Адаптация ребенка в школе раннего развития

Адаптация ребенка в школе раннего развития thumbnail

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ НА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ 
Вы пришли со своим ребёнком 1-3 лет на первое занятие. Конечно же каждая мама, чтобы принять решение, ходить на занятия или нет, в первую очередь смотрит на реакцию своего малыша. 

Что же мама может увидеть? 
Первый и самый приятный вариант – ребёнок с удовольствием всё делает, всё получается, хочет вернуться ещё. 
Ребёнок получает явное удовольствие, но получается не всё или почти ничего. 
Ребёнок прижался к маме, и ни в какую не хочет попробовать: потанцевать, потрогать кубики, пообщаться. 
Малыш носится по всему помещению и не останавливается ни на секунду. 
Малыш агрессивен: при любом обращении к нему пытается ударить. 
Ребёнок плачет всё занятие: без видимой причины. Вроде смотрит-смотрит, и опять в слёзы. 
Вроде бы и всё хорошо, но при переходе на новый вид деятельности, когда нужно отдавать пособия, ребёнок громко рыдает. 
Ребёнок говорит, что ему не понравилось на занятиях. 
Ребёнок делает что угодно, только не то, что предлагает преподаватель. 
Ребёнок не делает то, что дома делает спокойно. Малыш не разговаривает на занятиях, не отвечает на вопросы, хотя дома говорит хорошо. 
Всё хорошо, но малыш постоянно лезет обниматься, а другим деткам это не нравится, они плачут / малыш дерётся, когда у него чего-то забирают. Получается, что мы мешаем остальным. 
и т.д. до бесконечности. 

Сначала прокомментирую выделенные варианты. 

1. Ребёнок с удовольствием всё делает, всё (или многое) получается, хочет вернуться ещё. Надо сказать, что большая часть деток именно так и адаптируется, с небольшими отклонениями. Но обычно всё более-менее спокойно и понятно. 

2. Ребёнок получает явное удовольствие, но получается не всё или почти ничего. В этом случае не нужно забывать, что то, что кажется для нас совершенно очевидным и простым, для ребёнка вовсе не очевидно и не просто. Ну казалось бы, что трудного, взять и отнести кубик на полочку, дома ведь разносит вещи по местам. А тут никакой реакции, стоит. Или хлопать, ну не хлопает, хотя умеет. А топать, находить карточки с картинками, лепить, вообще не получается. Даже дома. 

Здесь могу посоветовать просто набраться терпения, не всё сразу. Вы для того и пришли на занятия, чтобы всему научиться. Малыш может долго просто наблюдать. Когда ребёнок просто смотрит и ничего не делает – это не признак того, что малыш не участвует в процессе!!! Наблюдение – это самое что ни наесть активное усвоение информации, нужно дать малышу эту возможность, просто постоять и понаблюдать. И через некоторое время случится чудо – ребёнок начнёт делать то, что не делал раньше. Особенно актуально для новых пальчиковых игр, танцев, ходилок. Ситуация может повторяться каждый раз, когда появляется новый танец-ходилка: сначала просто стоит и смотрит, а потом, через несколько занятий, делает. 

3. Ребёнок прижался к маме, и ни в какую не хочет попробовать: потанцевать, потрогать кубики, пообщаться. Действительно со стороны очень странная ситуация: пришли заниматься, а малыш прилип к маме и ни в какую не сходит с рук. Смысл тогда ходить? Посидеть на руках у мамы можно и дома, абсолютно бесплатно. 

Здесь во-первых не нужно забывать, что простое созерцание – это очень активное действие для ребёнка до 3х лет. Если малыш хотя бы смотрит, пусть из-за маминого плеча – это уже усвоение информации. 
Нужно войти в положение малыша: много новых людей, незнакомое помещение, непонятные правила, и вообще не известно, чего ждать от этой тёти, вдруг сейчас проколет пальчик иголкой, или залезет в рот, будет щупать живот… 

Пусть малыш несколько занятий посидит у мамы, удостоверится, что никто ничего плохого с ним делать не будет. Просто нужно набраться терпения, на моей практике ни один малыш дольше 4х занятий подряд на руках не сидел. Всё равно природное любопытство сделает своё дело и малыш присоединится к группе. 

