9 месяцев ребенку развитие что должен уметь мама лара
Чтобы самостоятельные домашние наблюдения дали объективные результаты, они должны проводиться при определенных условиях. Что же конкретно нужно учесть и сделать? Подробный ответ на этот вопрос читайте в статье «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?»
Развитие ребенка в 9 месяцев. Положение «лежа на животе»
Положите малыша на живот, а сами отойдите и позовите его, показывая любимую игрушку. Девятимесячный ребенок уже умеет ползать по-пластунски, как тюлень. Он передвигается вперед с помощью согнутых рук и локтей, подтягивая остальную часть тела. Ножки его в этот момент, чаще всего, слегка вытянуты и иногда могут участвовать в процессе, совершая едва выраженные переменные движения.
Развитие ребенка в 9 месяцев. Реакции и навыки.
Посадите малыша на ровную твердую поверхность так, чтобы его ножки не болтались, а лежали на ней. Стул в данном случае не подойдет. Ребенок в 9 месяцев свободно сидит около 1 минуты с прямо поднятой головой. Поскольку этот навык еще новый, то равновесие его неустойчиво. Поэтому малыш может быстро выравнивать положение тела, опираясь на ручки.
Придерживая ребенка за ручки, поставьте его на твердую поверхность. В этом возрасте малыш уверенно стоит, опираясь на обе ступни, минимум полминуты. Когтеобразное положение пальчиков на ногах, наблюдаемое раньше, должно исчезнуть.
Попросите кого-нибудь из родных посадить ребенка на колени, возьмите несколько кубиков и специально роняйте их на пол так, чтобы они производили шум. Затем предложите кубик малышу. Развитие ребенка в 9 месяцев выражается в том, что он, повторяя за вами, специально разжимает руку и роняет предмет. Важно отметить следующее: не стоит класть кубик на стол перед ребенком, тогда он захочет его просто столкнуть. Не заменяйте кубик привлекательной игрушкой, так как малыш просто начнет с ней играть. Ребенок должен уметь бросать предмет попеременно обеими ручками.
Сядьте за стол, предварительно убрав с него все отвлекающие предметы, и посадите малыша к себе на колени. Поставьте на стол пустую коробку (длина ребра – 8 см), возьмите кубик, заметно отличающийся от нее по цвету, и на глазах у ребенка бросьте кубик в коробку. Затем поднимите коробку так, чтобы малыш мог в нее заглянуть, и попросите его достать кубик. Чтобы пробудить интерес у ребенка, можно постучать коробкой или несколько раз достать кубик из коробки и опустить его обратно. Девятимесячный младенец уже может заглянуть в коробку, просунуть туда ручку и схватить кубик. А вот доставать кубик из коробки от него еще не требуется. Если ребенок хватает не кубик, а коробку, попробуйте повторить эксперимент еще раз. Малыш уже должен понимать разницу между тем, что находится снаружи, и тем, что внутри.
Развитие ребенка в 9 месяцев. Взаимодействие с внешним миром
Понаблюдайте за своим малышом, когда он находится в привычной обстановке и хорошем настроении, постарайтесь отследить, какие звуки и как он произносит. Ребенок в девять месяцев начинает последовательно присоединять два одинаковых слога и при этом четко артикулирует, как будто уже «отделяет друг от друга слова». Как правило, в этом возрасте наблюдаются слоги «ма-мма», «да-дда», «ба-бба», «дай-дай».
Развитие ребенка в 9 месяцев ярко проявляется в отчетливом страхе перед чужими. Если посторонний человек направляется к нему, хочет взять его на руки, малыш реагирует негативно и делает это явно: отворачивается, плачет, тянется к маме. Степень пугливости у отдельных детей выражается по-разному. Некоторые детки даже после продолжительного общения еще уклоняются от непосредственного контакта с чужим и чувствуют себя достаточно уверенно только в непосредственной близости от мамы.
Продолжение статьи: Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 10 месяцев?
Источник
В качестве вступления к этой статье хочу рассказать вам историю из далекого прошлого, когда я, будучи беременной первым ребенком, проходила интернатуру в огромной многопрофильной больнице нашего города. Первые два месяца я работала в детском неврологическом отделении. Коллектив врачей был отличный: все доктора – опытные профессионалы. Наша клиника как областной центр собирала на себя больных деток со всей области, а это значит, что клинических случаев для обучения было предостаточно. Однако часто, наряду с историями очень тяжелых детских заболеваний, я вспоминаю одну ситуацию…
К врачу, по договоренности (нужно понимать, что шёл 1990 год, и тогда у родителей не было возможности обратиться за платной консультацией к опытному специалисту, на такой прием можно было попасть только по знакомству) пришли молодые родители со своим полуторамесячным малышом. В глазах их был страх, а в заключении поликлинического невропатолога стоял диагноз: «Гидроцефалия головного мозга».
