4 месяца ребенку развитие потешки
Малыш в этом возрасте все больше времени проводит лежа на животе и с радостью изучает окружающий мир. Ребенок открыт для всего нового и ему нравится общаться с родителями.
Важные моменты
В возрасте трех месяцев ребенок нуждается в постоянном внимании и общении с родителями. Именно поэтому мы уделим особое внимание развитию речи с помощью народных потешек. Также следует не ограничивать физическую активность, выкладывайте ребенка на чистый ковер или развивающий коврик. Большое пространство, это самый простой способ стимулировать физическое развитие.
Как развивать ребенка в 3 — 4 месяца — потешки
Вы помните тексты потешек? Мы вам напомним и расскажем, какую пользу они приносят. Во-первых, потешки, а впрочем, и любые другие стихи развивают речь малыша и главный здесь момент — интерес. Дети в этом возрасте очень любят забавные стихи и даже пытаются их воспроизвести своим «детским» языком. Второе преимущество, это приятное общение и времяпровождение, и третье, это положительное влияние на нервную систему. Во время потешек можно делать легкие поглаживания, напоминающие массаж, а массаж, как известно, успокаивает и может служить подготовкой ко сну. Кроме того, потешки совместимые с массажем, уменьшают боль в животике и снижают мышечное напряжение.
Совет: практикуя потешки, следите за реакцией ребенка, если ему что-то не нравится, замените предложенные движения другими или отложите эту потешку на другое время.
Потешки для ручек
1. Раскрываем ладошки малыша и поглаживаем их друг о друга, приговаривая:
«Ручку ручкой мы погладим, пальчик пальчиком потрем, отдохнем совсем немножко, а потом опять начнем».
2. Перебираем или загибаем пальчики со словами:
«Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.»
3. «Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.»
4. Поочередно загибаем пальчики, а в конце разгибаем:
«Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!»
Потешки при коликах
1. На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх)
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели (поглаживаем малыша)
2. Гладим животик по часовой стрелке:
«Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.»
Потешки для массажа спинки
1. Поглаживаем спинку:
«На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывёт,
Белка хвостиком метёт,
Как по небу облачкa
Мы погладили бочкa.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!»
2. Посмотрите, дождь полил и щеночка намочил.
(поглаживание по спинку)
Он бежит к себе домой весь до ниточки сырой.
(поколачивание пальчиками)
Ав-ав-ав
Посмотрите, дождь полил воробьишку намочил.
(растирание по кругу ладонями)
Он летит к себе домой весь до ниточки сырой.
(«бег» пальчиками)
Чив-чив-чив
3. «Рельсы, рельсы.
Проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника
Шпалы, шпалы.
Проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
«Едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено.
С тучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Пришла лисичка, (гладим спинку)
Хвостиком помахала и все собрала.»
Потешки для массажа ножек и стоп
1. «Сидит белка на тележке,
(круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
(проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Мишке толстопятому —
Заиньке усатому —
Лисичке-сестричке —
воробью да синичке
Кому в роток, (гладим большим пальцем подушечки стопы)
кому в зобок, кому в лапочку.»
2. Приговаривать, поглаживая ступню:
«Маленькая ножка
Бежала по дорожке,
Маленькая пяточка,
На пяточке заплаточка
(пощипывать пяточку)
(потом постукивать)
Тук-тук под каблук,
Дратва так и рвется,
Тук-тук под каблук,
Рви — не оторвется!
(перебираем пальчики на ногах, начиная с мизинчика)
Горошек-горошек,
Бобошек-бобошек,
Фасолька! «
3. «Ножки длинные, ножки стройные.
Помнем, потрем, потом встряхнем,
К животику придем.»
Потешки после пробуждения
1. «Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!»
2. «Потягунюшки, порастунюшки
(поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
(гладим бока)
А в ножки – ходунюшки,
(двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки,
(сжимаем и разжимаем кулачки)
А в ушки — слышунюшки,
(показываем ушки)
А в глазки — глядунюшки,
(показываем глазки)
А носику — сопунюшки,
(показываем носик)
А в роток — говорок,
(показываем ротик)
А в головку — разумок!
(трогаем лобик)»
3. «Ручки-ручки — потягушки
И ладошки — похлопушки.
Ножки-ножки — топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки и ножки,
Щёчки-цветочки —
Чмок!»
Потешки для купания
1. «Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся! «
2. «Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.»
