4 направления основного развития ребенка
Мудрецы говорят, чтобы стать гармоничной личностью, нужно развиваться на 4 уровнях — физическом, социально-эмоциональном, интеллектуальном и духовном.
Уже больше года я встраиваю в свои планы дела на всех 4 уровнях. А недавно подумала, что ведь и развитие ребенка так же протекает на всех 4 планах. И если мы, мамы, хотим упорядочить развивающие занятия с детьми, выстроить целостную картину, как это делать, то вот же ответ — простой и всеобъемлющий!
Попробую разложить по полочкам.
Физический уровень развития
Это, в первую очередь, здоровье — его поддержание с самого рождения и улучшение, если требуется. Сюда же относится удовлетворение базовых потребностей физического тела — в еде, безопасности.
Какие занятия в этом помогут?
- Грудное вскармливание.
- По возможности не ограничивать физическую активность кроватками, манежами и т.п.
- Динамическая гимнастика (без фанатизма и стремления к феноменальным результатам).
- Плавание.
- Физические упражнения на спорткомплексе, фитболе и любые подвижные игры.
- Прогулки на свежем воздухе, на солнышке.
- Режим.
- Здоровое питание.
- Закаливание.
Социально-эмоциональный уровень
Это сфера отношений — с семьей, друзьями, с незнакомыми людьми, как ребенок воспринимает других и как другие воспринимают его.
Многие родители думают, что общаться ребенок научится в садике и школе. Тем не менее там общаться никто не учит. Все, чему может научиться ребенок в садике и школе, — это выживанию среди сверстников.
Общаться же он учится в семье, наблюдая, как общаются папа и мама, бабушки-дедушки и остальные члены семьи между собой и с другими людьми.
Приходя в садик/школу, ребенок начинает транслировать то, чему научился в семье. Это и есть социализация — усвоение и воспроизведение культурного опыта! А никак не умение выживать среди сверстников. (Социализация была предметом моего изучения в институте на протяжении 5 лет :))
Соответственно, если мы хотим научить своего ребенка эффективному общению (т.е. такому общению, в результате которого все остаются довольны), то нам самим нужно сначала этому научиться. А уж ребенок просто будет нас копировать.
Тем не менее ребенка тоже есть чему учить, не только примером, но и советом Для меня сейчас важно научить своих детей, как выражать свои негативные эмоции и как ладить с братом/сестрой. Возможно, у вас есть какие-то другие задачи, у меня такие.
И одновременно я учусь, как мне самой вести себя правильно в таких ситуациях. Чему научить ребенка, читаю в книге Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно». Как вести себя самой, учусь в клубе проекта «Психология 3000″.
Кстати, читаю книги моего любимого автора Дж.Остин и заметила, сколько внимания в те времена уделялось знанию этикета и следованию ему. Еще в мои школьные годы мы как-то придерживались этих правил, читали книжки, соревновались в конкурсах знатоков этикета. Сейчас я не вижу такого стремления, или мы ходим с ним параллельными тропами
Этикет этикетом, а первые знания, как общаться эффективно, я получила на тренингах общения в сетевой компании, уже будучи замужем. Вот если б проводили такие тренинги для школьников! Хотя даже в этом случае все равно именно семья будет оказывать наибольшее влияние на поведение ребенка.
Интеллектуальный уровень
Вот с этим уровнем, по-моему, у читателей моего сайта проблем нет)) Для интеллектуального развития ребенка сейчас публикуется очень много материала и продается много игр, игрушек, книг и пособий.
Единственная проблема — как все успеть, как упорядочить, как не утонуть в этом море информации.
Повторюсь, это о моей целевой аудитории, моих читателях. Хотя иногда попадают на сайт и другие мамочки, те, что считают учение мУкой и обузой для ребенка. Ну и для себя, скорей всего, тоже
Я не буду перечислять методики и способы, как развивать мышление ребенка. Такой информации достаточно в интернете.
