1 психоанализ о развитии ребенка

1 психоанализ о развитии ребенка thumbnail

Психоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был воспринят как средство получения психологических фактов, которые легли в основу новой психологической системы.

3. Фрейд, анализируя свободные ассоциации пациентов, пришел к выводу, что болезни взрослого человека сводятся к переживаниям детства. Основу теоретической концепции психоанализа составляет открытие бессознательного и сексуального начала. К бессознательному ученый отнес неспособность пациентов понимать истинное значение того, что они говорят и что делают. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т. п.

В модели личности Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» – это критик, цензор и носитель моральных норм. Требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, поэтому возникает внутренний конфликт, который может решиться с помощью «защитных механизмов», таких, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Рассмотрим эти стадии.

Оральная стадия(от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Эрогенной зоной является рот.

Анальная стадия(1–3 года). Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я».

Фаллическая стадия(3–5 лет). Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы. Родители противоположного с ребенком пола становятся первыми, кто привлекает их внимание в качестве объекта любви. 3. Фрейд такую привязанность у мальчиков назвал «эдиповым комплексом», а у девочек «комплексом Электры». По мнению Фрейда, в греческом мифе о царе Эдипе, которого убил собственный сын и впоследствии женился на своей матери, находится ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает любовь к своей матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего и ненависть, и страх. Но в конце этой стадии происходят освобождение от «эдипова комплекса» из-за страха кастрации, ребенок вынужден отказаться от влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. После этого полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Латентная стадия(5-12 лет). Отмечается снижение полового интереса, инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо (влечения) переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, на освоение общечеловеческого опыта.

Генитальная стадия(12–18 лет). 3. Фрейд считал, что подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению; в этот период все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которое вновь дает о себе знать.

Нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации[3] . Другие механизмы порождают патологические характеры.

Концепция развития 3. Фрейда – это динамическая концепция, в которой показано, что в развитии человека главную роль играет другой человек, а не предметы, которые его окружают. В этом – одно из главных ее достоинств.

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский (1896–1934) в этой концепции считал ценным установление факта подсознательной определяемости ряда психических явлений (например, неврозов) и факта скрытой сексуальности, но критиковал превращение сексуальности в метафизический принцип, который проник в разные ветви психологии.

Психоанализом занимались такие ученые, как К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни. С.Д. Смирнов провел анализ движущих сил и условий развития личности в зарубежных концепциях. Были получены следующие данные:

• по 3. Фрейду, основой индивидуального и личностного развития являются врожденные влечения и инстинкты, где единственным источником психической энергии признают биологическое влечение (либидо);

• по К. Юнгу, развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности. Конечная цель индивидуализации – достижение высшей точки «самости», целостности и полного единства всех психических структур;

• по А. Адлеру, человеку от рождения присуще «чувство общности», или «общественное чувство», которое побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, обычно возникающее в первые годы жизни, и добиться превосходства за счет разного рода компенсаций;

• по К. Хорни, основным источником энергии для развития личности является чувство беспокойства, неуютности, «коренной тревоги» и порождаемое им стремление к безопасности и т. д.

Дочь 3. Фрейда Анна Фрейд (1895–1982) продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. В инстинктивной части личности она выделила сексуальную и агрессивную составляющие. Она считала также, что каждая фаза развития ребенка есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничениями социального окружения. Детское развитие, по ее мнению, – это процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Продвижение от одного принципа к другому возможно только тогда, когда различные функции «Я» достигнут определенных ступеней развития. Примером этому может служить следующее: с развитием памяти ребенок может действовать на основе опыта и предвидения, обретение речи делает его членом общества, логика способствует пониманию причины и следствия, и поэтому приспособление к миру становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и мыслительных процессов открывает путь к появлению новых механизмов социализации: имитации (подражания), идентификации (принятия роли), интроекции (принятия на себя чувств другого человека). Эти механизмы способствуют образованию «Сверх-Я». Возникновение этой инстанции означает для ребенка решающий прогресс в его социализации.

Было доказано также, что на развитие ребенка оказывают влияние индивидуальные пристрастия и антипатии матери.

По мнению А. Фрейд, негармоничное личностное развитие основывается на следующих причинах: неравномерный прогресс по линии развития, неравномерно длящиеся регрессии, особенности обособления внутренних инстанций друг от друга и формирование связей между ними и др. «При этих обстоятельствах не удивительно, что индивидуальные различия между людьми столь велики, отклонения от прямой линии развития заходят так далеко и определения строгой нормы так неудовлетворительны. Постоянные взаимовлияния прогресса и регресса приносят с собой бесчисленные вариации в рамках нормального развития».

