Абилитация ребенка с отклонениями в развитии

Абилитация ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Своевременная абилитация – шанс ребенка с особенностями развития

Своевременная абилитация – шанс ребенка с особенностями развитияФото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Качественная помощь с первых месяцев жизни ребенка — неотъемлемое условие сохранения его здоровья. Любое отклонение развития от нормы влечет за собой более серьезные последствия для общего состояния здоровья, дальнейшего развития и для социализации в целом. Руководитель службы сопровождения семей, Школы приемных родителей ЦССВ «Центральный», психолог Елена Корсакова рассказала, как специалисты помогают особому ребенку.

Обнаружить проблему и наметить пути решения

Предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества, называется абилитацией. Об абилитации следует говорить, когда инвалидизирующее патологическое состояние возникло в раннем детстве. Такой ребенок еще не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.

Служба ранней помощи призвана как можно раньше выявить особые образовательные потребности малыша и начать целенаправленное обучение. «В нашем Центре абилитация детей начинается с детального обследования новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком, с регистрацией всех параметров ребенка в паспорте новорожденного. Для этого дети от рождения до 9 месяцев планово направляются в Научно-практический центр детской психоневрологии, где определяют группы риска, описывают в истории болезни все диагностические и коррекционные мероприятия, дают рекомендации по дальнейшему комплексному сопровождению специалистами — психологом, педагогом-дефектологом, логопедом, инструктором по лечебной гимнастике и так далее в условиях ЦССВ», — рассказывает Елена Корсакова.

Специалисты разрабатывают индивидуальный маршрут с дифференциальной диагностикой, дают прогноз развития ребенка и планируют коррекционную работу. Абилитация — процесс сложный и долгий, поэтому так важен тесный контакт профессионалов — специалистов всех направлений, осуществляющих сопровождение детей раннего возраста. У каждого специалиста своя задача: врачу необходимо подобрать медикаментозное лечение, назначить массаж, физио- и ортопедические процедуры, обучать ребенка фиксировать взгляд. Педагог-дефектолог, психолог, воспитатель работают над формированием личности ребенка, а также развитием восприятия, тренировкой памяти и внимания, совершенствованием речи.

Чем раньше, тем больше шансов на успех

Чаще всего абилитация нужна малышам с поражением нервной системы, симптомами детского церебрального паралича (ДЦП). Важно эффективно организовать весь комплекс лечебно-педагогических и социальных средств, сделать так, чтобы все этапы восстановления шли своевременно и непрерывно. Поздно начатая абилитация, как правило, малоэффективна, особенно, если дети с ДЦП или грубыми задержками речевого развития начинают получать помощь только в 8-11 лет. В идеале абилитация должна начинаться на первом году жизни.

Чтобы ребенок вырос адаптированным к обществу, важна не только абилитация, но и его знакомство с жизнью вне учреждения.

«У нас накопился большой опыт работы с детьми раннего возраста с различной степенью задержки развития. Наши воспитанники активно участвуют в мероприятиях вне стен Центра — гуляют на обычных городских детских площадках, бывают на экскурсиях, посещают магазины, парикмахерские, аптеки и другие общественные места вместе с сопровождающими. Все это помогает социализации», — отмечает Елена Корсакова.

Общая цель команды специалистов Центра, а потом и родственников или приемных родителей ребенка, максимально развить у него движение, подключить речь и другие коммуникативные навыки. Чем раньше начать, тем больше возможностей, что в будущем такой ребенок сможет жить самостоятельной, полной и интересной жизнью.

Одним из примеров слаженной работы команды может послужить история одной из многих маленьких воспитанниц «Центрального». «В девятимесячном возрасте к нам поступила Мария О., девочка имела проблемы со здоровьем, родители самоустранились от воспитания. Ребенок нуждался в сопровождении и более тесном контакте нескольких служб. Девочка прошла диагностику в неонатальном Центре. Было рекомендовано провести операцию, но малышка должна была набрать определенный вес, более трех-шести месяцев не болеть простудными заболеваниями», — вспоминает Елена Корсакова.

Так начался непростой период подготовки ребенка к операции. Индивидуальное сопровождение, специализированное питание, уход, работа команды, — через пять месяцев девочке была выполнена операция на сердце, а далее — все сначала, теперь уже по маршруту реабилитации. К большому сожалению, кровные родители не смогли стать ребенку полноценной семьей, но малышка смогла найти маму и папу в замещающей семье, и недавно ее удочерили.