Я же хочу сориентировать вас, зачем это нужно делать, потому что часто за повседневными занятиями цель теряется и заменяется на что-то другое, чужое и ненужное.
Периодически приходят письма, зачем нужно учить ребенка до школы, мол, в школе всему научат, пусть играет. Иногда такие вопросы цепляют, и ум ищет ответ в фоновом режиме :)) И месяца два назад у меня точно сформулировался ответ — чтобы привить вкус к знаниям!
Ребенок изначально рождается любопытным, это неотъемлемое свойство души — потребность в знании.
И то, какими знаниями интересуются родители — сплетни, иностранные языки, поиск виноватых или поиск самых вкусных вредностей)) законы привлечения денег или построения счастливой семьи и т.д., этот же вкус передается и ребенку. Это воспитание примером, передача образа жизни, образа мысли.
Речь не о том, чтобы целенаправленно чему-то учить ребенка, достигать каких-то результатов, наращивать багаж сомнительно нужных энциклопедических знаний. Речь о том, чтобы показать, что учиться и развиваться — интересно!
Правда, для начала это должно быть интересно самим родителям, детей ведь не обманешь 🙂 Если мама считает, что все это ерунда, что ребенка учить не надо и что это просто модный бизнес, так же будет думать и ребенок, так же пренебрежительно он будет относиться к знаниям.
А жаль, потому что есть знания, кардинально меняющие жизнь в лучшую сторону.
Духовный уровень
Это мировоззрение человека, его ценности.
Мне понравилось, как объясняет два противоположных мировоззрения Марина Таргакова — психология дефицита и психология изобилия. Это не просто мышление касательно материальных благ, нет. Это мысли, как относится ко мне сама жизнь — любит ли она меня, защищает и оберегает или наоборот, никому я в этой жизни не нужен и мне нужно как-то пробиваться, чтобы выжить.
Я сама еще только осваиваю этот уровень. Что касается детей, тут, по-моему, тоже идет воспитание личным примером — что мы представляем из себя как личность, какие у нас ценности, цели, какой образ жизни ведем, и словом — как мы объясняем ребенку какие-то ситуации, следим ли вообще за своей речью.
А начинается все, конечно, тоже с рождения — реагируем ли на плач и просьбы ребенка, уделяем ли ему внимание, играем ли с ним, обнимаем ли, ругаем или принимаем его эмоции и ошибки.
К способам духовного развития я также отнесла бы:
- Чтение и просмотр мультиков и фильмов — целенаправленное, с цензурой
Отключить телевидение и следить за тем, что ребенок смотрит самостоятельно (это я для тех, у кого дети сами выбирают видео на ютубе ;)). Мы отключили телевизор 5 лет назад. Фильмы и мультики смотрим на дисках или скачиваем то, что считаем приемлемым.
И конечно, книги, книги, книги! Тоже не все подряд, а выборочно. У нас преимущественно это народные сказки, а также книги, которые мы читали в детстве сами, и «проверенные» книги, которые нам рекомендуют друзья.
- Дела, которые развивают благородный характер, например, походы, спорт, совместный труд.
- Творчество, если оно направлено на развитие чувства прекрасного, если оно вдохновляет, раскрывает душевный потенциал.
Творчество также учит концентрироваться и является арт-терапией.
Что теперь со всем этим делать?
Теперь вы можете проанализировать, развиваете ли вы ребенка на всех 4 уровнях и как, довольны ли вы результатом и что можно улучшить, скорректировать.
После этого пропишите письменно, какие конкретные шаги вы хотели бы сделать для этого. И добавьте во все пункты «делать это с любовью»
Счастья вам и вашим деткам!
