Адаптация ребенка с нарушениями в развития в семье

Адаптация ребенка с нарушениями в развития в семье thumbnail

Галина Смольякова
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

Данные обследований детей за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач ДОУ. Рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, – все это предопределяет важность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – это отношение окружающих к ребенку и к семье в частности. Вторая – это получение доступного и достойного образования для ребенка.

Кратко выразить суть обозначенной проблемы можно словами Дэвида Бланкетта: «Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

В нашей стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы. Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее, относится к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им.

Воспитывать и обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет. Родители детей-инвалидов зачастую ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Но именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Сегодня функционируют множество специальных детских садов и центров, которые обеспечивают полный уход и заботу о детях с задержкой психического развития, с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д. С ними занимаются по специальным реабилитационным программам опытные воспитатели, психологи, логопеды, врачи. Но в этих специальных заведениях у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни, и он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.

Включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

Составление индивидуальной программы развития ребенка строится на результатах наблюдений за ребенком с ограниченными возможностями во всех режимных моментах. В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями. Но работу педагогов отличает особая гибкость, умение предложить детям задание, посильное и интересное каждому, включить ребёнка в общую деятельность.

Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.

По уровню включения ребенка в образовательный процесс в ДОУ условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную,полную:

«точечной инклюзией» называется, когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

«Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.

Вариант «полной инклюзии» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением.

Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности детского сада, проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Процесс обучения следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны,следует: предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;

начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;

сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими;

включать в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.

В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении воспитателю всегда следует помнить, что его действия, направленные на создание психологического комфорта должны быть обдуманы и тактичны. Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение. Воспитателю следует постоянно держать такого ребенка в поле зрения, чтобы увидеть и почувствовать, когда ему потребуется помощь, и своевременно ее оказать. В то же время следует стимулировать ребенка к преодолению стеснительности и приходить к помощи не только со стороны воспитателя, но и самих детей.

Для создания и укрепления своего социального статуса в новом коллективе ребенку с ограниченными возможностями надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например, капитаном в спортивных соревнованиях, ответственным за уборку территории и т. д. Это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны детей.

Необходимо соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:

-создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;

-осуществлять коммуникативную направленность обучения;

-строго индивидуализировать обучение;

– всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т. п. ;

-создавать условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.

Предлагается соблюдать следующие обязательные направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослым, чтобы попросить помощи.

2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

3. Овладение навыками коммуникации.

4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.

5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

семье.

Литература

1. Баряева Л. Б. и др. «Родник»Программа социокультурного развития детей (для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата). – СПб., 1997.

2. Битова А. Л. «Особый ребенок исследование и опыт помощи. Проблемы

интеграции и социализации». Москва, 2000

Источник

Движущим фактором при решении об усыновлении или оформлении опеки, как правило, является желание иметь своего ребёнка и потребность заботиться о нём. Будущие родители рисуют себе самые радужные картины, среди которых объятия, прогулки, восхищение достижениями и обоюдная безграничная любовь. Подобные ожидания обычно присутствуют и в отношении собственных детей. В случае с усыновлением родителям нужно помнить, что адаптация приёмного ребёнка требует терпения и особого подхода.

Адаптация необходима независимо от того, в каком возрасте ребёнок попадает в приемную семью. И малыш, и подросток одинаково в ней нуждаются.

Люди, обратившиеся в органы опеки, имеют чётко сформированный план, но часто не осознают полной картины совместного будущего. Многие не учитывают главного: ребёнок станет полноправным членом семьи, а значит, привычный уклад в доме изменится.

Адаптация в новых условиях

Адаптация в приёмной семье – это переходный период, в процессе которого происходит привыкание. Привычный мир стремительно меняется, возникают новые условия жизни и сопутствующие обстоятельства. Перемены затрагивают и самих опекунов, и их собственных детей, бабушек, дедушек и других заинтересованных лиц.

Период привыкания не имеет строго чётких временных рамок. На него влияют:

  • возраст;
  • черты характера;
  • уровень умственного и эмоционального развития;
  • темперамент;
  • заинтересованность сторон.

Легче всего вхождение в семью протекает у детей 2-3 лет. В этом возрасте малыши уже имеют ряд сформированных навыков, но ещё не обрели выраженных привязанностей и легче воспринимают перемену обстановки. Самый сложный адаптационный период у подростков, поскольку молодые люди испытывают дополнительный стресс, вызванный половым созреванием.

Особенности поведения

При погружении в новую среду поведение ребёнка меняется, каким бы спокойным и воспитанным он ни был. Это может стать неприятным сюрпризом для приёмных родителей. Им кажется, что они уже знакомы с характером и склонностями малыша. Они встречались с ним и сформировали мнение о его темпераменте и поведенческих особенностях. К сожалению, авторитарный подход к воспитанию в детских домах не даёт полностью раскрыть черты характера ребёнка в стенах учреждения.

