1 развитие ребенка и наследственность
Каждый ребенок рождается со своей только ему присущей комбинацией генов, которая закладывается еще до его появления на свет и отвечает за проявление наследственных признаков. Причем дети наследуют этот уникальный генетический набор не только у родителей, как это считалось ранее, а собирают его буквально по частицам у других представителей своего рода. Какие из генов окажутся задействованы и повлияют на развитие ребенка — заранее предсказать невозможно.
Дети: генетическая предрасположенность
Одинаковых вариантов набора наследственных признаков не существует, у каждого человека свой собственный код, который делает его непохожим на других. При этом не все гены «включаются в работу», не все могут оказать влияние на развитие ребенка.
Наследственность передается не только через гены, отвечающие за физические признаки, но и путем переноса из поколения в поколение свойств психического и психологического характера. Наследственность физических признаков изучена лучше. С выявлением и распознанием генов и их составляющих психологического и психического толка все обстоит гораздо сложнее. Попробуем рассмотреть влияние наследственности на психическое развитие ребенка, но начнем с воздействия наследственности на общее развитие ребенка.
Развитие ребенка: влияние наследственности
Все, что касается влияния наследственности на общее развитие ребенка, то это, пожалуй, одна из наиболее изученных областей в генетике. Как показали исследования, дети наследуют от своих родителей черты внешности и характера, стиль поведения, задатки способностей в пределах 30-50%. Более того, родители передают детям до 50% своих интеллектуальных данных.
Как видим, роль наследственности достаточно велика, но она далеко не определяющая. Помимо наследственности на развитие ребенка влияют еще среда, социум, воспитание. Воспитанию отдается приоритет, так как оно способно не только воздействовать на природные задатки ребенка, но и, в случае необходимости, корректировать их. Приобретенные родителями навыки, к сожалению, полностью передать по наследству невозможно. А вот социум и среда способны влиять на проявление генетических факторов ребенка. Подключаются такие механизмы как память, мышление, опыт, которые помогают усваивать новые навыки и качества.
Что касается влияния наследственности на асоциальное поведение, то здесь границы весьма размыты, и явных доказательств связи одного явления с другим нет. Как выяснилось, асоциальное поведение скорее вызвано внешними факторами: неблагоприятной средой, обстановкой, неблагополучными семейными отношениями. В этом случае можно говорить скорее о генетической предрасположенности ребенка к безволию, бездействию и неспособности сопротивляться негативным обстоятельствам.
Не пришли ученые к единому знаменателю и по поводу влияния наследственности на уровень интеллекта. В этой области реальный результат дали лишь исследования семей с усыновленными детьми. Были взяты две группы приемных детей, проживающих в одинаково хороших условиях. Отличие состояло в том, что в одной группе уровень интеллекта биологических матерей был выше среднего, а в другой — весьма средний. Дети продемонстрировали те же результаты, что и их биологические матери, несмотря на то, что растили их приемные родители. Так что наследственный фактор нельзя не учитывать. В противоречие вступает другой факт. Иногда в приемных семьях ребенок по уровню интеллекта оказывается гораздо ближе к неродным родителям, и в этом случае он может превосходить своих биологических предков. Так что наследственность определяет многое, но не все.
Еще одно наблюдение: под влиянием среды природные данные интеллекта ребенка претерпевают определенные изменения. Самые ранние из них проявляются в возрасте 3-4 лет. Примечательно, что у взрослых черты наследственности выражены гораздо сильнее, чем у ребенка. Так что на начальном этапе развития ребенка в плане наследственности скорее уместно говорить об арсенале задатков, предрасположенностей, но никак не о гарантированных способностях.
Источник
Споры о том, насколько сильное влияние оказывает наследственность на развитие, характер и возможное будущее ребёнка ведутся уже не одно столетие. Кто-то утверждает, что «во всём виноваты гены», а другие полагают, что есть гораздо более значимые факторы. Насколько велика роль наследственности в формировании личности?
Что мы «выигрываем» в генетической лотерее
Безусловно, наследственность – это очень серьёзный фактор в жизни каждого человека. Приходя в этот мир, мы получаем «в подарок» от своих мам и пап, бабушек и дедушек (и возможно, ещё от каких-то предков) цвет кожи и глаз, некоторые черты лица, конституцию тела, группу крови (она далеко не всегда напрямую передаётся по наследству), предрасположенность к определённым заболеваниям и т.д. Естественно, в качестве «бонуса» от появления на свет в человеческом обличье мы также приобретаем все эволюционные достоинства нашего вида (способность к прямохождению, развитию мышления и речи и т.д.)