4. Малыш носится по всему помещению и не останавливается ни на секунду. Мало того, что не занимается, но ещё и другим мешает. 

Просто нужно знать, что это тоже такой способ адаптации, достаточно часто встречающийся, кстати, не самый травматичный для ребёнка. Трудно пережить то, что другим мешает, отвлекает, да ещё и сам не занимается ведь. 
Если точно знать, что через месяц это прекратится, то становится гораздо проще. И при этом нужно быть готовым, что дети, которые адаптировались таким способом, и после адаптационного периода вряд ли будут сидеть всё занятие и слушать. Будет чередование видов деятельности: побегал, поозанимался, побегал, позанимался. Чем старше будет ребёнок, тем дольше будет длиться период “позанимался” и тем короче будет период “побегал”, а годам к 5-7 “побегал” сойдёт на нет. 

Возникает вопрос – а стоит ли приводить 2хлетнего ребёнка на занятия, когда он бегает бесконечно, если можно привести в 4 и он будет гораздо более сосредоточен и спокоен. 
Дело в том, что гарантировать, что ребёнок, не посещая никакой организованный коллектив, научится сосредоточенно работать, нет. Для некоторых это так и будет: малыш просто вырастет, и станет лучше сосредотачиваться. А бывает, что и в 4 и в 5 приходят детки и носятся не переставая. И это уже не норма, тогда как до 3х лет – это вариант нормы. На мой родительский и преподавательский взгляд лучше уж подстраховаться и походить на занятия, потихоньку вырабатывая навыки общения в организованном коллективе, чем в 4-5 лет хвататься за голову и думать, что это, СДВГ или просто адаптация такая. В 4-5 лет такой адаптации уже не должно быть. 

5. Малыш агрессивен: при любом обращении к нему пытается ударить. Агрессия – это способ защитится. Агрессия значит, что ребёнку не комфортно, тревожно. Агрессия – это ещё тяжелее, чем плач, потому что агрессия и плач – это сигнал одного и того же – дискомфорта, но агрессия агрессивно воспринимается окружающим коллективом. Оно и понятно (для окружающих) – агрессивное поведение причиняет вред другим детям. А вот для самого ребёнка – это трудно: стукая другого, малыш подаёт сигнал бедствия, “мне плохо, помогите”, а чаще всего получает в ответ “так делать нельзя, ай-яй-яй, как не стыдно”. А здесь действительно нужно помочь. 

Во-первых, нужно подождать, когда малыш почувствует себя комфортно, количество агрессивных выпадов уменьшится. Когда ребёнок напряжён, любое просто обращение к нему может привести к агрессии. 

Во-вторых, действительно нужно объяснять, что Маше-Саше больно, ни в коем случае не давать бить родственников, если бьёт маму бабушку, нужно обращать на это внимание, и объяснять. Но объяснять БЕЗЗЛОБНО, СПОКОЙНО, не стыдить, а именно объяснять!!! Для ребёнка чувства другого человека не очевидны, вернее, он не догадывается, что у другого могут быть тоже чувства, дети до 3х лет эгоцентричны. И поэтому не надо говорить “Я ему уже 100 раз объясняла, он всё равно не понимает”. Объяснять, спокойно и беззлобно нужно 100, 200, 300, 400, 500 раз, и где-то на тысячный, двухтысячный малыш начнёт понимать. 

В-третьих, нужно предложить другой вариант решения проблемы: “объясняй словами: говори, “это моё” и др. варианты, доступные ребёнку. Короче, донести, что проблему можно решить и другими способами. И быть готовым, что эффект появится где-то после тысячного повторения Но если не повторять, то эффекта не будет, это точно, так что трудитесь 

В-четвёртых, нужно учитывать возраст, если годовичок бьет других, это скорее всего не агрессия, а недостатки моторики. Потрогать другого – это способ взаимодействия, а постучать – это как-то проще даётся, движения сначала не плавные, а отрывистые у годовасиков. 