Источник

Детский психоанализ

На сегодняшний день большинство людей, интересующихся психологией, в большей или меньшей степени понимают, что такое психоанализ, какое воздействие он имеет на человека, и как он проходит. Но что такое детский психоанализ, многие читатели слышат впервые.

Немного истории

Фрейд совершил открытия в области детской психологии, опираясь на психоанализ взрослых. В дальнейшем, когда у него появилось желание проверить свою теорию на реальных детях, он попросил своих знакомых наблюдать за своими детьми и присылать ему отчет. Так появилась статья Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика».

Роль этого «анализа» имела двоякие последствия. С одной стороны, теория Фрейда о детском психосексуальном развитии подтвердилась, но по поводу работы с детьми Фрейд испытывал пессимизм. Только спустя 15 лет возродился интерес к изучению детей для проверки теории нарциссизма. Данный проект был связан с воспитанием.

Но первым психоаналитиком, попытавшимся разработать форму детского психоанализа без педагогического уклона, была Мелани Кляйн.

Техника детского психоанализа Мелани Кляйн

Кляйн начала практиковать детский психоанализ по рекомендации своего психоаналитика Ференци. Первым ее пациентом стал ее собственный ребенок. В то время анализ собственных детей практиковался. Фрейд анализировал свою дочь Анну, Абрахам также анализировал свою дочь. На сегодняшний день анализ родственников, друзей и близких не допустим.

На протяжении более пяти лет Мелани Кляйн развивала особый подход в психоанализе детей. Кляйн называла свой подход игровой техникой. Благодаря такому подходу она смогла анализировать детей меньше трех лет, что в свою очередь позволило ей продвинуться намного дальше в понимании детской психики.

Игровая техника возникла не сразу. В самом начале Мелани Кляйн просто честно отвечала на все вопросы, которые задавали ей дети. Но это была работа с сознательным. Психоанализ же подразумевает работу с бессознательным.

Для этого Кляйн ввела в работу с детьми игрушки. У каждого ребенка была личная коробка с игрушками, которая закрывалась на замок. В коробке хранились игрушки, клей, краски, мисочки, вода. Кляйн наблюдала за игрой ребенка и по мере необходимости принимала в ней участие сама. Таким образом, не задавая вопросов и не вмешиваясь в процесс, Мелани Кляйн начала работу с детским бессознательным.

Кляйн интерпретировала детскую игру так, как будто это сновидение. В своих разговорах она использовала слова, которыми пользовались сами дети, но говорила прямо и откровенно и о сексуальности, и об агрессии, и о многом другом.

Мелани Кляйн обнаружила, что при помощи игры внутренние конфликты ребенка проявляются вовне, таким образом происходит снятие напряжения, и симптоматика уходит.

Анна Фрейд и ее теория детского психоанализа

В своей работе «Введение в детский психоанализ» Анна Фрейд обратила внимание на следующие отличия детского и взрослого психоанализа:

  • Ребенок никогда не принимает решение начать анализ, это решение принимают родители либо фигуры, их замещающие (сегодня такое решение может принимать детсадовский или школьный психолог, а также рекомендовать обратиться к психологу может воспитатель детского сада либо учитель).
  • Ребенок никогда не решает, когда закончить работу с психологом. Это существенно усложняет сам процесс – часто родители, увидев улучшения в поведении ребенка, забирают его с терапии.
  • Для ребенка необходим период подготовки к работе с психологом, ребенок должен привыкнуть к психологу, почувствовать себя в безопасности, заинтересоваться самим процессом.
  • По мнению Анны Фрейд, необходимы подготовительные встречи для того, чтобы ребенок заинтересовался самим процессом.
  • В детском психоанализе сложно отличить выдумку от реальности и желания казаться лучше, поэтому приходится обращаться за информацией к взрослым.
  • Что касается сновидений, то тут нет никаких различий между детским и взрослым психоанализом. Дети часто видят сны и охотно о них рассказывают.
  • То же происходит и со «сном наяву», дети охотно делятся своими мечтами и фантазиями.
  • В отличие от взрослого психоанализа, в детском довольно часто используются детские рисунки.
  • Что касается переноса, то Анна Фрейд заинтересованность ребенка процессом психоанализа воспринимала как положительный перенос (его установление является важным для начала работы).
  • Самым важным в работе психоаналитика с детьми является активная заинтересованность (в классическом психоанализе взрослых наоборот), быть интересным и нравиться ребенку.
  • Важно понимать, что ребенок, в отличие от взрослого пациента, очень зависим от своих отношений с окружающим миром, что оказывает значительное влияние на протекание неврозов.

