Адаптация ребенка с нарушениями в развития в семье
Галина Смольякова
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями
Данные обследований детей за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач ДОУ. Рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, – все это предопределяет важность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – это отношение окружающих к ребенку и к семье в частности. Вторая – это получение доступного и достойного образования для ребенка.
Кратко выразить суть обозначенной проблемы можно словами Дэвида Бланкетта: «Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
В нашей стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы. Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее, относится к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им.
Воспитывать и обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет. Родители детей-инвалидов зачастую ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Но именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Сегодня функционируют множество специальных детских садов и центров, которые обеспечивают полный уход и заботу о детях с задержкой психического развития, с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д. С ними занимаются по специальным реабилитационным программам опытные воспитатели, психологи, логопеды, врачи. Но в этих специальных заведениях у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни, и он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.
Включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.
Составление индивидуальной программы развития ребенка строится на результатах наблюдений за ребенком с ограниченными возможностями во всех режимных моментах. В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями. Но работу педагогов отличает особая гибкость, умение предложить детям задание, посильное и интересное каждому, включить ребёнка в общую деятельность.
Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.
По уровню включения ребенка в образовательный процесс в ДОУ условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную,полную:
«точечной инклюзией» называется, когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
«Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.
Вариант «полной инклюзии» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением.
Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности детского сада, проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Процесс обучения следует сделать трехступенчатым:
1. Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.
2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.
3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.
Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны,следует: предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;
начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;
сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими;
включать в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.
В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении воспитателю всегда следует помнить, что его действия, направленные на создание психологического комфорта должны быть обдуманы и тактичны. Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение. Воспитателю следует постоянно держать такого ребенка в поле зрения, чтобы увидеть и почувствовать, когда ему потребуется помощь, и своевременно ее оказать. В то же время следует стимулировать ребенка к преодолению стеснительности и приходить к помощи не только со стороны воспитателя, но и самих детей.
Для создания и укрепления своего социального статуса в новом коллективе ребенку с ограниченными возможностями надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например, капитаном в спортивных соревнованиях, ответственным за уборку территории и т. д. Это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны детей.
Необходимо соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:
-создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;
-осуществлять коммуникативную направленность обучения;
-строго индивидуализировать обучение;
– всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т. п. ;
-создавать условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.
Предлагается соблюдать следующие обязательные направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослым, чтобы попросить помощи.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
семье.
Литература
1. Баряева Л. Б. и др. «Родник» – Программа социокультурного развития детей (для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата). – СПб., 1997.
2. Битова А. Л. «Особый ребенок исследование и опыт помощи. Проблемы
интеграции и социализации». Москва, 2000
Источник
Движущим фактором при решении об усыновлении или оформлении опеки, как правило, является желание иметь своего ребёнка и потребность заботиться о нём. Будущие родители рисуют себе самые радужные картины, среди которых объятия, прогулки, восхищение достижениями и обоюдная безграничная любовь. Подобные ожидания обычно присутствуют и в отношении собственных детей. В случае с усыновлением родителям нужно помнить, что адаптация приёмного ребёнка требует терпения и особого подхода.
Адаптация необходима независимо от того, в каком возрасте ребёнок попадает в приемную семью. И малыш, и подросток одинаково в ней нуждаются.
Люди, обратившиеся в органы опеки, имеют чётко сформированный план, но часто не осознают полной картины совместного будущего. Многие не учитывают главного: ребёнок станет полноправным членом семьи, а значит, привычный уклад в доме изменится.
Адаптация в новых условиях
Адаптация в приёмной семье – это переходный период, в процессе которого происходит привыкание. Привычный мир стремительно меняется, возникают новые условия жизни и сопутствующие обстоятельства. Перемены затрагивают и самих опекунов, и их собственных детей, бабушек, дедушек и других заинтересованных лиц.
Период привыкания не имеет строго чётких временных рамок. На него влияют:
- возраст;
- черты характера;
- уровень умственного и эмоционального развития;
- темперамент;
- заинтересованность сторон.
Легче всего вхождение в семью протекает у детей 2-3 лет. В этом возрасте малыши уже имеют ряд сформированных навыков, но ещё не обрели выраженных привязанностей и легче воспринимают перемену обстановки. Самый сложный адаптационный период у подростков, поскольку молодые люди испытывают дополнительный стресс, вызванный половым созреванием.
Особенности поведения
При погружении в новую среду поведение ребёнка меняется, каким бы спокойным и воспитанным он ни был. Это может стать неприятным сюрпризом для приёмных родителей. Им кажется, что они уже знакомы с характером и склонностями малыша. Они встречались с ним и сформировали мнение о его темпераменте и поведенческих особенностях. К сожалению, авторитарный подход к воспитанию в детских домах не даёт полностью раскрыть черты характера ребёнка в стенах учреждения.