«Вот так быстрая, своевременная помощь внесла свою ясность: вначале это была абилитация, затем — реабилитация и, как итог, — ребенок в семье, за будущее Марии мы спокойны. Как и за будущее многих наших воспитанников: ведь по статистике прошлого года и начала этого большая часть наших малышей возвращается в кровную, либо находит новую семью. Каждый ребенок должен воспитываться в семье, и наша первоочередная задача как специалистов организации для детей-сирот дать ему эту возможность», — считает Елена Корсакова.

Читайте также:  Социальное развитие личности ребенка дошкольного возраста

Источник

Шкатова Евгения Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и детской речи института детства новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск

ВГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Новосибирская область, Октябрьский район

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является раннее выявление нарушений в развитии детей раннего возраста и своевременно оказанная адекватная помощь ребенку и его семье. Особое значение имеет комплексная индивидуально-ориентированная помощь на ранних ступенях развития.

В настоящее время сформировано научно-теоретическое обоснование необходимости включения ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии в возможных пределах в систему мероприятий, направленных на формирование двигательных стереотипов, гностико-практических и речевых функций, на овладение навыками самообслуживания.

Первоначальное формирование способности к чему-либо, преимущественно у детей раннего возраста с отклонениями в развитии определяется как «абилитация».

И.П. Чепурышкин приводит рабочее определение понятия абилитации как адаптивно развивающей деятельности, стимулирующей потенциальные возможности детей с дефектами развития и направленное на формирование оптимальных навыков социальной адаптации, на создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе [5].

Нарушение развития означает существенные отклонения от нормативных (типичных) образцов развития и является последствием тех или иных изменений в состоянии здоровья или неблагоприятного влияния среды.

При отсутствии факта и момента утраты определенных функций у ребенка с отклонениями в развитии абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной и речевой сферы детей младенческого возраста.

Абилитация рассматривается как процесс, направленный на развитие потенциальных возможностей детей, обучение тому, чего дети пока не знали и не умели (З.Н. Нуртдинова).

Абилитация детей с умственной отсталостью является стимуляцией потенциальных возможностей психики и моторики ребенка, исправлением дефекта его развития, лечением сопутствующих сомато-неврологических нарушений в эмоционально-волевой сфере с целью формирования навыков социальной адаптации. Ребенок с отклонениями в развитии, получивший помощь в раннем возрасте получит вероятную возможность активно действовать в адекватно организованном пространстве.

Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновосстановимой [5]. Накопленный опыт в России и за рубежом свидетельствует о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни ребенка, исключая медико-педагогическую запущенность в развитии детей с отклонениями в двигательном, психическом, речевом развитии.

Решение проблем раннего возраста позволяет предупредить проблемы старших возрастов.

Проведенные исследования (Н.Д. Шмашко, Т.В. Николаева) в области раннего выявления и комплексной медико-психолого-педагогической коррекции нарушенной слуховой функции доказали особую значимость ранней коррекционной работы в неслышащими и слабослышащими детьми, имеющие и другие дополнительные нарушения развития (грубое нарушение зрения, интеллекта, опорно0двигательного аппарата и т.п.) [2].

Развитие служб ранней помощи рассматривается как одно из самых приоритетных направлений. Современные исследования в области раннего выявления нейробиологических предпосылок задержек или нарушений психоречевого развития может повысить эффективность их компенсации, способствовать развитию сенсорно-перцептивной и речевой деятельности, психической активности ребенка, усвоению социального опыта (Л.А. Рожкова).

Разработаные стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства регламентируют деятельность службы по оказанию помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском их возникновения и их семьям [4].

В процессе реализации абилитационного направления Л.М. Шипицина, Е.В. Казакова рекомендуют опираться на базовые принципы и принципы теории педагогической поддержки [2].

Базовые принципы теории сопровождения (рекомендательный характер) включают:

· приоритет интересов сопровождаемого;

· непрерывность сопровождения;

· мультидисциплинарность сопровождения.

Принципы теории педагогической поддержки:

· согласие на помощь;

· опора на наличие силы и потенциальные возможности;

· вера в возможности;

· ориентация на способность самостоятельно преодолевать трудности.