Чтобы получать новые статьи, подпишись на RSS
Источник
Физическое развитие
Познавательное развитие
Социально-
Коммуникативное
развитие
Художественно –
Эстетическое
развитие
Цель и задачи
цель: формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
задачи:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Цель: развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задачи:
– сенсорное развитие;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
– формирование элементарных математических представлений;
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Цель :позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Задачи:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Цель: Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
Задачи: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Средства
– Физические упражнения
– Воспитание культурно – гигиенических навыков
– Подвижные и спортивные игры
– Закаливающие процедуры с использованием природных факторов: воздух, солнце и вода
– внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);
-игры
-Познавательные занятия
– применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);
Наблюдения – рассматривание картин- чтение художественной литературы – просмотр видеоматериалов – беседы – игры – драматизации – сюжетно – ролевые игры
– разнообразные виды игр
– искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества
Методы и приемы
– наглядные,
– словесные,
– практические
-игра
-сюжетно-ролевая игра
-рассматривание
-наблюдение
-чтение
-игра-экспериментирование
-конструирование
-исследовательская деятельность
-беседа
-проектная деятельность.
Проблемная ситуация.
– наглядные,
– словесные,
– практические
Наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры.
Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ.
Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы), культурно-гигиенические процедуры (напоминание), игровая деятельность во время прогулки (напоминание), организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми
метод приучения,
.
— метод убеждения,;
— метод приучения,;
— метод проблемных ситуаций,
— метод побуждения.
– наглядные,
– словесные,
– практические
Формы организации
физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).
– Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы
– дидактические и развивающие игры,
Индивидуальная работа,
Прогулки,
Организованная образовательная деятельность,
применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения,
Организованная образовательная деятельность,
с/р игры,
– дидактические и развивающие игры.
Организованная образовательная деятельность,
Досуги,
утренники,
театральная деятельность,
музыкальные занятия,
самостоятельная деятельность.
Источник
nata_tursha все записи автора
Низкий поклон родителям и педагогам, которые всеми силами стремятся делать все для гармоничного развития ребенка!
В данной статье я раскрою перед вами основные направления развития ребенка. Если вы занимаетесь с детьми, важно, чтобы в своих занятиях вы не упустили ничего, чтобы развитие ребенка было не односторонним, а разноплановым. И зная все направления развития детей, вы легко сможете этого добиться.
Вы ведь хотите, чтобы ваш ребенок развивался полноценно? Тогда в путь!
Прочтите внимательно следующее высказывание, подумайте, согласны ли вы с ним:
Дети — это чистые полотна разных форм и размеров, данные женщине и мужчине Богом… и смешивая краски физического, интеллектуального и духовного — родители в ответе за создание гармоничного произведения искусства…
Исходя из вышеприведенного высказывания, я осмелюсь сказать, что единство, целостность личности создается благодаря системности. Системности в обучении, воспитании и развитии.
В данной статье я буду говорить именно о системности развития. В дальнейшем мы коснемся и воспитания, и обучения. Чтобы не пропустить эти важные темы, подпишитесь на обновления блога в конце статьи.
Итак, какие направления развития детей существуют? Их не много и все они могут удобно расположиться в одной схеме.
Как видно по схеме, основные направления развития ребенка имеют свои ответвления, где более полно и вполне доступно перед вами раскрывается смысл и содержание каждого направления.
Я рекомендую вам распечатать такую схему и иметь ее перед глазами в качестве напоминания и родительской шпаргалки. И вы всегда будете знать ответ на вопрос: а все ли я делаю для своего ребенка? Или, может, я что-то упускаю из виду?
Однако давайте я поясню вам лично каждое из данных направлений развития ребенка. И я очень надеюсь, что мои пояснения приведут вас к глубокому убеждению, что, да, действительно, все они должны быть приняты во внимание и ни одно не должно быть упущено.
Основные направления развития детей:
1. Физкультурно-оздоровительное развитие
Для каждого человека в любом возрасте очень важно его здоровье. Недаром говорят:будет здоровье – будет и все остальное. Поэтому обязательно нужно уделять этому внимание уже с малого детства: выполнять физические упражнения, играть с ребенком в подвижные игры, вырабатывать равновесие, выносливость, скорость и другие физические качества, а также соблюдать правила гигиены. Не стоит отказываться и от массажа, закаливания, воздушных ванн, профилактики различных заболеваний. Прививайте ребенку навыки здорового образа жизни (ЗОЖ).
