64 неделя кризис развития ребенка
Истерики
Ребёнок пробует добиться своего с помощью крика, катания по полу, топания ногами и бросания всего подряд? Устраивает истерики по малейшему поводу? Например, если он недостаточно скоро получает внимание, ему что-то запрещают, его зовут обедать, прервав игру, или построенная им башня рушится слишком рано? Почему он устраивает такие сцены? Просто-напросто мама и его игрушки реагируют не так, как ему бы этого хотелось. Так он выражает свою фрустрацию. Первое, что ему приходит в голову, это как можно сильнее рассердиться и закатить скандал. Ему ещё предстоит открыть более успешные, быстрые и мирные способы склонить вас на свою сторону или научиться строить устойчивые башни. Пока он лишь в состоянии показать, что у него есть своя собственная воля. Поймите его чувства. Дайте ему выразить свой гнев, если у него есть в этом потребность. Помогите ему открыть другие способы достижения цели. Покажите, что вы считаетесь с ним, и попросите объяснить, чего он в действительности хочет.
Его воля — теперь закон
Ребёнок теперь желает принимать решения наравне с мамой и папой. Ему ещё предстоит понять, что не всё, что хочется, сразу же можно. И что нужно считаться с интересами других людей, даже если он не хочет поступаться своими.
Агрессия
Многие матери замечают у своих малышей в этот период вспышки агрессии. Они объяснимы. В мире «принципов» ребёнок исследует разные виды социального поведения, в т.ч. агрессивное. Он изучает, как мама, другие взрослые и дети реагируют, когда он бьёт, кусается, толкает или пинает кого-то, намеренно ломает или швыряет вещи.
Дайте ребёнку понять, что вы об этом думаете. Только так он осознает, что агрессивное поведение ни у кого не вызывает интереса и радости.
Моё и твоё
Ребёнок открывает, что некоторые вещи принадлежат одному ему. Ему нужно время, чтобы понять, что значат понятия «твоё» и «моё». Некоторые дети в это время очень сильно расстраиваются, когда другой ребёнок берёт их игрушки. Они защищают свою территорию, как могут. Им ещё предстоит научиться делиться, давать поиграть и играть вместе с другими.
Хитрости и уловки
Теперь шутки и юмор играют всё более важную роль. Неожиданные вещи часто вызывают у малыша смех, он сам начинает откалывать шутки. Иногда — с целью добиться чего-то, что другими способами не получается. Дайте ему простор для действий, но не забывайте указать на границы допустимого.
Переговоры
В этот период зарождается умение вести переговоры. Возможно, малыш открыл слова «да» и «нет», или просто кивает и мотает головой. Иногда он сознательно употребляет противоположное по значению слово или жест, находя это забавным. Играя с этими понятиями, ребёнок находит наилучшие стратегии для достижения своих целей.
Просьбы о помощи
Малыш будет пробовать делать это разными способами. Ваша реакция поможет ему разобраться, какие из них наиболее приемлемы.
«Помощник»
С ребёнком становится всё проще договориться, он выполняет простые просьбы. Вовлекайте его в домашние занятия и сами принимайте участие в его делах. Хвалите, когда он делает что-то нужное.
Правила
Ребёнок растёт, к нему уже можно предъявлять более высокие требования. Пришло время провести чёткие границы — они нужны ему, как воздух! Прежде всего, это социальные правила поведения. Кто может научить ребёнка им лучше, чем тот, кто его любит?
Источник
, или почти 15 месяцев
В результате предыдущего скачка развития ваш малыш узнал, что такое программы. В мире программ он пока новичок – он ещё не умеет вносить в выполняемую им программу изменения в зависимости от обстоятельств, как это делаем мы, взрослые.Примерно в возрасте 61 (59-63) недели – 14 месяцев – малыш замечает, что его мир начал меняться. На него обрушивается ловина новых впечатлений. Он не справляется с их потоком: сначала нужно внести порядок в этот хаос. Ребёнок возвращается к старому и привычному и вновь идёт “подзарядиться мамой”. Наступает сложный период.
