3 года развитие ребенка особенности игровой деятельности

Статья

Трофимова Олеся Дмитриевна
воспитатель ГБДОУ№107
Центрального района Санкт-Петербурга

Игра – сложный социокультурный феномен, неотьемлемая часть жизни человека от рождения до последних дней. В Российской педагогической энциклопедии даётся такое определение: «Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними…одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания».

Для ребёнка дошкольного возраста игра, по мнению К. Д. Ушинского, представляет собой «посильный способ войти во всю сложность окружающего его мира». Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, развитие игры в этот период проходит путь от предметной игры к ролевой, отражающей отношения между людьми. Игровая деятельность, как отмечено А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым и др., не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая их, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации. Как следствие, игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими её участниками характер. При таком развитии она максимально выполняет свои функции (воспитательную, развивающую, коммуникативную, социальную, психотерапевтическую и др.)

Ранний возраст –  период создания предпосылок становления игровой деятельности в широком её понимании. Воображаемая ситуация, являющаяся показателем сюжетно-ролевой игры, вырабатывается у детей к 3 годам. Взрослый постепенно учит ребёнка действовать в воображаемом, условном плане начиная с 1 года. Это происходит в процессе усвоения детьми первого и второго года жизни действий с предметами-игрушками (перевозка кукол, кубиков; кормление, укладывание спать кукол, животных и т. п.). Действия ребёнка с сюжетно-образными игрушками основаны на реальном опыте маленького человека и уже несут элемент условности)  кукла «ест» из пустых тарелок, «спит», «пьёт» из пустой кружки и т. п.). С расширением реального (жизненного) и игрового опыта, манипуляции с игрушками становятся обобщённее, сокращается количество вспомогательных действий, они приобретают всё большую условность.

В игре отражается эмоциональный и интеллектуальный опыт, представления об окружающем мире, заинтересовавшие ребёнка события. На втором и третьем годах жизни дети отражают действия с игрушками, предметами в соответствии с их назначением, передают знакомые им ситуации (кормление, лечение, прогулку, поездки на транспорте, катание в машине кукол, животных, занятия в ДОУ и др.); на втором году жизни учатся переносить в игру знакомые бытовые ситуации; на третьем году – понятные им фрагменты трудовой, общественной жизни, элементы хорошо знакомых сказок. Сначала дети учатся воплощать действия с помощью игрушек, затем с предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Для детей третьего года жизни характерны игры, возникающие по ассоциации (разговаривают по телефону, катаются на коньках, заменяя их корпичиками, слушают тиканье часов, поднося к уху колечко, и т. п.).

К 3 годам ребёнок осознаёт условность в игре, обозначая её словами «как будто», «понарошку». В игре часть игрушек заменяется предметами-заменителями, предметы окружающего мира также несут особый смысл (подушка – кровать; упаковка от телевизора – машина  и т.д.), действие направлено на выполнение понятной условной цели (накормить куклу, уложить спать, построить кроватку для мишки и др.). Дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения близких и знакомых им людей. Сначала появляется «роль в действии», когда ребёнок выполняет действия, присущие какой-либо роли (мамы), но она не осознаётся и не обозначается словом. Ребёнок, подражая другому лицу, действует от своего имени. Осознание и словесное обозначение своей роли соотносятся с годами и выходят за рамки раннего детства. Появление этого новообразования делает возможным возникновение ролевых игр детей друг с другом. Они отображают знакомые трудовые, семейные, а затем и общественные отношения, взаимодействуют в реальном и ролевом планах. Совместные игры ситуативны, строятся на основе объединений вокруг заинтересовавшей игрушки, игрового действия сверстника. Распределение ролей происходит по ходу игры, действия просты, повторяются несколько раз (ребёнок начинает кого-то лечить, к нему подходят другие «больные»). Для детей 2 и 3 лет характерно наличие самостоятельной игровой деятельности, в которой они проигрывают знакомые им действия, на третьем году ставят и решают простые задачи.