3. «Кто тут будет куп-куп,
По водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.»
Благодаря этим играм, развитие ребенка в 3-4 месяца, будет стимулироваться естественно и без принуждения.
Источники потешек: https://ladushki.ru/poteshki/Palchiki/
https://neposed.net/kids-literature/poteshki/massazh-s-poteshkoj.html
https://allforchildren.ru/kidfun/poteshki09.php
Источник
Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.
После сна:
Это кто уже проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягушки-потягушечки,
От носочков до макушечки!
Мы потянемся — потянемся, Маленькими не останемся!
Вот как, вот как мы растем, Растем!
Вот как ножками пойдем, Пойдем!
* * *
Мы проснулись,
Мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись.
Для умывания:
Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!
***
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Таня умывается,
Солнцу улыбается!
***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей –
Детка умывайся веселей!
***
Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.
***
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
***
Моем ручки до и после еды с потешкой:
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
***
Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настёне личико.
Для кормления:
Это — ложка
Это — чашка
В чашке гречневая кашка
Ложка в чашке побывала-
Кашки гречневой не стало!
Как же так?
* * *
Ну и каша! Так в рот и просится!
Нос и щеки наелись досыта.
Подбородку тоже досталось. И мизинчик
Попробовал малость. Чуточку съели
Лобик с макушкою, остальное ушки докушали!
Когда детка плачет:
Го-ро-шин-ки,
Не-про-шен-ки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Маши добрались?
Нет, портить настроение никто вас не просил!
А может, мы не плакали,
А дождик моросил?
После прогулки:
Отчего так хороши
Стали наши малыши:
Губки-алы,
Зубки — белы,
Щечки-розовы?
— Да с мороза мы!
Встречайте!
Сладким чаем угощайте!
Для массажа:
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки — глядунюшки,(мягко нажать на глазки)
А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)
* * *
( гладим малыша от головы до пяточек)
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
для массажа животика:
(гладить животик по часовой стрелке)
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.
* * *
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх)
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели (поглаживаем малыша)
*****
Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено. (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Пришла лисичка, (гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол, (изображаем стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал,(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)
*****
(поглаживание)
На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывёт,
Белка хвостиком метёт,
Как по небу облачкa
Мы погладили бочкa.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!
*****
Пау – паучина паутину шил!
(водим пальцем по кругу)
Вдруг закапал дождик
(постукиваем пальцами)
Паутину смыл!
(гладим сверху вниз)
Выглянуло солнышко
Стало припекать
(гладим снизу вверх)
Пау – паучина трудится опять!
(водим пальцем по кругу)
для массажа ступни:
(приговаривать, поглаживая ступню)
Маленькая ножка
Бежала по дорожке,
Маленькая пяточка,
На пяточке заплаточка
(пощипывать пяточку)
***
Ой-ее-ее-ечки!
Спал Медведь на коечке.
Свесились с кроватки
Две босые пятки.
Две босые, две смешные,
Ой, смешные пятки!
Увидала Мышка,
Мышка – шалунишка,
Влезла на кроватку,
Хвать его за пятку!
***
для знакомства с телом:
Где же наши ручки?
А вот наши ручки!
Где же наши ножки?
А вот наши ножки!
А вот это Мишин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки,
А вот это ушки,
А вот это щёчки толстые подушки,
Ну а это что? Живот!
А вот это Мишин рот!
Покажи-ка язычок,
Пощекочу тебе бочок.
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки – всё хватать-хватать.
Стенка, стенка (касаться поочерёдно щёчек)
Потолок (лобик)
Два окошка (глазки)
Дверь (ротик)
ЗЗЗЗвонок (жмём на носик)
***
Сидели два медведя
На тоненьком суку
Один взбевал сметану (взбиваем),
Другой молол муку (молем)
Раз ку-ку, два ку-ку
Оба шлепнулись в муку.
Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)
Ухо в кислом молоке. (показать ушки)
Для купания:
Здесь водичка холодненька…
Здесь водичка холодненька, здесь — тепленька,
Здесь — горяченька, а здесь — кипяток, кипяток!
* * *
Кто тут будет куп-куп, (потрогали рукой водичку, похлопали ладошкой по воде)
По водичке — хлюп-хлюп? В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться, и грязь куда-то денется.
***
Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу
Влезу сам
В большую ванну
Оба крана откручу.
Сам потру живот и спинку
И веснушки на носу.
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу!