Прежде всего, в генетической лотерее мы «выигрываем» какие-то внешние признаки, физиологические данные и исходный, стартовый запас здоровья. Скажем, если оба родителя высокие (или, если хотя бы один из них имеет весьма приличный рост), то их дети тоже вряд ли будут маленькими, и наоборот. Тип мышечных волокон («быстрые» или «медленные» мышцы) и склонность к взрывной, скоростно-силовой или продолжительной стайерской физической деятельности нам тоже достаётся из генетической программы одного из родителей.
По наследству также передаётся определённый тип нервной системы, который формирует у ребёнка склонность к проявлению тех или иных психологических качеств (уравновешенности, вспыльчивости, раздражительности и т.д.), но, естественно, не оказывает ключевого воздействия на становление его характера. С помощью генетического «послания» малыш также может приобрести благоприятную «почву» для развития каких-то интеллектуальных и музыкальных способностей, имеющихся у родителей (но это лишь генетические задатки, а не сами способности).
Хорошая наследственность – это только стартовый запас и потенциальные возможности
Естественно, всё это оказывает большое влияние на развитие и будущее ребёнка. Если он родится красивым и здоровым, его судьба, вероятнее всего, будет складываться несколько по иному сценарию, чем в противоположном варианте. С другой стороны, хорошие гены – это только стартовый запас и потенциальные возможности, которые даются нам в начале жизни. Если эти возможности не развивать, то растерять их можно очень легко и быстро.
Например, можно иметь хорошее генетическое здоровье, от которого в результате пагубных привычек, неправильного питания и отсутствия должного уровня физической активности к 30 годам не останется и следа. И наоборот, можно получить «в подарок» от родителей какие-то наследственные заболевания, от которых впоследствии вполне реально избавиться с помощью повышенной дозы здорового образа жизни.
В каких сферах «генетика» особенно важна
Наибольшее значение генетическое наследство имеет, конечно же, в сфере спорта и в других областях, связанных с проявлением каких-либо физиологических свойств, поскольку тип мышечных волокон и склонность к спринтерской или стайерской работе передаются нам напрямую от одного из родителей (как и рост, который во многих видах спорта имеет немалое значение).
Поэтому, если ваш ребёнок страстно хочет заниматься спортом, имеет смысл уже в раннем детстве с помощью специальных генетических тестов определить у него наличие скоростно-силового или стайерского потенциала.
Конечно, одного только таланта мало. Если не развивать должным образом физиологические «бонусы», полученные от родителей, то никакие гены не помогут добиться успеха ни в одной спортивной дисциплине. С другой стороны, если усиленно тренироваться в том виде спорта, к которому у ребёнка нет генетической предрасположенности, то можно просто зря потерять время.
Наилучший результат в спорте даёт сочетание хорошей «генетики» и сумасшедших тренировок до десятого пота (конечно, эти «сумасшедшие» тренировки должны быть правильно организованы). При отсутствии одного из этих факторов все усилия по достижению спортивных вершин могут оказаться напрасными (хотя, конечно, крепкое здоровье от занятий спортом ваш ребёнок в любом случае приобретёт).
Передаются ли по наследству талант и гениальность?
Талант и гениальность с помощью генетической лотереи, к сожалению, или к счастью, не передаются, как бы кому этого не хотелось. Хотя, «успех» вполне можно получить по наследству, но уже не по генетическому, а по социально-семейному. Это происходит, например, когда знаменитый и талантливый родитель пристраивает своё подросшее дитя на какую-то престижную должность, или способствует его телевизионной «прописке», что в нашей стране равносильно достижению звёздного статуса (особенно часто такой «успех» передаётся по наследству в отечественном шоу-бизнесе).
Но стать яркой, самостоятельной творческой единицей, благодаря «генетике» невозможно. Ещё ни один реальный гений, и ни один Нобелевский лауреат никак не поспособствовал размножению своего уникального дара на этой планете. Природа на детях гениев отдыхает далеко не всегда (хотя, и очень часто), но если отпрыски «звёзд» и добиваются самостоятельно какого-то успеха, то совсем не в той сфере, что их знаменитая родня.
