А валлон психическое развитие ребенка
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
А.Валлон исходил из биологических понятий анаболизма и катаболизма, которые, по его мнению, относятся не только к организму, но и к личности в целом. Анаболизм А.Валлон рассматривал как реакцию человека, направленную на изменение своего внутреннего состояния. Катаболизм – как реакцию, направленную вовне, на изменение окружающей среды. Развитие А.Валлон понимал как чередование анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества.
По А.Валлону, психика не может быть сведена к органике, но в то же время, и не может быть объяснена без неё. Чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А.Валлон рассматривает связь четырёх феноменов: эмоция, моторика, подражание, социум. А.Валлон подчёркивает, что социум абсолютно необходим для развития. Поэтому человеческий ребёнок – это существо социальное генетически, биологически. Социальная природа не насаждается путём внешних влияний, социальное уже включено в биологическое как абсолютная необходимость.
А.Валлон не отрицает роль созревания в развитии. По его мнению, созревание нервной системы создаёт последовательность типов и уровней активности. Но для созревания необходимо упражнение, и оно уже заключено в природе эмоций, моторики и подражания, в природе самого человеческого организма. Согласно А.Валлону, онтогенез не воспроизводит филогенез. Благодаря новой технике, которая навязывает человеку способность думать и чувствовать, ребёнок всегда находится на одном уровне с цивилизацией.
А.Валлон убедительно показал, что среди условий, влияющих на психическое развитие, наибольшее значение, особенно в первые годы жизни, имеют отношения людей и способы их поведения. Психическое развитие ребёнка осуществляется через качественные переходы от одной стадии к другой. Сами переходы совершаются через кризисы развития.
А.Валлон предлагает шесть стадий онтогенетического развития личности, начиная от внутриутробной жизни, и кончая стадией полового созревания и юношества. Переход от стадии к стадии происходит как качественная перестройка деятельности .
Р.Заззо. Являясь одновременно учеником А.Валлона и А.Гезелла, он изучал взаимодействие наследственности и среды в психическом развитии. Он считал, что эти факторы являются взаимодополняющими друг друга: благодаря наследственности, человек создаёт свою среду; среда же даёт наследственности возможность самовыражения, ориентации, оформления.
Основной движущей силой перехода ребенка на новые стадии Валлон считает его взаимодействие с усложняющимися социальными условиями его бытия. По мере перехода от стадии к стадии поведение растущего человека начинает все более зависеть от внутренних его диспозиций, психологических детерминант, опосредствующих воздействия социума. В процессе разных, все более усложняющихся форм деятельности активность ребенка, его психическая структура, «оснастка» обогащаются и развиваются. Изобильно возникающие психологические новообразования содержат в себе богатые предпосылки перехода ребенка на более высокие стадии развития. Однако предпосылки эти могут реализоваться лишь в том случае, когда ребенок переходит в более сложную систему социальных связей (межличностных отношений, норм, требований, ожиданий взрослых).В связи с проблемой психологических предпосылок последующего развития Валлон приходит к важнейшему теоретическому выводу. Создаваемые на каждом этапе внутренние предпосылки намного богаче путей их последующей реализации. Так, в лепете ребенка заложены предпосылки усвоения им всех языков мира, но овладевает ребенок, как правило, лишь одним (или немногими) из них.
Концепция А. Валлона намечает стадии развития личности:
1) стадия внутриутробной жизни характеризуется полной зависимостью зародыша от организма матери;
2) стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес) характеризуется потребностью ребенка в питании и двигательной активности, на основе которых вырабатываются элементарные условные рефлексы;
3) стадия эмоциональности (от 6 мес до 1 года) характеризуется установлением отношений с окружающими людьми и прежде всего с матерью, которая является основным стимулом к развитию;
4) сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) характеризуется интересом к внешнему миру, выходящему за пределы отношений с близкими взрослыми; этому в значительной степени способствуют хождение и речь;
5) стадия персонализма (от 3 до 5 лет) характеризуется кризисом 3 лет, возникновением чувства «Я», самостоятельностью в действиях, желанием быть в центре внимания;
6) стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса притязаниями на признание, развитием умственных способностей;
7) стадия полового созревания и юношества характеризуется неуравновешенностью личности, внутренними противоречиями возникновением диаметрально противоположных чувств к окружающим, развиваются самоанализ и самооценка.