Значительное место в игровой деятельности детей раннего возраста занимают сюжетные игры со строительным материалом. В основе их лежат конструктивные умения детей. Такие игры разворачиваются вокруг простых построек (дорожка, по которой идут куклы, едут машины; забор, за которым живут животные; поезд на котором едут разные герои; ворота, домик, башенка, мебель, которые обыгрываются с куклами, соразмерными строительному материалу; гараж для машин и др.). Для организации игр на третьем году жизни педагог использует крупный, средний, мелкий строительный материал, крупные и средние по величине конструкторы, дополняет его игрушками (куклы, животные, машины и др.), различными атрибутами для оформления построек (флажки, деревья и  др.). Сюжетные игры  со строительным материалом включают в себя два этапа: создание постройки (взрослым, детьми совместно со взрослыми, самими детьми) и её обыгрывание (создание вокруг постройки цепочки игровых действий).

Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличии конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют чёткого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений.

Список литературы:

1.     Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988

2.     Игра дошкольника. Под ред. С. Л. Новосёловой. М., 1989

3.     Сергеев С. Я расту. М., 2001.

Источник

Публикация статьи

Тема: «Особенности развития игровой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».

         Течение всего дошкольного детства игра составляет важное условие развития психики и личности ребенка. От того, как взрослый организует этот первый вид деятельности ребенка, зависит успешность формирования личности ребенка. Поэтому глубокие знания психологических закономерностей игровой деятельности — важная составляющая профессиональной подготовки воспитателя дошкольного учреждения.

Появление игры в жизни дошкольника обуславливается социальной ситуацией его развития. Сложность современного производства определяет длительную подготовку подрастающего поколения к включению в трудовую деятельность. В первобытном обществе, когда маленький ребенок уже с одного-трех лет мог помогать взрослым по хозяйству, игра как вид деятельности отсутствовала.

Потребности ребенка в игре разные исследователи объясняли по-разному. Так, теория Шиллера-Спенсера рассматривала основой потребности в игре «избыток сил» ребенка, его естественное стремление к активности.  Игра как отдых с целью восстановления физических сил ребенка возникает в теории Лацаруса. Известный исследователь игры Карл Гросс обращал внимание на биологическую целесообразность игры как средства тренировки органов и функций и подготовки их к будущей неигровой деятельности.

Специфической особенностью игры является ее процессуальность. Исследователи рассматривают ее и как атрибут игры (К. Бюлер, М. Я. Басов), и как характеристику игрового мотива, который «состоит не в результате действия, а в самом процессе». Вместе с процессуальностью отмечаются и познавательную мотивацию, и побуждение к творчеству. Из этого следует, что игровая, познавательная и творческая мотивация имеют общую основу, а именно — субъективную ценность процесса деятельности. В дошкольном возрасте игра в различных формах выступает основой открытия ребенком о-цесуальности как обобщенной характеристики деятельности, содержащий «свой мотив словно в себя» (А. Н. Леонтьев).

На протяжении дошкольного детства ребенок овладевает такими разновидностями игры, как предметно-манипулятивная (1-3 года), сюжетно-ролевая (3-7 лет), конструктивная, строительная, дидактическая, подвижная, игра с правилами.

Предметно-манипулятивная и сюжетно-ролевая игры выступают в соответствующих возрастных периодах ведущими.

Этапы развития игровой деятельности в раннем детстве исследованы в работах психологов Ф. А. Фрадкина, Н. Н. Палагина, З. В. Звори-Гино, С. Л. Новоселовой, Н. Я. Михайленко и др.

Предпосылки предметно-манипулятивной игры появляются на основе развития у ребенка манипуляций с предметами и познавательных мотивов. Игровые действия младенца тесно переплетается с первыми шагами на пути познания действительности. Исследователи выделяют ознакомительный и отображающий этапы в развитии игровых действий младенца. Сначала ребенка привлекают яркие, необычные, блестящие предметы в своем окружении. И он манипулирует ими, чтобы разглядеть, ознакомиться. В этом заключается смысл ознакомительных игровых действий младенца.