***
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настенке,
Спинку и животик,
Личико и ротик –
Чистая какая
Доченька родная!
***
(вытирая малыша после купания)
Мы ручки мыли? Мыли!
Мы ножки мыли? Мыли!
Мы спинку мыли? Мыли!
и т.д.
И теперь мы чистые заиньки пушистые!
Перед сном:
Люли, люли, люленьки, летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон. Несут детке сон, сон.
Будут гули ворковать, будет детка крепко спать.
Будут гули говорить, чем детку накормить.
Полетят они в лесок и найдут там колосок,
Станут кашку варить, станут детку кормить,
Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.
* * *
Ходит Сказка по домам,
По высоким теремам,
Жди ее, глаза закрой.
Спи, глазок, Спи, другой
Сказка добрая придет,
Сердце доброе найдет,
Жди ее, глаза закрой
Спи, глазок,
Спи, другой.
Подстригаем ногти с потешкой:
Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Пальчик указательный –
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Потешки – утешки:
У киски боли,
У собачки боли,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.
Комплекс оживления:
Ой, мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький.
Ах ты, моя девочка, золотая белочка,
Сладкая конфеточка, сиреневая веточка!
* * *
Вот приходит мышка в гости,
Нацепила бант на хвостик.
Динь, динь, донна, донна,
А сегодня (имя ребенка) дома?
Пальцами пробежаться по руке ребенка вверх до мочки уха
и потянуть за нее («позвонить»)
***
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку.
***
Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!
***
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи –
Брызни в поле лучше:
***
Как на Солнышка именины
Испекли пирог из глины
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
***
Потягивая за ручки в положение сидя:
Вот такой расти
Ко мне в гости ходи
Вот такой расти
Нам на радости.
Ребенок сидит на Ваших коленях, а Вы имитируете различный характер движения:
По ровненьким дорожкам,
По кочкам, по кочкам,
По бугорочкам,
Да в ямку – бух!
Задавили сорок мух
* * *
Два пожарника бежали
(показываете на одну, затем другую щеку малыша)
И на кнопочку нажали – пип!
(пальцем нажимаете на носик ребенка).
* * *
Во время прочтения Вы имитируете действия героев, движениями головы подкрепляете ответы «да» и «нет», а также побуждаете к этому малыша.
Кто живет под потолком? Гном.
Что себе построил он? Дом.
Ну а сколько он живет? Год.
Кто с ним утром кофе пьет?
Кот, кот, кот.
Кто с ним бегает по крыше?
Мыши, мыши, мыши.
Ну а как его зовут?
Скрут, Скрут.
У него есть борода? Да, да.
А манишка, а жилет?
Нет, нет, нет.
Он капризничает, да?
Никогда.
* * *
Кто там маленький живет,
Утром рано он встает,
Молочко из блюдца пьет,
Любит пеночки лизать,
Любит хвостиком махать,
Лапкой умывается.
Как он называется?
* * *
Потешка – зарядка для пальчиков
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
— Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
* * *
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик – самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
* * *
Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.
* * *
Этот пальчик в лес ходил.
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистить стал
Этот пальчик жарить стал
Этот пальчик встал и съел
Потому и потолстел!
* * *
Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки
Будут бегать по дорожке.
* * *
Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу. (в общем, там посл. слово в каждой строчке – по 3 раза)
Давай с тобой попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
И ручками похлопаем,
И ножками потопаем.
(“бежать” вверх по ручке, приговаривая)
Источник
Уровень психомоторного развития является важным показателем общей картины развития ребенка, именно поэтому ему придается отдельное значение. Чтобы избежать не только частичной, но и количественной оценки нарушений, необходимо развивать ребенка всесторонне. Роль игр и потешек в этом процессе занимает одно из первых мест, ведь они сочетают в себе все аспекты, требуемые для уравновешивания баланса при развитии.
Влияние и роль
При проведении игровых упражнений, распевании потешек активизируются главные процессы организма крохи – увеличивается концентрация зрения и внимания, развивается мелкая и крупная моторика, осваиваются и закрепляются навыки двигательной активности, а также малютка учится сопоставлять и выстраивать следственно-причинные связи звука, движения и результата.
Каждая отдельная игра (либо потешка) несут определенную нагрузку, именно поэтому не стоит придерживаться всего нескольких игр. Их разнообразие является отличной тренировкой памяти, ведь, например, потешки, отличаются стихотворным содержанием и комплексом движений. Проводя ежедневно разные игры, вы заметите, что услышав какую-либо из потешек, малыш попытается самостоятельно воспроизвести требуемые движения (активизируется слуховая и мышечная памяти).