Здесь просто при первых попытках постучать по другому человеку, нужно перехватить руку малыша, и погладить его рукой, приговаривая “гладить, гладить” и так много раз, обычно 10-20 раз бывает достаточно. А потом малыш будет реагировать на слова: начинает стучать, мама говорит “гладить” и ребёнок гладит. 
При этом нужно не разрешать стучать по маме или бабушке дома. Если учить только на занятиях, то толку мало будет. Маму и бабушку тоже надо гладить 

6. Ребёнок плачет всё занятие: без видимой причины. Вроде смотрит-смотрит, и опять в слёзы. Очень тяжко мамочкам приходится, если ребёнок выбрал такой способ адаптации. Смотришь на кроху, а у него слёзы в глазах. Хочется сказать, да зачем мне всё это, что мучать ребёнка и уйти. 

На самом деле обычно такие детки плохо воспринимают любой незнакомый коллектив, любой новый коллектив для малыша – это стресс. Это пройдёт с возрастом, и чем больше будет опыта положительного общения в разных коллективах, тем быстрее пройдёт. И если, например, обязательное посещение поликлиники – это для многих, скорее опыт отрицательного общения. То вот посещение занятий – можно запросто превратить в опыт положительный. 

Для этого не торопитесь, пусть не делает ничего, а просто смотрит первые несколько занятий. Обнимите малыша и смотрите, мама пусть комментирует. Этого достаточно, через несколько занятий ребёнок сам попросится присоединиться к наиболее понравившемуся виду деятельности. Обычно детки, которые в начале тихо плачут, дальше занимаются хорошо. 

Просто нужно понимать, что пережидая этот период, мы ребёнка не мучаем, а помогаем. Помогаем адаптироваться в социуме, мамина задача сделать эту адаптацию наиболее мягкой. 

7. Вроде бы и всё хорошо, но при переходе на новый вид деятельности, когда нужно отдавать пособия, ребёнок громко рыдает / вариант – закатывает истерики (ложится на пол, и кричит). Часто такое случается, если у малыша есть старшие братишки-сестрёнки, котрые забирают игрушки, и малыш уже научился, что если взял игрушку, её надо крепко держать, никому не отдавать, а если отбирают, то громко кричать, чтобы привлечь внимание и тогда придёт мама и игрушку отдаст. 

Такой опыт учит отстаивать свои интересы (что тоже полезно), но взаимодействовать не учит. 

На занятиях игрушки и пособия насильно никто не забирает Если малыш не отдаёт ни в какую, то пособие преподаватель оставит у малыша, и приберёт, когда ребёнок переключится на другую игру. А опыт этот будет очень ценным: малыш увидит, что если отдать одну игрушку, в замен обычно дают что-то другое, интересное. И потихонечку идея любую вещь отстаивать и ни за что не отдавать уходит, ребёнок сможет и поделиться со сверстниками. 

8. Ребёнок говорит, что ему не понравилось на занятиях. Когда малыш говорит, что ему не понравилось, он сообщает о своём дискофорте. Дискомфорт естественен первые несколько занятий. Вспомните себя, когда вы впервые выходите на новую работу. Вы взрослый человек, имеете представление, как общаться в коллективе, что такое работа, и дискомфорт есть даже у взрослого. Что же говорить о ребёнке, у которого никакого опыта нет, и он представления не имеет, чего от него хочет эта тётя, зачем все остальные тёти собрались, почему вон тот малыш лезет к нему обниматься, и зачем отдавать игрушки, которые понравились. 

Когда ребёнок может СКАЗАТЬ, ЧТО ЕМУ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ, это значит, вас как маму и вашего ребёнка можно поздравить!!! Это самый лучий способ адаптации, самый правильный!!! Именно к нему хорошо бы привести остальных детей: свои проблемы нужно выносить наружу в социально приемлимой форме. Рассказать о своих проблемах – 
это именно тот самый способ!!! Нужно поговорить с ребёнком: что не понравилось, объяснить (если были какие-то неприятные моменты). Найти, что понравилось, ради этого прийти ещё раз, через 4-6 занятий всё нормализуется, дискомфорт пройдёт. Главное найти то, ради чего можно прийти, пока дискомфорт не ушёл. 