2. Познавательно-речевое развитие
Занимайтесь с ребенком познавательной, исследовательской деятельностью. Поддерживайте ребенка, поощряйте его стремление к новым знаниям. Перед малышом открыт целый мир, который таит в себе столько всего интересного! Дети по природе своей очень любознательны, и если это не подавлять, то это приведет к хорошим результатам. В данном аспекте я рекомендую вам прочитать мою статью: Если ребенок любознателен, что делать?
Очень важна здесь и коммуникативная сторона, другими словами – общение. Разговаривайте со своим ребенком с самых первых дней. Многие даже рекомендуют разговаривать с ним еще тогда, когда он у вас в животике живет. И я с этим согласна. И имею этому обоснование, о котором тоже расскажу вам в будущем на этом сайте.
Беседы, чтение книжек, рассказывание стихов и сказок, использование фольклора и т.д. – все это со временем принесет свои плоды.
Здесь я тоже рекомендую вам прочесть некоторые из статей, которые помогут вам в познавательно-речевом развитии ребенка:
Носик-пуговка или Песенки для деток
На улице прянички или Колыбельные песни для детей
Как правильно читать детям сказки?
В данных статьях рассказывается о различных жанрах литературы, о их специфике и целях, а не просто подаются тексты произведений.
3. Социально-личностное развитие
Человек – существо социальное. Это не моя фраза, но я с ней полностью согласна. Кто не согласен, можете высказать свое мнение в комментариях ниже (я думаю, таких не будет). Так вот, исходя из этого утверждения, можно делать вывод, что социализация ребенка – это также одна из важнейших задач, поставленных перед нами.
Социализация ребенка, его вхождение в общество начинаются с жизни в семье. А потом и за границами семьи. Важно выработать в ребенке важные человеческие, личностные качества, дать ему понимание общественных правил и норм, привить культуру общения, научить сопереживанию, взаимопониманию. Вырабатывайте и поддерживайте самостоятельность ребенка в решениях и действиях.
И делается это все не только в жизненных ситуациях, которые предстают перед ребенком! Помните, что основной деятельностью ребенка является игровая! В игре дети все гораздо быстрее схватывают и понимают. И при этом интерес их не угасает, что также немаловажно. Например, для развития социальных навыков хорошо подходят ролевые игры.
Коснусь здесь и трудовой деятельности. Позволяйте ребенку участвовать в домашних и общественных делах. Радуйтесь каждый раз, когда ребенок хочет что-то сделать. Привлекайте его к совместному труду. Как привлекать ребенка к труду, я рассказываю в новой статье.
4. Художественно-эстетическое развитие
Слушание музыки, воспроизведение, придумывание своих музыкальных этюдов. Вот я для своей малышки часто включаю различные музыкальные произведения, не только классику. Кроме того, у нас есть ксилофон, на котором мы играем: и просто беспорядочно стучим, и проигрываем гамму, и напеваем ноты (пока только я). Все это формирует вкус ребенка, развивает его музыкальный слух. И даже не проблема тут, что мне самой медведь на ухо наступил
Занятия художественным творчеством: рисование, лепка, аппликации и т.д. тоже должны присутствовать в жизни ребенка. И тут важно не только показывать образец для творчества, но и давать ребенку творить и фантазировать самостоятельно. Так сказать, отправлять его в свободное плавание.
Важное место в художественно-эстетическом развитии занимает и созерцание (рассматривание) работ художников, скульпторов и других творцов прекрасного.
Что ж, дорогие родители, если вы дочитали эту статью до сих пор, то я уже уверена, что вы готовы делать все для своего ребенка и будете это делать. Посему я желаю вам, чтобы все, что вы делаете, было не напрасным, приводило к своим результатам и доставляло вам и вашим детям несказанное удовольствие!
Источник
Источник