

2. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Основные направления в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивный подход. /Москва: Эксмо, 2014.

2.  Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: Учеб./М.: Гардарики, 2014.  

3.    Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Москва «Просвещение» 2008.  – 40 с.

4.  Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии/Москва: эксмо, 2015.

Источник