Вот его признаки:
ребёнок часто плачет, у него плохое настроение, он хнычет, ноет
у него резкие перепады настроения: то весел, то в слезах
чаще требует внимания
цепляется за маму и хочет быть с ней рядом
как-то подозрительно ласков
как-то слишком шаловлив
случаются истерики
ревнует
боится посторонних
протестует, если вы хотите прекратить телесный контакт
хуже спит
просыпается как будто от ночного кошмара
хуже ест
временами задумчив и мечтателен
чаще хватается за мягкие игрушки
может впадать в младенчество
не даёт одевать себя
Обиды и ссорыВ этом возрасте нытьё, требование постоянно брать на руки и уловки для привлечения внимания не встречают у матери такого терпеливого отношения, как раньше. Когда ребёнок был маленьким, такое поведение вызывало беспокойство, теперь же – раздражение. Матери дают это понять: в этом возрасте они прямо заявляют воющему чаду, что такое поведение им не нравится. Мама объясняет доступным языком, что её не устравивает. Язык начинает играть всё более важную роль. А продолжающий ныть отпрыск скорее, чем раньше, усаживается в манеж или отправляется спать. Матери считают, что в этом возрасте ребёнок вполне в состоянии вести себя лучше. Кроме того, они считают, что ребёнку пора научиться считаться с их интересами.Ребёнок растёт. Всё чаще он выражает своё несогласие с мамой. Получив отпор, он становится ещё строптивее. В результате происходят настоящие ссоры, особенно в конце сложного периода: терпение и матери, и ребёнка в это время очень быстро иссякает.
Изменения Около 64 недели – 15 месяцев – вы заметите, что с ребёнком стало легче. Он стал более активен, возможно, вы заметите изменения в его поведении. Что он стал показывать, что хочет поступать по-своему, стал по-другому думать, иначе обращается с игрушками и вещами, что у него изменилось чувство юмора. Эти изменения происходят, потому что в этом возрасте у ребёнка зарождается способность обнаруживать и применять “принципы”.Малыш стал больше играть самостоятельно, он спокойнее, больше погружён в себя, предприимчив, наблюдателен, хочет многое делать сам. У него меньше интереса к игрушкам, больше к домашнему хозяйству. Осматривать и изучать – это сейчас самое интересное. Вы, однако, должны быть всё время поблизости!
Скачок: мир принциповВдруг вам становится понятнее, чего ребёнок хочет и чем он занят. Это происходит благодаря тому, что его мышление стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он как бы приподнимается над материей, как учитель, который должен абстрагироваться от материала, чтобы суметь его объяснить. Ваш малыш теперь не следует программе, как робот, а создаёт её сам, вносит изменения и даже оченивает её. Он начинает размышлять над программами. Обдумывая каждый шаг и каждое действие во время совершения программы, в мире принципов ребёнок начинает размышлять над самим процессом мышления. Он занят тем, что происходит у него в голове, и это не проходит для него даром.В мире принципов малыш обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. Он мыслит стратегически: “Кого бы мне привлечь для получения конфетки – папу или бабушку?” Конечно, его планы ешё не так сложны и изощрённы, как у взрослого. Как Алиса в Стране чудес, бродит он по замысловатому миру принципов. Чётко понимает он лишь то, что с утра до вечера ему приходится принимать решения. Возможно, вы заметили, как его то и дело одолевают сомнения по поводу очередного выбора. “Как бы подольше не ложиться спать? Поскорее убежать? А может, вырвать цветок из горшка или выкинуть ещё какой-нибудь номер?” С помощью подобных экспериментов он изучает реакции окружающих на разные “стратегии”. Таким образом он открывает, когда лучше всего быть дружелюбным, послушным, вежливым, а когда – агрессивным или навязчивым.В этом возрасте ребёнок довольно неуклюже обращается с принципами, он пока не может примеряться к обстоятельствам.
