Адаптированная программа развития ребенка с овз в доу
Вероника Крылосова
Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 3–7 лет с ОВЗ
Предлогаю Адаптированная образовательная программа от 3-7 лет с О. В. З.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Введение
1.3. Цели и задачи реализации адаптированной программы для детей – инвалидов и детей с ОВЗ
1.4. Принципы и подходы к реализации программы
1.4.1Принципы реабилитационной работы с детьми
1.4.2 Научно- обоснованные подходы для реализации программы
1.5. Особенности развития детей
1.6. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанниками программы
1.6.1. Требования ФГОС ДО к целевым ориентирам
1.7. Пояснительная записка в части, формируемой участниками образовательных отношений
1.7.1. Цели и задачи в части, формируемой участниками образовательных отношений 1.7.2. Планируемые результаты освоения программы.
2. Содержательный раздел
2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик в обязательной части программы
2.1.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка
2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 2.6. Психологическое сопровождение образовательного процесса
2.7. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы
3.2. Сведения об обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.3. Режим дня
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
3.6. Годовой календарный график, учебный план, расписание непосредственно организованной образовательной деятельности
3.7. Календарно-тематическое планирование в части, формируемой участниками образовательных отношений
3.8. Требования, определяемые в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 Приложение I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности. Данная программа разработана на основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
-Конвенцией о правах ребенка ООН;
-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)
-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)
-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014) -Устава.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования детского сада №50
Содержание основной общеобразовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л. С. Выготского.
Основным программным документом по организации образовательногопроцесса в ДОУ является:
«От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. При воспитании и обучении детей – инвалидов и детей с ОВЗ существует ряд проблем,обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка адаптированной коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей нашего учреждения, является актуальной. Коррекционная программа рассчитана на детей – инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет. Новизна программызаключается в следующем:
-разработаны рабочая программы педагога-психолога по работе с детей – инвалидов и детьми ОВЗ (Приложение);
-разработана программа психолого-педагогического сопровождения родителей (Приложение)
-составлен перспективный план работы педагога-психолога.
Данная программа обеспечивает осуществление образовательногопроцесса в двух основных организационных моделях:
-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);
-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.
1.2. Введение.
Настоящая адаптированная программа предназначена для работы с детьми – инвалидами и с детьми с ОВЗ дошкольного возраста (3 – 7 лет).
Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы с детьми по всем образовательным областям, обеспечивающим разностороннее развитие дошкольника и подготовку его к дальнейшему школьному обучению.
Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития детей на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их сверстникам. В программе представлены организация и содержание коррекционно- воспитательной работы с учетом уровня психического развития ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей.
В программе раскрыта последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование разных форм словесной речи (устной, письменной) в зависимости от этапа обучения.
В программе отражены преемственные связи между дошкольным учреждением и школой. Программа рассчитана на выполнение во всем объеме при полном сроке пребывания детей в дошкольном учреждении (не менее 4 лет). Данная программа обеспечивает осуществление образовательногопроцесса в двух основных организационных моделях:
-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);
-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.
Источники финансирования Программы Муниципальный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.
1.3. Цели и задачи программы.
Цель программы – создание условий для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Задачи,решение которых необходимо для реализации цели:
1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
7. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
8. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Специальные (коррекционные задачи):
1. Обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее обучающиеся, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.
2. Освоение обучающимися детьми Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
В программе отражены преемственные связи между дошкольным учреждением и школой. Программа рассчитана на выполнение во всем объеме при полном сроке пребывания детей в дошкольном учреждении, наличии необходимой материальной базы и соответствующе квалификации педагогов.
Программа строится на основании принципов дошкольного образования:
1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество организации с семьёй;
6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. учёт этнокультурной ситуации развития детей.
1.4.1. Реабилитационная работа с детьмистроится с учетом следующих принципов:
-Принцип единства развития и коррекции, который означает, что коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;
– Принцип единства диагностики и коррекции развития, который предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка;
– Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами;
– Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сенситивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка;
-Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;
– Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для ребенка;
– Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений;
– Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т. к. ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.
1.4.2. Программаосновывается на следующих научно обоснованных подходах:
1. Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста.
Источник
Пояснительная записка
Построение образовательного процесса в ДОУ, которое реализует инклюзивную практику, диктует необходимость создания структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными. Здоровье сберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.