Существуют, конечно, династии цирковых артистов, актёров и режиссёров, музыкантов и певцов, но, как правило, в таких семейных творческих кланах детям по наследству достаются не талант и способности, а навыки и известное имя. По-настоящему что-то талантливое и гениальное, чаще всего, появляется в семьях, где никто из родителей не имеет никакого отношения к тому, в чём ребёнок проявляет свою уникальность и эксклюзивность.
Наверное, это происходит потому, что для полноценной реализации и становления, настоящему таланту нужно преодолеть многочисленные трудности, пройти через огонь, воду и медные трубы. Если же он родится в богатой и знаменитой семье, где всё схвачено и за всё заплачено, то вряд ли у него будет стимул работать до десятого пота над развитием своих природных данных (в этом случае ему достанутся только чужие «медные трубы»).
Поэтому не нужно удивляться тому, что дети из бедных семей нередко добиваются гораздо большего жизненного успеха, чем те, кто изначально родился «в шоколаде» («шоколадные» дети, чаще всего, довольствуются достижениями своих родителей).
Не пытайтесь искусственно вырастить гения
Все попытки каким-либо образом искусственно вырастить гениальную личность на фабрике талантов закончились полным провалом. Даже если оба родителя будут Нобелевскими лауреатами (можно вообразить себе такой теоретический вариант), то вряд ли их ребёнок повторит успех своих именитых предков, и будет обладать какими-либо уникальными способностями.
Поэтому даже не стоит пытаться каким-либо образом запрограммировать талантливость ребёнка ещё до его рождения. Всё равно из этого ничего не получится. Настоящий талант может развиться только в естественных условиях в результате колоссальной работы по самосовершенствованию с учётом имеющихся природных данных.
Это не означает, что ребёнка с детства нужно нагружать посещением всевозможных секций и кружков, испытывать на нём новейшие методики воспитания и пытаться с его помощью реализовать свои амбиции, и то, что у вас самих когда-то не получилось. Он сам должен выбрать свой жизненный путь. Следуйте за его природным даром, а не навязывайте ему свои желания, пытаясь с малых лет воспитать из него гения.
Не нужно всё списывать на «плохие» гены
Есть немало родителей, которые постоянно списывают все свои неудачи в воспитании детей на «плохие» гены (матери, как правило, винят во всём «дурные» гены отца, а те – наоборот). Вряд ли такие отговорки говорят о чём-то, кроме лени родителей и их неспособности понять своего ребёнка.
Дети не рождаются ни злыми, ни добрыми, ни хорошими, ни плохими. Такими их делают воспитание, условия жизни и личная биография. Вместо того, чтобы оправдывать свои родительские неудачи «плохими» генами, лучше вовремя помогите понять своим детям, в чём заключается их жизненное призвание, и максимально способствуйте развитию того, для чего они появились на этот свет.
Это не обязательно должны быть какие-то хорошо знакомые вам сферы. Не нужно удивляться тому, что ваш сын неожиданно начал проявлять неординарные вокальные или инструментальные способности, в то время как в вашей родне никогда не было музыкантов (возможно, у кого-то из ваших родственников и были музыкальные способности, но поскольку они не развивались должным образом, то никак и не проявились).
Ориентироваться в воспитании детей нужно не на «гены», а на то, что получается у них лучше всего, и могло бы стать их жизненным призванием. А «гены» пусть отвечают за внешние данные, красоту и анатомические параметры. По крайней мере, в этом случае сразу видно, что досталось ребёнку от матери, а что – от отца (или ещё от кого-то другого).
Источник
После очередного случая с участием подростков и стрельбы в школе общество словно разделяется на тех, кто во всем винит семью, и тех, кто считает, что ребенок изначально имел наклонности к насилию. Изредка встречается также мнение, что «школа довела». На этом примере можно отследить, на что опираются люди при воспитании и развитии ребенка.
Генетика или воспитание – что определяющее при развитии ребенка?
Давайте попробуем разобраться, посмотрим на вопрос с разных точек зрения.
Сознание.
Английский философ Джон Локк предполагал, что ребенок рождается с чистым сознанием, схожим с белым листом бумаги, на который накладывается некий опыт и знания извне. В дальнейшем данный постулат был оспорен – писали, что здесь игнорируются некие врожденные качества человека, темперамент, особенности нервной системы и пр.
Бессознательное.