виды “принципов”желание поступать по-своему, воля
делает выбор
проявляет инициативу
даёт распоряжения другим в их занятиях
ему стало важнее ощущать свою причастность и поддержку
начинает проявлять собственничество в отношении игрушек
Наблюдение и подражание
наблюдает за другими людьми
с удовольствием подражает
подражает агрессивному поведению
крупная моторика: делает кувырки, взбирается и т.п.
мелкая моторика: например, держит карандаш
имитирует “странности”: хромает, идёт согнувшись
имитирует поведение, увиденное на экране или в книге
Опробование стратегий, проверка границ и изобретательность
экспериментирует с возможностями собственного тела
прячет и находит предметы
залезает внутрь чего-то или за что-то, а потом опять появляется
пробует обращаться с вещами осторожно и бережно
экспериментирует, решая, на чём ему остановиться
проверяет содержание понятий “да” и “нет”
пытается одурачить маму: например, делая вид, что не слушается
экспериментирует со спусками и подъёмами, скатывает машинки и т.п.
Стратегия и тактика
(чаще) пытается помочь
(чаще) послушен или пытается быть таковым
(чаще) осторожен или бережен, или делает попытки так себя вести
(чаще) соглашается с тем, что ещё мал и нуждается в помощи, а поэтому должен слушаться: например, видит опасность на улице, и поэтому идёт, держась за руку
делает что-нибудь смешное с целью получить что-то или добиться от кого-то действия
(чаще) “подлизывается”, чтобы что-то заполучить
(чаще) пытается добиться своего с помощью нытья
даёт выход эмоциям в истерике
(чаще) продолжает делать по-своему
пробует добиться от других того, на что мама не согласилась
Как помочь ребёнку во время скачкаДайте ему возможность экспериментировать со своими возможностями и реагируйте на эти попытки. Путём проб и ошибок он научится вести себя наиболее приемлемым образом.* акробатические упражнения: подчас они могут вас испугать* наблюдения над природой в вашем сопровождении* малыш учится обращаться с предметами. он хочет есть сам: не пытайтесь ему помешать! его внимание привлекают самые разнообразные предметы – следите за потенциальными источниками опасности.* язык. понимание речи становится всё лучше: ребёнок с энтузиазмом выполняет короткие задания, указывает на части тела и предметы. сам говорить по-настоящему малыш начнёт после окончания следующего скачка – в 21 месяц. в мире “принципов” большинство детей довольствуются произнесением отдельных слов, подражанию голосам животных и повторением звуков. предложите ребёнку показывать называемые вами предметы; называйте друг друга по очереди – большинство детей обожают такую игру.* подражание другим детям и взрослым: выражайте свою реакцию, только таким образом малыш сможет понять, что можно, а что нельзя, а когда что-то можно делать лучше.* ролевые игры: дайте ребёнку возможность вжиться в свою роль. поиграйте вместе с ним: это придаст ему уверенности в себе.* планирование и прогнозирование. ребёнок в мире “принципов” осознаёт последствия ваших планов и намерений и реагирует иначе, чем раньше. это не проявление строптивости, а следствие проделанного им скачка развития!
ИстерикиРебёнок пробует добиться своего с помощью крика, катания по полу, топания ногами и бросания всего подряд? Устраивает истерики по малейшему поводу? Например, если он недостаточно скоро получает внимание, ему что-то запрещают, его зовут обедать, прервав игру, или построенная им башня рушится слишком рано? Почему он устраивает такие сцены? Просто-напросто мама и его игрушки реагируют не так, как ему бы этого хотелось. Так он выражает свою фрустрацию. Первое, что ему приходит в голову, это как можно сильнее рассердиться и закатить скандал. Ему ещё предстоит открыть более успешные, быстрые и мирные способы склонить вас на свою сторону или научиться строить устойчивые башни. Пока он лишь в состоянии показать, что у него есть своя собственная воля. Поймите его чувства. Дайте ему выразить свой гнев, если у него есть в этом потребность. Помогите ему открыть другие способы достижения цели. Покажите, что вы считаетесь с ним, и попросите объяснить, чего он в действительности хочет.