На столе, за которым сидела врач, а рядом примостилась и я, лежал еще одетый малыш, а перед нами стояли его мама с папой. Это были необычайно высокие и крупные люди, мужчина под два метра, его жена чуть ниже. Доктор первым делом внимательно посмотрела на родителей и спросила у отца: «Скажите, какой у Вас размер головы?» Тот ответил: «Шестьдесят восьмой». «А у Вас?»- спросила она у мамы. «Шестьдесят четвертый». Нужно сказать, что одним из симптомов гидроцефалии головного мозга является как раз большой размер головы.
Потом моя наставница вновь взглянула на справку с диагнозом и произнесла потрясающую фразу: «Это у вашего невропатолога гидроцефалия головного мозга!»
Конечно, после этого она тщательно осмотрела малыша, но её уверенность в том, что он совершенно здоров, результаты осмотра только подтвердили. Для полноты картины нужно добавить, что к этому моменту у матери ребенка из-за пережитого стресса пропало грудное молоко…
Для меня же с того самого дня начала формироваться некая философия здоровья и болезни, главным постулатом которой является следующее утверждение:
«Нельзя делать выводы о патологии, основываясь лишь на отдельных симптомах. Нужно оценивать ребенка во всей полноте его конституциональных особенностей, навыков и проявлений».
И сейчас, когда мне задают вопрос: «Что делать? Мой семимесячный малыш не встаёт уверенно на ножки, врач нам назначил лекарства!», я спрашиваю: «А что умеет делать Ваш малыш?» И оказывается, что он легко переворачивается со спины на живот, стоит на четвереньках, садится, произносит много разных звуков, улыбается и смеётся и т.д. И зачем, скажите мне на милость, лечить такого ребенка?
Через двадцать лет после описанного мною случая я встретила детского невролога, который смог объяснить мне тот факт, что современные детские неврологи часто страдают «гипердиагностикой». «Понимаешь, – сказал он, – нас всё время учили тщательно высматривать у ребенка патологические симптомы и, по возможности, их лечить. Никто не научил нас пониманию того, как мы можем помочь родителям вырастить здоровых детей!» Именно с этим доктором, Олегом Николаевичем Складневым, в свое время мы подготовили для нашего сайта видеоматериал о психомоторном развитии ребенка. С тех пор прошло два года, и теперь я понимаю, что эту информацию нужно дополнять.
Идея наша проста: чем больше родители будут знать о развитии ребенка (какими навыками и в какие сроки он должен овладевать), тем проще им будет делить ответственность с врачами за то, как растить и развивать своего малыша.
Мы решили предоставить родителям более структурированный, а значит, и более удобный для использования материал. Мы хотим рассказать не только о моторном развитии малышей, но и о развитии восприятия и игры, речи и её понимания, о социальном развитии.
За основу в подготовке данного материала мы взяли «Мюнхенскую функциональную диагностику развития», составители которой во всем мире признаны главными экспертами в вопросах диагностики развития ребенка.
Мы надеемся, что с помощью наших тезисов вы сможете провести самостоятельные объективные «домашние исследования», а процесс наблюдения за ростом собственного чада и общение с ним доставят вам радость. Однако мы настаиваем, что проведение таких самостоятельных осмотров не заменяет консультаций детского невролога.
Условия оценки развития ребенка до года.
Чтобы самостоятельного оценить развитие ребенка до года и получить надежные и объективные данные, большое значение имеет поведение новорожденного во время наблюдения и условия, при которых оно осуществляется. Поэтому для начала важно учесть следующие моменты…
Во-первых, ваш младенец не должен спать. Сонливость, усталость, а также крик или голод могут повлиять на результаты. Оптимальное время для наблюдений – через один-два часа после кормления, когда существует большая вероятность, что ребенок сыт, бодр и сконцентрирован. Раздетого новорожденного кладут на живот или спину, обращая при этом особое внимание на симметрию туловища и конечностей, а также на положение головы по средней линии.
Во-вторых, следует организовать спокойную, ничем не нарушаемую атмосферу. Объективно оценить поведение ребенка могут помешать громкие звуки, входящие и выходящие люди. Нужно также подумать о комфортном для младенца освещении и обогреве и выделить на наблюдение достаточное количество времени, чтобы не спешить. Лучше всего расположиться в тихом, по возможности равномерно обогреваемом помещении с температурой ~ 27-30 °С. В качестве подстилки подойдет нежесткий матрац (пенорезина) толщиной около 2 см.
В-третьих, мама (или другой наблюдатель) должна быть спокойна, уравновешена, нетороплива в движениях, руки должны быть теплыми.
Развитие ребенка до года по месяцам. Календарь развития ребенка.
- Если вы учли все эти условия, то можно приступать к оценке развития ребенка:
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 1 месяц?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 2 месяца?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 3 месяца?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 4 месяца?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 5 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 6 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 7 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 8 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 9 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 10 месяцев?
- Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 11 месяцев?
Источник
Автор Ленивая Мама На чтение 10 мин. Опубликовано 20 марта 2018
Девятый месяц жизни – это очень важный рубеж для ребенка в плане развития и медицинского обследования. Врачи называют его эпикризным сроком, когда малыша полностью смотрят и проверяют, насколько он развит. Но и сами родители могут определить, насколько хорошо развивается ребенок, сравнив его умения с усредненным перечнем того, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Это лишь ориентировочные данные, которые могут примерно указать тенденцию развития.
Физиологическое развитие
Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает собой уже полноценного, а не беспомощного карапуза, который способен самостоятельно передвигаться по комнате и ярко выражать свое личное отношение к тем или иным вещам.
Что должен уметь делать малыш, так это:
- Активно готовиться к тому, что скоро будет ходить. В этот период полностью укрепляется мускулатура бедер и плеча, продолжает развиваться нервная мускулатура.
- Органы чувств на данном этапе отлично развиты, у малыша с каждым днем будет улучшаться звуковое восприятие. Теперь ребенок не только способен слышать и воспринимать звуки с соседних помещений, но и ассоциировать их с теми знаниями, которые уже приобрел. К примеру, если он услышит звон кастрюль или тарелок ему станет ясно, что скоро кушать и все будут садиться за стол.
- Грандиозное развитие происходит и в эмоциональной сфере. Карапуз полностью способен продемонстрировать свои эмоции, показав радость и грусть, огорчение и удовольствие, обиду и прочее.
- У большинства детей с 9 месяцев начинают прорезаться вторые резцы. Сперва они растут на верхней челюсти, через некоторое время становятся заметны на нижней. Поскольку в этот период активно развивается челюсть, необходимо предлагать крохе какие-то твердые вкусности, чтобы он постоянно жевал.
Физическое развитие
На протяжении девятого месяца ребенок набирает дополнительно около 500 грамм и увеличивается в росте примерно на 1,5 сантиметра. Окружность груди и головы тоже стает больше на 0,5- 1 сантиметр. Каждый родитель знает, что развитие малышей происходит индивидуально, но для того чтобы понимать, все ли в порядке, существует таблица с показателями приблизительных критерий, которым он должен отвечать.
Если вдруг указанные показатели сильно отличаются от реальных значений – это повод обратиться на консультацию к врачу для детального обследования.
Развитие моторики
В этой сфере многое изменилось со времени рождения. Ребенок взрослеет и стает похож на своих родителей и старается полностью скопировать их повадки. Сейчас рассмотрим детальнее, чему он научился на протяжении всего этого времени.
Крупная моторика
Положено уметь в 9 месяцев девочке и мальчику:
- Самостоятельно сидеть, причем, не используя опору на протяжении 10 минут. Более этого, из положения сидя малыш уже должен учиться или уметь ложиться без посторонней помощи.
- Младенец со всей уверенностью без проблем встает на прямые ножки, крепко держась за опору. Простояв некоторое время, дитё самостоятельно может опуститься на землю.
- Иногда ребенок бывает настолько активен, что держась за опору способен перемещаться на недалекие расстояния. Это первые шаги к тому, что он скоро начнет ходить.
- Должен к этому времени ребенок и уверенно ползать. Многие из них все еще ползают не вперед, а назад, некоторые уже делают это правильно. В любом случаи к возрасту 10 месяцев все будут уметь ползать в обе стороны.