Зигмунд Фрейд учел предыдущий опыт. В его теории включены заложенные данности. Ребенок рождается с «Оно» – бессознательными импульсами, первичными биологическими потребностями, желаниями и эмоциями; без неких моральных установок и нравственных оценок. В ходе развития родители знакомят ребенка с понятиями социальных норм, правил, идеалов, совести, цивилизованности, всеми теми понятиями, которые позволяют человеку жить в обществе. Формируется так называемое «Сверх-Я» (приобретенное бессознательное) – полная противоположность «Оно» (наследственное бессознательное). «Оно» и «Сверх-Я» проявляют себя через единственное осознаваемое «Я». Другими словами, заложенное природой и привитое воспитанием сидит в бессознательном и влияет на наши решения. В бессознательном «сложены» все наши действия/ желания и реакция на них от значимых взрослых, что в дальнейшем и определяет наше поведение.
Развитие.
Лев Семенович Выготский писал о роли спонтанного и направленного развития. Ребенок рождается и начинается его спонтанное развитие. В первый год жизни ребенок развивается исключительно спонтанно – сам научается держать головку, агукать, переворачиваться, брать в ручки предметы. Сколько бы взрослый не пытался чему-то научить ребенка в этот период, результатов будет в лучшем случае мало. У ребенка свой темп развития. Чем старше становится ребенок, тем больше начинает играть роль направленное воспитание, снижается роль спонтанного. К школе у ребенка превалирует направленное развитие, поэтому он может целенаправленно усваивать учебный материал.
Отношения.
Джон Боулби в своей теории привязанности разбирает механизм выживания ребенка в семье. Поведение мамы в отношении ребенка воспринимается им как ответ мира о принятии или непринятии. Из взаимодействия вырастают способы адаптации, формируются механизмы общения, необходимые для выживания малыша. Эти способы адаптации и общения потом влияют на дальнейшую жизнь. Если мама подходит к малышу только, если он плачет или болеет, то и в последующей жизни ребенок может использовать грусть или болезнь для привлечения внимания (зачастую бессознательно). Ребенку не важно, какое именно мама дает внимание, жизненно необходимо само по себе внимание к ребенку, оно обеспечивает его выживание. Именно поэтому ребенок плохо себя ведет, кричит или безобразничает, если только такое поведение помогает заполучить мамино внимание и любовь (что для ребенка может означать одно и то же).
Объединяя опыт специалистов, можно сделать определенный вывод. Ребенок рождается с достаточно «чистым» сознанием, готовый воспринимать все, что происходит и окружает его. При этом у него есть набор неких физиологических данных, импульсов и особенностей, которые влияют на темп развития и усвоения знаний, избирательность и значимость усвояемого. В первый год ребенок реагирует на свои физиологические потребности и эмоциональный климат вокруг. Спонтанно развивается и пополняет бессознательное информацией извне – как принимает мир (через мамины реакции на него) и безопасно ли существовать (через эмоциональный мамин отклик – тревожный или умиротворенный). По мере роста спонтанное развитие потихоньку уступает место направленному (в том числе и воспитанию). Ребенок уже не столько «впитывает» разные ситуации вокруг, сколько целенаправленно обучается и реагирует из своего опыта.
Таким образом, поведение ребенка (а после и уже взрослого человека) определяется в совокупности:
– опытом его отношений со значимым взрослым в первые годы жизни;
– реакцией взрослых на импульсы и желания (подавление или помощь в контроле и выражении);
– способами взаимодействия с мамой, ее реагированием на потребности малыша;
– особенностями нервной системы и прочих физиологических данных.
Вопрос о влиянии генетики и воспитания остается открытым. Только теперь у нас есть возможность задуматься о своей родительской роли в воспитании ребенка, заодно вспомнить опыт собственного детства.
(материалы к статье взяты из открытых источников в интернете)
А к какой точке зрения склоняетесь вы? Что нас определяет – наследственность или воспитание?..
«Я все для него делала – мыла, убирала, готовила, детей его воспитывала, не беспокоила по пустякам, а он изменял…» «Я всегда старалась быть понимающей женой, не устраивала скандалов, …
Мальчики, которые матерились
Я никогда не ставлю задачи отучить подростков материться (особенно мальчишек). Подросток – уже практически взрослый человек, слышал и видел очень много из «вредного» (как бы ни опекали …
Как справиться с истериками ребенка?
Иногда после занятия родители спрашивают меня, почему их ребенок в моем кабинете ведет себя так тихо, не кричит, не дерется, не плачет, что для него необычно. Что я такое делаю, что ребеночек после 2-3 …
Источник