С полгода и до полутора лет возникают отображающей предметно-игровые действия. Ребенок начинает выделять в игрушках определенные свойства, связывать свои действия и их результат, в котором выражается та или иное свойство предмета: если нажать на резинового зайчика, то он «разговаривает», если толкнуть мячик, он катится, а с коробочкой такого результата не получишь. Таким образом, с помощью собственных действий ребенок учится проявлять свойства предметов, по-разному действует с различными игрушками, предвидя на основании предыдущего опыта их физические свойства. Содержанием отображающей предметных игровых действий детей выступает манипулирования с различными предметами, направленное на выявление и подтверждение их свойств. Так, ребенок составляет и разбирает матрешку или пирамидку, сминает и рвет бумагу, насыпает и высыпает из ведерка песок и т.п..

Значимость личности взрослого в жизни ребенка стимулирует ее подражать действиям взрослых. От одного года ребенок учится ходить, овладевает речью, т.е. ее возможности значительно расширяются. Она также имеет опыт манипуляций с предметами. Общение с взрослым отражает стремление малыша к совместным со взрослым предметных действий. Этим ребенок хочет приобщиться к жизни взрослых, стать его участником. Развитие игровых действий на протяжении раннего возраста опирается на развитие предметных. Опыт выполнения предметных действий подводит малыша к их обобщения: он научился набирать песок совочком, а впоследствии делает это и с помощью ведерка; подобно тому, как набирал песок, набирает снег. В этом примере оказывается перенос усвоенной действия других, внешне не похожие ситуации.

На основе развития предметных действий, когда предметы используются в обычном общественно закрепленному их назначении, развивается сюжетно-отображающей этап предметно-манипулятивной игры. Наблюдая за работой взрослых, ребенок раскрывает для себя смысл действий взрослого с предметами и пытается воспроизвести его в своей игре: взрослый берет мыло, чтобы вымыть руки; садится за руль автомобиля, чтобы поехать на работу и тому подобное. Предметные действия малыша постепенно приобретают признаки игровых действий, чему способствует взрослый, когда побуждает ребенка: «исцели больную куклу; идите обедать вместе с зайчиком».

Отличие игрового действия от предметной заключается в ее условном и обобщенном характере, она не может привести к реальному результату, поэтому последний носит мнимый характер. Для ребенка главным становится не сама по себе предметное действие, а ее условный результат. Малыш выполняет своеобразные умственные действия с воображаемыми предметами: словно кормит котика обедом. Вот ребенок качает куклу, подражая схему соответствующих движений взрослого: держит куклу под грудью, качает ее несколько раз и, имея в виду достижение воображаемого результата (кукла «заснула»), завершает игровое действие.

В предметно-манипулятивной игре закладываются основы сюжетно-ролевой игры, которая свойственна детям с 3-х лет. Элементы последней оказываются, например, как «роль в действии» (Д. Б. Эльконин), которая представляет собой совокупность действий, характерных для человека в определенной роли. Так, ребенок ухаживает за куклой — своей «ребенком», фактически выполняя роль мамы, но не называя себя соответственно этой функции. На вопрос взрослого «ты кто?» отвечает: «я — Катя».

В течение раннего возраста усложняются сюжеты игр по таким признакам, как количество персонажей, разнообразие ситуаций. Если в первых предметно-манипулятивных играх действует один персонаж в определенной ситуации, а схема игры неоднократно повторяется (несколько раз девочка причесывает куклу), то в конце раннего возраста в играх детей участвует несколько персонажей, которые действуют в последовательных разнообразных ситуациях — происходит развертывание сюжета. В играх намечаются связи между персонажами, однако они слабо согласованы и задаются их включением в общую ситуацию. Как отмечает Г. А. Урунтаева, здесь возможны три варианта действий. Первый предусматривает два персонажа, один из которых — объект действия другого, например парикмахер и клиент. Второй состоит из самостоятельных действий, включенных в общую для персонажей ситуацию: машинист и пассажиры. В третьем персонажи обмениваются действиями: покупатель выбирает товар, а продавец взвешивает. К концу 3 года наблюдаются сюжеты, в которых вместе с набором действий заданы и некоторые отношения между персонажами. Например, отношения руководства и подчинения в игре «детский сад», когда воспитатель ведет занятия, а дети слушают. Или сочетание руководства и подчинения с равноправным обменом действиями, когда в этой же игре изображаются отношения между воспитателем и родителями детей.