Нужно учитывать стремление одинокого малыша иметь маму и папу – при знакомстве он будет вести себя максимально «хорошо и послушно».
Перемена поведения – это один из механизмов адаптации человека к незнакомой среде, защитная реакция на уровне рефлексов. Причины:
- малыш не знает, чего от него ждут новые мама и папа, боится незнакомого места жительства и других сопутствующих обстоятельств;
- новообретённый член семьи следует поведенческим привычкам, сложившимся на первичном этапе социализации в детском доме или в прежней семье.
В новой среде к приёмному ребёнку предъявляют непривычные требования, проявляют чувства, несовместимые с его представлениями о любви и семье. Изменение поведения может усугубляться под влиянием новых ощущений и обстоятельств, что может ухудшить психоэмоциональную обстановку в семье.
Этапы адаптации приёмного ребенка
Привыкание к новому месту не является статичным процессом, его динамика все время меняется. Период адаптации нельзя чётко разграничить. В процессе интеграции в новую семью у ребёнка неизбежно возникают поведенческие подъёмы и спады, но условно адаптация ребёнка в приёмной семье проходит в несколько стадий:
- знакомство, или «медовый месяц» – введение в семью;
- «уже не гость», или первичный эмоциональный кризис;
- «вживание» – формирование отношений;
- «стабилизация отношений» – принятие образа жизни.
Поведение меняется постепенно под влиянием родителей и других членов семьи. На завершающем этапе предпочтения и привязанности ребёнка меняются, возникают новые социальные навыки и формируется устойчивый стиль поведения.
Если после значительного промежутка времени в приёмной семье устойчивые отношения так и не сформировались, родители могут принять решение о возвращении ребёнка органам опеки. Такая ситуация является травмирующей для обеих сторон: у несостоявшихся родителей появляется чувство вины, а ребёнок ощущает ненужность и одиночество. Чтобы не допустить развития событий по этому сценарию, необходимо учитывать поведенческие особенности адаптационного периода и поддерживать здоровый психологический климат в семье.
Знакомство с семьёй
Первый этап жизни с новыми родителями характеризуется восторгом и всеобъемлющей любовью, которые проявляют обе стороны. Родители испытывают удовольствие от заботы о малыше и стараются исполнять его желания. Со стороны ребёнка потребность выразить свою любовь выражается физическим контактом (объятия, поцелуи), послушанием (беспрекословное исполнение просьб новых мамы и папы).
На стадии знакомства приёмные дети не отдают предпочтения кому-либо из приёмной семьи и могут быть как приветливы, так и эмоционально закрыты.
Начальная реакция на обретение дома индивидуальна и зависит от детского темперамента. Выделяют два основных вида реакции:
- гиперактивность – дети ведут себя суетливо, им всё хочется потрогать, они резвятся или задают много вопросов, обсуждают увиденное или фантазируют вслух;
- сдержанность – дети могут выражать испуг, плакать или прятаться за взрослых, поддерживая крепкий тактильный контакт.
Резкое изменение состояния часто удивляет новоприобретённых родственников, ведь оно отличается от первого впечатления, сложившегося в процессе предыдущего общения.
Первые проблемы
На стадии «уже не гость», которая начинается после охлаждения первых впечатлений, возникает первый кризис в детско-родительских отношениях. Проблемы проявляются резким ухудшением поведения малыша, которое объясняется следующими факторами:
- ослабление эмоциональной «пружины» под влиянием доверия к родителям;
- высокие ожидания и требования опекунов.
Когда первые эмоции схлынули, ребёнок понимает, что «понравился» родителям и его «оставили». На этом этапе в его глазах необходимость вести себя послушно отпадает, появляется желание самоутвердиться и формируется протест против чрезмерных или непривычных требований новой среды.
В этот период адаптации ребёнок демонстративно отказывается выполнять просьбы домочадцев, впадает в беспричинную ярость или капризничает, часто жалуется на здоровье, выдумывая отсутствующие болячки. Для протестной стадии характерно возвращение энуреза – ночное недержание мочи может появиться не только у малышей, но и у старших детей. Особенно тяжёлый кризис наблюдается в подростковом возрасте (10 лет и старше). Подростки часто утверждают собственную значимость воровством, курением, употреблением спиртных напитков и бродяжничеством. Для преодоления возникших трудностей важно показать вашу эмоциональную связь и проявить педагогические таланты, не сравнивая его с другими детьми, но обучая новым навыкам.
Где может получить помощь приемная семья
Взять приемного ребенка – это большой шаг и ответственность. При этом стоит быть готовым к тому, что приемная семьи может столкнуться с разными проблемами. Адаптация ребенка в новых для него условиях проходит через труд и терпение.
Каждый год свыше 5 тысяч приемных детей-сирот в России возвращаются в детские дома. Это имеет серьезные психологические последствия для ребенка, а порой и для людей, не справившихся с ролью приемных родителей. Поэтому проблема работы с замещающими семьями стоит достаточно остро. Найти общий язык друг с другом и свести к минимуму риск возврата ребенка в детский дом помогают специальные общественные организации, фонды и союзы. Их список по данным Официального сайта Мэра Москвы представлен по следующей ссылке.