Переход от стадии к стадии рассматривается не просто как результат количественных изменений, а как перестройка: деятельность, преобладающая на одной стадии, становится второстепенной или даже вовсе исчезает на следующей.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Источник
Отрасли психологии | В книге Анри Валлона (1879-1962), крупнейшего европейского психолога XX века и одного из главных создателей современной психологии развития, раскрываются глубинные процессы и основные этапы формирования деятельностной, эмоциональной и познавательной сфер человеческой психики. Эта книга — блестящий образец сочетания точности и концептуальной выдержанности научного описания с заинтересованным уважением к драматически сложной душевной жизни ребенка. ОглавлениеПредисловие Предисловие автора Часть 1.ДЕТСТВО И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ Глава 1. Ребенок и взрослый Глава 2. Как изучать ребенка? Глава 3. Факторы психического развития ребенка Часть 2.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ЕГО УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ Глава 1. Действие и эффект Глава 2. Игра Глава 3. Дисциплинированность психической деятельности Глава 4. Функциональные чередования Часть 3.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УРОВНИ Глава 1. Функциональные области. Стадии и типы Глава 2. Аффективность Глава 3. Двигательный акт Глава 4. Познание Глава 5. Личность Заключение. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА ПредисловиеАнри Валлон (1879-1962) является основателем парижской школы генетической психологии, крупным специалистом в области детской психологии. К углубленным занятиям психологией он приступил, уже получив солидное философское и медицинское образование. Специализируясь в области медицины, Валлон выбрал психиатрию. В конце XIX — начале XX вв. проблема психозов занимала умы многих блестящих ученых. Не только узкие специалисты, но и многие образованные люди зачитывались работами Э. Блейлера, Шарко, П. Жанэ, посвященными изучению истерии, шизофрении, бредовых состояний и т.д. Эта проблематика целиком захватила Валлона. Итогом его исследований стала докторская диссертация по медицине «Мания преследования» (1908). Работая в известной психиатрической клинике Сальпетриера, Валлон пытался выяснить, есть ли какое-то общее основание у разных форм психозов, каковы причины их возникновения и чем же отличаются патопсихологические состояния от нормальной псхической жизни человека. И ученый все более проникался мыслью о том, что в основе психозов лежат нарушения отношений человека с другими людьми, что эти отношения являются великой ценностью для личности, они созвучны сущности человека. В процессе раздумий возник также вопрос, не создаются ли в детстве предпосылки для нарушения в последующем ходе развития человека его взаимоотношений с окружающими? Пытаясь ответить на эти вопросы, Валлон, работая еще в психиатрической клинике (до 1931 года), начал разрабатывать проблемы детской психологии, изучать психическое развитие ребенка в целостности его психомоторных, сенсорно-перцептивных, двигательных, эмоционально-коммуникативных, вербальных форм активности. Выработав собственный методологический, теоретический и эмпирически-методический подход к этой проблематике, Валлон начал с успехом вести преподавание детской психологии в Сорбонне (1920-1937). Обобщив некоторые результаты своих исследований, ученый в 1925 году защитил вторую докторскую диссертацию по теме: «Стадии и расстройства психомоторного и двигательного развития ребенка». В этом же году вышла его книга «Трудный ребенок». Обращение к психомоторике было обусловлено установленным фактом, что чрезмерная возбудимость, проявляющаяся в гипермоторной активности ребенка, препятствует его психическому развитию. Ребенок не может сконцентрировать свое внимание на предмете, на указаниях взрослых, он оказывается неспособным произвольно регулировать свои движения и действия. У него не получает развития важнейшая личностно значимая способность к саморегуляции. Так Валлон начал разрабатывать проблему овладения растущим человеком собственными формами психической жизни. Эта проблема гиперактивного ребенка остается весьма актуальной и в наше время. С 1937 года Валлон развернул свою научную и преподавательскую деятельность на специально созданной для него кафедре психологии и воспитания ребенка в Коллеж де Франс. За монографией «Трудный ребенок» последовали такие труды Валлона, как «Истоки характера ребенка» (1934), «Психическое развитие ребенка» (1941), «От действия к мысли» (1942), «Истоки детского мышления» (1945) и многочисленные статьи в различных психологических журналах. В книге ученого «Психическое развитие ребенка» представлена его целостная концепция детского развития, принципиальные позиции по отношению к сущности природного начала человека, выявлена ведущая роль изначальной невербальной (неречевой) эмоциональной коммуникации ребенка со взрослым, представлена своеобразная концепция стадиального развития в период раннего детства, включающая вопросы об этапах развития эмоциональной жизни, о становлении у ребенка самоконтроля над собственными психическими функциями. Свою концепцию Валлон строит на положении о том, что природа человека изначально социальна. Еще не родившееся человеческое дитя несет в себе социальное начало. Иногда говорят о биологическом человеке, но человек, поясняет Валлон, обладает особой биологией, которая вобрала в себя всю сложную историю становления общества. Человеческая природа, по словам Валлона, подразумевает общество точно так же, как легкие подразумевают и требуют существования атмосферы. Следовательно, общество является для пришедшего в мир человеческого существа необходимостью, органической реальностью. В психологии и смежных с нею науках получило широкое распространение понятие «социализация». Некоторыми исследователями оно истолковывается так: только что родившийся ребенок – чисто биологическое образование, к которому путем воспитания и научения должно быть привито социальное. Против этой позиции выступает ученик Валлона – Ренэ Заззо, который поясняет, что о «социализации» в процессе онтогенеза ребенка можно говорить лишь в смысле освоения ребенком конкретно-исторического содержания того общества, в котором ребенок родился и которое выступает как вариант общечеловеческих условий существования. Психологи к настоящему времени накопили много данных, доказывающих, что дитя человека уже в пренатальный период (то есть до рождения) обладает своей особой психической жизнью, на которую оказывают влияние поступающие извне социальные воздействия. На одни из них ребенок реагирует положительно, другие вызывают у него отрицательные реакции. В послеродовой период дитя появляется на свет как существо, обладающее диффузным стремлением к миру людей. Согласно Валлону, именно взаимодействие ребенка с миром людей, представленным первоначально ухаживающими за ним взрослыми, опосредствует все иные его отношения с окружением. Это принципиальное положение согласуется с установками нашей отечественной психологии, представители которой подчеркивают, что взаимоотношения со значимым взрослым определяют большинство особенностей психики ребенка. Но о каком же взаимодействии может идти речь применительно к самым ранним этапам жизни младенца, который еще не владеет речью и обладает диффузной психомоторной активностью? Именно по этому поводу Валлон выдвигает и обосновывает основополагающее положение своей теории психического развития ребенка. На ранних этапах онтогенеза решающую роль играет эмоциональное общение ребенка со взрослым, его невербальная, несловесная коммуникация с ухаживающим за ним человеком. До возникновения речи младенцу жизненно необходимо овладеть эмоциональными способами воздействия на взрослого. А это труднейшая задача для младенца. Он должен научиться распознавать свойства необычайно сложного социального существа – человека, особенности его мимики, интонаций голоса, жестов, поз. Малышу жизненно важно понять их значение, уметь интерпретировать их. Одновременно он должен овладеть собственными непроизвольными эмоциональными реакциями – понять, как они воздействуют на взрослого, какие желательные для ребенка ответы они вызывают. Иными словами, младенец должен продифференцировать свое первоначальное нерасчлененное аффективное состояние, овладеть эмоциями, научиться контролировать их. Свой подход к раннему онтогенетическому развитию Валлон противопоставляет теории Пиаже, который ведущую роль в развитии