Детский психоанализ сегодня

На сегодняшний день детский психоанализ широко распространен в мире. Проблема детства исследуется многими учеными. Проводятся лонгитюдные (длительные) исследования. Специалисты делятся опытом, находят новые подходы в детском психоанализе. На сегодняшний день существует множество программ по подготовке детских психоаналитиков.

Если у Вас возникла потребность обратиться к детскому психоаналитику, выбирайте специалиста, прошедшего переподготовку в данном направлении и имеющим опыт работы с детьми.

Войдя в кабинет специалиста, Вы обнаружите много игрушек и предметов для работы с детьми. Это то, что главным образом визуально отличает детского психоаналитика от взрослого.

Источник

Психоанализ возник
как метод лечения, но почти сразу же был
воспринят как средство получения
психологических фактов, которые стали
основой психологической системы.

Анализ свободных
ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда
к выводу, что болезни взрослой личности
сводятся к переживаниям детства. Два
открытия 3. Фрейда — открытие
бессознательного (пациенты не осознавали
то, что говорили) и открытие сексуального
начала (детские переживания, такие как
любовь и ненависть к отцу или матери и
др., имеют сексуальную природу) —
составляют основу теоретической
концепции психоанализа.

В последней модели
личности 3. Фрейд выделил три основных
компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно»
— наиболее примитивный компонент,
носитель инстинктов, «бурлящий котел
влечений». Будучи иррациональным и
бессознательным, «Оно» подчиняется
принципу удовольствия. Инстанция «Я»
следует принципу реальности и учитывает
особенности внешнего мира, его свойства
и отношения. «Сверх-Я» служит носителем
моральных норм, выполняет роль критика,
цензора личности. Поскольку требования
к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и
реальности несовместимы, неизбежно его
пребывание в ситуации конфликта,
создающего невыносимое напряжение, от
которого личность спасается с помощью
специальных «защитных механизмов» —
таких, например, как вытеснение, проекция,
регрессия, сублимация. Только сублимация
является механизмом, приемлемым для
индивида и общества, в котором он живет.

Личность, по 3.
Фрейду, — это взаимодействие взаимно
побуждающих и сдерживающих сил. Все
стадии психического развития он сводит
к стадиям преобразования и перемещения
по различным эрогенным зонам либидозной,
или сексуальной энергии.

Оральная
стадия (0—1 год).

Основной источник удовольствия
сосредоточивается на зоне активности,
связанной с кормлением. Делится на две
фазы: ранняя — действия сосания, поздняя
— укус. Источник неудовольствия связан
с невозможностью матери удовлетворять
все желания младенца по первому
требованию. На этой стадии «Я» постепенно
дифференцируется от «Оно».

Анальная
стадия (1—3 года).

Состоит из двух фаз. Либидо концентрируется
вокруг ануса, который становится объектом
внимания ребенка, приучаемого к
опрятности. «Я» ребенка обучается
разрешать конфликты, находя компромиссы
между стремлением к наслаждению и
действительностью. На этой стадии
полностью образована инстанция «Я», и
теперь она способна контролировать
импульсы «Оно». Социальное принуждение,
наказание родителей, страх потерять их
любовь заставляют ребенка мысленно
представлять себе запреты. Таким образом,
начинает формироваться «Сверх-Я».

Фаллическая
стадия (3—5 лет)

характеризует высшую степень детской
сексуальности. Ведущей эрогенной зоной
становятся генитальные органы. Здесь
сексуальность в отличие от аутоэротичной
двух первых периодов становится
предметной. Первые люди, которые
привлекают внимание ребенка, — это
родители. Либидонозную привязанность
к родителям противоположного пола 3.
Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» для
мальчиков и «комплексом Электры» для
девочек. В греческом мифе о царе Эдипе,
убившем своего отца и женившемся на
матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ
к сексуальному комплексу: мальчик
испытывает влечение к матери, воспринимая
отца как соперника, вызывающего
одновременно и ненависть, и страх.
Освобождение от «Эдипова комплекса»
совершается в конце этой стадии под
влиянием страха кастрации, который
вынуждает ребенка отказаться от влечения
к матери и идентифицировать себя с
отцом, и после этого полностью
дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Латентная
стадия (5—12лет).