В стандартных требованиях также установлены варианты отставания или нарушения функций:

Читайте также:  Месяц ребенку развитие что должен

· крупная моторика;

· тонкая моторика;

· сенсорное восприятие;

· когнитивная область;

· коммуникация;

· адаптивное поведение (навыки самообслуживания, социальные навыки).

К основным факторам риска отставания в развитии отнесены:

1) установленный риск, связанный с наличием специфического медицинского диагноза или синдрома;

2) социальный риск (социальная депривация);

3) биологический риск.

Основополагающим в реализации программы раннего вмешательства является скоординированность услуг, направленных на развитие всех сторон развития и жизни ребенка в соответствии с его потребностями.

На основе данного положения обозначен основной состав междисциплинарной команды службы раннего вмешательства: педиатр развития, физический специалист (специалист по физической реабилитации), специальный педагог, специалист по ранней коммуникации, психолог, специалист по социальной работе, эрготерапевт, специалисты по оценке зрения и слуха и др.

Для деятельности каждого специалиста определены не только базовый уровень образования, но и наличие дополнительной квалификации, перечисленны компетенции, определены направления и формы работы [2].

В основе процесса сопровождения выделены пять этапов. Каждый этап имеет свою цель, свои задачи, направления.

На диагностическом этапе рекомендуется избегать «соблазна» гипердиагностики, придерживаться «презумпции нормальности». В процессе диагностики необходимо:

1) выработать логику проведения диагностического исследования, проанализировать социальную ситуацию развития;

2) зафиксировать сигнал проблемной ситуации;

3) выявить настораживающие признаки неблагополучия.

Поисковый этап включает сбор информации о путях и способах решения проблем, проверку гипотезы о зоне ближайшего развития, информирование всех участников проблемной ситуации о возможностях и перспективах развития, возможности её адаптации.

В процессе реализации консультативно-проектного (договорного) этапа проводится обсуждение возможных вариантов решения проблемы, позитивных и негативных сторон разных решений, строятся прогнозы эффективности, осуществляется выбор методов, распределение обязанностей, определение последовательности действий, уточнение сроков исполнения и возможность корректировки планов.

Деятельностный этап сопровождения самый трудный и ответственный должен обеспечивать достижение желаемого результата. Специалисты координируют работу всех участков, оказывают помощь по реализации наиболее сложных пунктов плана.

Работа строится по принципу совместно-разделенной деятельности.

Период осмысления результатов деятельности службы по решению той или иной проблемы – рефлексивный этап.

Результаты деятельности службы по решению той или иной проблемы осмысливаются на рефлексивном этапе.

Для каждой возрастной группы раннего возраста определены возможные состояния реакций, функций, навыков и т.д.

В возрасте от 0 до 1 года важным является определение таких состояний, как:

· слуховое восприятие;

· ориентировочные реакции;

· нахождение источника звука;

· различение голосов, интонаций, мелодий;

· узнавание своего имени;

· зрительное восприятие (фиксация прослеживания, зрительное сосредоточение, рассматривание предмета в руке, поисковые движения, узнавание знакомого предмета, лица);

· состояние развития общих движений, предметной деятельности;

· навыки самообслуживания;

· социальное развитие.

От 1 года до 3 лет определяются:

· состояние сенсорного развития;

· развитие общих движений;

· формирование предметной деятельности;

· предпосылок игровой деятельности;

· особенности речевого, языкового и коммуникативного развития.

Научно-теоретические подходы и практический опыт позволяют говорить о необходимости абилитации детей раннего возраста с отклонениями в развитии, т.е. проведения медико-психолого-социально-педагогических и логопедических мероприятий по формированию социально-психолого-педагогических новообразований.

1. Абилитация и реабилитация, Невропатология и психиатрия. – Электронный ресурс.

2. Александрова, Н.А. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. [текст] / Н.А. Александрова, Е.Р. Баенская, Т.А. Басилова, М.Э. Бернадская и др. ; под общ. Ре. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная Пресса – 2012.

3. Система подготовки и усовершенствования кадров в области реабилитации, концепция совершенствования медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства (утв. Приказом Минздрава РФ от 25 ноября 2003 г. № 567)

4. Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства / Аксенова О.Ж., Баранова Н.Ю., Емец М.М., Самарина Л.В. – Санкт-Петербург, 2012 г.