Его воля – теперь законРебёнок теперь желает принимать решения наравне с мамой и папой. Ему ещё предстоит понять, что не всё, что хочется, сразу же можно. И что нужно считаться с интересами других людей, даже если он не хочет поступаться своими.
АгрессияМногие матери замечают у своих малышей в этот период вспышки агрессии. Они объяснимы. В мире “принципов” ребёнок исследует разные виды социального поведения, в т.ч. агрессивное. Он изучает, как мама, другие взрослые и дети реагируют, когда он бьёт, кусается, толкает или пинает кого-то, намеренно ломает или швыряет вещи.Дайте ребёнку понять, что вы об этом думаете. Только так он осознает, что агрессивное поведение ни у кого не вызывает интереса и радости.
Моё и твоёРебёнок открывает, что некоторые вещи принадлежат одному ему. Ему нужно время, чтобы понять, что значат понятия “твоё” и “моё”. Некоторые дети в это время очень сильно расстраиваются, когда другой ребёнок берёт их игрушки. Они защищают свою территорию, как могут. Им ещё предстоит научиться делиться, давать поиграть и играть вместе с другими.
Хитрости и уловкиТеперь шутки и юмор играют всё более важную роль. Неожиданные вещи часто вызывают у малыша смех, он сам начинает откалывать шутки. Иногда – с целью добиться чего-то, что другими способами не получается. Дайте ему простор для действий, но не забывайте указать на границы допустимого.
ПереговорыВ этот период зарождается умение вести переговоры. Возможно, малыш открыл слова “да” и “нет”, или просто кивает и мотает головой. Иногда он сознательно употребляет противоположное по значению слово или жест, находя это забавным. Играя с этими понятиями, ребёнок находит наилучшие стратегии для достижения своих целей.
Просьбы о помощиМалыш будет пробовать делать это разными способами. Ваша реакция поможет ему разобраться, какие из них наиболее приемлемы.
“Помощник”С ребёнком становится всё проще договориться, он выполняет простые просьбы. Вовлекайте его в домашние занятия и сами принимайте участие в его делах. Хвалите, когда он делает что-то нужное.
ПравилаРебёнок растёт, к нему уже можно предъявлять более высокие требования. Пришло время провести чёткие границы – они нужны ему, как воздух! Прежде всего, это социальные правила поведения. Кто может научить ребёнка им лучше, чем тот, кто его любит?
Игры
Бегать, прыгать, гоняться за другими детьми, лазить, бегать и падать на матрац, кувыркаться, ходить по лестнице, вставать на приступку, спрыгивать и т.п.
Гулять, ходить в зоопарк, смотреть по сторонам из рюкзака на спине папы или мамы.
Указывать на предметы. Называть друг друга.
Игры, потешки с движениями.
Дурачиться, строить рожи, совершать неожиданные движения.
Мультики со смешными зверюшками и монстрами, типа “Улицы Сезам”
“Кашеварить” – дайте ребёнку посуду, продуктов, воды, пусть он приготовит что-нибудь для куклы.
Вместе пылесосить, мыть посуду.