Снижение полового интереса. Психическая
инстанция «Я» полностью контролирует
потребности «Оно», энергия либидо
переносится на освоение общечеловеческого
опыта, на установление дружеских
отношений со сверстниками и взрослыми
за пределами семейного окружения.

Генитальная
стадия (12—18лет).

По мнению 3. Фрейда, подросток стремится
к одной цели — нормальному сексуальному
общению, все эрогенные зоны объединяются.
Если осуществление нормального
сексуального общения затруднено, тогда
можно наблюдать феномены фиксации или
регресса к одной из предыдущих стадий.
На этой стадии инстанция «Я» должна
бороться против агрессивных импульсов
«Оно», которые вновь дают о себе знать.

Нормальное развитие
происходит с помощью механизма сублимации.
Другие механизмы порождают патологические
характеры.

Концепция
развития 3. Фрейда — это динамическая
концепция, в которой впервые показано,
что для развития человека главное
значение имеет другой человек. Л. С.
Выготский ценным в этой концепции считал
установление факта подсознательной
определяемое™ ряда психических явлений
(в частности, невроза) и факта скрытой
сексуальности, но справедливо критиковал
превращение сексуальности в метафизический
принцип, который проник в разные ветви
психологии.

Развитие психоанализ
получил в работах дочери 3. Фрейда —
Анны Фрейд.

Она придерживалась
классической для, психоанализа структуры
личности, но в инстинктивной ее части
выделила сексуальную и агрессивную
составляющие (психоаналитический закон
биполярности). Каждая фаза развития
ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат
разрешения конфликта между внутренними
инстинктивными влечениями и ограничительными
требованиями внешнего социального
окружения. Детское развитие она
рассматривает как процесс постепенной
социализации ребенка, подчиняющийся
закону перехода от принципа удовольствия
к принципу реальности. Продвижение
ребенка от одного принципа к другому
не может наступить раньше, чем различные
функции «Я» достигнут определенных
ступеней развития. С развитием памяти
ребенок может действовать на основе
опыта и предвидения, приобретение речи
делает его членом общества, логика
способствует пониманию причины и
следствия, и тогда приспособление к
требованиям окружающего мира становится
осознанным и адекватным.

Становление
принципа реальности и мыслительных
процессов открывает путь для новых
механизмов социализации: подражания,
идентификации, интроекции, способствующих
образованию «Сверх-Я». Именно возникновение
этой инстанции означает для ребенка
решающий прогресс в социализации.

Наблюдения за
детьми приводят к выводу, что индивидуальные
пристрастия и антипатии матери оказывают
существенное влияние на развитие
ребенка.

По глубокому
убеждению А. Фрейд, негармоничное
личностное развитие основывается на
многих причинах. Это и неравномерный
прогресс по линиям развития, и неравномерно
длящиеся регрессии, и особенности
обособления внутренних инстанций друг
от друга, и формирование связей между
ними, и многое другое. «При этих
обстоятельствах не удивительно, что
индивидуальные различия между людьми
столь велики, отклонения от прямой линии
развития заходят так далеко и определения
строгой нормы так неудовлетворительны.
Постоянные взаимовлияния прогресса и
регресса приносят с собой бесчисленные
вариации в рамках нормального развития».

Анализ движущих
сил и условий развития в психоаналитических
теориях

Проведенный С. Д.
Смирновым анализ движущих сил и условий
развития личности, представленный в
широко известных зарубежных концепциях,
показывает, как трактуются эти силы и
условия:

  • по
    3. Фрейду, основой индивидуального и
    личностного развития являются врожденные
    влечения и инстинкты, где единственным
    источником психической энергии
    признаются биологические влечения
    (либидо);

  • по
    К. Юнгу, развитие есть «индивидуализация»
    как дифференциация от общности. Конечная
    цель индивидуализации -достижение
    высшей точки «самости», целостности и
    полного единства всех психических
    структур;

  • по
    А. Адлеру, человеку от рождения присуще
    «чувство общности» или «общественное
    чувство», которое побуждает его войти
    в общество, преодолеть чувство собственной
    неполноценности, обычно возникающее
    в первые годы жизни, и добиться
    превосходства за счет разного рода
    компенсаций;

  • по
    К. Хорни, основной источник энергии для
    развития личности — чувство беспокойства,
    неуютности, «коренной тревоги» и
    порождаемое им стремление к безопасности
    и т. д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник