А буренина психомоторное развитие ребенка
Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка
на музыкальных занятиях (по методике А.И. Бурениной)
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений в музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, нежность и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Оценивается по внешним проявлениям.
Проявление некоторых характерологических особенностей ребёнка (скованность-общительность, экстраверсия – интроверсия). При подсчёте баллов этот параметр не учитывается.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные. Оценивается в процессе наблюдения.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки в процессе движения.
Память – способность запоминать музыку и движения.
Подвижность (лабильность) нервных процессов – скорость двигательной реакции на изменение музыки.
Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе и при выполнении других видов движений.
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук и тела при выполнении движений.
Музыкальность.
5 баллов – умеет передавать характер музыки, самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки.
4-2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.
1-0 баллов – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, с начало ми концом произведения.
Эмоциональность.
5 баллов – умеет ярко передавать мимикой, пантомимой, жестами радость, удивление, восторг, грусть исходя из музыки и содержания композиции, подпевает, приговаривает во время движения, помогая этим себе.
4-2 балла – передаёт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.
1-0 баллов – затрудняется в передаче характера музыки и содержания композиции движением, мимика бедная, движения невыразительные.
Творческие проявления.
5 баллов – проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения; умеет исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях и под другую музыку.
4-2 балла – затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку.
1-0 баллов – отказывается придумывать свои движения для передачи характера музыки, игрового образа, копирует движения других детей и взрослого, не может исполнять знакомые движения под новую музыку самостоятельно.
Внимание.
5 баллов – правильно выполняет танцевальную композицию от начала до конца самостоятельно.
4-2 балла – выполняет танцевальную композицию с некоторыми подсказками.
1-0 баллов – затрудняется в выполнении танцевальной композиции из-за рассеянности внимания.
Память.
5 баллов – запоминает танцевальные движения, комплекс упражнений с 3-5 исполнений по показу педагога.
4-2 балла – запоминает танцевальные движения, комплекс упражнений с 6-8 исполнений по показу педагога.
1-0 баллов – неспособен запомнить последовательность движений или нуждается в большем количестве показов (более 10).
Подвижность (лабильность) нервных процессов.
5 баллов – исполнение движений полностью соответствует музыке, её темпу, ритму, динамике, форме (норма – N).
В-1, В-2, В-3, В-4 – возбудимость (ускорение движений, переход от одного движения к другому без чёткой законченности предыдущего – перескакивание, суетливость).
З-1, З-2, З-3, З-4 – заторможенность (запаздывание, задержка и медлительность в движении).
Координация, ловкость движений.
5 баллов – правильное и точное исполнение ритмических и танцевальных композиций, упражнений, правильное сочетание рук и ног при ходьбе.
4-2 балла – не всегда точное и правильное исполнение движений в композициях и упражнениях, некоторая раскоординированность рук и ног при ходьбе.
1-0 баллов – затрудняется в выполнении движений, отсутствие координации рук ног при выполнении упражнений и танцевальных композиций.
Гибкость, пластичность.
5 баллов – движения очень гибкие, пластичные в течение всего выполнения задания, полностью соответствуют характеру звучащей музыки и игровому образу.
4-2 балла – движения не всегда гибкие и пластичные, лишь временами соответствуют характеру музыки и образу (трудность в постоянном выполнении гибких, пластичных движений).
1-0 баллов – в движениях отсутствует гибкость, пластичность, нет соответствия характеру музыки и игровому образу.
Источник
Перечень упражнений с использованием методики А.И.Бурениной для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Данная программа определена использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей, позволяющие насытить дополнительное образование детей положительными эмоциями, увеличить их двигательную активность, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Ритмика помогают творчески реализовать потребность в двигательной активности, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.Программа дает возможность осуществлять развитие эмоционального восприятия музыки посредством отображения в движениях ее характера, темпа, динамики и других средств музыкальной выразительности. Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.С 1998 года педагогам предоставляется право выбора образовательной программы. Существует несколько программ по танцевально-ритмической гимнастике.К одной из таких методик относится программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. Цель программы – развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.В основе работы технология А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и репертуарные сборники Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика». Нетрадиционные виды упражнений представлены: пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Игру-путешествие (сюжетное занятие) предлагается взять за основу построения занятия, так как она включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания. Цели и задачи рабочей программы Цель программы «Ритмическая мозаика» – развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Технология нацелена на общее, психическое, духовное и физическое развитие детей от четырех лет. Исходя из целей данной программы, педагогом ставится следующие задачи:
Развитие музыкальности.
– Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать ее содержание;
– Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);
– Развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
-Развитие ловкости, точности, координации движений;
– Развитие гибкости и пластичности;
– Формирование правильной осанки, красивой походки;
– Воспитание выносливости, развитие силы;
– Развитие умения ориентироваться в пространстве;
– Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
Развитие творческого воображения и фантазии;
Развитие способности к импровизации в движении.
Развитие и тренировка психических процессов:
Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
Тренировка подвижности нервных процессов;
Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Содержание программы дополнительного образования «Ритмическая мозаика». Сущность танцевально-ритмической гимнастики заключается в восприятии детьми музыки через движения, с целью укрепления здоровья, развития музыкально-эстетических чувств, двигательных качеств и умений, познавательного интереса, творческого воображения, психических процессов.Современные методики к организации занятий танцевально-ритмической гимнастикой с дошкольниками предполагают:
– Включение в занятия по ритмике нетрадиционных средств физического воспитания;
– Использование интенсивных методов обучения – выполнения большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка;
– Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку;
– Выбор оптимальной системы занятий;
Содержание программы по ритмике определяют следующие разделы:
игроритмика;
танцевально-ритмическая гимнастика;
пальчиковая гимнастика;
строевые упражнения;
игровой самомассаж;
музыкально-подвижные игры;
креативная гимнастика;
элементы хореографии;
образно-игровые движения (упражнения с превращениями);
«Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
«Танцевально – ритмическая гимнастика». Здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на детей, решают конкретные задачи программы, способствуют развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, развитию творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности, тренировке психических процессов.Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. Все упражнения для занятий подобранны с учетом их корригирующего значения «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мир внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.
Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. «Строевые упражнения» являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в зале. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Музыкально-подвижные игры» содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.Благодаря этим играм создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.«Элементы хореографии». Они используются с целью развития координации, выразительности движений, гибкости, силы мышц ног и туловища. Все хореографические упражнения являются прекрасным средством формирования осанки и культуры движений.
«Образно-игровые упражнения» представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д.Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования образов:
– знакомые детям животные и птицы;
– интересные предметы;
– растения и явления природы;
– люди, профессии.
Так же программа дополнена следующими разделами:
«Музыкально-ритмические рисунки» (тренаж). Подобные упражнения включаются в начало занятий, т.к. их исполнение способствует концентрации внимания у детей, созданию бодрого, приподнятого настроения. Важным является также психофизический «разогрев», после которого детям уже легче осваивать те или иные танцевальные движения.
«Парные и круговые пляски». Самый незаменимый материал для проведения развлечений, утренников, новогодних «елок» и т.п. Предлагаемый репертуар также отличается доступностью для исполнения детьми разного возраста, универсальностью с точки зрения включения в любую праздничную программу.
«Сюжетные и характерные танцы». «Танцы-игры» Это готовый репертуар для детских праздников. Эти танцы отличаются доступностью, легкостью освоения детьми с разной подготовкой. Их можно оформить яркими костюмами и атрибутами. При исполнении данного репертуара детьми, важно обратить внимание на выразительность мимики и движений.
Комплекс упражнений коррекционной ритмики в работе с детьми дошкольного возраста (на занятии, во время коррекционного часа)
«Кузнечик» – внимание, интерес.
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте.
Выразительные движения: шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев.
«Два клоуна» – удовольствие, радость.
Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так смешно, что они, сидя на полу громко хохочут. Немного успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.
Выразительные движения: голова откинута, рот широко раскрыт, губы растянуты в улыбке, брови приподняты, глаза слегка прищурены.
Данные технологии помогают мне вызывать у детей позитивный настрой, желание общаться, вместе переживать положительные эмоции.
Очень важно, чтобы занятие проходило эмоционально, в игровой форме. Ребенок, с раннего детства погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет меньше подвержен стрессам и разочарованиям.
Рекомендую использовать данные технологии музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений любого вида и типа, учителям, психологам, педагогам дополнительного образования.
Источник
Краткое описание документа:
Программа направлена на целостное развитие личности детей от 3-х до 7-и лет. Новая редакция разработана в контексте ФГОС ДО, включает все необходимые разделы: содержание психолого-педагогической работы с детьми на основе музыкально-ритмической деятельности, рекомендации к организации педагогического процесса, планированию работы и проведению мониторинга.
В методических рекомендациях раскрывается основные методы, игровые формы взаимодействия педагога с детьми. В Приложении предлагается разработанный автором практический материал — более 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций, апробированных в опыте работы педагогов Ленинградской области, С.–Петербурга, Москвы и других регионов России.
Программа «Ритмическая мозаика» является составной частью программы по музыкальному воспитанию детей «Тутти» (авторы А.И. Буренина и Т.Э. Тютюнникова) и входит в комплект программно-методического обеспечения комплексной программы «Мир открытий» (разработанный группой авторов под руководством докт ора пед . наук, профессором Л.Г. Петерсон); вместе с тем, являясь оригинальной авторской разработкой, она может быть использована и как самостоятельная парциальная программа.
Адресовано музыкальным руководителям дошкольных учреждений, инструкторам по физическому воспитанию, руководителям детских хореографических студий, преподавателям педагогических колледжей, учителям, воспитателям и другим специалистам.
В пиложения включены апробированные в моголетней практике музыкальные композиции и танцы, а также новый материал, созданный за последние годы.
Данный выпуск программы “Ритмическая мозаика” соответствует ФГОС ДО.
Как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком гармоничном, естественном виде деятельности, как движение под музыку, тем более успешным будет дальнейшее и развитие. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Красота движения и ребенка и взрослого прежде всего – в естественности целесообразности, непринужденности, выразительности, одухотворенности. А все эти качества раскрываются при условии гармоничного развития, единства духовного и физического. Таким образом, программа «ритмическая мозаика» нацелена на общее, гармоничное психическое, духовое и физическое развитие, а ее содержание и форма работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания.
Ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности. Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движения тесно взаимосвязаны так же и тем, что это – временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени.
Взаимообусловленность музыки и движения определили задачи обучения и воспитания детей:
Развитие музыкальности;
Развитие способности воспринимать музыку;
Развитие специальных музыкальных способностей(музыкального слуха, чувства ритма);
Развитие музыкального кругозора;
Развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
Развитие ловкости, точности координации движений;
Воспитание выносливости, развитие силы;
Формирование правильной осанки, красивой походки;
Развитие умения ориентироваться в пространстве;
Формирование навыков выполнения разнообразных видов движений в соответствии с возрастными особенностями.
Развитие творческих способностей:
Развитие творческого воображения и фантазии;
Развитие способности к импровизации( в движении, в изобразительной деятельности, в слове).
Развитие и тренировка психических процессов:
Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
Тренировка подвижности нервных процессов;
Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Таким образом, все эти задачи реализуются в процессе творческого общения с детьми и способствуют всестороннему развитию личности ребенка.
Источник