Надевать мамины туфли
Передразнивать его выражение лица
“Ку-ку”
Прятки
Игрушки
горка с лесенкой
мячи
книги
песочница
игрушечный чайный сервиз, вода или холодный чай
паззлы
пластиковые бутылки
домашняя утварь
игрушечгый пылесос
игрушки, которые тянутся за верёвочку
“Улица Сезам”
мультики
Источник
Маленький шаг назад и прыжок вперед
Дети растут скачками. Долгое время не происходит ничего или почти ничего. И вдруг за одну ночь ребенок вырастает на несколько мм. Так же скачками происходит и психическое развитие детей. Исследования детей в возрасте от 1,5 до 16 лет показали, что эти скачки совпадают по времени с изменениями в мозговых волнах, что можно установить при помощи измерений. У младенцев до 1,5 лет также были известны 7 возрастных периодов, когда происходят изменения излучения головного мозга. Было установленно, что в каждый из этих периодов развитие ребенка совершает заметный скачок. Но в психическом развитие младенцев имеется еще больше скачков, которые, однако, до сегодняшнего дня не были изучены с точки зрения головного мозга. Скачки психического развития не всегда совпадают со скачками роста. Последние более многочисленны. И зубы обычно появляются не в то время, когда младенец совершает скачок развития.
Что проиcxодит, когда психическое развитие вашего ребенка совершает очередной скачек?
Во время каждого скачка нечто новое развивается очень быстро и неожиданно. Почти всегда это происходит в нервной системе малыша, принося ему новую способность. Например, способность распозновать “узоры”. Она проявляется примерно около 8-ой недели. Такая способность влияет на общее состояние и поведение ребенка. Она изменяет и улучшает все, что он до тех пор умел, и дает младенцу возможность изучать новые вещи. Это может выражаться, например, в том, что малыш начинает обращать внимание на видимые “узоры”, например, банки на магазинной полке, или ветки голых деревьев, колышащихся на ветру на фоне неба. И в то же время ваш ребенок может теперь контролировать положение своего тела. Это тоже вид “узора”, только он узнается не снаружи, а внутри тела.
Как вы поймете, что ваш ребенок совершает скачек развития
“Визитной карточкой” такого прыжка являются утомительные, плаксивые периоды. Управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Многие мамы начинают волноваться. Они спрашивают себя, не болен ли ребенок, или раздражаются, не понимая, почему он такой вредный. Малыш рвется к маме.
В каком возрасте начинаются трудные фазы
Трудные фазы наблюдаются у всех детей в одном и том же возрасте. Их 8 в первые 14 месяцев. Поначалу они короче и быстро сменяют одна другую.
Если ваш ребенок родился на 2 недели позже срока, то начинайте отсчет две недели раньше. Если он родился за 4 недели до срока, начинайте отсчет на 4 недели позже. Это различие так же указывает на то, что скачки связаны с излучениями головного мозга.
Ни один ребенок не может этого избежать
Все дети переживают трудные фазы, и спокойные, беспроблемные, и капризные, “с характером”. Малышу “с характером” приходится даже гораздо труднее, чем “спокойному”. И его маме – тоже. Такой ребенок и так требует больше внимания, а в “критические” периоды ему нужна “экстрапорция”. Ему требуется еще больше маминого внимания, он жаждет учиться новому, и у него сильнее конфликты с мамой.
Вы увидите, что он может больше, чем раньше.
Это тяжело, пожалейте ребенка!
Ребенок возвращется к надежному базису
Так как малыш вдруг стал беспокойнее, вы начинаете волноваться. Автоматически вы начинаете за ним внимательнее наблюдать. Потом вы замечаете, что он опять ведет себя нормально. И еще вы замечаете, что он может гораздо больше, чем раньше, пробует делать что-то новое, и понимаете, что ваш малыш совершил скачок в развитии. Дети пугаются этих скачков. В этот период знакомый мир ребенка переворачивается с ног на голову. Испуг этот можно понять: представте себе, что вы проснулись на чужой планете. Все вдруг стало совсем по другому. Что бы вы сделали? Стали бы вы спокойно спать дальше? Нет. Если бы с аппетитом? Нет. Стали бы вы цеплятся к знaкомым личностям? Да. И это именно то, что делает ваш малыш.