Нужно учитывать стремление одинокого малыша иметь маму и папу – при знакомстве он будет вести себя максимально «хорошо и послушно».

Перемена поведения – это один из механизмов адаптации человека к незнакомой среде, защитная реакция на уровне рефлексов. Причины:

  • малыш не знает, чего от него ждут новые мама и папа, боится незнакомого места жительства и других сопутствующих обстоятельств;
  • новообретённый член семьи следует поведенческим привычкам, сложившимся на первичном этапе социализации в детском доме или в прежней семье.

В новой среде к приёмному ребёнку предъявляют непривычные требования, проявляют чувства, несовместимые с его представлениями о любви и семье. Изменение поведения может усугубляться под влиянием новых ощущений и обстоятельств, что может ухудшить психоэмоциональную обстановку в семье.

Этапы адаптации приёмного ребенка

Привыкание к новому месту не является статичным процессом, его динамика все время меняется. Период адаптации нельзя чётко разграничить. В процессе интеграции в новую семью у ребёнка неизбежно возникают поведенческие подъёмы и спады, но условно адаптация ребёнка в приёмной семье проходит в несколько стадий:

  • знакомство, или «медовый месяц» – введение в семью;
  • «уже не гость», или первичный эмоциональный кризис;
  • «вживание» – формирование отношений;
  • «стабилизация отношений» – принятие образа жизни.

Поведение меняется постепенно под влиянием родителей и других членов семьи. На завершающем этапе предпочтения и привязанности ребёнка меняются, возникают новые социальные навыки и формируется устойчивый стиль поведения.

Если после значительного промежутка времени в приёмной семье устойчивые отношения так и не сформировались, родители могут принять решение о возвращении ребёнка органам опеки. Такая ситуация является травмирующей для обеих сторон: у несостоявшихся родителей появляется чувство вины, а ребёнок ощущает ненужность и одиночество. Чтобы не допустить развития событий по этому сценарию, необходимо учитывать поведенческие особенности адаптационного периода и поддерживать здоровый психологический климат в семье.

Знакомство с семьёй

Адаптация приёмного ребенка

Первый этап жизни с новыми родителями характеризуется восторгом и всеобъемлющей любовью, которые проявляют обе стороны. Родители испытывают удовольствие от заботы о малыше и стараются исполнять его желания. Со стороны ребёнка потребность выразить свою любовь выражается физическим контактом (объятия, поцелуи), послушанием (беспрекословное исполнение просьб новых мамы и папы).

На стадии знакомства приёмные дети не отдают предпочтения кому-либо из приёмной семьи и могут быть как приветливы, так и эмоционально закрыты.

Начальная реакция на обретение дома индивидуальна и зависит от детского темперамента. Выделяют два основных вида реакции:

  • гиперактивность – дети ведут себя суетливо, им всё хочется потрогать, они резвятся или задают много вопросов, обсуждают увиденное или фантазируют вслух;
  • сдержанность – дети могут выражать испуг, плакать или прятаться за взрослых, поддерживая крепкий тактильный контакт.

Резкое изменение состояния часто удивляет новоприобретённых родственников, ведь оно отличается от первого впечатления, сложившегося в процессе предыдущего общения.

Первые проблемы

На стадии «уже не гость», которая начинается после охлаждения первых впечатлений, возникает первый кризис в детско-родительских отношениях. Проблемы проявляются резким ухудшением поведения малыша, которое объясняется следующими факторами:

  • ослабление эмоциональной «пружины» под влиянием доверия к родителям;
  • высокие ожидания и требования опекунов.

Когда первые эмоции схлынули, ребёнок понимает, что «понравился» родителям и его «оставили». На этом этапе в его глазах необходимость вести себя послушно отпадает, появляется желание самоутвердиться и формируется протест против чрезмерных или непривычных требований новой среды.

В этот период адаптации ребёнок демонстративно отказывается выполнять просьбы домочадцев, впадает в беспричинную ярость или капризничает, часто жалуется на здоровье, выдумывая отсутствующие болячки. Для протестной стадии характерно возвращение энуреза – ночное недержание мочи может появиться не только у малышей, но и у старших детей. Особенно тяжёлый кризис наблюдается в подростковом возрасте (10 лет и старше). Подростки часто утверждают собственную значимость воровством, курением, употреблением спиртных напитков и бродяжничеством. Для преодоления возникших трудностей важно показать вашу эмоциональную связь и проявить педагогические таланты, не сравнивая его с другими детьми, но обучая новым навыкам.

Где может получить помощь приемная семья

Взять приемного ребенка – это большой шаг и ответственность. При этом стоит быть готовым к тому, что приемная семьи может столкнуться с разными проблемами. Адаптация ребенка в новых для него условиях проходит через труд и терпение.

Каждый год свыше 5 тысяч приемных детей-сирот в России возвращаются в детские дома. Это имеет серьезные психологические последствия для ребенка, а порой и для людей, не справившихся с ролью приемных родителей. Поэтому проблема работы с замещающими семьями стоит достаточно остро. Найти общий язык друг с другом и свести к минимуму риск возврата ребенка в детский дом помогают специальные общественные организации, фонды и союзы. Их список по данным Официального сайта Мэра Москвы представлен по следующей ссылке.