интеллекта отводит взаимодействую ребенка с предметным миром. Признавая важность такого взаимодействия, Валлон подчеркивает, что действия с предметами опосредствуются отношением «ребенок — взрослый». Именно общение ребенка с миром людей, как подчеркивает ученик Валлона Ф. Мальрие, требует <I>гораздо большего напряжения всех интеллектуальных и аффективно-моторных возможностей ребенка, </I>чем взаимодействие с предметной средой. Согласно Валлону, уровень развития формирующихся в раннем детстве способов эмоционально-интуитивного общения сказывается на протяжении всей жизни человека. На основе такого обычно неосознаваемого общения у людей возникают чувства взаимного притяжения или отталкивания, симпатии и антипатии. В настоящее время положения Валлона о значимости для психического развития ребенка овладения им способами эмоциональной саморегуляции разрабатываются отечественными специалистами по детской психологии. Развертываются исследования в области невербальной коммуникации у взрослых. В концепции психического развития ребенка Валлона этап эмоционально-коммуникативного-моторного общения со взрослым выступает как первая подготовительная стадия становления личности ребенка. Но это не значит, что такая форма общения с миром перестает развиваться на последующих стадиях. Частично отступая в область неосознаваемого, она вплетается во все иные способы взаимодействия растущего человека с миром на последующих уровнях его развития. Разрабатывается способность к эмпатии, к вчувствованию в переживания других, к интуитивному постижению смысла сложных социальных ситуаций. Опыт эмоционального общения переносится ребенком на взаимодействие с предметным и природным миром. Эмоциональная жизнь пронизывает основание следующей стадии развития – стадию деятельности, которую осуществляет ребенок, уже владеющий речью. Изучая стадию деятельности, Валлон расширяет представление о его психической структуре. До недавнего времени отечественные психологи в этой структуре выявляли мотив, цель, условия, в которых дана цель и средства деятельности. Парадоксальным образом представление о ее результате не упоминалось. Валлон же доказывает, что результат в форме ожидания, предвосхищения, предвкушения эффекта действия образует важное, аффективно насыщенное звено в регуляции деятельности. Особо пронизана эмоциями игровая деятельность, образующая содержание особой стадии развития. Валлон трактует игру как способ освоения ребенком социальных отношений, межличностных отношений, норм и правил общества, способов поведения людей. Иными словами, игровая деятельность выступает как форма подготовки растущего человека к его функционированию в качестве члена общества. Такое традиционное толкование игры представляется слишком зауженным. Существует афоризм: «Бедно то детство, которое представляет собой лишь подготовку к будущему». Игра – это особое, игровое бытие человека в мире. Игра – это не ограниченная ничем открытость индивида миру. У взрослого человека его социальные функции, роли, обязанности, планы превращают огромную часть мира в массу ненужного незначимого, не замечаемого. Для ребенка каждая мысль обладает самоценностью, вызывает гамму эмоций. В игровых действиях вещь поворачивается разными гранями – она каждый раз новая. Игра, несомненно, выступает и в функции психологической защиты зарождающегося достоинства растущего человека. Обидчик бывает жестоко наказан, любимые получают ласку. Созидая, строя, побеждая в игре, ребенок самоутверждается. Валлон не ставит своей целью раскрыть все функции игры. Но на одной функции он останавливается специально и рассматривает ее с совершенно неожиданной стороны. Это функция подражания. Своими движениями и действиями дитя имитирует способы обращения людей с предметами, друг с другом. Но подражание не исчерпывается психомоторной активностью. Валлон обращает внимание на другую форму активности субъекта, обычно ускользающую от внимания психологов – на активность посту-рально-тоническую. Это усилия, направленные ребенком на поддержание им определенных своих поз. Ребенок учится сохранять определенные позы, необходимые для оперирования предметами. Но исследования показали, что своими позами ребенок имитирует окружающие его объекты – предметы, животных, людей. Он