Новая способность: новый мир
Каждая новая способность помогает вашему ребенку изучать новое. Младенец получает способности, которые ему до этого возратса были недоступны, сколько бы с ним не упражнялись. Вы можете каждую новую способность сравнивать с новым миром, который ему открывается. В этом мире есть масса возможностей сделать открытия. Что-то там новое, что-то – знакомое, но гораздо улучшенное. Каждый ребенок устанавливает свои приоритеты – соответственно своим предрасположенностям, своим предпочтениям, своему темперамету. Один осматривает все и все пробует, другой увлечен одной единственной вещью. Каждый ребенок – особенный.
Помогите вашему малышу в учении
У вас есть возможность показать ребенку, что есть рядом с ним, и что ему подходит, как личности. Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поэтому вы лучше других поможете ему проявить то, что в нем заложено. Не только ваш малыш устанавливает приоритеты. Вы тоже отправляетесь в путешествие за открытиями. Что-то будет вам более интересно, что-то менее. Ведь и каждая мама – особенная. Одновременно вы, как взрослый, можете предлагать что-то, что ваш малыш не заметит. Вы может помочь ему “открыть” то, что он пропустил. С вашей помощью он учится быстрее, легче и разнообразнее.
Конфликты с малышом.
Когда ваш ребенок научится чему-то новому, ему, возможно, придется оставить прежние привычки. Если он умеет ходить, он не может больше ожидать, что мама его будет все так же носить. Если он научился ползать, он может сам брать игрушки. После каждого скачка ваш ребенок может больше и становится самостоятельнее. Это понимают и мама, и малыш, и иногда это приводит к конфликтам и ссорам. Желания мам и младенцев не совпадают.
Безоблачная фаза: короткий отдых после скачка
Трудная фаза так же неожиданно проходит, как и наступает. Для большинства матерей тогда наступает время для расслабления. Малыш стал самостоятельнее. Он занят тем, что применяет то, чему он научился недавно. И он радуется. Но покой этот короткий. Скоро придет следующий скачок. Ваш младенец трудится в поте лица.
Планировать часы игр – не естественно
Если вашему малышу позволено самому решать, когда получать ваше внимание, вы обнаружите, что от недели к неделе это будет меняться. Во время каждого скачка ваш ребенок переживает следующее: – потребность в маминой близости, – потребность с мамой изучать новое. Поэтому запланированные часы игр неестественны. Может так получится, что малыш захочет внимания в незапланированное время. Волшебные, веселые, пугающие переживания с вашим малышом невозможно предвидеть. Ребенок – не видеофильм, который можно включить в определенное время. Он – не взрослый.
Календарь кризисов по неделям
Солнышко соответствует “хорошему” периоду малыша.
Тучка – самое тяжелое время.
Закрашенные недели – идущий кризис.
Огромная благодарность сообществу “Малыши” из livejournal.com за перевод и обработанные рисунки.
Хетти Вандерейт и Франс Плой “Капризничает? Значит, развивается!”
Hetty Vanderijt & Frans Plooij: The Wonder Weeks: How to Turn Your Babys & Great Fussy Phases into Magical Leaps Forward
Источник: https://liilaa.livejournal.com/22630.html
Содержание:
Как новорожденный ощущает свой мир
(в переводе liilaa from livejournal.com)
5 недель : мир меняющихся ощущений
(в переводе liilaa from livejournal.com)
8 недель : мир явлений
(в переводе liilaa from livejournal.com)
12 недель : мир постепенных перемен
(в переводе liilaa и
sunnycat from livejournal.com )
19 недель : мир событий
(в переводе sunnycat from livejournal.com)
26 недель : мир отношений
(в переводе sunnycat from livejournal.com)
37 недель : мир категорий
(в переводе _annka_ from livejournal.com)
46 недель : мир последовательностей
(в переводе malyshi from livejournal.com)
55 недель : мир планов
(в переводе _annka_ from livejournal.com)
64 недель: не счесть чудес
(в переводе krajul from livejournal.com)
75 недель : послесловие.
(в переводе krajul from livejournal.com)
Купить книгу Капризничает? Значит развивается! в бумажном варианте.
Источник