9. Ребёнок делает что угодно, только не то, что предлагает преподаватель. Малыш ещё не понял правила игры – раз. Малыш ещё не освоил территорию – два. Когда все углы и уголочки будут исследованы, и ребёнок увидит, что есть ещё и педагог, и он чего-то предлагает, а детки делают, и это иногда может быть любопытно, он присоединится к группе. Сначала на один вид деятельности, потом на другой. Возомжно будет вид деятельности, на который он так и не согласиться, ну да ничего, это можно пережить, если есть при этом любимое, на которое ребёнок соглашается. 

Детки с таким способом адаптации обычно очень независимы, отлично могут сами найти, чем заняться. Потихонку их нужно научить и показать, что в коллективе любом есть правила, им нужно следовать. Показывать это нужно мягко, даже не показывать, а просто быть в коллективе, в котором есть правила, и ребёнок всё сам увидит и поймёт. 

10. Ребёнок не делает то, что дома делает спокойно. Малыш не разговаривает на зянятиях, не отвечает на вопросы, хотя дома говорит хорошо. Малыш напряжён. Как только напряжение пройдёт, он начнёт делать и разговаривать. Не стоит его сильно упрашивать: один раз предложили, и достаточно. Мама может сидеть рядом и делать, что предлагает преподаватель. Если это не огорчает малыша, то это самый лучший способ. 

11. Всё хорошо, но малыш постоянно лезет обниматься, а другим деткам это не нравится, они плачут. Здесь нужно объяснять. Если другой малыш не против, то пусть обнимаются. Только обязательно страхуйте парочку сзади, обнимающиеся малыши очень неустойчивы. А вот если другие малыши боятся, то объяснять, 1000 раз, что Маше не нравится, давай лучше мы с тобой обнимемся. Пусть обнимет преподавателя, если малыш не против. Вобщем обниматься-то можно, но нужно выбирать подходящих партнёров 

Общие рекомендации: как сделать так, чтобы адаптация была максимально мягкой. 
1. Как можно больше общения. Ходить в гости, как можно чаще, как можно в болшее количество разных коллективов, где есть детки, где много народу. Тогда адаптация и в центре пройдёт гораздо легче. 

2. Имейте терпение. Адаптация обычно длится от 4х занятий до 1 месяца. Не нужно ждать, что первое занятие вам всё и расскажет, стоит ли ходить на занятия или нет. Походите первый адаптационный месяц, и только потом можно делать какие-то выводы. 

3. Во время адаптационного периода очень и очень желательно не пропускать занятия. И как только адаптационный период закончится, нужно ещё хотя бы месяц походить в хорошем настроении, чтобы закрепить эффект. И вообще любые занятия имеют смысл только при регулярном их посещении. 
Но жизнь есть жизнь. Малыш может заболеть, срочно куда-то нужно уехать. Здесь нужно быть готовым, что если был перерыв, адаптироваться придётся по новой. Просто будте готовы к этому, и снова, СПОКОЙНО, как в первый раз, держите ребёнка на ручках, объясняйте, ждите. Во второй раз набраться терпения ещё сложнее, но надо. 

4. Нужно помнить, что Вы пришли в коллектив!!! А это значит, что конечно да, мы все понимаем, что когда малыш дерётся – это его крик о помощи. Но не значит, что мама должна спокойно сидеть и смотреть, как её чадо колотит остальных. Или как ребёнок наворачивает круги, отвлекая всю группу. Мама должна активно участвовать в адаптации: объяснять, показывать… но!!! не наказывать!!! 

Если Вы не знаете, что делать, спросите у преподавателя, какую стратегию поведения Вам лучше выбрать.

Тэги:

Адаптация

развивающие занятия

клуб Джерело

Источник

Психологическое состояние первоклассника, его физическое самочувствие и желание посещать школу в первый год обучения во многом определяется способностью к адаптации. У некоторых детей она происходит с определёнными трудностями, на которые нужно вовремя обратить внимание. В сложных случаях может потребоваться помощь психолога, но этого не следует пугаться. Своевременная работа со специалистом поможет избежать проблем в будущем.

Трудности школьного адаптационного периода

Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

  • нового распорядка дня;
  • ограничения на подвижные игры в школе;
  • необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
  • новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:

  • Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
  • Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
  • Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно.

Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного – привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Структура адаптации детей к школе

Поскольку каждый привыкает к новым для него обстоятельствам по-разному, у школьника могут быть отклонения в различных показателях. Например, он может с готовностью получать новые знания, но не завести друзей или с трудом переносить школьный режим. В таком случае родители должны понимать, что сами по себе хорошие оценки не означают нормальную адаптацию к школе. Отклонения в любом из приведенных показателей говорят о нарушениях приспособления к школьной жизни. Поэтому внимание нужно уделять каждому фактору.

Только при нормальных показателях по всем аспектам можно говорить о хорошей адаптации ребенка к школьной жизни.

Как быстро школьник приспособится? Это зависит от разных факторов:

  • особенности характера;
  • уровень сложности образовательной программы;
  • обстановка в семье;
  • наличие сторонних стрессовых факторов;
  • степень подготовленности малыша к школе и пр.

В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям. Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.

Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации?

Продолжительность привыкания малыша к новой для него школьной жизни по времени может занять от нескольких дней до 6-7 месяцев. Длительность периода адаптации зависит от характера ребёнка, степени его психологической готовности, типа школы, уровня сложности получения знаний, интеллекта и личностных качеств педагога. В первые месяцы для первоклассника очень важна и поддержка семьи – родителей, старших братьев и сестёр, бабушки с дедушкой.

На то, что ребёнку нравится в первом классе и дополнительной помощи в адаптации не требуется, указывают несколько признаков:

  • Малыш с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные и неловкие моменты. Но при этом он чётко понимает, что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений.
  • Выраженной усталости после занятий нет. Малыш активен, у него сохраняется отменный аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость, слабость.
  • Появились новые друзья, о которых школьник с удовольствием рассказывает.
  • Ребёнку нравятся педагоги и процесс получения знаний в школе.
  • У малыша отсутствует желание вернуться в детский сад.

Социальная адаптация ребёнка в первом классе пройдёт гораздо легче, если дошкольника подготовить к учебному процессу заранее. Нужно научить его без проблем справляться со своей одеждой – застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, правильно надевать верхнюю одежду. Школьник должен уметь общаться с взрослыми, правильно ориентироваться внутри и снаружи зданий.

Продолжительность привыкания к учёбе в школе

Адаптация ребёнка к школе может быть длительным процессом, протекающим полгода и больше. Она подразделяется на физическую и психологическую:

  • Физическая адаптация оценивается родителями и учителем по уровню работоспособности, самочувствию в течение дня (в школе и дома), качеству сна и аппетита, частоте ОРВИ и обострению имеющихся хронических патологий.
  • Психологическая адаптация – это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки.

Сколько будет привыкать ребёнок к школе, заранее предугадать нельзя. По продолжительности привыкания выделяют три группы детей:

  • Малыши из первой группы привыкают к учебному процессу не более чем за 2 месяца. Они быстро и успешно вливаются в школьный коллектив, понимают правила поведения в учебном заведении и следуют им, заводят друзей. Требования учителя и домашние задания выполняют без затруднений. Первые недели возможен естественный психологический дискомфорт, который постепенно проходит. К концу первой четверти у таких детей стабильно хорошее настроение, они доброжелательны, у них нет внутреннего напряжения, они охотно выполняют домашние задания.
  • Адаптация первоклассников к школе во второй группе продолжается до 6 месяцев. У детей отмечаются проблемы с дисциплиной, возникают трудности с усвоением учебного материала. Нередко выявляются конфликты со сверстниками, негативная реакция на замечания. При правильно построенной работе с ребёнком все эти трудности почти полностью исчезают к третьей четверти учебного года.
  • К третьей группе относят первоклассников, у которых уровень психологической и социальной адаптации низкий. Информацию в школе они не воспринимают, крайне отрицательно реагируют на необходимость спокойно сидеть на уроках и замечания учителя. Нередко присутствует агрессия по отношению к одноклассникам. Они мешают учебному процессу в классе и негативно влияют на поведение других учеников.

Если выявляются признаки, указывающие на то, что ребёнок может входить в третью группу адаптации, желательно своевременно воспользоваться помощью школьного психолога. Социальный педагог привлечёт к работе и родителей, так как большинство проблем адаптации связано с ролью семьи.