строит их телесные модели, которые воспроизводятся им даже в отсутствие объекта – образца. Эти факты побудили Валлона выдвинуть смелую и оригинальную гипотезу: постуральная активность лежит в основе возникновения у развивающегося человека умственных образов – представлений, телесная модель запечатлевается в его психике и становится основой формирования внутреннего мира. Развивая способность оперировать образами в отсутствие их оригиналов, ребенок начинает обособлять себя от окружающего мира. Эта интересная гипотеза требует дальнейших раздумий и исследований. Валлон, выдвигая это предположение, вместе с тем подчеркивает, что решающую роль в переходе ребенка на новые уровни развития играет овладение речью, понятийными обобщениями, классификационными схемами и т. д. На этой основе ребенок овладевает все более совершенными способами саморегуляции собственной психической жизни. Он научается молча переживать свои эмоции, которые тем самым преобразуются в чувства. Мысль ребенка, отделяясь от практической деятельности, становится особой – познавательной деятельностью. В результате ребенок становится все более автономным существом, личностью, стремящейся к самоутверждению, к защите своего достоинства. В заключение дадим обобщенную характеристику стадиальной теории психического развития ребенка. Основной движущей силой перехода ребенка на новые стадии Валлон считает его взаимодействие с усложняющимися социальными условиями его бытия. По мере перехода от стадии к стадии поведение растущего человека начинает все более зависеть от внутренних его диспозиций, психологических детерминант, опосредствующих воздействия социума. В процессе разных, все более усложняющихся форм деятельности активность ребенка, его психическая структура, «оснастка» обогащаются и развиваются. Изобильно возникающие психологические новообразования содержат в себе богатые предпосылки перехода ребенка на более высокие стадии развития. Однако предпосылки эти могут реализоваться лишь в том случае, когда ребенок переходит в более сложную систему социальных связей (межличностных отношений, норм, требований, ожиданий взрослых). В связи с проблемой психологических предпосылок последующего развития Валлон приходит к важнейшему теоретическому выводу. Создаваемые на каждом этапе внутренние предпосылки намного богаче путей их последующей реализации. Так, в лепете ребенка заложены предпосылки усвоения им всех языков мира, но овладевает ребенок, как правило, лишь одним (или немногими) из них. Этот вывод Валлона созвучен продполжению Эриха Фромма о принципиальной нереализуемости человеком всех его богатейших возможностей. По словам Фромма, человек умирает прежде, чем успевает полностью родиться. Исследуя моменты переходов развивающегося человека от одной стадии к другой, Валлон определяет их как время кризисов, внешних и внутренних конфликтов. Между тем, исследования отечественных психологов показывают, что кризисы отнюдь не неизбежны и свидетельствуют скорее о наличии условий, препятствующих качественной перестройке сложившихся у ребенка психологических систем, о неконструктивном общении ребенка с окружающими людьми. Дело взрослых – создать условия для позитивного отношения детей к встающим перед ними новым жизненным задачам, для развития сферы своих возможностей и совершенствования саморегуляции. Эти положения и лежащие в их основе исследования вызвали живой интерес Валлона, и в позднейший период своего научного творчества он поддержал их и подчеркнул необходимость разработки психолого-педагогических мер для устранения условий возникновения кризисов детского развития. Онтогенетическая теория психического развития Валлона широко известна далеко за пределами Франции. Она оказала влияние на психологическую науку в Бельгии, Болгарии, Италии, Польше, Швейцарии. Доктор психологических наук, профессор Л. И. Анциферова Смотрите также: Книги
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде. Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки. Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях. | Новости психологии14.08.2020 Новое в психологии 06.08.2020 14:37:00 О проблеме взросления и дистанционной поддержке людей с аутизмом 24.07.2020 Что почитать на выходных? ПартнерыИнформационные партнеры |
Источник