5. Чепурышкин, И.П. К вопросу о сущности понятия «абилитация» как педагогический феномен / Чепурышкин И.И. Актуальные проблемы современной педагогики: материалы международной заочной научно-практической конференции (15 февраля 2010 г.). Электронный ресурс. – URL::

Читайте также:  Развитие ребенка в первый год жизни проект

Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 1110 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Термин «реабилитация» означает восстановление способности, пригодности к труду. По отношению к детям с ограниченными возможностями, инвалидам детства термин «реабилитация» неправомерен, поскольку речь идет о создании социальной пригодности и способности, поэтому применительно к детям употребляется понятие «абилитация». В дословном переводе с латыни абилитация — это приобретение способности к чему-либо. В отношении детей с врожденными и рано приобретенными нарушениями развития речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном ее формировании. Л.С. Выготский отмечал, что само действие дефекта всегда оказывается вторичным, отраженным: своего дефекта ребенок непосредственно не ощущает, но воспринимает те затруднения, к которым тот приводит. Непосредственное следствие — снижение социальной позиции ребенка по сравнению с другими детьми. Такой ребенок в процессе приспособления к социальной среде будет сталкиваться с препятствиями и трудностями, и это повлияет на формирование его характера. Система формирования способов действий у ребенка с врожденным дефектом должна пониматься как реакция, как ответ на трудности приспособления к социальной среде. Системный характер строения человеческого сознания предполагает, что нарушение одного его компонента на определенном этапе неизбежно скажется на остальных, поэтому формирующаяся личность особого ребенка подвержена изменениям. Анализ субъективных, личностных критериев отклоняющегося развития детей провел словацкий исследователь И. Кулка.

1. Если у аномального ребенка потребности длительное время не удовлетворяются, это приводит к переживанию неудовлетворенности, которая оказывает на развивающуюся личность деструктивное влияние.

2. Хроническое переживание страха, тревог, стрессы и различного рода фрустрации, которым подвержены дети с различными дефектами, приводят к формированию неадекватной самооценки.

3. Дефект может привести к неустойчивой саморегуляции ребенка.

4. Аномальный ребенок повышенно зависим от своего социального окружения, поэтому протекционистское (покровительственное) воспитание оказывает на него деформирующее воздействие.

5. У детей с сенсорными и интеллектуальными дефектами адекватность восприятия действительности не может быть достигнута полностью в силу специфики их нарушений, хотя всегда существуют предпосылки для компенсации со стороны здоровых, неповрежденных органов и систем.

6. В результате включения защитных механизмов у аномальных детей часто встречается деформация самопознания. Повышенная тревожность приводит к формированию комплекса неполноценности в процессе самопознания или, наоборот, к сверхкомпенсации. Поэтому целостность личности аномального ребенка обычно не достигается в достаточной мере, причем обе тенденции могут наблюдаться одновременно.

7. У аномальных детей и подростков толерантность к фрустрации снижена из-за недостатка доверия к себе и недооценки себя.

8. Пониженная устойчивость к нагрузкам у аномальных детей обусловлена хроническим накоплением стрессовых ситуаций, которые влияют на формирование целостности личности, уравновешенность психических процессов и сознательную регуляцию деятельности. Аномальный ребенок склонен к уединению, «уходу в себя», ощущает беспомощность и безысходность, порождающие тревожность, иногда переходящую в панику.

9. Аномальные дети плохо приспосабливаются к среде из-за своего дефекта и связанной с ним ограниченностью возможностей включения в нормальную общественную жизнь.

10. Таким детям сложно самореализоваться, поскольку уже из самого дефекта следует определенная недостаточность и несовершенство возможностей для полноценной жизни.

11. У аномальных детей и подростков сужается сфера интересов и потребностей, снижается общая активность, ослаблена мотивационная сфера, доминирует мотив избегания неудач. Поэтому в отношении таких детей недопустим статичный подход к их личностным характеристикам и внутриличностным процессам. Нарушения в их психической деятельности имеют динамику, соответствующую развитию ребенка в онтогенезе, т.е. следует учитывать сразу две переменные — динамику нарушений психической деятельности и динамику ее формирования, обусловленную созреванием мозговых структур. В целом же учитываются и возрастные, дизонтогенические и индивидуальные типологические особенности.

Источник