Основная цель ДОУ в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т.е. с разными образовательными потребностями.
Рабочая программа по сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми актами:
• Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)
К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Это дети с интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, со сложной структурой дефекта, общим недоразвитием речи. Данная программа является коррекционно-развивающей, направлена на коррекцию и развитие личности ребенка.
Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми потребностями в развитии, создание благоприятных условий для развития его личности.
Задачи:
• содействие социально-личностному развитию;
• развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы;
• развитие произвольной регуляции деятельности и поведения;
• развитие познавательной активности и высших психических функций;
• развитие коммуникативных навыков и речи
Данная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, и «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Характеристика
воспитанника
Ребенок посещает МАДОУ ЦРР д/с с 01.09.2015 года. Адаптация к условиям детского сада протекала без особенностей.
ПМПК рекомендует обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с общим тяжелыми нарушениями речи, с учетом особенностей психо-физического развития, индивидуальных возможностей с 21.11.2017г.
Ожидания родителей: подготовка к обучению в общеобразовательной школе.
Образовательный компонент
Учебный план на 2017-2018 уч. год
№ | Направления деятельности | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1. | Физическое воспитание | 3 | 102 |
2. | Музыкальное развитие | 2 | 68 |
3. | Изо деятельность | 2 | 68 |
4. | Знакомство с окружающим миром Социальный мир | 0,5 | 17 |
5. | ФЭМП | 1 | 34 |
6. | Мир природы | 0,5 | 17 |
7. | Развитие речи | 1 | 34 |
Итого | 10 | 306 |
- Коррекционный компонент.
Направления работы учителя-логопеда
Коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов.
Планируемый результат
(работа учителя-логопеда)
– формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
– формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;
– формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Направления работы педагога-психолога:
Развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности, психических процессов.
Планируемый результат:
(работа педагога-психолога)
– формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
– формирование навыков самообслуживания;
– формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
– формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
Познавательное развитие
(работа воспитателя)
- Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе;
- Развитие познавательных интересов.
Планируемый результат:
– формирование и совершенствование перцептивных действий;
– ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
– развитие внимания, памяти;
– развитие наглядно действенного и наглядно образного мышления.
Сенсорное воспитание:
– развитие мыслительных процессов: сравнения, синтеза, обобщения;
– стимулирование развития всех сторон речи;
Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
– формирование правильного восприятия пространства;
– целостного восприятия предмета;
– развитие мелкой моторики рук.
Формирование элементарных математических представлений:
– умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами;
– ориентироваться в пространстве.
Художественно-эстетическое развитие
- Формирование эстетического отношения к миру.
- Накопление эстетических представлений и образов.
- Развитие эстетического вкуса.
- Развитие художественных способностей.
Художественное творчество:
– обучение созданию творческих работ;
– развитие конструктивных возможностей посредствам аппликации;
– развитие манипулятивной деятельности и координации рук.
Музыкальная деятельность:
– слушание детьми музыки, пение;
– выполнение музыкально-ритмических движений, танцы;
– игра на музыкальных инструментах.
Физическое развитие
- Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности.
- Развитие речи посредствам движения.
- Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
Планируемый результат:
– формировать осознанное отношение к своим силам;
– развивать способность к преодолению не только физических но и психологических барьеров;
– развивать способность к преодолению физических нагрузок;
– формировать осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества.
Воспитательный компонент
• Условия взаимодействия специалистов ДОУ и ребенка:
– специалисты действуют согласно договору с родителями (законного представителя) ребенка;
– специалисты ДОУ проводят НОД в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий согласно плану АОП;
– специалисты ДОУ используют методы, приемы, средства с учетом индивидуальных психических и физических особенностей ребенка и специальной коррекционной программы;
– создание условий для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ;
– использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;
– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья.
• Условия взаимодействия ДОУ и родители:
– проведение бесед, консультаций, родительских собраний и пр;
– просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью через статьи, сайта ДОУ, сети интернет;
– создание условий для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ.
Литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-368 с.
2. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Основные направления в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивный подход. /Москва: Эксмо, 2014.
2. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: Учеб./М.: Гардарики, 2014.
3. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Москва «Просвещение» 2008. – 40 с.
4. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии/Москва: эксмо, 2015.
Источник