Развитие игровой деятельности способствует становлению отношений между детьми, в котором выделяется три этапа.

1. Первые взаимоотношения между детьми носят неигровой характер, хотя и разворачиваются по поводу устройства игры: избрание ее места, распределения или обмена игрушками и т.п..

2. Игры детей отмечаются характеристикой «рядом, но не вместе». При этом возникают интерес к деятельности сверстников и попытки подражать друг другу. Стремление кого-то из детей приобщиться к игре другого малыша вызывают у последнего отрицательные реакции: жалобы взрослому, протесты по поводу вмешательства в форме криков, плача и т.д.. Между детьми часто возникают конфликты по этому поводу.

3. Возникают первые игровые взаимодействия детей, чему способствует совместные место игры и игрушки. Игровое взаимодействие детей отличается наличием обмена игровыми действиями между ними. В таких взаимоотношениях малыши выступают как игроки, каждый из которых выполняет свою функцию: один из них подает «посуда», другой накладывает у него «пищу». Исчезают жалобы по поводу вмешательства другого ребенка в игру. Если кто выступает инициатором игры, то он охотно принимает в свою игру сверстника. Возникают оценке игровых действий друг друга, игра может прекратиться, если сверстник не согласовывает своих действий в соответствии с темой игры. 

В играх, содержащие «роль в действии», возникают взаимоотношения, обусловленные соотношением выполняемых детьми функций, которые служат предпосылкой появления ролевых взаимоотношений.

ВЫВОДЫ об особенностях развития игровой деятельности у ребенка до 3-х лет:

— На основе высокого уровня овладения предметными действиями возникает собственно игровое действие, отмечаемый условностью выполнения и воображаемым результатом;

— До 2,5 г. развитие игровой деятельности проходит этапы пробной и отображающей предметной игры;

— Формируется отношение к взрослому как к образцу действий, которому ребенок подражает в своих самостоятельных игровых действиях;

— Ребенок привлекает к игре предметы-заменители; наделяет их игровым значением;

— Состоит способность ставить и решать игровые задачи (игровые цели и способы их достижения);

— Развитие сюжета предметно-игровой деятельности заключается в увеличении количества персонажей и появлению связей между ними;

— Зарождается игровое взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

— К концу раннего возраста складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая интенсивно развиваться в дошкольном детстве.

Источник

Особенности развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста (3 -4 года).

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Продолжительность игры небольшая, а игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы и  уже могут использовать цвет. 

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка, под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в этом возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу, развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности, но скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Для развития игровой деятельности детей необходимо:

– формировать игровые умения,

– развить культурные формы игры,

– развить у детей интерес к различным видам игр.

В сюжетно-ролевых играх необходимо:

–  Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

– Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер – пассажир, мама – дочка, врач – больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.

В подвижных играх необходимо:

–  Развивать активность детей в двигательной деятельности. Организовывать игры со всеми детьми группы, игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, игры в которых развиваются навыки лазания, ползанья, игры с мячами, шарами, развивающие ловкость движений. Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.

В театрализованных играх необходимо:

– Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой. Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли. Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая место для выступления.

В дидактических играх необходимо:

– Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета. Учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.). [5]

Литература и интернет источники:

1. Гогоберидзе А.Г., О.В. Солнцева.- Дошкольная педагогика с основами воспитания и обучения: учебник для вузов –«Питер», 2013

2. Козлова С. А.- Дошкольная педагогика: учебник для студ. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.  

3. Лобанова Е.А. – Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие   (https://pedlib.ru/Books/1/0481/index.shtml?from_page=1)

4.Миеляеева Н.В. – Дошкольная педагогика.- «Москва-Юрайт», 2012

5. https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf

Источник