Не стоит бояться обращаться в такие организации. Это шаг к решению проблем, а не признание своей несостоятельности как родителя. Наоборот, вы стараетесь преодолеть кризисную ситуацию доступными способами.

Каждый может оказаться в непростой ситуации, когда появляются трудности в семье. Дети-сироты часто имеют тяжелый жизненный опыт, их травмирует потеря близких и события в детском доме. Безусловно, это влияет на их развитие и поведение. Поэтому часто найти подход к ним особенно сложно, и требуется помощь специалистов.

Формирование отношений

Если в кризисный период адаптации приёмного ребёнка родители смогли создать с ним устойчивую эмоциональную связь, то этап «вживания» пройдёт с минимальными затруднениями. На этой стадии адаптации характерно и постепенное принятие образа жизни и ценностей новой социальной группы, и волнообразное возвращение к старой модели поведения. Нестабильность поведенческих реакций объясняется взаимоотношениями внутри семьи, среди которых:

  • охлаждение отношений между родителями или непосредственно к приёмному ребёнку;
  • ревность собственных детей по отношению к приёмным.

Поддержание здоровых отношений помогает сформировать навыки общения и закладывает фундамент для будущих межличностных и социальных взаимодействий.

Стабилизация отношений

Последним этапом в становлении детско-родительской связи является стабилизация отношений. Итогом их формирования становится полная социализация приёмного ребёнка, его безусловная интеграция в семью и образование крепкой родственной связи. В случае неудачной адаптации дети полностью замыкаются и не могут сосуществовать с приёмными родителями.

Стрессовые обстоятельства

Проблемы адаптации в приёмной семье

Переходный период всегда сопровождается стрессом. Все участники находятся в непривычных условиях и испытывают дискомфорт. Негативное восприятие может быть вызвано рядом обстоятельств, среди которых следующие:

  1. Опасения по поводу воспитательной методики. Многие приёмные родители воспитывают собственных детей и имеют сложившийся опыт, но опасаются применять его в отношении нового члена семьи.
  2. Страх перед возможной неудачей. Первые неприятности, связанные с проявлением характера или несоответствия реалий предъявляемым ожиданиям, могут спровоцировать неприятие поведения ребёнка.
  3. Неприятие членами семьи. Собственные дети могут чувствовать себя уязвлёнными или даже преданными, поскольку теперь им достаётся меньше внимания.
  4. Общественное мнение. Близкие родственники, друзья или коллеги могут указывать на отрицательные стороны приёмных детей, мотивируя их несостоятельность плохой генетикой, отставанием в развитии и другими несовершенствами, вызывая неуверенность в их будущем.

В ряде случаев возникает перманентный стресс, который ведёт к отказу от воспитания и возвращение приёмного ребёнка органам опеки. Чтобы минимизировать дискомфорт, необходимо понимание, что перемены не происходят в один момент.

Трудности адаптации приёмных детей в школе

Усыновлённые дети лишены постоянного контакта со сверстниками, в котором они находились, проживая в детском доме. Малыши или подростки, попавшие к приёмным родителям из сложных семей, часто не имеют нормальных представлений об общении, замкнуты и всегда настороже. Таким детям может быть очень сложно обучаться в школе, поскольку, кроме обретения знаний, им нужно формировать социальные связи.

Трудности адаптации приёмного ребёнка в школьной среде можно преодолеть только в том случае, если обучать его навыкам коммуникации и поддерживать эмоциональную стабильность.

С изменением среды для опекаемых детей меняется и круг общения. В новой школе им приходится заново налаживать общение с одноклассниками и завоёвывать место среди детей, выросших в обычной семье. Психологи выделяют следующие способы преодоления трудностей:

  • создание комфортной окружающей обстановки;
  • эмоциональная поддержка родителей и других домочадцев;
  • поощрение успеваемости в учёбе;
  • одобрение расширения круга школьных интересов (участие в школьных мероприятиях, олимпиадах и др.);
  • посещение специалистов для помощи в развитии и социализации (психолога, логопеда, невролога).

Если ребёнку не удаётся влиться в социум, ему поможет домашнее обучение. Основное преимущество такого подхода заключается в возможности получения образования без травмирующего опыта нахождения в школьной среде и более тщательном выборе круга общения.

Домашняя школа InternetUrok.ru удобна для обучения детей, которым не подходит обычный школьный режим. Наши учебные программы разработаны с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка – мы строим обучение по принципу свободного освоения материала. Семейное обучение не требует жёсткого режима, а способы подачи учебных материалов позволяют освоить программу в меньшие сроки, чем это требуется в обычной средней школе. Получать знания в Домашней школе InternetUrok.ru можно вместе с теми, кто разделяет ваши интересы и увлечения – это самый эффективный и успешный путь социализации любого ребёнка.

Источник