Примеры
Отличие игр и потешек состоит в их воспроизведении – потешки распеваются, имеют свою ритмику и темп, а процесс игры просто сопровождается озвучиванием действий. Это не значит, что игры несут меньшую пользу, для слухового восприятия крохе необходимы все виды общения и принятия речи.
В процессе игры можно использовать игрушки, кубики, грызуны, они являются отличным стимулом для двигательной активности:
- возьмите две-три игрушки одинаковой формы, но разных размеров, фактуры и цветов, желательно чтобы малютке было удобно их взять в руки (например, это могут быть погремушки, кольца от пирамидки, грызунки). Можно сделать их самостоятельно, сшив необъемные тканевые квадратики из разных тканей, можно нашить на некоторые пуговицы, а внутрь поместить погремушку. Положите их перед крохой (можно чередовать, выкладывать по одному предмету). Когда малютка берет какой-либо предмет – называйте его, описывайте цвет, форму, размер. Обратите внимание на поведение малыша – вероятнее всего он не будет торопиться взять в их ротик, а будет тщательно рассматривать, перебирать в пальчиках;
- возьмите небольшой надувной шарик (примерный диаметр 10-15см), подержите его над ручками малыша, поводите из стороны в сторону (если крохе удалось его схватить – не отбирайте, дайте поиграть). Потом переместите шарик в сторону ножек, направьте шарик так, чтобы малыш смог захватить его в объятия ножками, зафиксируйте это положение, пусть кроха некоторое время попытается его удержать. Можно поиграть в футбол – придерживайте малютку под мышками и потолкайте шарик ногами (при этом кроха должен прикасаться ножками к поверхности), но длительность этого упражнения не должна превышать 30-60сек;
- мышечная система малютки созрела для введения игры «Летчик» — держа кроху под грудь и животик (ладонями и лучевой кистью) полетайте с малышом – плавно перемещайте его в воздухе из стороны в сторону, вверх и вниз. Также можно держа малютку ладонями за корпус (грудную клетку) покачаться в положении сидя (мама плавно откидывается назад на ягодицах, и возвращается в первоначальное положение «сидя»). Разнообразьте упражнения на гимнастическом мяче – покачайте кроху не только на животике, но и на спине, бочках, потопайте ножками по мячу – это первые попытки балансирования. Такую ходьбу можно проводить длительнее, нежели на твердой поверхности.
При играх обязательно озвучивайте действия, просите кроху совершить какое-либо движение (Лови мяч, Повернись на живот, Держи шар), условие правильного произнесения слов (не сокращения либо ласкательного обращения) остается в силе.
При помощи потешек можно начать изучать строение тела (помним о формировании пассивного словарного запаса), например:
«Чьи пятки»
- Лежит малыш в кроватке (гладим тело крохи)
- А чьи же это пятки? (стучим пальчиком по пяткам)
- Эти пятки сладки (массажируем ножку)
- Моего малятки (гладим тело)
- А для чего малютке ножки? (гладим ножки от бедра до стоп)
- Бегать-бегать по дорожке (копируем движения велосипедиста)
- Чьи же это ножки? (гладим ножки)
- Ножки моей крошки! (гладим ребенка и целуем).
«Забавные руки»
- Мишины (имя ребенка) маленькие ручки (берем руки ребенка в свои)
- Никогда не знают скуки (хлопаем в ладошки)
- Важные у них дела: (разводим руки в стороны)
- Та схватила, та взяла (поочередно сводим руки к животу)
- Все игрушки носим (опускаем руки вниз)
- Птичку (поднимаем руки) и ежа (опускаем руки)
- Мы погладим не спеша (трем ручки друг о друга)
- Пальчики-малышки (щекочем пальчики обеих рук)
- Помощники Миши (гладим ребенка)
- Мизинчик очень мал (массажируем мизинчик)
- Рядом безымянный стал (массажируем безымянный)
- Средний – не последний (массажируем средний)
- Самый здесь внимательный
- Палец указательный (массажируем указательный)
- Стоит здесь стороной
- Самый важный и большой (массажируем большой)
- Помогают пальчики послушные (мнем все пальчики, перебирая их)
- Совершать дела все нужные (хлопаем в ладошки).
Источник