Не стоит бояться обращаться в такие организации. Это шаг к решению проблем, а не признание своей несостоятельности как родителя. Наоборот, вы стараетесь преодолеть кризисную ситуацию доступными способами.
Каждый может оказаться в непростой ситуации, когда появляются трудности в семье. Дети-сироты часто имеют тяжелый жизненный опыт, их травмирует потеря близких и события в детском доме. Безусловно, это влияет на их развитие и поведение. Поэтому часто найти подход к ним особенно сложно, и требуется помощь специалистов.
Формирование отношений
Если в кризисный период адаптации приёмного ребёнка родители смогли создать с ним устойчивую эмоциональную связь, то этап «вживания» пройдёт с минимальными затруднениями. На этой стадии адаптации характерно и постепенное принятие образа жизни и ценностей новой социальной группы, и волнообразное возвращение к старой модели поведения. Нестабильность поведенческих реакций объясняется взаимоотношениями внутри семьи, среди которых:
- охлаждение отношений между родителями или непосредственно к приёмному ребёнку;
- ревность собственных детей по отношению к приёмным.
Поддержание здоровых отношений помогает сформировать навыки общения и закладывает фундамент для будущих межличностных и социальных взаимодействий.
Стабилизация отношений
Последним этапом в становлении детско-родительской связи является стабилизация отношений. Итогом их формирования становится полная социализация приёмного ребёнка, его безусловная интеграция в семью и образование крепкой родственной связи. В случае неудачной адаптации дети полностью замыкаются и не могут сосуществовать с приёмными родителями.
Стрессовые обстоятельства
Переходный период всегда сопровождается стрессом. Все участники находятся в непривычных условиях и испытывают дискомфорт. Негативное восприятие может быть вызвано рядом обстоятельств, среди которых следующие:
- Опасения по поводу воспитательной методики. Многие приёмные родители воспитывают собственных детей и имеют сложившийся опыт, но опасаются применять его в отношении нового члена семьи.
- Страх перед возможной неудачей. Первые неприятности, связанные с проявлением характера или несоответствия реалий предъявляемым ожиданиям, могут спровоцировать неприятие поведения ребёнка.
- Неприятие членами семьи. Собственные дети могут чувствовать себя уязвлёнными или даже преданными, поскольку теперь им достаётся меньше внимания.
- Общественное мнение. Близкие родственники, друзья или коллеги могут указывать на отрицательные стороны приёмных детей, мотивируя их несостоятельность плохой генетикой, отставанием в развитии и другими несовершенствами, вызывая неуверенность в их будущем.
В ряде случаев возникает перманентный стресс, который ведёт к отказу от воспитания и возвращение приёмного ребёнка органам опеки. Чтобы минимизировать дискомфорт, необходимо понимание, что перемены не происходят в один момент.
Трудности адаптации приёмных детей в школе
Усыновлённые дети лишены постоянного контакта со сверстниками, в котором они находились, проживая в детском доме. Малыши или подростки, попавшие к приёмным родителям из сложных семей, часто не имеют нормальных представлений об общении, замкнуты и всегда настороже. Таким детям может быть очень сложно обучаться в школе, поскольку, кроме обретения знаний, им нужно формировать социальные связи.
Трудности адаптации приёмного ребёнка в школьной среде можно преодолеть только в том случае, если обучать его навыкам коммуникации и поддерживать эмоциональную стабильность.
С изменением среды для опекаемых детей меняется и круг общения. В новой школе им приходится заново налаживать общение с одноклассниками и завоёвывать место среди детей, выросших в обычной семье. Психологи выделяют следующие способы преодоления трудностей:
- создание комфортной окружающей обстановки;
- эмоциональная поддержка родителей и других домочадцев;
- поощрение успеваемости в учёбе;
- одобрение расширения круга школьных интересов (участие в школьных мероприятиях, олимпиадах и др.);
- посещение специалистов для помощи в развитии и социализации (психолога, логопеда, невролога).
Если ребёнку не удаётся влиться в социум, ему поможет домашнее обучение. Основное преимущество такого подхода заключается в возможности получения образования без травмирующего опыта нахождения в школьной среде и более тщательном выборе круга общения.
Домашняя школа InternetUrok.ru удобна для обучения детей, которым не подходит обычный школьный режим. Наши учебные программы разработаны с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка – мы строим обучение по принципу свободного освоения материала. Семейное обучение не требует жёсткого режима, а способы подачи учебных материалов позволяют освоить программу в меньшие сроки, чем это требуется в обычной средней школе. Получать знания в Домашней школе InternetUrok.ru можно вместе с теми, кто разделяет ваши интересы и увлечения – это самый эффективный и успешный путь социализации любого ребёнка.
Источник