Проблемы адаптационного периода

Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс. Но и проблемы, возникшие в процессе учёбы, можно устранить.

Признаки того, что у ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:

  • Неуспеваемость. Ребёнок может отставать или полностью не воспринимать школьную программу. Проблема усугубляется, если родители ожидают слишком высоких результатов. Завышенные требования и даже скрываемое недовольство ухудшают период привыкания, делают первоклассника неуверенным в себе, мешают полноценно воспринимать учебные материалы. К успеваемости малышей в первом классе нужно относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи. Не следует заострять внимание на неудачах.
  • Лень. Причин для неё достаточно много. Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь сказать или что-то сделать неправильно. Лень может быть и следствием избалованности. Избавиться от неё можно только систематической работой дома с ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать скандалов и выдвижения жёстких требований.
  • Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем. Проблема может быть связана с личностными качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Пребывание в школе некоторые первоклассники воспринимают как возможность отвлечься от конфликтов дома. Решить такую проблему можно, только уделяя больше внимания малышу, показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.
  • Непослушание. Такая проблема чаще всего затрагивает избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной, неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и директором. То есть ребёнок опять получает порцию пусть и негативного, но внимания. Проблему в большинстве случаев это не решает, а только усугубляет. Поэтому единственно правильное решение – какое-то время не обращать внимания на проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения вместе с опытным социальным педагогом.
  • Вербализм. Данным термином обозначают высокий речевой уровень ребёнка, протекающий с задержкой мышления. Бойкая речь первоклассника и даже заучивание длинных стихов не указывают на то, что он по умственному развитию способен адекватно воспринимать школьную программу. Ребёнку в такой ситуации необходимо развитие образного и логического мышления, что достигается систематическими занятиями – наклеиванием аппликаций, лепкой, рисованием, несложными тестами.

Школьная адаптация –сложный процесс для многих дошкольников. Задача учителя и родителей состоит в скоординированной помощи первокласснику. При выявлении сложностей мамам и папам нужно не бояться подойти к педагогу и рассказать о своих сомнениях и страхах. Учитель, в свою очередь, должен говорить о том, что его беспокоит, и предлагать варианты решения проблемы.

Помощь ребёнку в период адаптации

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

Подготовка малыша к школе должна начаться задолго до его поступления в первый класс. Больше к учебным занятиям готовы дети, посещающие дошкольные учреждения. Однако им сложнее перестроиться с игровой формы обучения на ту, что принята в школе.

Дома с ребёнком следует периодически заниматься. Он не должен проводить все время возле телевизора или планшета. Домашним детям необходимо научиться общаться со сверстниками, их следует приучить к дисциплине и самостоятельности.

Что делать, чтобы время адаптации протекло без особых сложностей:

  • Чаще хвалить малыша, а за промахи не осуждать.
  • Организовать правильный режим дня. У первоклассника должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями.
  • Не сравнивать его успехи с учёбой других детей.
  • Не игнорировать жалобы ребёнка на плохое самочувствие. В первое время первокласснику можно раз в одну-две недели разрешить не посещать школу.
  • Не предъявлять повышенных требований.
  • Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсудить возникшую проблему.

Если первоклассник не может полностью адаптироваться к школе, а его успехи оставляют желать лучшего, целесообразно рассмотреть альтернативный вариант обучения. Это может быть онлайн-школа, уроки в которой проходят дистанционно.

По данным опроса Homeschool Report 2017 респонденты назвали основные причины перехода на домашнее обучение.

Что заставило вас перейти на домашнее обучение - график

Таким образом, выбор альтернативной формы обучения поможет избежать многих проблем адаптационного периода ребенка при поступлении в первый класс.

Плюсы такой формы учёбы для ряда детей очевидны. Занятия проходят в домашней обстановке. Программа в каждом случае подбирается индивидуально. Нет психологического давления, которое непременно присутствует в школьном коллективе. Дистанционное обучение приравнивается к обычному. Программа позволяет в любой момент перейти на общепринятую форму учёбы или, при желании, продолжить так учиться до конца школы.

Источник