- Ко всем навыкам добавляются и ритмичные танцевальные движения. Теперь, когда малыш слышит музыку, он начинает двигаться и прыгать, при этом его радости нет границ. Еще большее удовольствие ему приносит то, когда мама, напевая песенку, танцует с ним за ручки вместе.
Мелкая моторика
- 9 месячный ребенок должен проявлять разнообразие в навыках игры со своими игрушками. Речь идет о том, что теперь он не просто кидает их об пол или стучит, но вместе с этим использует по назначению. К примеру, мячик он способен катать, погремушкой греметь, мелкие предметы вложить в более крупные.
- На этой стадии у крохи формируется щипковый захват. Теперь он способен поднять с пола небольшие предметы, взяв их двумя-тремя пальчиками.
Помните, что прежде чем отправлять карапуза ползать по полу обязательно пропылесосьте его. Малыши часто все тянут в рот, а это большой риск того, что они могут поперхнуться мелкими деталями.
- Очень большой интерес у крох проявляется к тем игрушкам, которые имеют подвижные механизмы в виде рычажков или колесиков.
Коммуникация и взаимодействие с внешним миром
- Детки с каждым месяцем становятся все более болтливыми и легко идут на контакт. Пытаются активно общаться с другими карапузами, потому только увидев другого ребенка, моментально ползут в его сторону, подражают действиям и пробуют познакомиться.
Интересно отметить тот факт, что часто из солидарности, когда начинает плакать один ребенок, его крик подхватывает второй, даже если у него нет на это абсолютно никак реальных причин.
- На этом периоде развития детки постоянно пытаются скопировать действия взрослых. Именно потому их легко научить играть в «ку-ку» или «ладошки», если они не знали этих игр до того.
- Дальше продолжает развиваться понимание речи и ассоциации с предметами. Малыш уже хорошо знает, как его зовут, и оборачивает головку к человеку, который произносит имя. Если это кто-то из родных, кроха демонстрирует радость, начинает улыбаться и махать рукой.
- Если родители называют знакомый предмет, дитё начинает искать его глазками и показывать пальчиком в ту сторону.
- Некоторые из детей уже вполне осознанно произносят свои первые слова. Часто это «мама» или «папа».
Перечень того, что должен уметь ребенок в 9 месяцев
Для того чтобы родители понимали, все ли в порядке с развитием их малыша, они должны ориентироваться, какие навыки к этому возрасту он должен иметь.
- Первое и главное, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, так это активно двигаться, ползать, ходить на четвереньках и стоять с помощью опоры. Более этого, дитё может понемногу переступать ножками, крепко держась за опору.
- В позиции лежа он без проблем переворачивается на спинку, самостоятельно садится и ложится (из положения сидя).
- В этом возрасте карапуз понимает, что из коробки нужно доставать игрушки, чем и занимается. Часто можно наблюдать за процессом, когда игрушки сначала достаются из коробки, потом начинают складываться обратно.
- Если родители научили малыша, где у него находятся ручки, ножки, щечки и другие части тела, он сможет их показать на просьбу родных.
- Обычно детки еще не берут предметы целиком, а лишь несколькими пальчиками. Так им пока удобней и практичней.
- Карапуз пробует хитрить и манипулировать мамой так, как хочет. Потому весьма важно мягко пережить этот момент, не поддаваясь под влияние и находить с ним общий язык.
Не всегда правильно прибегать по первому крику ребенка и давать ему то, что он просит. Малыш должен понимать что можно, а чего нельзя, иначе есть шанс воспитать его капризным и разбалованным.
Немедленно обратитесь к врачу, если вдруг заметили:
- Что ребенок не способен удерживать равновесие во время положения «сидя».
- Не ползает вперед и вовсе не переворачивается.
- Отсутствует процесс стуканья игрушки одна об другую.
- Пассивный, молчит, не стремится повторять слова за взрослыми.
- Не остерегается незнакомцев и чужих людей.
- Не реагирует, даже если отобрать самую любимую игрушку.
Эти показатели могут говорить о том, что ребенок не развивается правильно и ему понадобиться помощь специалистов.
Развивающие занятия
Кроме самостоятельного развития детками нужно обязательно заниматься дополнительно. Рекомендуется выполнять несложные упражнения на постоянной основе.
- Для развития мелкой моторики позволяйте ребенку играться с предметами, которые имеют разную текстуру. Это может быть мягкая игрушка, камушек, орешки и т.д. Главное следите за тем, чтобы предметы были большими, и не возникало опасности, что кроха может их проглотить.
- Не менее радости принесет малышу переливание водички из одной емкости в другую. Для этого лучше всего поставить ведерце и два стаканчика в тазик.
- С такими детками можно пробовать играться пальчиковыми красками и соленым тестом. Как вариант, попробуйте рисовать красками на листочке или по кафелю, который позже просто помойте.
- Упражнение на внимательность. Возьмите несколько игрушек и переверните их. Подождите пару минут и проследите за реакцией дитя. Он должен понять, что с игрушками не так, и перевернуть их обратно.
- Понемногу учите маленького раздеваться и одеваться. Начать можно с носочков. Научите его снимать носки или шапку, застегивать курточку или кофточку самостоятельно без помощи взрослых.
- Интересная игра с имитацией телефонного разговора. Возьми игрушечную трубку, и покажите малышу, как правильно вести разговор. Проговорить можно банальные фразы «привет», «как дела?», «что делаешь?» и т.д. Потом передайте малышу трубку, чтобы и он полепетал. Это будет основой к пониманию того, что такое телефонный разговор и как его вести.
- Подружитесь с детьми на площадке или приглашайте своих друзей семьями. Детки очень любят коммуникацию и отлично развиваются в кругу таких же малышей, как и они сами.
- Не поверите, но залог успеха, хороших отношений в будущем сильной связи – объятия и ношение крошек на руках. Рекомендуется это делать хотя бы до года. Если тяжело поднимать и носить на руках, достаточно брать на ручки и крепко обнимать малыша, когда сидите на диване.
- Одними из основных целей физической подготовки – укрепление спинных и ножных мышц. В этом вам отлично помогут занятия на фитболе, плаванье в ванной, занятия гимнастикой и стимуляция ползанья.
Интересный факт. Детки, которые много ползали в детстве, в будущем способны лучше ориентироваться в местности, без проблем осваивают новые маршруты и составляют самые короткие варианты дорог.
- Одним из видов стимуляции к ползанью является расстановка любимых игрушек на разных расстояниях. Таким образом, карапуз будет преодолевать эти расстояния и весело проводить время.
- Не забывайте о коммуникации. Всегда разговаривайте с ребенком, рассказывайте что делаете, показывайте, что происходит за окном.
- Старайтесь рассматривать яркие красочные книжки, страницы которых будет переворачивать сам ребенок. Показывайте и описывайте персонажей сказок, изображения, которых там находятся. Конечно, на данном этапе дитё не сможет воспроизвести все слова, но вы весьма удивитесь, когда к двухлетнему возрасту кроха будет иметь уникальный и большой словарный запас.
Несколько советов родителям
- Старайтесь не слишком контролировать ребенка, а наоборот – учите его самостоятельности. К примеру, во время приема пищи не кормите, а дайте ложку, чтобы малыш пробовал кушать самостоятельно. Постепенно учите его умываться, раздеваться, выбирать книжки и игрушки по вкусу.
- Обязательно следите за спинкой карапуза. От этого будет зависеть правильная постановка осанки. Отлично, если есть возможность приобрести специальный детский стул, который рассчитан на правильное поддержание спинки маленького ребенка.
- Не забывайте о безопасности крохи. Спрячьте все опасные предметы, которые могут навредить здоровью. Обезопасьте розетки и доступ к открыванию дверей в шкафчики, сервант, прочее.
- Детки находятся в таком возрасте, когда не только все копируют за родителями, но и желают помочь им во всем. Потому, когда убираете, дайте крохе тряпочку, пускай помогает вытереть пыль. Либо же во время приготовления на кухне выделите ему большую поварешку.
- Если в квартире несколько комнат, в каждой из них рекомендуется определить отдельное пространство для возможности проведения игр. В нем можно поставить коробку с игрушками и книжками.
А так пускай малыш продолжает развиваться здоровым, веселым и энергичным родителям на радость. Воспитывайте в нем самостоятельность и развивайте другие не менее важные спектры. Не забывайте следить и за собой, ведь в этом возрасте малыши отлично копируют своих родителей, тем самым создавая некую базу и часть своей будущей личности.
Мы рассмотрели основы, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Помните, что каждый карапуз развивается абсолютно индивидуально. Если вдруг вы заметили какие-либо отклонения, незамедлительно проконсультируйтесь с детским врачом по всем вопросам.
Источник